История физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 4
O ОЛИМПИЯ – ЦЕНТР ОЛИМПИЙСКОГО МИРА 4
O ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ОГНЯ 4
O ГРЕЧЕСКИЕ ИГРЫ 4
O РИМСКИЕ ИГРЫ 5
O ГЛАДИАТОРСКИЕ БОИ 6
 ВОЗРОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 7
 ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФЕОДАЛОВ. РЫЦАРЬ –ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВОИН 13
 ИСТОРИЯ РУКОПАШНОГО БОЯ 15
O РУКОПАШНЫЙ БОЙ ДО НАШЕЙ ЭРЫ 15
O РУКОПАШНЫЙ БОЙ В НАЧАЛЕ НАШЕЙ ЭРЫ 20
O РУКОПАШНЫЙ БОЙ НА РУСИ VI-XIV ВЕКА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

ИсторияФизКульт-реф.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Но более важное значение их заключалось в том, что они служили элементами медитации, т.е. средством психологической настройки в экстремальных условиях. Сохранились названия мудр: мудра сосредоточения, мудра силы, крепости и ярости, мудра невидимости и неуязвимости, мудра бесстрашия. Тантрический буддизм, развивший "учения о трех таинствах" (мысли, слова и дела), наложил заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии, породив уникальную прикладную разновидность йоги.

Поколения монахов-воинов приобщались к этому эзотерическому учению, чтобы обрести "алмазную крепость духа". В силу эзотеричности и кланового характера, к сожалению мало, что известно о тантрийском направлении в рукопашном бое. Сохранились лишь некоторые названия систем и школ. Это школы "Белого журавля", "Шоу-Дао", "Белого лотоса", "Длинной руки", "Железной рубашки", "Ядовитой руки".

В начале XI века н. э. в Китае уже широко распространилось учение, так называемой "даосской йоги", которая выдвинула множество теорий о взаимодействии тела и духа. До сих пор в "даосской йоге", давшей базу для многих стилей и направлений в рукопашном бое, сохраняется причудливое смешение мистики с глубокопродуманными и обоснованными изысканиями в физиологии, психологии, аутогенной тренировке и  рефлексотерапии. Однако следует сказать, что именно эта разновидность йоги внесла огромный вклад в  развитие теоретической и практической базы воинских искусств.

Развивая воинские искусства  даосские мастера, разработали тычковые способы воздействия на различные  участки человеческого тела, как голыми руками, так и с помощью оружия. Тычковые удары использовались не  только в кулачном бою, но и в фехтовании на копьях (удары наносились не только острием, но и тупым концом), палках (шестах), мечах (удар рукоятью или ножнами). Поражение уязвимых точек составляло и основу техники тычковых ударов при использовании подручного оружия - нунтяку (коротких дубинок на перевязи и тонфа -короткой палки с поперечной рукоятью).

Эффект действий на точки  был связан с биологически активными  центрами человеческого организма, воздействие на которые в зависимости от силы тычка и биологической активности центра на данный момент времени могло привести к серьезным травмам и заболеванию, либо смерти. Этими же надавливаниями на точки с противоположной целью даосы пользовались и в оздоровительной системе акупрессуры. В даосской йоге борьбы большое внимание уделялось психологической подготовке.

Главная привязанность  человека, говорили даосы - это привязанность  к жизни, поэтому боязнь умереть  держит его в постоянном чувстве страха. В связи с этим даосами большое внимание в подготовке к рукопашному бою уделялось достижению бесстрашия и презрения к смерти. По этому поводу в трактате Лао - цзы "Дао дэ-цзин" говорится: "Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру негде наложить свои когти, а солдатам некуда поразить его мечем. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти".

В период 190-265 г.г. в Китае  медиком Хуа То создаЈтся гимнастика как оздоровительного, так и боевого, с точки зрения воинских искусств, направления под названием "Игры пяти зверей". Гимнастика состояла из подражания некоторым движениям медведя, тигра, оленя, обезьяны и журавля. Движения, которые разработал  Хуа То, заключались в прыжках, раскачивании, наклонах, вращении, а также в сознательной регуляции напряжения мышц и дыхания.

Однако квинтэссенцией "даосской Йоги", получившей самое широкое распространение в области воинских искусств, стало "учение о деятельности ци" (ци гун). Как универсальный метод психофизического тренинга ци-гун во всех своих проявлениях преследовал одну цель - постоянно аккумулировать в организме биоэнергию ци, контролировать и направлять ее движение для активизации всех физиологических и психических процессов.

Немного позднее в VI веке в Китае, а затем и Японии начинает распространяться секта Чань (япон. - Дзен), которая, призывая к укреплению тела и духа, развивала систему психофизического тренинга восточных боевых искусств. Искусство концентрации, мобилизации воли и жизненной энергии, разработанное вначале теоретиками "даосской йоги борьбы", а затем и патриархами Чань, стало незаменимым подспорьем для воинов и монахов, изучающих искусство самообороны.

РУКОПАШНЫЙ  БОЙ НА РУСИ  VI-XIV века

В период средних веков  на Руси элементы единоборств и некоторые  способы ведения рукопашной схватки  имели ярко выраженные особенности. В первую очередь это касается кулачных поединков получивших повсеместное распространение.

В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой  и другими видами оружия. Одной  из форм обучения были поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Ратники штурмовали холм, стремясь захватить его вершину. Русские воины, как правило, не использовали тяжелые защитные латы. Основными качествами, на которые рассчитывал русский воин в бою, являлись ловкость, гибкость и быстрота реакции. Рукопашный (на древнеславянском языке - опаш) означает размахивать руками.

Однако было бы неверным утверждение о том, что рукопашный бой на Руси представлял движения и удары только руками. Подтверждением тому служат старинные русские выражения, как, например, "Москва бьет с носка, имеется в виду подсечка или удар передней ногой, широко использовавшиеся в кулачных поединках в Москве.

Кулачные бои в средние  века на Руси являлись одним из способов подготовки воинов к сражениям. Поединки часто велись с использованием защитных приспособлений, прикрывавших руку от кисти до локтя.В бою воины нередко бросали наземь оружие и наносили удары коваными наручниками и чревцами, защищавшими руку до локтя. В более древние времена наруч представлял собой просто плетение сыромятных кожаных ремней. Это было связано с тем, что удар в наруче был увесист, а техника выполнения осуществлялась (при хорошей подготовке) легко и стремительно. Не были оставлены без внимания и ноги. Для их защиты использовались кольчужные или кожаные поножи. К поножам ремнями могли крепиться всевозможные крюки или шипы. Следовательно, при умелом использовании таких приспособлений нога воина могла представлять грозную силу. Несмотря на то, что в различных районах боевое единоборство называлось по- разному (у владимирцев -кружало, у псковичей - скобарь и т.д.) и в каждой местности вырабатывались свои излюбленные приемы, в средние века на Руси уже существовали четыре ярко выраженных направления в кулачном бое - это рязанское, московское, новгородское, и вятское. Примером ратного искусства и силы духа на Руси, также был период правления Святослава - 968 г. На Руси слагались народные эпические песни о богатырях и добрых молодцах, в которых описываются их подвиги и приключения. В народе эти повествования носили название "старин" или "старинушек",свидетельствуя о своей древности и притязании на достоверность.

Русь провела 2/3 времени  своего существования в войнах. Что  позволило накопить огромный опыт боевого  искусства. Богатырство на Руси доблесть, мужество и храбрость воинов, их жертвенность ради победы основывалась на укладе жизни и в воспитании россов. На Руси не боялись смерти и с рождения готовились к ней. Особенно хотелось бы подчеркнуть, что воины не просто не боялись смерти или презирали ее, а радовались ей - смерти во благо , умирая с радостью и улыбкой на лице. Не было искусственной, как на Востоке подготовки к смерти, которая на протяжении всей жизни держит человека в страхе. На Руси готовились к смерти, как к другой неземной жизни и погибнуть за отечество и за други своя считалось великой честью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На современном этапе  решается задача превращения массового  физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, которая охватывает все социальные слои общества. Существуют государственные системы программно-оценочных нормативов и требований к физическому развитию и подготовленности различных возрастных групп населения.

Обязательные занятия физической культуры по государственным программам проводятся в дошкольных учреждениях, во всех типах учебных заведений, в армии.

С древних лет олимпийские  игры были главным спортивным событием всех времен и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего.

За много веков олимпийское  движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря ни на что олимпийские игры живы и по сей день. Конечно это уже не те соревнования, в которых принимали участие обнаженные юноши и победитель которых въезжал в город через пролом в стене. В наши дни олимпиады одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения.

Благодаря средствам  массовой информации не осталось ни одного человека в цивилизованном мире. Которой не знал – бы что такое олимпиада или не видел бы соревнования по телевизору.

За последние годы олимпийское движение приобрело  огромные масштабы и столицы Игр  на время их проведения становятся столицами мира. Спорт играет все большую роль в жизни людей.

Ознакомление с богатым культурным наследием  древнего Рима, которое явилось результатом синтеза и дальнейшего развития физических культурных достижений народов  древности (древнего востока и древней Греции), дает возможность глубже понять основы европейской цивилизации, показать новые аспекты в освоении  античного наследия, установить живые связи между античностью и современностью, глубже понять современность.

Мы видим, что рукопашный бой является одним из старейших видов физической культуры. За многие тысячелетия своего развития и существования он стал не только методом самозащиты, но и способом духовного и физического самосовершенствования людей. Невозможно перечислить количество видов и стилей рукопашного боя, каждый из которых имеет под собой собственную историко-философскую базу. К сожалению в последнее время духовные основы боевых искусств забываются, во внимание принимается главным образом физическая подготовка и практическое применение, в то время как невозможно достичь совершенного владения тем или иным видом боевого искусства без знания приемов концентрации и самопознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  • Белов А.Русский кулак или как бились наши предки //Спортивная жизнь России. - 1990.
  • Выдрин В.М. Физическая культура и физическая подготовка армий рабовладельческого общества. - Л.:  КВИФКиС, 1956.
  • История физической культуры в СССР с древнейших времен до конца 18 века: Хрестоматия. - М.  ФиС, 1940.
  • Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта : Пер. Свенгер. М.: Радуга, 1982..
  • Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. - М.: ФиС,1985.
  • Столбов В.В. История физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 1975. - с
  • В. Барвинский, С. Вилинский «Рождено Олимпиадой»; Москва 1985.
  • Б. Базунов «Эстафета олимпийского огня»; Москва 1990.
  • Л. Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»; Москва 1987.
  • Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М. 1982
  • Крушило Ю.С.   “Хрестоматия по истории древнего мира”  Москва 1980г.



Информация о работе История физической культуры