Казахстан от коричневой экономики к зеленой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Одним из ключевых приоритетов посткризисного развития в последние годы стал переход к основанной на инновациях «зелёной» экономике. На это нацелены усилия международных организаций – ООН, ОЭСР, “Большой Восьмёрки», Евросоюза, «Большой Двадцатки» (G20), а также стран – США, Японии, Китая и других ведущих государств мира. Отдельные страны имеют очень успешный опыт на национальном уровне – Южная Корея, Германия, Швеция, Норвегия, Канада, США и др.

Содержание работы

1. Актуальность
2. Критерии и признаки приоритетных «зелёных отраслей»
3. Потенциал «зелёных» отраслей в Казахстане
4. «Зелёная горнодобывающая промышленность
5. «Зелёный» угольный кластер
6. Устойчивая энергетика
7. Ветроэнергетика
8. Малая энергетика
9. Сельское хозяйство
9.1 Аквакультура и марикультура
9.2 Развитие вермикультуры
9.3 Верблюдоводство
9.4 Кластер коноплеводства
10. Утилизация отходов
11. Приоритизация технологий
12. Зелёные реформы. Дорожная карта на 2012-2015
13. Заключение
14. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.31 Кб (Скачать файл)

Новое поколение тысяч  экологических материалов  даёт бурно растущий мировой кластер  технической конопли – ударопрочный углепластик как заменитель неразлагаемой  автомобильной пластмассы, биотопливо, фитотопливо, сравнимое по калорийности с каменным углём,   особо прочный  органический текстиль и обувь, дешёвые  стройматериалы и конопляный цемент,  «конопляное» домостроение, более дешёвая  мебель, бумага и целлюлоза, чем из древесины, бездымный порох, сорбенты, грануляты для дорог, фильтры, жаропрочные  биокомпозиты для космической техники, конопляное молоко.   Растения конопли  поглощают углекислый газ в три-четыре раза быстрее, чем лиственные деревья. Кроме того, они обладают способностью очищать почву от тяжелых металлов, что позволяет использовать коноплю  для рекультивации земель.  Российские экономисты подсчитали, что вложив  в конопляную отрасль 10 миллиардов рублей, можно дать один миллион  рабочих мест и товарооборот в 100 миллиардов рублей – заявил глава  Государственного антинаркотического комита Виктор Иванов в сентябре 2011г.                                                                                                                                             Используя дешевое, возобновляемое, экологически чистое сырье французские  строительные компании смогли уменьшить  капитальные вложения в строительство  или реконструкцию и утепление  зданий и сооружений в 2-3 раза. В связи с этим даже в период общемирового финансового кризиса рынок конопляного строительства прибавляет 20% оборота ежегодно.     Окупаемость – полгода, рентабельность производства конопли свыше 100%, в 4-6 раз выше, чем у таких лидеров сельскохозяйственного рынка как соя, кукуруза, подсолнечник.  При выращивании на семена  рентабельность достигает  примерно 400%. Коноплеводческая отрасль Канады оказала огромное положительное влияние на экономику страны в период мирового финансового кризиса.

Огромные перспективы  имеет распространение систем неистощимого земледелия, нулевой обработки почвы  И.Овсинского, Э.Фолкнера, Т. Мальцева, А.Шугурова, М.Фукуока, казахстанского новатора В.И. Двуреченского, что позволяет  отказаться от химических удобрений  и химических средств защиты растений, повысить урожайность и рентабельность земледелия, снизить зависимость  от климатических катаклизмов.  При  этом используются севообороты пастбища-сенокосы-пашня- земля под пары.

- Организация прибрежных  прудов и речных запруд для  товарного рыбоводства, туристической  рыбной ловли.  Разведение специальной  прибрежной и водной растительности  на мелководье для выпаса скота.  Разведение раков, устриц, ондатры,  нутрий.

- Не изучены перспективы  развития в стране плавучих  огородов, которые не боятся засухи  с одной стороны, не нуждаются  в поливе, и резко снижают испарения  водоёмов, с другой стороны.

10  Утилизация отходов

Ввиду большого объёма полезных ископаемых в Казахстане образуется большое количество промышленных отходов  – ежегодно около 700 миллионов тонн.   Однако почти все объёмные отходы, кроме радиоактивных, в настоящее  время могут подлежать коммерчески  эффективной утилизации в случае использования всех передовых технологий.  Например, стоимость переработки  одного литра отходов в реакторе сверхкритической воды составляет 5-20 центов, что примерно в 10 раз дешевле  применяемой в настоящее время  традиционной технологии сжигания.

В Швеции треть отходов  перерабатывается в новую продукцию.

Накоплено 2.5 миллиардов кубометров отходов цветных и благородных  металлов, которые можно перерабатывать на мини-заводах.

Утилизация золошлаковых отходов электростанций в республике не превышает 1 %, тогда как в Европе этот показатель в среднем составляет 60 %.

Для эффективного внедрения  передового опыта, важно начать пилотные проекты по утилизации отходов с  малых проектов, на примере завода или города в каждой области. Это  позволить регионам постепенно расширить  работу без ущерба статей на социальные и инфраструктурные проекты.

11  Приоритизация технологий

Для реализации принятого 9 января 2012. Закона «О государственной  поддержке индустриально-инновационной  деятельности» необходимо   выявить  приоритетные сектора экономики,  инновационные кластеры,     критические технологии  (обеспечивающие повышение конкурентоспособности  национальной экономики в долгосрочной перспективе), включить зеленые товары в «единую карту приоритетных товаров и услуг».

Создание национальной  инновационной системы  требует  перехода на «принцип наилучших доступных  технологий и практик»  Европейского Союза, заложенный в Экологическом  Кодексе РК. По этому пути уже  пошла Россия. Это значит, что  после выявления экономически выгодных технологий меняются нормативы природопользования, приоритеты бюджетной политики

Казахстан – обладатель более двух десятков зелёных технологий мирового уровня в области глубокой переработки угля, гумификаторов  почвы, органических, микробных и  ионообменных удобрений, производства кремния, серобетонов, базальтового волокна  и волластанита, ветроэнергетики, бездымного пиролизного сжигания твердого топлива  и ТБО, утилизации золоотходов и  фосфорных шлаков, энергосберегающей  металлургии, утилизации нефтяных отходов, сверхмелкого измельчения материалов, плазменной переработки золы, кавитации  и др.   

Необходимо выявить, в  каких сферах Казахстану наносится  наибольший экологический ущерб, который  можно устранить неиспользуемыми  высокорентабельными технологиями? (утилизация попутных газов нефтедобычи, электростанции на угле и мазуте, переход на биотопливо второго поколения или водотопливные смеси и т.д.)

Так как основой экономики  Казахстана является сейчас нефтегазовый  сектор и горнодобывающая промышленность, то для роста «зелёного» ВВП следует  прежде всего освоить и развивать  технологии рекультивации почвы, а  также совершенствовать технологии добычи полезных ископаемых. (Например, широкое внедрение мини-заводов  по переработке углеводородов и  нефтешлама, безреагентному обогащению руды на основе сверхмелкого измельчения  и электроимпульсной обработки.

12  Зеленые реформы.  Дорожная карта на 2012-2015 г.

«Зелёная» экономика требует  глубоких и длительных реформ. Это  прежде всего структурная реформа  бюджетной, налоговой, экологической, образовательной, жилищно-хозяйственной  и научно-технической политики.

Важным механизмом является экологизация налогообложения –переход от налогов на прибыль и заработную плату к налогам за нагрузку окружающей среды.

Опыт Германии, Дании, Швеции и других стран показывает возможность  подобных реформ с выгодами для пополнения госбюджета и стимулированием перехода бизнеса на зеленые технологии.         Эконалоговая реформа принесла в  бюджет Германии более 20 млрд. евро “зеленых налогов”.

Переход на «зелёные» закупки  (Green Public Procurement) и переориентация субсидий в зелёные отрасли.  

Развитие новых финансовых инструментов – платежей за экосистемные услуги, «зелёного банкинга», трастовых  экологических реинвестиционных фондов, зелёных акций и облигаций, рынков купли-продажи интеллектуальной собственности  на экотехнологии и т.д.

Расширение практики концессий  и государственно-частного партнёрства  на развитие «с нуля» новых наукоёмких отраслей.

Совершенствование территориального планирования, перехода к устойчивому  градостроению и зелёной архитектуре.

Создание зелёных наукоградов  – экополисов для градообразующих  технологий и кластеров.

Формирование Национального  фонда низкоуглеродного развития   ( «Концепции перехода РК к низкоуглеродному развитию до 2050 года).

Как показывает мировой опыт, монополизм сложившихся рынков и  хозяйственных укладов «коричневых» технологий трудно преодолеть без перехода на «зелёные» закупки  (Green Public Procurement).   Объем публичных закупок в  Европе составляет почти 17% от годового ВВП.   В рамках реорганизации  госзакупок необходимо подготовить  соответствующие меры. «Сегодня госорганы  без конкурса закупают по многократно  завышенным ценам товары и услуги у своих же подведомственных предприятий… Поэтому важно проработать вопрос о создании единого оператора  госзакупок с целостной информационной системой цен на товары и услуги». (Из выступления Н.А.Назарбаева на расширенном  заседании Правительства 27.01.2012 г.)

Подготовить Закон об органическом земледелии

В рамках существующих СЭЗ (Караганда, Павлодар, Астана) создать экотехнопарки  для освоения  зеленых технологий.  В СЭЗ Караганды  или Астане в – технопарк низкоглеродной технологии производства кремния.   Подготовить  проект технопарка  сверхкритических флюидных технологий  (СКФТ ) для производства биотоплива второго поколения  (из непищевого возобновляемого сырья), для переработки  токсических отходов, повышения  отдачи нефтяных скважин и др.

Согласно Стратегического  плана Министерства индустрии и  новых технологий РК на 2011–2015 годы, необходимо устранить следующие  барьеры для зеленого бизнеса  и зеленых технологий:

- в Налоговом Кодексе  не предусмотрено льгот для  субъектов инновационной деятельности;

-  ограниченный перечень  видов деятельности на территории  СЭЗ не распространяется на  многие современные и перспективные  направления индустриально-инновационного  развития;

- практически отсутствуют  инжиниринговые компании, способные  предоставить услуги мирового  уровня. Начиная от этапа аналитических  исследований, предпроектных работ,  ТЭО и рабочего проектирования, заканчивая технологическим сопровождением  и приемкой, практически все крупные  проекты на территории Казахстана  обслуживаются зарубежными компаниями.

Необходимо повысить эффективность  Отраслевой программы модернизации ЖКХ до 2020 года.   Она предполагает с заинтересованными ведомствами  провести совместную работу по выявлению  передовых технологий модернизации ЖКХ. А также обеспечить привлечение  частного капитала в сферу ЖКХ  путем развития инвестиционного  потенциала и применения механизмов государственно-частного партнерства.

Вышеуказанные, конечно, невозможно без соответствующего реформирования систем дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского образования. Практика показывает, что мы можем  внедрить любые виды новых технологии и процессов на данном этапе, но если специалисты, сотрудники и население  не будет видеть пользы и понимать для чего все это внедряется, то любые масштабные проекты будут  затратными для государства на долгие годы. Важным этапом и требованием  должно быть включение в бюджете  статьи целевых мероприятий по «зеленому» образованию для различных категории  граждан страны.

 

13. Заключение

«Зеленая экономика» - на сегодня наиболее активно обсуждаются. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных  стран мира включает в себя приоритеты, учитывающие интересы страны в процессах  регионального и глобального  развития. Перед Правительством стоит  задача перехода от «коричневой экономики» к «зеленой экономике», которая была озвучена в Послании Президента народу Казахстана в новой Стратегии  «Казахстан-2050». «Зеленая» экономика  − это путь повышения благосостояния людей, существенно снижающий обеднение  окружающей среды. Очевидны огромные перспективы  развития «зеленой» экономики в  Казахстане. Переход на новую платформу  развития после переосмысления национальной, секторальной и региональной политики позволит диверсифицировать экономику  Казахстана, создать новые «зеленые»  отраслевые направления и производства, и, как следствие, обеспечить создание дополнительных рабочих мест. «Зеленый»  путь развития предоставит большие  возможности для успешного решения  многих социально-экономических и  экологичес¬ких проблем. В своем  выступлении Глава государства  также отметил, что главной целью, которая должна быть достигнута Республикой  к 2050 году, является создание общества благоденствия на основе сильного государства, в долгосрочной перспективе, при этом, не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14  Список используемой  литературы:

1. http://greenkaz.kz/

2. http://www.group-global.org/ru

3. http://www.karlib.kz/


Информация о работе Казахстан от коричневой экономики к зеленой