Реферат на тему:
«Особенности самостоятельных физических
упражнений для женщин»
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………………3
Наблюдения
за студентами во время экзаменов……………..4-6
Психофизиологическая
характеристика интеллектуальной
деятельности и учебного труда студентов…………………..7-13
Методические
рекомендации по использованию познотонических
упражнений…………………………………14-15
Вывод………………………………………………………………16-19
Введение
Экзамены
для студентов - это критический
момент в учебной деятельности, когда
подводятся итоги учебной работы за семестр.
Решается вопрос о соответствии студента
уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении
личности и многое другое.
Экзаменационная
ситуация - это всегда некая неопределенность
исхода, что позволяет оценивать ее как
сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно
повторяемые экзаменационные ситуации
сопровождаются эмоциональными переживаниями,
индивидуально различными, что создает
доминантное состояние эмоциональной
напряженности. Экзамены - определенный
стимул к увеличению объема, продолжительности
и интенсивности учебного труда студентов,
мобилизация всех сил организма. К тому
же все это происходит в условиях изменения
жизнедеятельности: резко сокращается
физическая активность, до 30 мин в день
удается студентам побывать на свежем
воздухе, частично нарушается режим сна,
питания.
Наблюдения
за студентами во время экзаменов
Комплексное
воздействие многих факторов
на студентов приводит к возникновению
отрицательных эмоций, неуверенности
в своих силах, чрезмерному волнению, страху
и т.д. Так, при обследовании 637 студентов
было установлено, что 36,5% из них испытывали
перед экзаменом сильную эмоциональную
напряженность; 63,4% плохо спали накануне.
В период экзаменов, при средней продолжительности
самоподготовки по 8-9 ч в день, интенсивность
умственного труда возрастает, по отношению
к периоду учебных занятий, на 85-100%. Степень
напряженности в период экзаменов зависит
от подготовленности студента и его личностных
особенностей. Время самоподготовки увеличивается
до 8–9 часов, интенсивность умственного
труда повышается на 85–100 %, Наблюдения
за студентами в период экзаменов показывают,
что частота сердцебиений у них устойчиво
повышается до 88- 92 удар/мин, против 76-80
удар/мин в период учебных занятий. В день
экзамена эмоциональный настрой, мобилизация
всех сил организма настолько велики,
что перед входом в аудиторию, где проходит
экзамен, частота сердцебиений нарастала
до 118-144 удар/мин. Артериальное давление
повышалось до 135/85-155/95 мм рт. ст., против
115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий.
Психофизиологическое состояние студентов
существенно изменяется даже в процессе
ожидания ответа экзаменатору. Так, при
ожидании ответа в течение 30 мин артериальное
давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм
рт. ст., пульс - 70,3 удар/мин, тремор - 12,1,
а при ожидании 60 мин соответственно: 128,9/77,4,
82,7 и 18,3. Самочувствие при этом также снижается
с 0,94 до 0,68 условных единиц.
Отмечено,
что напряжение на
экзаменах у студентов со слабой успеваемостью
выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость.
У нетренированных, слабоуспевающих студентов
по мере нарастания напряженного состояния
вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе
с тем при равной успеваемости студенты,
обладающие более высоким уровнем тренированности,
демонстрируют более экономичные функциональные
сдвиги, которые быстрее возвращались
в норму. Таким образом, уровень физической
подготовленности в большей степени определяет
устойчивость организма к эмоционально
напряженному учебному труду.
Во
время экзаменов повышается "стоимость"
учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют
факты снижения массы тела за период
экзаменов на 1,6-3,4 кг. Причем в большей
степени это присуще тем студентам, реактивность
которых на экзаменационную ситуацию
повышена.
Материалы,
свидетельствуют, что под влиянием
напряженной умственной деятельности,
в условиях существенной перестройки
жизнедеятельности, отсутствия в ней
физических упражнений как средства
эмоциональной разрядки,
рекреации, активного восстановления,
наблюдается последовательное снижение
показателей умственной и физической
работоспособности в течение всего периода
экзаменационной сессии.
Согласно
данному первокурсников
наблюдается наиболее высокий градиент
умственной работоспособности. На последующих
годах обучения его величина уменьшается,
что свидетельствует о лучшей адаптации
студентов к условиям экзаменационного
периода. В весеннюю сессию градиент работоспособности
нарастает по сравнению с зимней сессией.
Это является следствием кумулятивного
воздействия объективных и субъективных
факторов обучения, проявляющих свое негативное
влияние в наибольшей мере к концу учебного
года. Наличие более высокого градиента
у женщин отражает их повышенную психоэмоциональную
реакцию на ситуацию экзаменов.
Наблюдение
за реакцией сердечно-сосудистой системы
(по пульсу) студентов на дозированную
физическую нагрузку - 20 приседаний, показало,
что восстановление пульса затягивается
до 5-6 мин против 1,5-2 мин в период учебных занятий.
Это свидетельствует о том, что при устойчивом
нервно-эмоциональном напряжении энергетическая
стоимость физической деятельности возрастает.
Психофизиологическая
характеристика интеллектуальной деятельности
и учебного труда студентов
Результаты исследований
свидетельствуют о том, что здоровье человека
напрямую связано с его работоспособностью
и утомляемостью. От состояния здоровья
во многом зависит успешность учебной
и производственной деятельности студента.
Очевидно, что имеющее тенденцию к росту
утрачивание резервных возможностей,
сопротивляемости организма человека
к внешним и внутренним, негативным факторам,
а также наличие широкого перечня отрицательных
диагнозов ведут к существенному снижению
эффективности обучения и дальнейшей
профессиональной деятельности. В студенческие
годы такая негативная тенденция опасна.
Снижение
умственной работоспособности наблюдается
при психических болезнях, органических
заболеваниях головного мозга, а
также при пограничных состояниях
заболеваний. Даже при пограничных
нервно-психических расстройствах продуктивность
трудовой деятельности наблюдается у
70% людей.
Обучение
в высшей школе требует от студентов
значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных
напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов
возможного.
Важнейшим
фактором обеспечения высокого качества
профессиональной подготовки выпускников
вузов является активная учебно-трудовая
и познавательная деятельность студентов.
Эта деятельность представляет собой
сложный процесс в условиях объективно
существующих противоречий, к которым
относятся:
1)
противоречия между большим объемом
учебной и научной информации,
и, дефицитом времени на ее
освоение;
2)
между объективно текущим постепенным,
многолетним процессом становления
социальной зрелости будущего специалиста
и желанием как можно быстрее самоутвердиться
и проявить себя;
3)
Между стремлением к самостоятельности
в отборе знаний с учетом
личных интересов и жесткими
рамками учебного плана и учебных программ
Эти
противоречия создают высокое нервно-эмоциональное
напряжение, которое отрицательно отражается
на здоровье и физическом состоянии студентов.
Студенческий
возраст характеризуется интенсивной
работой над формированием своей
личности, выработкой стиля поведения.
Это время поиска молодыми людьми
ответов на разнообразные нравственно-этические,
эстетические, научные, общекультурные,
политические и другие вопросы.
Студенческий
возраст является также заключительным
этапом поступательного возрастного
развития психофизиологических и двигательных возможностей
организма. Молодые люди в этот период
обладают большими возможностями для
напряженного учебного труда.
Трудности
обучения в вузе связаны не только
с необходимостью творческого усвоения
большого объема знаний, выработкой нужных
для будущей профессии
умений и навыков, их практическим применением.
Эти трудности явные. Но существуют еще
и скрытые трудности, которые сказываются
порой весьма существенно на учебе психоэмоциональном
состоянии студентов.
К
ним относятся целый ряд обстоятельств
студенческой жизни,
кажущихся малозначительными, когда они
взяты в отдельности, но в совокупности
дающие отрицательный эффект, который
можно назвать неспособностью студентов
к обучению в вузе. В числе причин такого
явления следующие:
1)
Резко отличающиеся от школьных методы
и организация обучения, требующие значительного
повышения самостоятельности в овладении
учебным материалом
2)
Отсутствие хорошо налаженных
межличностных отношений, что
характерно для всякого формирующегося
коллектива
3)
Ломка старого, сложившегося за
годы учебы жизненного стереотипа и формирование
нового «вузовского».
4)
Сопутствующее поступлению в
вуз новые заботы, которые чаще
возникают у студентов, проживающих
в общежитии.
Особенно
в затруднительном положении
оказываются студенты младших курсов. С одной
стороны они должны сразу включаться в
напряженную работу, требующую применения
всех сил и способностей. С другой - само
по себе преодоление новизны условий учебной
работы требует значительной затраты
сил организма. Включение студентов в
новую систему жизнедеятельности может
сопровождаться нервным напряжением излишней
раздражительностью, вялостью, снижением
волевой активности, беспокойством и т.д.
На
психофизическом состоянии студентов
отражаются также субъективные и
объективные факторы. К объективным факторам
относятся возраст, пол, состояние здоровья,
величина учебной нагрузки, характер и
продолжительность отдыха и др. Субъективные
факторы включают в себя мотивацию учения,
уровень знаний, способность адаптироваться
к новым условиям обучения в вузе, психофизические
возможности, нервно-психическую устойчивость,
личностные качества (характер, темперамент,
коммуникабельность), работоспособность,
утомляемость и тому подобное.
Серьезным
испытанием организма является информационная
перегрузка студентов, возникающая
при изучении многочисленных учебных
дисциплин, научный уровень и информационный
объем, которых все время возрастает.
Критическим
и сложным фактором перенапряжения
студентов является экзаменационный
период - один из вариантов стрессовой
ситуации, протекающий
в большинстве случаев в условиях дефицита
времени и характеризующийся повышенной
ответственности с элементом напряженности.
Отрицательное воздействие на организм
усиливается при суммарно влиянии нескольких
факторов риска, когда они воздействуют
одновременно и принимают хронический
характер.
Использование
"малых форм" физической культуры
в режиме учебного труда студентов
Среди
разнообразных форм физической активности
утренняя гимнастика наименее сложна,
но достаточно эффективна для ускоренного включения
в учебно-трудовой день, благодаря мобилизации
вегетативных функций организма, повышению
работоспособности центральной нервной
системы, созданию определенного эмоционального
фона. У студентов, регулярно выполняющих
утреннюю гимнастику, период врабатывания
на первой учебной паре был в 2,7 раза меньше,
чем у не выполняющих ее. Это же в полной
мере относится и к психоэмоциональному
состоянию - настроение повышалось на
50%, самочувствие на 44%, активность на 36,7%.
Действенной
и доступной формой занятий в вузе
является физкультурная пауза. Она решает
задачу обеспечить активный отдых студентов
и повысить их работоспособность.
С учетом особенностей динамики работоспособности
студентов в учебном дне физкультурная
пауза продолжительностью 10 мин вводится
после 4 ч занятий и продолжительностью
5 мин после каждых двух часов самоподготовки,
т.е. в периоды, когда появляются первые
признаки утомления. Проводятся физкультпаузы
в хорошо проветриваемом помещении. Упражнения
подбираются так, чтобы активизировать
работу систем организма, не принимавших
участия в учебно-трудовой деятельности.
Исследования
показывают, что эффективность влияния
10-минутной физкультурной паузы
проявляется в повышении отдельных
показателей работоспособности
на 5-9%.
При
изучении эффективности использования
в микропаузах физических упражнений
динамического и познотонического
характера установлено, что одноминутное
динамическое упражнение (бег на месте
в темпе 1 шаг в с) по своему эффекту эквивалентно
выполнению познотонических упражнений
в течение двух минут. Однако при регулярном
повторении бега его эффективность снижается
по сравнению с использованием познотонических
упражнений. Суть этих упражнений состоит
в выполнении 5 циклов энергичного сокращения
и напряжения попеременно мышц-разгибателей
и сгибателей конечностей и туловища (с
одновременным сильным растяжением мышц-антагонистов).
Поскольку
рабочая поза студентов отличается
монотонным напряжением преимущественно
мышц-сгибателей (сидят наклонившись
вперед), начинать и заканчивать цикл упражнений
целесообразно энергичным потягиванием
мышц-сгибателей.
Методические
рекомендации по использованию познотонических
упражнений
До
начала интенсивной умственной работы,
чтобы сократить период
врабатывания, рекомендуется произвольное
дополнительное напряжение мышц конечностей
умеренной или средней интенсивности
в течение 5-10 мин. Чем ниже исходное нервное
и мышечное напряжение и чем быстрее необходимо
мобилизоваться для работы, тем выше должно
быть дополнительное напряжение скелетных
мышц. При продолжительной напряженной
умственной работе, если она к тому же
сопровождается эмоциональным стрессом,
рекомендуется произвольное общее расслабление
скелетных мышц, сочетаемое с ритмичным
сокращением небольших по массе мышечных
групп (например, сгибателей и разгибателей
пальцев кисти, мимической мускулатуры
лица и т.п.).