Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 12:34, реферат
Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу [3].
Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.
В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.
Введение…………………………………………………………………………...3
Василий Сергеевич Ощепков – отец российского дзюдо………………………5
Поэтапное развитие дзюдо в России…………………………………………….8
Характеристика современного состояния развития дзюдо в РФ……………..15
Концепция развития дзюдо в России на период до 2010 года………………..16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19
«Уральский государственный университет физической культуры»
кафедра борьбы
Реферат
По дисциплине «Борьба»
История развития дзюдо
Выполнила: студентка 320-А гр.
Сайлыбаева Б.Н.
Проверил: Шестаков Е.В.
Челябинск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
дзюдо российский спорт
Введение…………………………………………………………
Василий Сергеевич Ощепков – отец российского дзюдо………………………5
Поэтапное развитие дзюдо в России…………………………………………….8
Характеристика современного состояния развития дзюдо в РФ……………..15
Концепция развития дзюдо в России на период до 2010 года………………..16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».
Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо.
Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия [7].
Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»
Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.
Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу [3].
Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.
В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.
В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию [9].
Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.
Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.
Василий Сергеевич Ощепков – отец российского дзюдо
Признанным отцом российского дзюдо является Василий Сергеевич Ощепков (1892-1937). Он родился в 1892 году на Южном Сахалине. В результате русско-японской войны 1905 года Россия была вынуждена уступить эту территорию соседу, и 13-летний мальчик оказался подданным японского императора [3].
Благодаря помощи Архиепископа Японского Николая оставшийся сиротой Ощепков смог получить образование в духовной семинарии в Киото, где и познакомился с дзюдо. В октябре 1911 года он поступил в знаменитую школу Кодокан, основанную Дзигоро Кано. В ее архивах до наших дней сохранилась запись о поступлении туда Василия Ощепкова 29 октября 1911 года. Он в полном объеме познал всю суровую школу дзюдо тех лет. Даже в наши дни японские специалисты считают, что практикуемая в Японии тренировка дзюдоистов непосильна для европейцев.
Василий не только успешно закончил это весьма своеобразное учебное заведение, но и стал после этого претендовать на получение мастерского звания. И всего лишь полгода потребовалось ему для того, чтобы завоевать право подпоясать свое кимоно черным мастерским поясом. Японцы необычайно ревностно относились тогда к присуждению мастерских степеней – данов, и особенно иностранцам. 15 июня 1913 г. Ощепкову был присвоен 1-й дан, а 4 октября 1917 года – 2-й дан. Он стал первым русским и четвертым иностранцем, получившим мастерскую степень.
Вернувшись в Россию в 1914 г., Ощепков организовал во Владивостоке кружок дзюдо, охвативший около 50 человек. Благодаря ему здесь, в российской "глубинке", в 1911 году состоялась самая первая в мире международная встреча по дзюдо [5].
Вскоре на собрании ячейки Осоавиахима при штабе Сибирского военного округа Василий Сергеевич выступил с увлекательным докладом об искусстве самозащиты, специально указав на то, что дзюдо используется в армиях многих капиталистических стран. А для того чтобы не быть голословным, тут же продемонстрировал целый ряд приемов обезоруживания.
Новосибирские газеты, поспешившие сообщить о таком незаурядном событии, в один голос утверждали, что "приемы поражали своей красивой техникой исполнения и произвели на присутствующих исключительное восхищение". Немедленно было решено организовать для сотрудников штаба кружок по изучению приемов самозащиты. Услугами редкого специалиста поспешило воспользоваться местное общество "Динамо", объединившее чекистов, а также школа милиции. В то время экзотическая японская борьба была в новинку даже для задававших тон в спорте западных держав, а в самой далекой российской провинции активно функционировал кружок дзюдо, насчитывавший до полусотни занимающихся [8].
В первые послереволюционные годы Ощепков организовал трехмесячные курсы по дзюдо для инструкторов физкультуры Советской России. С 1925 года он преподавал дзюдо в Новосибирской школе милиции и в Штабе Сибирского военного округа.
Будучи блестящим военным переводчиком, Ощепков имел возможность часто выезжать за границу, где не упускал случая пополнить свой арсенал приемов. Обрабатывая и анализируя полученную информацию, он дополнил арсенал дзюдо приемами из национальных школ рукопашного боя, и постепенно выработал стройную систему приемов, которая впоследствии получила названия "самбо". Появились новшества в правилах ведения поединка, были введены весовые категории, меняется форма бойцов. Татами был заменен мягким борцовским ковром. Место свободных, как балахоны, японских кимоно заняли приталенные, более узкие куртки; дзюдоистские штаны были заменены спортивными трусами; спортсмены стали бороться не босиком, как японцы, а в "борцовках" – специальных борцовских легких ботинках. Наличие мягкого ковра не только смягчало падения борцов, уменьшая травмы, но и способствовало успешному развитию техники борьбы лежа. Сами японцы впоследствии отмечали, что этот раздел техники самбо более совершенен, чем в дзюдо. И даже специально изучали нашу борьбу, чтобы обогатить свой арсенал приемов [8].
В начале 30-х годов Василий Ощепков был вызван в Москву. Его основной задачей стала организация работы по обучению солдат и командиров Красной Армии рукопашному бою на базе дзюдо.
Помимо этого Ощепков проделал большую работу по распространению дзюдо среди гражданского населения. Так 1935 году прошло первое первенство Москвы, а в 1937 году – товарищеская встреча между командами Москвы и Ленинграда.
К сожалению, Василия Ощепкова постигла участь многих талантливых и авторитетных людей своего времени – в 1937 году он был репрессирован и погиб.
Поэтапное развитие дзюдо в России
До 1914 года в России дзюдо как спорт не культивировался. О нем было известно из книг американского офицера ГАНКОКА как о системе самозащиты. Некоторые из ее приемов были введены в русской полиции и, начиная с 1902 года, изучались в Петербургской полицейской школе.
Первым из русских пропагандистов дзюдо был ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ ОЩЕПКОВ (1892 – 1937). После русско-японской войны с группой подростков он был направлен царским правительством в Японию учиться японскому языку. 29 октября 1911 года он, выдержав вступительные испытания, поступил в школу КОДОКАН, продолжая учиться в языковой школе. Он в полном объеме познал всю суровую школу тех лет. Даже в наши дни японские специалисты считают, что практикуемая в Японии тренировка дзюдоистов непосильна для европейцев [10]. Василий не только успешно закончил это учебное заведение, но и стал после этого претендовать на получение мастерского звания. И всего лишь полгода потребовалось ему для того, чтобы завоевать право подпоясать свое кимоно черным мастерским поясом. В 1913 году он успешно сдает экзамены в КОДОКАНЕ и ему присваивают первый дан. Японцы необычайно ревностно относились тогда к присуждению мастерских степеней – ДАНов, и особенно иностранцам. ОЩЕПКОВ стал первым русским и одним из всего лишь четверых европейцев, заслуживших в те годы первый дан. 4 октября 1917 года ему присваивают второй дан, и в этом же году он возвращается в Россию.
В 1917 году во Владивостоке ОЩЕПКОВ организовал любительский кружок изучения спортивного дзюдо, который просуществовал до 1920 года.
Вскоре на собрании ячейки ОСОАВИАХИМА при штабе Сибирского военного округа Василий Сергеевич выступил с увлекательным докладом об искусстве самозащиты, специально указав на то, что дзюдо используется в армиях многих капиталистических стран. А для того, чтобы не быть голословным, тут же продемонстрировал целый ряд приемов обезоруживания. Новосибирские газеты, поспешившие сообщить о таком незаурядном событии, в один голос утверждали, что «приемы поражали своей красивой техникой исполнения и произвели на присутствующих исключительное восхищение». Немедленно было решено организовать для сотрудников штаба кружок по изучению приемов самозащиты. Услугами редкого специалиста поспешило воспользоваться местное общество «Динамо», объединившее чекистов, а так же школа милиции. В то время экзотическая японская борьба была в новинку даже для задававших тон в споре западных держав, а в самой далекой российской провинции активно функционировал кружок дзюдо, насчитывавший до полусотни занимающихся [10].
В 1930 году по распоряжению инспектора физподготовки РККА и заместителя председателя ВКФКиС Б.А. Кальпуса уже в Москве ОЩЕПКОВУ поручено заняться популяризацией дзюдо. На базе спортивного отдела ЦДКА была создана секция и организованы двухмесячные курсы по подготовке инструкторов для работы с начинающими спортсменами в секциях частей Московского гарнизона и учебных заведений Москвы. Руководителем курсов стал ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ.
Он всегда начинал работу с демонстрации приемов. На него нападало одновременно по нескольку противников, нападали с голыми руками, рубили шашкой, кололи штыком, били палкой, наносили режущие удары кинжалом, стреляли в упор из пистолета. И это все не «демонстрационно», а всерьез: боевой штык, остро отточенные нож и шашка и даже пистолет заряжался гильзой, из которой удалялись пуля и порох, но капсуль сохранялся.
Все было по-настоящему, и отлетали в сторону выбитые из рук ножи. Винтовка или пистолет мгновенно оказывались в руках ОЩЕПКОВА, не успев даже выстрелить, а противники летели на землю, описав в воздухе ногами широкую дугу, или невольно вскрикивали, попав на железную хватку болевого приема [9].
В 1931 году по приглашению руководства и студенческого актива ОЩЕПКОВ прочитал в Государственном Центральном институте физической культуры доклад о дзюдо, рассказал о двух его частях: спортивной и прикладной. Выступление произвело такой фурор, что общее собрание института высказалось за включение борьбы дзюдо в программу обучения студентов физкультурных вузов и техникумов.
В 1932/33 учебном году ГЦИФК выпустил «Сборник материалов по учебным дисциплинам.» В нем была кратко изложена история развития дзюдо, даны организационные и методические указания: схема тренировок, подготовительные упражнения, техника страховки и самостраховки при падениях, техника самозащиты.
В этом разделе сборника также был напечатан комплекс приемов дзюдо, вошедший в ГТО-2, и правила спортивных соревнований, которые в большинстве своем действуют до настоящего времени.
В 1933-1934 годах заработали секции дзюдо в Ленинграде, Саратове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси и других городах страны. Возглавляли эти секции ученики ОЩЕПКОВА – Р.А. ШКОЛЬНИКОВ, И.В. ВАСИЛЬЕВ, В.Г. КУЗОВЛЕВ, С.В. ДАШКЕВИЧ, А.М. ЛАРИОНОВ, Н.М. ГАЛКОВСКИЙ [6].
11 октября 1936 года на первом
организационном заседании