История физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Но не только физическая красота и пропорциональность частей тела служили «пропуском для участия в Олимпиаде. Учитывался и духовный элемент. Участник соревнований должен был быть нравственно безупречным, с незапятнанной репутацией. Это требование объяснялось культовым характе ром празднеств - можно оскорбить бога, допустив к состязаниям порочного человека, который нарушит святость его храмовых владений. Поэтому напущенные к играм юноши сим водизировали собой гармонию, красоту, доблесть, нравствен нпгть и духовность Справедливо утверждение, что победу приносит не только физическая подготовка, но и нравственно-волевые качества участника.

Содержание работы

Возникновение Олимпийских игр.
Центр Олимпийского мира.
История возникновения Олимпийского огня.
Греческие игры.
Римские игры.
Гладиаторские бои.
Возрождение Олимпийских игр.

Файлы: 1 файл

физическая культура.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования РМ

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский  педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 «Физическая  культура» 

Студентки 3 курса  заочного отделения

ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянского педагогического колледжа»

Специальности «Дошкольное образование»

2012-2013 учебный  год

по теме: «История физической культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Тестова Юлия

Проверила: Шлеина Н.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

Тема: История физической культуры.

 

План.

  1. Возникновение Олимпийских игр.
  2. Центр Олимпийского мира.
  3. История возникновения Олимпийского огня.
  4. Греческие игры.
  5. Римские игры.
  6. Гладиаторские бои.
  7. Возрождение Олимпийских игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение Олимпийских игр

Существует множество мифов  о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, мифических героев, царей и правителей. Точно установлено, что первая известная нам Олимпиада проходила в 776 г. до н. э. Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, служили своего рода, конгрессом для правителей и философов, конкурсом для скульпторов и по:этов, драматургов и певцов. Это время всеобщего перемирия между враждовавшими полисами.

Физическое формирование крепкого тела и сильной воли занимало исключительное место в жизни греков. Изначально этого требовала специфическая (полисная) форма государственности. Физическая подготовка мужского населения обеспечивала таким образом силу и безопасность самого полиса, поскольку гарантировала хорошую подготовку и выносливость членов военного ополчения. Кроме того, своеобразный уклад жизни, который характерен для страны с относительно мягким климатом, располагал греков к времяпрепровождению за стенами дома. Те юноши и мужчины, в основном земледельцы и ремесленники, которые выполняли сезонную работу, предпочитали систематически заниматься спортом. В то время гармоническое развитие телесных и духовных качеств являлось самоцелью или одной из целей коллектива свободнорожденных. Духовная доблесть и красота тесно связывались с физической красотой. Поэтому абсолютно закономерно, что физические упражнения на тех или иных полисных состязаниях и составляли существенную жизнь каждого, и не мудрено, что они получили свое завершение в Олимпийских играх.

Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека - мыслителя и атлета. О.тимгаюнику победителю игр — соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги. Олимпийский герой, увенчанный венком, одетый в пурпурные одежды, торжественно въезжал в родной город на колеснице, но не через обычные ьорота, а через пролом в стене, который в тот же день горожане заделывали, чтобы олимпийская победа, вошедшая в город, никогда не покидала его. В городе устанавливалась статуя в честь победителя, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Отдельно нужно сказать о статуях. Это не были точные портреты победителей: личность победителя увековечивалась только через имя, начертанное на постаменте. Уже значительно позже допускалось изображение не божества или обожествленного героя, а. реального человека.

Но не только физическая красота  и пропорциональность частей тела служили «пропуском для участия в Олимпиаде. Учитывался и духовный элемент. Участник соревнований должен был быть нравственно безупречным, с незапятнанной репутацией. Это требование объяснялось культовым характе ром празднеств - можно оскорбить бога, допустив к состязаниям порочного человека, который нарушит святость его храмовых владений. Поэтому напущенные к играм юноши сим водизировали собой гармонию, красоту, доблесть, нравствен нпгть и духовность   Справедливо утверждение, что победу приносит не только физическая подготовка, но и нравственно-волевые качества участника.

 

Центр Олимпийского мира

Олимпия - не обычный город, не похожий на любой другой. Он расположен на юго-западе Греции, в долине реки Алфей, которая впадает в Ионическое море. Северный берег Алфея представляет собой огромную долину, окаймленную поросшими лесом холмами, за которыми высятся горные вершины, покрытые снегом. Только во время Игр Олимпия принадлежала людям, в обычное же время это был город, посвященный богам. Здесь жили только священники, хранители захоронений и сокровищ. Вокруг долины зеленел священный пояс - Альтис. В этой священной роще росли платаны, кипарисы, оливы. За рощей белели храмы Зевса, Геры, Деметры, храмы прекрасных и чистых линий, шедевры греческой архитектуры. Внутри находились прекрасные статуи, среди которых Гермес известного греческого скульптора Праксителя и двенадцатиметровый Зевс, сделанный из золота и слоновой кости крупнейшим скульптором древности Фидием. Блестящие коллекции щитов, амфор, ваз, драгоценных шлемов дополняли великолепие этих храмов. К северу от храма Зевса находился холм, окруженный стеной в виде пятиугольника. По преданию, этот холм был могилой Пелопса. Еще дальше на север, у подножия Кроносского холма, в храме Геры долгое время хранился медный диск с высеченным на нем текстом договора Ифита с Ликургом. Здесь же, в Альтисе, в северо-западной стороне располагался ряд строений, где хранились драгоценности - дары греческих государств и городов, дары отдельных граждан. Между всеми этими строениями Альтиса находилось около семидесяти алтарей, на которых приносили жертвы многочисленным богам, почитаемым в Древней Греции.

К северо-востоку от священной рощи находился стадион, лежавший в углублении метра на четыре ниже Альтиса. Он был соединен с Альтисом тридцати двухметровым подземным ходом. Через этот ход участники состязаний в сопровождении судей после принесения жертвы богам выходили на стадион для соревнований. Стадион представлял собой полуовал, вытянутый с запада на восток, длиной около 215 метров и шириной около 30 метров. Он был окружен невысокой насыпью, за которой находились зрители. Для знатных гостей были выбиты скамьи, покрытые белым мрамором. Беговая дорожка была довольно широкой, по ней одновременно могли бежать восемь атлетов. К числу сооружений Олимпии, имевших тесную связь с праздником и с происходившими во время него спортивными выступлениями, принадлежала также гимназия, расположенная северо-западнее священной рощи. Гимназия представляла собой обширный двор, окруженный колоннадой, на котором были устроены беговые дорожки, места для метаний, для борьбы и так далее. Гимназия предназначалась для тренировок. На гимназическом дворе были проложены аллеи с тенистыми деревьями, где атлеты отдыхали после упражнений. Между деревьями тут и там стояли высеченные из мрамора статуи наиболее знаменитых олимпиоников. В центре гимназического двора находилось каменное здание - палестра,- предназначавшееся для различных упражнений. Здесь имелись комнаты для игры в мяч, для упражнений с мешками (эти упражнения были основными в тренировке кулачных бойцов). Здесь же были устроены бани. В специальной комнате можно было смазать тело маслом, а в другой был сложен привозимый из Египта мелкий нильский песок для обсы-пания тела. Атлеты перед упражнениями смазывали тело маслом и затем посыпали его песком. За пределами гимназии, почти примыкая к ней, находилась первая "олимпийская деревня" - помещение для жилья атлетов, прибывающих на состязания.

С приближением Олимпиады из Элиды во все концы Греции разъезжались гонцы, которые объявляли "священное перемирие". Эти гонцы своею властью останавливали войны. Повсюду их встречали с триумфом. И не только в самой Греции, но и везде, где обосновались греки,- в Крыму, в Египте, в Испании. Здесь стоит упомянуть, что в то время не все греки могли принимать участие в Играх. Чтобы участвовать, нужно было: "не быть ни рабом, ни варваром, не совершать ни преступления, ни богохульства, ни святотатства". Варварами считались иностранцы, то есть лица, не являющиеся гражданами греческих государств. Но все ли свободнорожденные греки имели возможность участвовать в олимпийских состязаниях? Закон запрещал выступать на Играх только рабам и варварам, оставляя место только свободнорожденным грекам. Но свободнорожденные греки были неоднородны по своему социальному и имущественному положению. Наряду с рабовладельческой аристократией существовали многочисленные мелкие землевладельцы и ремесленники. Закон не запрещал им участвовать в Играх, но целый ряд требований, предъявляемых к участникам, фактически не давал им возможности выступать в состязаниях. По олимпийским правилам все атлеты должны были записываться у судей за год до открытия состязаний и перед началом Игр представить доказательства того, что они в течение не менее десяти последних месяцев перед Играми готовились к состязаниям, ежедневно упражняясь. Исключение составляли лишь победители предыдущих Олимпиад. Кроме того, каждый участник должен был за месяц до начала Игр прибыть в Олимпию и в течение месяца проходить испытания в гимназии, причем все расходы оплачивал сам участник. Объявление об Олимпийских играх вызывало неслыханную лихорадку среди всех греков. Люди набивались в лодки, собирались в огромные толпы и шли пешком, повсюду можно было увидеть вереницы мужчин и подростков, направляющихся в Олимпию. Исключение составляли замужние женщины, которым под страхом смерти запрещалось присутствовать на Играх. В своей книге "Описание Эллады" Павсаний пишет, что вблизи Олимпии, на берегу Алфея, высилась огромная скала, на которую должны были приводить женщин, пытавшихся проникнуть на священные Игры, и сбрасывать их оттуда. Павсаний, правда, при этом добавляет, что был один только случай, когда на празднике обнаружили женщину.

То была легендарная Каллипатера, или, как ее многие называют, Ференика. Легенда о ней довольно любопытна. Рассказывают, что эта женщина из известного семейства Диагоридов с острова Родос, давшего много олимпийских чемпионов, сама обучала сына своего Посейдора кулачному бою, готовя его к соревнованиям. Прибыв в Олимпию и не сомневаясь в том, что сын победит, Каллипатера хотела во что бы то ни стало быть свидетельницей его триумфа. Она надела мужское платье и проникла на стадион, смешавшись с группой педотрибов - тренеров. Когда ее сын Посейдор одного за другим победил пятерых соперников и стал олимпиоником, счастливая мать не выдержала: забыв обо всем, она перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну, обняла его... но в стремительном беге мужской наряд слетел с нее. По закону Каллипатеру должны были сбросить со скалы, но судьи не нашли в себе сил сделать это. И ее помиловали, так как эта женщина была дочерью чемпиона, сестрой чемпионов и, наконец, матерью чемпиона. Но дабы впредь не допускать повторения подобных случаев, было постановлено, чтобы педотрибы, находящиеся в непосредственной близости от участников состязаний, присутствовали на Играх обнаженными.

По дороге в Олимпию старики объясняли молодым эволюцию спортивных состязаний. В самом начале Игры состояли только из бега на один стадий - стадиодром. В 724 году до н. э. к нему добавился двойной бег - диаул - на дистанцию 384,54 метра. Затем, в 720 году до н. э., длинный бег - долиходром,- или бег на 24 стадия. В 708 году до н. э., на 18-й Олимпиаде, появилось пятиборье, состоящее из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. На той же Олимпиаде впервые были проведены соревнования по борьбе. Еще через пять Олимпиад, в 688 году до н. э., программа обогатилась кулачным боем, через две Олимпиады - состязанием колесниц и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 году до н. э., появляется самый трудный и, несомненно, самый жестокий вид соревнований - панкратион, соединяющий в себе приемы кулачного боя и борьбы.

В панкратионе позволялось все: любой удар, захват, пинки ногами, болевые приемы и даже... укусы. Позже в программу Игр были включены бег в вооружении, бег трубачей и герольдов, состязания колесниц, запряженных мулами, соревнования для детей по борьбе, скачкам, пятиборью, а в 200 году до н. э., на 145-й Олимпиаде, появляется даже панкратион детей.

Перед Играми вокруг Олимпии строился палаточный городок для зрителей. Обычно в этом городке царило оживление. Было полно торговцев, устраивавших здесь свои дела. Тут и там сновали организаторы различных пари - букмекеры тех времен, действовавшие неофициально, но очень активно.

Наконец великий день наступал: олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Накануне зрители могли восхищаться мраморными статуями предыдущих победителей, которые были поставлены между стадионом и рекой Алфей на средства тех городов, откуда родом были новые "полубоги":

 

  • первый олимпионик Корэб из Элиды;
  • "сильнейший среди сильных" Милон из Кротона;
  • Политес из Корины, одержавший на 212-й Олимпиаде три победы во всех трех видах бега в течение одного дня;
  • Ласфен из Тебеи, который бежал 30 километров, соревнуясь с лошадью;
  • "сильнейший среди сильных" Милон из Кротона;
  • Никкола из Акрии, который на двух Олимпиадах одержал пять побед в беге, и множество других славных атлетов. Юношам обязательно показывали несколько десятков почти одинаковых статуй Зевса, возвышавшихся возле холма Крона. Каждая из этих статуй была сооружена на деньги со штрафов, накладывавшихся на тех участников Игр, которые жульничали, пытались подкупать противников, наносили во время соревнований увечья сопернику,- в общем, совершали различные неэтичные поступки.

Нарушения правил, зафиксированные в исторических памятниках, были весьма разнообразны. Например, на 71-й Олимпиаде, в 496 году до н. э., элланодики (судьи) не признавали атлета Клеомеда победителем в кулачном бою, потому что он во время состязания случайно убил своего противника. На 75-й Олимпиаде, в 480 году до н. э., был оштрафован знаменитый атлет Теаган за то, что он отказался от участия в панкратионе, сказав, что утомился во время кулачного боя, а по правилам все виды состязаний, входившие в программу Игр, тогда являлись обязательными для каждого участника.

На 90-й Олимпиаде, в 420 году до н. э., не была признана победа возницы Лихаса, так как он незаконно принял участие в Играх: Лихас был спартанцем, а Спарта в этой Олимпиаде не участвовала, и Лихас выступал со своей колесницей от имени другого города. После 98-й Олимпиады были установлены сразу четыре статуи Зевса: кулачный боец Эвпол дал взятку своим троим соперникам. Наказаны были все четверо, и не только солидным денежным штрафом, но и всеобщим презрением. Недаром одна из надписей на этих статуях гласила: 
"Победа в Олимпии добывается не деньгами, а быстротой ног и крепостью тела".

Олимпийский праздник начинался с торжественной процессии, направляющейся к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносилась пара огромных быков, и на этих двух тушах судьи и участники давали торжественную клятву быть достойными возможного награждения оливковым венком, сделанным из ветвей священного дерева. Совершив обряд жертвоприношения Зевсу, процессия направлялась к храмам других богов, где тоже выполняла различные церемонии. Вечером после жеребьевки устраивался великолепный праздник искусств. В то время, когда праздник был в разгаре, атлеты старались заснуть с полуголодными желудками, съев только по куску сыра и запив его холодной водой. Атлеты шли на эти лишения с легким сердцем, так как в случае победы вознаграждение было огромным. Прежде всего местность, откуда родом победитель, отныне поступала под покровительство богов, затем сам олимпионик становился как бы полубогом. По возвращении домой ему устраивался сказочный прием, и до конца дней ему оказывались многочисленные знаки внимания, а после смерти чемпиона приписывали к сонму "малых богов". Все это не так уж мало!

Информация о работе История физической культуры