Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 00:59, реферат
Тхэквондо - это один из видов корейского боевого искусства самообороны без оружия. Корейское "тхэ" означает "выполнение удара ногой в прыжке или полете", "квон" - "кулак" (главным образом в контексте нанесения удара или разбивания чего-либо рукой), "до" - "искусство", "путь" - путь истины, проторенный в прошлом, покрытый святостью и мудростью. Соединив все вместе, получаем," что слово "тхэквондо" обозначает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДГТУ)
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта»
Тема: «История возникновения тхэквондо»
Выполнил К.А.Хуршудян группа СТФ21
Проверила
Ростов-на-Дону 2014 |
Введение.
Тхэквондо - это один из видов корейского боевого искусства самообороны без оружия. Корейское "тхэ" означает "выполнение удара ногой в прыжке или полете", "квон" - "кулак" (главным образом в контексте нанесения удара или разбивания чего-либо рукой), "до" - "искусство", "путь" - путь истины, проторенный в прошлом, покрытый святостью и мудростью. Соединив все вместе, получаем," что слово "тхэквондо" обозначает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников.
Большинство атакующих действий в тхэквондо базируются на взаимодействии двух сил. Первая связана с воздействием на тело соперника в результате удара, вторая - с инерцией движущихся сегментов тела соперника.
В начале пути, до приобретения первого дана, ученик проходит десять вступительных «шагов» — гып. По мере освоения очередного «гып» меняется цвет пояса ученика. И если первый пояс ученика белый (что символизирует чистоту помыслов), то: затем его последовательно сменяют желтый, синий и красный. За это время обучающийся постигает базовую технику (сначала обыкновенные удары, затем удары в прыжке) и осваивает принятые в тхэквондо ритуалы (учится правильно носить форму, завязывать пояс, приветствовать старших и т.д.). Черный пояс, цвет которого обозначает достоинство, носят мастера от первого дана и выше.
Аттестация включает три основных элемента. Во-первых, проводится спарринг (кёруги) между кандидатом и обладателем того пояса, на который он претендует. Во-вторых, по желанию аттестационной комиссии, спарринг может дополняться «кёкпа» — упражнениями на разбивание деревянных дощечек, черепицы и т.п., демонстрирующими удары такой силы, которую невозможно применить против людей без серьезного риска для них. Но главный элемент всех программ — это «пумсэ». Это комплексы формальных упражнений, похожие на японские ката, в которых наиболее точно и ясно раскрывается техника различной сложности. Всего насчитывается 11 типов пхумсэ: Тэгук, Пальгэ, Корё, Кымган, Тэбэк, Пёнвон, Сип-джин, Читэ, Чонквон, Хансу и Ольё. Но поскольку комплексы Тэгук и Пальгэ, используемые для тестирования на ранних уровнях, подразделяются каждый на 8 составных частей, своего рода мини пхумсэ, общее число пхумсэ составляет 25. Они различаются не только по сложности, но и по числу движений — от 19-ти до 35-ти.
Проходящий аттестацию выполняет одно пхумсэ, входящее в обязательную программу аттестации на данный уровень, и одно по выбору судей из числа освоенных на предыдущей ступени.
Спарринг в тхэквондо (кёруги) проходит на площадке 12х12 метров в три трехминутных раунда. Перерыв между раундами — 60 сек. Оба соперника имеют
специально разработанные ВТФ протекторы, шлема, «ракушки», и щитков на руки и на ноги. Оценка ведется как по сумме очков, так и по нокдаунам. Удары разрешаются только в защищенные места, причем любые удары ниже пояса и атака кулаком в лицо не разрешается, равно как и атака упавшего соперника. За броски, толчки и атаки коленями делаются предупреждения. Запрещены все виды захватов. При подсчете очков удар ногой всегда имеет первенство над ударом рукой, агрессивное поведение над оборонительным, атака ногой лица над атакой корпуса, а удар в прыжке над ударом из обыкновенной стойки.
Техника работы с оружием в тхэквондо отсутствует. В отличие от китайского ушу или японского кобудо, использующих разнообразные мечи, шесты и т.п., в тхэквондо сделан упор на развитие возможностей человеческого тела, которое само по себе может являться достаточно грозным оружием. Поэтому единственными предметами, которыми пользуются, являются протекторы.
История возникновения Тхэквондо
Тхэквондо - это вид корейского боевого искусства, который автономно развивался в течение более чем 2000 лет. Слово «тхэквондо» буквально означает «искусство ноги и руки» (тхэ - нога, квон - кулак, до - искусство). Оно включает удары ногами и руками, прыжки, блоки, уходы и уклоны. Это техника самозащиты и одновременно соревновательная система, завоевавшая благодаря своей технике высочайшего уровня международное признание. Поскольку техника тхэквондо постоянно находится в развитии, это боевое искусство следует признать самым быстро развивающимся и самым продвинутым боевым искусством в мире.
История корейских боевых искусств начинается около двух тысяч лет. Древние рукописи и изображения, которые сохранились и дошли до нас, говорят о том, что уже в начале нашей эры в древней Корее применялись различные системы кулачного боя и борьбы. Но, если быть точными, то тхэквондо оказывается одним из самых молодых видов боевых искусств. Только в 1955 году новое направление, созданное лучшими мастерами боевых искусств Южной Кореи, получило свое название "тхэквондо", после чего начался его победный путь по спортивным аренам всего мира.
За короткий срок официально признанного существования ТКД обрело огромную популярность и на сегодняшний день численность занимающихся им около 40 млн. людей во всём мире. Уже не секрет, что многие всемирно известные люди отдавали какое-то время изучению тхэквондо.
Давным-давно на территории Корейского полуострова располагались три королевства: Когурё, Пэкчё и Силла (57 г. до н.э. - 668 г.). Они не только постоянно воевали между собой, но и отражали нападения внешних завоевателей из Китая и Монголии, поэтому совершенствование боевых стилей было для этих государств насущной необходимостью.
Отличавшееся воинственностью Когурё имело прекрасно обученных солдат, которые применяли боевой стиль "сонбэ". Интересной особенностью вооружения этой армии были "боевые калоши" - тяжелые железные платформы с шипами, крепившиеся к сапогам. Для использования такого оружия требовалось во время тренировок уделять особое внимание ударам ногами, что впоследствии составило одну из главных отличительных черт корейских боевых искусств.
По сравнению с суровыми воинами Когурё, жители Пэкчё были более миролюбивы, но и они имели свои секреты и свои методы воспитания бойцов, например, боевой стиль "субак".
Королевство Силла поначалу было слабым, но созданная в нем военная школа "хваран" (в переводе с корейского - "цветущая молодежь") помогла воспитать прекрасных воинов. Дети аристократических семейств, составлявшие корпус хваранов, изучали традиции воинственных предков, овладение искусством поединка было для них делом чести. В состав корпуса хваранов отбирались юноши 14-15 лет из дворянских семей, которые проходили серьезную физическую и духовную подготовку, чтобы стать надежными защитниками родины и государя. Древние наскальные изображения пещерного храма Соккурам довольно хорошо передают характер поединков корейских воинов. Они проходили в весьма жестких условиях: на льду устраивались танцы с мечами, упражнения выполнялись и в проруби, чтобы испытать мужество и упорство участников. Корпус "хваран" быстро прославился по всей Корее и заслужил уважение даже у своих заклятых врагов. В кодекс чести "хваранов" входили следующие принципы: быть верным своему государю, быть послушным своим родителям, быть честным с друзьями, никогда не отступать в бою. Опираясь на эти элитные подразделения, правители Силла смогли впервые объединить под своей властью всю страну и в течение двух с половиной веков процветать, не зная войн. В начале XX века, когда Корея находилась под властью Японии, мастерам корейских боевых искусств приходилось скрывать деятельность своих школ, зато широкое распространение получило каратэ - до. Разработки японских и окинавских учителей оказали определенное влияние на дальнейшее развитие корейской традиции (например, на технику работы руками). В свою очередь, осуществлялось и обратное влияние. Достаточно сказать, что знаменитый мастер Ояма Масутацу, создатель одного из самых мощных стилей современного каратэ - до - Кёкусинкай, был по происхождению корейцем и до переезда в Японию в 1938 году активно осваивал корейские национальные системы тхэккён и чхарёк.
В 1945 году Корея была освобождена от японской оккупации. Корейские боевые искусства вышли из подполья, и тут-то выяснилось, что, хотя какие-то техники сохранились, духовно-философская традиция была утрачена. Кроме того, начали вести занятия довольно большое количество корейцев, вернувшихся из Японии, где они учились, в том числе и воинским искусствам. Залов было много, и число инструкторов, преподающих разные виды боевых искусств, тоже множилось, но мало кто из них серьезно знал историю своей школы и мог объяснить содержательную сторону ее традиции. В основном все сводилось к освоению голой техники. По окончании войны 1950-1953 годов в Корее существовало очень много школ, в которых практиковались боевые искусства с самыми разными названиями: тхэсудо, субак, субак-до, квонбоп, тэгён, тансудо, тэквонбоп и так далее. Большая часть из них была близка к субак или являлась адаптированным вариантом каратэ. До начала 60-х годов государство никак не вмешивалось в их деятельность. Перелом в государственной политике по этому вопросу наступил с приходом к власти президента Пак Чон Хи. В этот период впервые возникает стремление поставить боевые искусства на службу режиму, создав единую систему единоборства, которая находилась бы под контролем государства, в отличие от разрозненных направлений, которые могли бы служить прикрытием для каких-либо оппозиционных движений. Кроме того, такая система явилась бы политическим орудием, символизирующим дух нации.
В 1965 году корейское правительство попыталось объединить все школы в ассоциацию единого боевого искусства для создания «единого стиля». Ведущую роль в его создании сыграл генерал Чой Хон Хи, занимавшийся ранее тхэккён и имевший черный пояс по каратэ. Новое искусство после долгих споров нарекли «тхэквондо», хотя многие отдавали предпочтение названию «субак». Однако перевес оказался на стороне «тхэкводо» потому, что буквально это слово означает «путь ноги и кулака», тем самым как бы вбирая в себя все разновидности боевых искусств и являясь собирательным названием типа нашего «рукопашный бой», под которым можно понимать все что угодно.
Первой была зарегистрирована 22 марта 1966 г. Международная федерация тхэквондо ИТФ (International taekwondo federation - ITF). Чой Хон Хи возлагал большие надежды на единую систему единоборства и даже считал, что она может стать способом объединения страны. Однако в 1972 году он был вынужден эмигрировать в Канаду. Будучи руководителем уже созданной к этому времени Международной федерации ТКД, он перенес центр своей деятельности в Торонто.
Но большинство школ и инструкторов не поддержало его, оставаясь верным сеульскому руководству, образовавшему 28 мая 1973 года Всемирную федерацию тхэквондо ВТФ (World taekwondo federation - WTF), штаб квартира которой находится в Южной Корее в городе Сеуле и называется Куккивон. Позже была организована самая молодая федерация - Глобальная Федерация ТКД (ГТФ). Её возглавляет мастер Пак Джун Тэ, бывший технический директор ИТФ.
Наибольшую популярность в мире на сегодняшний день имеет ВТФ, в связи с чем она смогла войти в программу олимпийских игр Сидней 2000 и стать олимпийским видом спорта.
Основатель тхэквондо Чой Хонг Хи.
Генерал Чой Хонг Хи родился в 1918 году на территории нынешней КНДР. В раннем возрасте, будущий основатель Таэквон-До растёт слабым и болезненным, хотя уже тогда родители обратили внимание на его упорный характер.
После того как мальчику исполнилось 12 лет, его отдали на обучение известному учителю каллиграфии Хан Иль Дону, который одновременно являлся мастером тэккьён - традиционного и очень старого стиля, включающего большое количество ударов ногами. Изучению каллиграфии мешало слабое здоровье ученика, и мастер начал преподавать ему тэккьён. Благодаря упорству и трудолюбию Чоя дело шло успешно, и к моменту отъезда в Японию для продолжения образования он стал не только искусным каллиграфом (о чем свидетельствуют многочисленные победы на конкурсах каллиграфии), но и в значительной степени продвинулся в изучении тэккьён.
В 1937 году Чой был послан в Японию продолжать обучение. Незадолго до отъезда он имел несчастье вступить в довольно горячую перепалку с могучим профессиональным борцом, который пообещал Чою при следующей встрече разорвать его на куски. Похоже, что эта угроза дала молодому Чою новый импульс к овладению боевыми искусствами.
Через два года напряжённых тренировок Чой стал обладателем первого дана по каратэ. (Техника каратэ и тэккьён стали предшественниками современного Таэквон-До.) Затем последовал период напряжённых физических и духовных занятий в средней, а затем и в высшей школе, и, наконец, в токийском университете. В этот период объём тренировок и экспериментирование с новой техникой его боевого искусства росли до тех пор, пока Чой не стал обладателем второго дана.
Он много работал с традиционной корейской техникой ударов ногами, и именно тогда у него появились мысли о необходимости и возможности возрождения древних корейских боевых искусств.
После начала второй мировой войны молодой лейтенант становится одним из создателей тайного общества, ставившего своей целью освобождение Кореи. Это привело к аресту и почти семилетнему заключению. В тюрьме он не только занимается сам, но и начинает тренировать других заключенных. Как рассказывал сам Мастер, через некоторое время тюрьма превратилась в один большой тренировочный зал. В эти годы была заложена основа той системы, которая в будущем получит название "Таэквон-До".
После окончания войны Чой Хонг Хи был освобожден и в 1946 году направлен в южнокорейскую армию инструктором по физической подготовке и рукопашному бою. Последующие годы были заполнены как самостоятельными тренировками, так и занятиями с учениками, но главным делом оставалась работа по созданию нового стиля, в который вошло бы всё самое лучшее из традиционных восточных единоборств. Была проделана огромная работа. Изучение древних рукописей, беседы со старыми Мастерами, встречи с представителями других школ заполняли всё свободное время.