Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:52, доклад
В первый период развития советского лыжного спорта уровень спортивного мастерства советских лыжников был ниже, чем в северных европейских странах: Норвегии, Швеции, Финляндии. Спортивных встреч по лыжному спорту с сильнейшими лыжниками зарубежных национальных команд советские лыжники не имели до 1948 г.
История развития лыжного спорта в СССР
В первый период развития советского
лыжного спорта уровень спортивного
мастерства советских лыжников был
ниже, чем в северных европейских
странах: Норвегии, Швеции, Финляндии.
Спортивных встреч по лыжному спорту
с сильнейшими лыжниками
В 1927 г. сильнейшие лыжники СССР впервые
приняли участие в соревнованиях по лыжным
гонкам в Финляндии на празднике рабочего
спорта под Гельсингфорсом. Ни один из
наших лыжников на дистанциях 30, 50 и 15 км
не вошел в первую «двадцатку», а женщины
в беге на 3 км не заняли ни одного из первых
10 мест.
В 1928 г. в первенстве Москвы с участием
финских лыжников рабочего спортивного
союза победу одержали советские лыжники:
среди мужчин — Дмитрий Васильев, а среди
женщин — Галина Чистякова, Антонина Пенязева-Михайлова
и Анна Герасимова, занявшие первые 3 места.
В 1928 г. советские лыжники участвовали
в соревнованиях I зимней рабочей Спартакиады
в Осло (Норвегия). В гонке мужчин на 30 км
Д. Васильев занял 2-е место, 5-е и 6-е места
соответственно Михаил Борисов (Москва)
и Леонид Бессонов (Тула). Среди женщин
на дистанции 8 км победительницей была
Варвара Гусева (Воробьева, Ленинград),
а 4—6-е места заняли соответственно Антонина
Пенязева-Михайлова, Анна Герасимова (Москва)
и Елизавета Царева (Тула).
Это были первые успехи советских лыжников.
К сожалению, в последующие 6 лет советские
лыжники не имели спортивных встреч с
лыжниками других стран, и на первенстве
СССР 1935 г. под Москвой, в районе ст. Первомайская
(ныне Планерная), финские лыжники рабочего
спортивного союза, мужчины и женщины,
принимавшие участие вне конкурса, вновь
оказались сильнейшими, продемонстрировав
своеобразные особенности техники попеременного
лыжного хода. После этого все спортивные
организации повели упорную работу по
освоению и совершенствованию техники,
что наряду с применением новых отечественных
методов тренировки с повышенными нагрузками
дало положительные результаты.
В феврале 1936 г. сильнейшие советские лыжники
приняли участие в двух международных
соревнованиях по лыжным гонкам рабочих
спортивных союзов в Норвегии и Швеции.
В первых соревнованиях, в местечке Хельсос
(Норвегия), наши лыжники, как мужчины,
так и женщины, не сумели приспособиться
к сильнопересеченным лыжным трассам
и выступили слабо. Однако во вторых соревнованиях,
в Мальмбергете (Швеция), они уже показали
высокие результаты: среди женщин в гонке
на 10 км москвички Ирина Кульман и Антонина
Пенязева-Михайлова заняли соответственно
два первых места, а среди мужчин в гонке
на 30 км Дмитрий Васильев — 4-е место.
Спустя два года, на первенстве СССР 1938
г. в Свердловске с участием вне конкурса
сильнейших лыжников Норвежского рабочего
спортивного союза, советские лыжники-гонщики
победили (как мужчины, так и женщины).
Великая Отечественная война, развязанная
фашистской Германией, нарушила мирную,
созидательную жизнь нашей страны. Советский
народ стал на защиту своей Родины.
Большую роль в борьбе за свободу и независимость
нашего народа сыграли лыжные отряды бойцов
и разведчиков, совершавшие смелые рейды
по тылам врага. Многие из них геройски
погибли на фронтах Великой Отечественной
войны и войны с белофиннами 1939—1940 гг.
Из числа сильнейших лыжников-гонщиков
пали смертью храбрых ленинградец Владимир
Мягков — чемпион и призер первенства
СССР 1939 г. (посмертно удостоен звания
Героя Советского Союза); Федор Ивачев
из Новосибирска — призер первенства
СССР 1939 г. (посмертно награжден орденом
Ленина, а его именем названа одна из улиц
Новосибирска); москвичка Любовь Кулакова
— трехкратная чемпионка и шестикратный
призер первенств страны 1937—1941 гг. (посмертно
награждена орденом Отечественной войны
11 степени) и др.
В 1948 г. советские лыжники-гонщики (мужчины)
приняли участие в традиционных Холменколленских
играх в Норвегии, где впервые встретились
с сильнейшими лыжниками мира и добились
неплохих результатов. В гонке на 50 км
Михаил Протасов (Москва, «Спартак») занял
4-е, а Иван Рогожин (Москва, «Динамо») —
8-е место.
В 1951 г. советские спортсмены-студенты
впервые приняли участие в
соревнованиях IX Всемирных зимних студенческих
игр в Пояне (Румыния) и были победителями
на всех дистанциях лыжных гонок.
В первом в СССР международном соревновании
(январь 1954 г.) в Свердловске с участием
сильнейших лыжников Финляндии (среди
нйх был олимпийский чемпион Вейкко Хакулинен),
Чехословакии и Польши советские лыжники
продемонстрировали немалые успехи. Ленинградец
Владимир Кузин был победителем в гонке
на 30 км и занял 2-е место на 15 км. Команда
СССР победила в эстафете 4 X 10 км (Федор
Терентьев, Павел
Колчин, Владимир Оляшев и Владимир
Кузин). А после участия в чемпионате мира
1954 г. и ЗОИ 1956 г. наши лыжники стали считаться
одними из сильнейших в мире.
Советские лыжники участвуют почти во
всех крупнейших международных соревнованиях.
В 1977 г. Иван Гаранин одержал победу в традиционной
сверхмарафонской лыжной гонке на 85,5 км,
которая проводится в Швеции с 1922 г. Число
участников гонки насчитывало 11 800 человек,
в том числе 250 спортсменов из других стран.
(В 1974 г. И. Гаранин был в этой гонке вторым,
а в 1972 г. 2-е место занял В. Веденин.)
История развития лыжных гонок, как в нашей
стране, так и за рубежом, проходила в постоянном
стремлении усложнить трассы лыжных дистанций
и повысить скорость их прохождения. Это
заставляло улучшать снаряжение лыжника
(лыжи, обувь, крепления, палки, одежда),
повышать качество лыжных мазей, а также
совершенствовать технику лыжного бега
и методы спортивной подготовки. В летний
период с 1959 г. стали использовать новое
техническое средство: лыжероллеры, всевозможные
тренажеры и др.
Повышению скорости прохождения дистанций
в лыжных гонках способствует специальная
подготовка лыжных трасс с помощью средств
механизации — снеговых машин типа «Буран»,
обеспечивающих уплотненную накатанную
лыжню и плотный снег для упора палками
на всем протяжении лыжной трассы. Такие
механизмы в нашей стране стали применяться
с 1970 г.
На чемпионате мира 1974 г. в Фалуне лыжники
отдельных стран впервые применили пластиковые
лыжи, более легкие и гибкие, имеющие повышенные
скользящие свойства. На зимней Олимпиаде
1976 г. в Инсбруке советские лыжники выступали
на таких лыжах. В последующие годы пластиковые
лыжи в большом спорте полностью вытеснили
деревянные.