История развития и возникновения Олимпийских игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:56, реферат

Описание работы

Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.
Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 4
История возникновения Олимпийского огня 8
Возрождение Олимпийских Игр. Развитие их в XIX веке 9
Развитие олимпийских иГР в XX ВЕКЕ 12
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 22

Файлы: 1 файл

История развития Олимпийских игр.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Кафедра физического воспитания

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Физическая культура»

 

 

 

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ  ИГР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил              _______________     М.А. Серышев  

                                                                                                     (подпись)       студент группы  ИМ-12 

 

Проверил      _______________                 В.Б. Алексонис

                                                                    (подпись)                доцент

 

 

 

 

 

 

Братск 2013 г.

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.

Каждые Олимпийские  игры превращались в праздник для  народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов  и поэтов.

Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних  эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами.

Олимпиады возвеличивали  человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ  ИГР

 

Олимпийские игры появились в IX в. до н. э. В те времена греческие государства разоряли друг друга в бесконечных войнах. Ифит, царь Элиды, прибыл в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как ему, правителю маленькой страны, уберечь свой народ от войн и грабежей. Дельфийский оракул - его предсказания и советы считались абсолютно верными - ответил Ифиту:

 

- Нужно, чтобы ты  основал Игры, угодные богам!

 

Ифит без промедления  отправился на встречу с царём  соседней Спарты, могущественным Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, поскольку Ликург решил (а все другие правители согласились с ним), что отныне Элида - нейтральное государство.  Тотчас же Ифит, чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, учредил атлетические иры: они должны были проходить в Олимпии каждые четыре года. Отсюда и название их - Олимпийские. Шёл 884 г. до н. э.

 

Сначала в Играх участвовали  атлеты из двух городов Элиды - Элиса  и Писы. Первым в летопись Игр  вошел  776 г. до н. э. - год проведения первых общегреческих Игр. Только благодаря древнегреческой традиции высекать имена олимпиоников на мраморных колоннах, установленных вдоль берегов реки Алфей, до нас дошло и имя первого победителя - Корэба, повара из Элиды.

 

С приближением Олимпийских  игр из Элиды во всех направлениях разъезжались гонцы, которые сообщали о дне празднеств и объявляли «священное перемирие».  Их встречали с  триумфом не только в самой Элладе, но и везде, где обосновались греки. Воины откладывали в сторону оружие и отправлялись в Олимпию. Когда посланцы всех греческих государств собирались вместе, они чувствовали свою национальную общность.

 

Затем был учреждён единый календарь Олимпийских игр, которые  решили проводить каждые четыре года «между жатвой и сбором винограда». Праздник атлетов, состоявший из многочисленных церемоний и спортивных состязаний, продолжался сначала один день, затем пять дней, а позже – целый месяц. Для того, чтобы участвовать в Играх полагалось «не быть ни рабом, ни варваром, не совершать преступления, ни богохульства, ни святотатства». (Варварами считались те, кто не являлся гражданином греческих государств.)

 

На первых 13 Играх состязались  только в стадиодромосе - беге на дистанцию  1 стадий. В 724 г. до н. э. добавился двойной  бег -  диаулос (на дистанцию  384,54  м).  Затем, в 720 г. до и. э., на 15-й Олимпиаде, появилось пятиборье, или, как его называли греки, пентатлон, состоявший из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. Ещё через семь Олимпиад, в 688 г. до н. э., программа обогатилась кулачным   боем, спустя 12 лет - состязанием колесниц и, наконец,  на 33-й Олимпиаде, в 648 г.  до  н. э., панкратионом, самым    трудным и жестоким видом    соревнований.

 

  Выходя на кулачный бой, участники надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнями с металлическими шишками. Собираясь нанести удар, боец принимал меры предосторожности: защищал голову рукой; старался встать так, чтобы противника ослепляло солнце, а затем изо всех сил бил кулаком, фактически закованным в железо, по его рёбрам, лицу и туловищу. Схватка продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из двоих не признавал себя побеждённым. Обычно атлеты покидали поле боя обезображенными, искалеченными, истекающими кровью. Часто их выносили со стадиона полумёртвыми.

 

Панкратион соединял борьбу и кулачный бой. Запрещалось пускать в ход зубы и вывёртывать или ломать пальцы противника, надевать на руки металлические нарукавники. Зато допускались любые удары, захваты, пинки, болевые приёмы, можно было опрокидывать соперника на землю и сжимать ему горло.  Позже в программу Игр включили бег в вооружении; бег трубачей и герольдов; состязания в езде на колесницах, запряжённых мулами; соревнования для детей по борьбе, скачкам, пентатлону, а в 200 г. до н. э., на 145-й Олимпиаде, появился даже детский панкратион.

 

Накануне открытия Олимпиады  зрители восхищались мраморными статуями победителей предыдущих Игр, располагавшимися между стадионом  и рекой Алфей. Статуи изготовляли  и устанавливали на средства городов, откуда были родом новые «полубоги»: первый олимпионик Корэб из Элиды; «сильнейший среди сильных» Милон из Кротона; Политес из Корины, самый быстрый атлет на 212-й Олимпиаде; Ласфен из Тебеи, бежавший  156 стадий, соревнуясь с лошадью; Никола из Акрии, которому на  двух Олимпиадах принадлежало пять побед в беге, и многие другие славные атлеты.

 

Олимпийские празднества  начинались с восхода полной луны. Торжественная процессия направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли  процессию элладоники в пурпурных  облачениях, за ними шли атлеты и  именитые граждане. В жертву Зевсу приносили двух огромных быков, а судьи и участники состязаний  давали торжественную клятву быть достойными награждения лавровым венком  и пальмовой ветвью.

 

Итак, великий день наступал. От 40 тыс. до 60 тыс. зрителей занимали места  на насыпи вокруг стадиона. Трубы приветствовали приближающихся элланодиков и почётных гостей.  Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявлял имя и родину каждого и трижды спрашивал: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?» Затем начинались соревнования.

 

 В первый день  проходили состязания по всем  видам бега, во второй - в пятиборье,  а в третий - в борьбе кулачном  бое и панкратионе. Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых. На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу на 8 и 73 стадии (1538 и 14 000 м).

 

Вскоре богатые владельцы  конюшен решили завоёвывать победу, не подвергая себя риску, и стали  отправлять на Игры рабов под своим  именем. В случае победы раб получал  от хозяина значительную сумму денег, его могли даже сделать свободным  человеком и гражданином. Ясно, что конкуренты не щадили себя, добывая победу. Новшество быстро распространилось, и в соревнованиях участвовали уже только «профессионалы». Порой владелец лошади вообще не приезжал на Игры, как, например, римские императоры Тиберий и Нерон (их имена фигурируют в списках олимпиоников).

 

Каким же образом в  числе олимпиоников оказались римляне - ведь чужестранцам не разрешалось  участвовать в Играх? В 146 г. до н. э. Греция попала в подчинение Риму, и грекам, вопреки священной традиции пришлось позволить победителям участвовать в состязаниях. Римляне ввели в Олимпийские игры цирковые представления: гладиаторы сражались насмерть друг с другом и с быками, тиграми, львами. Но это уже был не спорт, а коммерческое зрелище, приносящее большие доходы.

 

В конце IV в. н. э. в Риме восторжествовало христианство: император Феодосий I провозгласил его официальной религией. Миланскому епископу Амбруазу, которого называли «христианской совестью» Феодосия, удалось внушить ему, что Олимпийские игры - главный источник язычества и их надо уничтожить. В 394 г. Феодосий I объявил Игры нечестивыми и, дабы утвердить христианскую веру и систему своего правления, запретил празднество.

 

Через 100 лет разгром  Олимпии довершили два сильных  землетрясения. А потом неожиданно разлились реки. Они вышли из берегов, смыли все преграды, и Олимпия исчезла с лица Земли под песком и тиной.

 

История возникновения Олимпийского огня

 

 Одна из прекраснейших  легенд прошлого повествует о  богоборце и защитнике людей  Прометее, который похитил огонь с Олимпа и принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, он был спасен Гераклом. И не сказание, а история свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых  ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса?

Во время летнего  солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее  и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда - континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.

Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.

Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в  город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии  открытия Олимпийских игр обогатились  волнующим зрелищем зажжения на главном  олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.

 

Возрождение Олимпийских Игр. Развитие их в XIX веке

 

В 394 г. н. э. Римский император  Феодосий 1 издал указ, запрещающий  дальнейшее проведение Олимпийских  игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И полторы тысячи лет игры не проводились. В последующие века спорт потерял то демократическое значение, которое придавали ему в Древней Греции. Надолго он стал привилегией “избранного” мошенничества, престал играть роль наиболее доступного средства общения между народами.

 

С наступлением эпохи  Ренессанса, восстановившей интерес  к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале 19 в. Спорт получил в Европе всеобщее признание, и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм. Некоторый след в истории оставили локальные игры, организованные в Греции в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах. Хотя они и не дали ощутимых практических результатов в развитии международного Олимпийского движения, но послужили толчком к формированию Олимпийских игр современности, обязанных своим возрождением французскому общественному деятелю, педагогу, историку Пьеру Де Кубертену. Рост экономического и культурного общения между государствами, возникший в конце 18 в., появление современных видов транспорта, подготовили почву для возрождения Олимпийских игр в международном масштабе. Именно поэтому призыв Пьера Де Кубертена: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!», нашел должный отклик во многих странах.

Информация о работе История развития и возникновения Олимпийских игр