История развития гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания - бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.
После падения Римской империи, в средние  века, когда господствовало мракобесие и схоластика, аскетизм, достижения античной культуры и искусства, в  том числе и гимнастика, были забыты.

Содержание работы

1) зарождение и развитие гимнастики в первобытно-общинном строе и в античном периоде.
2)развитие гимнастики с древности до 2-й половины ХХ века.
3) Развитие и старновление гимнастики на современном этапе
4) Разработка картотеки дидактических игр для школьников на тему "Знакомим с видами спорта"

Файлы: 1 файл

история развития гимнастики.docx

— 34.15 Кб (Скачать файл)

Возрождение - это целая  эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Приняты  следующие хронологические рамки  эпохи: Италия - XIV-XVI вв., в других странах - XV-XVII вв.

 

С точки зрения истории  физической культуры и спорта эпоха  Возрождения замечательна тем, что  в ее условиях оформился интерес  к организованной системе физической подготовки в педагогике. Наиболее известными пионерами физического  воспитания в Италии стали Пьетро Паоло Верджерио, Гварино де Верона, Витторино да Фельтре. Мысли о физическом воспитании излагали итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини, Мефео Верджио, Джакопо Садолетти, Иероним Меркуриалис, Томмазо Кампанелла.

 

Созвучные идеи об элементах  физической культуры высказывали представители  западноевропейского Возрождения  Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иохим Камерариус.

 

Л. Кун отмечает следующие  общие черты их идей:

 

а) они отвергали отношение  к телу как к тюрьме души;

 

б) в их теории и практике воспитания наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами отводилось место различным играм (лапта, кегли  и др.) и танцам;

 

в) они воскресили и распространяли опыт методик физического воспитания древности;

 

г) под влиянием их деятельности в педагогике оформились эстетический идеал гармонично развитого человека и роль физического воспитания как  средства охраны здоровья;

 

д) они пришли к пониманию необходимости использования в физической

 

подготовке силы и средств природы и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;

 

е) они признали взаимосвязь  между физическими и духовными  усилиями человека;

 

ж) …они впервые обратили внимание на особенности различных  возрастов в жизни человека, а  также … на необходимость компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых  профессий».

 

Также Л. Кун определяет общие  недостатки их идей:

 

- они подразделяли игры  на достойные и недостойные  свободных граждан,

 

исходя не из действия этих игр, а из традиций;

 

- они пренебрежительно  относились к физической культуре  женщин;

 

- большинство из них  считали грехом состязания между  детьми.

 

В целом пионеры физического  воспитания эпохи Возрождения своей  деятельностью создали предпосылки  для того, чтобы элементы физической культуры вошли в содержание педагогики.

 

Новое время (XVIII - начало XIX в.) характеризуется быстрым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть. В этих условиях идеологи буржуазии выступали против всех феодальных устоев. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике…», - писал К. Маркс.

 

Гуманисты предлагали установить новую систему всестороннего  воспитания юношества, чтобы освободить его от старых феодальных традиций и догм. Большое внимание уделялось  физическому воспитанию путем использования  гимнастических упражнений. Развивались  идеи Я.А. Коменского и Д. Локка о  соотношении чувственного и умственного  познания окружающего мира, необходимости  развития функций органов чувств, закаливания, физической подготовки детей и юношества. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Руссо и Песталоцци.

 

Жан Жак Руссо (1712-1778), идеолог  революционной мелкобуржуазной  демократии, считал, что при подготовке ребенка к жизни надо приучать его к испытаниям, закаливать тело, чтобы оно могло противостоять  непогоде, голоду, жажде, усталости. Руссо, как и Локк, особое внимание обращал  на необходимость развития функций  органов чувств, приобретение ребенком, юношей Двигательного, эмоционально-волевого и нравственного опыта. Руссо  писал: «Итак, если вы хотите воспитать  ум вашего ученика,

 

воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным  и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет  он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму… Крайне плачевное заблуждение воображать, что телесные упражнения вредят работе ума: как будто эти две деятельности не должны идти рука об руку и как будто одна не должна направлять другую»1.

 

Физическое воспитание, по убеждению Руссо, является основой  умственного, трудового и нравственного  воспитания. Средством решения воспитательных задач Руссо считал гимнастические упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Для повышения заинтересованности и активности детей в развитии их двигательных способностей он предлагал  использовать соревновательный метод.

 

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) всю свою жизнь  посвятил обучению и воспитанию детей  простого народа. Он рекомендовал развивать у них двигательные, умственные, нравственные (человеческое достоинство, трудолюбие, добросовестность, волю и др.) способности; формировать умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, сельском хозяйстве, ремесленном и промышленном производстве. Ведущая роль отводилась физическому воспитанию. Оно начиналось с «естественной домашней гимнастики», когда мать помогает ребенку в его самых первых самостоятельных движениях, продолжается в подвижных и народных играх, забавах, в занятиях элементарной (суставной) гимнастикой и завершается овладением трудовыми процессами.

 

Чтобы обучение детей сделать  доступным и понятным, Песталоцци предлагал все отрасли знания свести к основным, простым и ясным  элементам. Важным элементом человеческого  тела он считал сустав. Поэтому, рассуждал  Песталоцци, детей надо начинать учить  движениям, развивающим пластичность и гибкость каждого отдельного сустава, далее постепенно усложнять упражнения движениями, при которых задействованы  одновременно два-три сустава и  более, и завершать обучение, предлагая  ребенку выполнить сложный комплекс упражнений. Фактически это была система  развития координации движений. Гимнастические упражнения должны были выполняться сознательно, а не подражательно. На базе элементарной гимнастики рекомендовалось проводить особую «индустриальную гимнастику».

 

Во взглядах Песталоцци на нравственное и физическое воспитание заложены основы системы физической подготовки с профессиональной направленностью. В то же время его взгляды следует  считать ограниченными в силу того, что человека, его организм, окружающую действительность он представлял  как сумму независимых друг от друга явлений, не видя между ними тесной диалектической связи.

 

Таким образом, в Новое  время гимнастика получает дальнейший толчок к развитию под влиянием более  прогрессивного капиталистического способа  производства, развития наук (в том  числе и наук о человеке), культуры, повышения боеспособности армий  в связи с необходимостью ведения  войн.

В конце XVIII - начале XIX вв. в  Германии в педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение  филантропистов. В созданных ими школах - филантропинах - важное место заняла система физического воспитания - гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф.Л. Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему, названную «турнен», и обогатившую немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне.

 

Оригинальные системы  гимнастики были созданы: во Франции  Ф. Аморосом (1770-1847), в Швеции (шведская) П.-Г. Лингом (1776-1839), а в Чехии (сокольская) - Мирославом Тыршем (1832-1884).

 

Непросто установить, когда  гимнастика, система физического  воспитания, стала видом спорта. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - «соколы» - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались. Но все это эпизоды. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

 

С первых Олимпийских игр  основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине  и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных  упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских  игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие  разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

 

Поначалу на олимпийский  гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

 

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла  современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

3) Вклад П.Ф. Лексгавта в создание отечественной системы физического воспитания.

6. История спортивной гимнастики  на Беларуси

4) Развитие и становление гимнастики на современном этапе

 

На Беларуси спортивная гимнастика развивается с 1920. Занятия гимнастикой  с 1889 включались в учебные программы  учительских семинарий (г. Молодечно, Несвиж, Полоцк, Свислочь); как элемент общефизической подготовки - в школьные программы. В 1909 в г. Гродно образовано гимнастическое общество «Сокол». В 1910-14 в г. Вильня, Гродно, Могилев, Слуцк и др. проходили гимнастические праздники учащейся молодежи. На начало 1914 насчитывалось 50 спортивных организаций. В 1920-21 в отделах Всеобуча проходили занятия по гимнастике на отдельных снарядах. Первенство Беларуси по спортивной гимнастике впервые проведено в 1927 (среди мужчин). I Всебелорусский зимний гимнастический праздник состоялся в 1933. Наиболее интенсивно спортивная гимнастика развивается с начала 1950-х. В 1960-х сформировалась белорусская женская гимнастическая школа (тренеры В.Д. Дмитриев, Р.И. Кныш и др.) которая повлияла на развитие спортивной гимнастики в СССР и других странах. Затем сформировалась и мужская сборная гимнастическая школа (тренеры Р.С, Ваткин, В.В. Дойлидов и др.). На Беларуси проводились крупнейшие международные турниры по спортивной гимнастике, в том числе и чемпионат Европы (1971). С 1995 проводится международный турнир памяти Т. Лазакович (г. Витебск). С 1999 в Минске проводился открытый Кубок Беларуси памяти Р. Ваткина. С 2000 проводится международный турнир на призы С. Баитовой (г. Могилев). Мужская сборная команда Беларуси - чемпион мира (2001, Бельгия), серебряный призер чемпионата мира (1997, Швейцария), бронзовый призер (1999, Китай); чемпион Европы (1994), бронзовый призер (1996, Дания).

 

Среди белорусских гимнасток  наиболее известны Т. Аржанникова, С. Баитова, С. Богинская, Е. Волчецкая, Н. Ким, В. Корбут, А. Кошель, Т. Лазакович, Л. Петрик, Е. Пискун, Е. Полевая; среди мужчин - Ю. Балабанов, В. Волынчук, И. Иванков, А. Кан, Д. Касперович, А. Кружилов, А. Малеев, Н. Милигуло, И. Павловский, В. Рудницкий, Д. Савенков, А. Синкевич, А. Тумилович, А. Шостак, В. Щербо, В. Щукин и др.

 

Соревнования по спортивной гимнастике

 

Статистика выступлений  сборной по спортивной гимнастике на летних Олимпийский играх: 2008 в Пекине, 2004 в Афинах, 2000 в Сиднее, 1996 в Атланте, 1992 в Барселоне, 1988 в Сеуле, 1980 в  Москве, 1976 в Монреале, 1972 в Мюнхене, 1968 в Мехико, 1964 в Токио, 1960 в Риме.

 

Женская национальная сборной  команды Беларуси не примет участия  в Олимпийских играх (2012). В квалификационных соревнованиях на чемпионате мира в  голландском Роттердаме сборная  сумела занять лишь 25 место, не сумели пробиться в число 24 лучших команд первенства планеты, которые через  год на следующем чемпионате мира в Японии должны были соревноваться  за 12 командных путевок на Олимпиаду. Лучшие результаты на олимпиаде в  составе сборной показала Алина  Сотникова.

 

Алтимат фризби- самая распространенная игра с летающим диском, командный вид спорта, вмещающий лучшие традиции футбола,баскетбола и американского футбола. Безконтактный вид спорта.

 

 

5) Разработка картотеки дидактических  игр для школьников на тему "Знакомим с видами спорта"

1 место. Ну и первое, топовое место занимает среди подростков – скейт. Как и во многих других странах, в частности США, этот спорт наиболее популярен и у нас. Правда королевство маловато, разгуляться нам негде, легко балансировать по пешехожим бульварам не получится. Но красота требует жертв.

2 место. Байк. Не путать, байкеры – большие волосатые мужчины на мотоциклах, а байк – это экстремальный велоспорт. Наиболее моден и популярен больше в Южных регионах России, таких как Краснодарский край, но учитывая, что в последнее время крытых дворцов по экстремальным видам спорта было построено не меньше ледовых дворцов, за последние три года интерес и количество задействованных в нем лиц резко возросли.

3 место. Сноубордисты – это хорошо. И зря сноуборд всегда позиционируют как развлечение для богатеньких. Да, доска конечно, не из дешевых спорттоваров будет, но и обмундирование по такому летнему виду спорта, как большой теннис, довольно дорогое.

4 место. Художественная  гимнастика. Один из самых прекрасных  и сексуальных видов спорта  не потерял свою актуальность  и в наши дни. . В общем-то, успехи, победы и красивая пластика тела заставляют девчонок идти в этот вид. Правда, назвать его модно-молодежным можно лишь с натяжкой, потому, что в него приходят девчонки от 5 лет.

Информация о работе История развития гимнастики