Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 07:35, реферат
В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. В государственном образовательном стандарте профессионального высшего образования дисциплина «Физическая культура» входит в цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин.
Создание физической культуры, как специфической сферы общественной деятельности, обособленной от добывания материальных благ, необходимых для существования, произошло на этапе древней истории (80000 лет до н. э.).
Характерными системами физической культуры эпохи рабовладения являются спартановская и древнегреческая (5-4 тыс. лет до н.э.). Дети в Спарте до 7 лет воспитывались в семье. Затем их отдавали в специальные общественные дома, в которых практиковалось суровое воспитание. Большое значение придавалось физическим упражнениям. В 18 лет юноши подвергались испытанию, после которого им выдавалось, оружие и они становились воинами. Задачей женщин было рожать здоровое, крепкое наследие. Молодые спартанки до замужества упражнялись в беге, борьбе, различного рода метаниях.
Воспитание в Афинах было более гармоничным. Идея гармоничного развития личности выражена у древних эллинов в формуле. О некультурном человеке они говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать». Древние греки являются родоначальниками Олимпийских игр. Каждые 1417 дней, начиная с 776 года до н.э., проводились состязания в беге, метаниях, прыжках, кулачном бое и заездах колесниц. Самым трудным и в тоже время самым популярным было пятиборье – пентатлон.
Многие великие философы того времени (Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур и др.) были участниками и победителями античных Олимпиад. Право участвовать в них имели только греки по происхождению, причем только свободные люди (не рабы) и только мужчины. В преддверии Игр объявлялось Олимпийское перемирие – экехирия. Должны были прекращаться все распри и войны. Никто не имел право вступить на территорию Олимпии с оружием. Участвовать в Олимпийских играх считалось честью и требовало не меньшей ответственности. Атлет должен был десять месяцев готовиться дома и ещё месяц усиленно тренироваться в Олимпии. В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!». Победители соревнований - олимпионики награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.
В 394 году до н.э. римский император Феодосий 1 олимпийские соревнования запретил.
Отличительной чертой физической культуры в феодальном обществе была подготовка и участие в рыцарских турнирах. В капиталистическом – возобновление после 15 векового перерыва по инициативе Пьера де Кубертена в 1896 году первых Олимпийских игр современности, которые состоялись в Афинах, и начало развития современных видов спорта.
Основные даты, характеризующие развитие физической культуры и спорта в нашей стране в прошлом веке: 1908 году на четвертых Олимпийских играх приняли участие восемь российских спортсменов. Первый российский Олимпийский чемпион – фигурист Николай Панин – Коломенкин; 1913 году – первая Всероссийская Олимпиада; 1929 году – Решением Совнаркома введены обязательные учебные занятия по физической культуре в вузах; 1952 году – дебют спортсменов СССР на ХУ летних Олимпийских играх в Хельсинки (медали: золото – 22, серебро – 30, бронза – 19).
Второе общекомандное место после США); 1956 год – дебют спортсменов СССР на УП зимних Олимпийских играх в Кортино – д. «Ампеццо» (медали: золото – 7, серебро – 3, бронза –6; первое общекомандное место); 1980 год – ХХП летние Олимпийские игры в г. Москве. Студент технологического факультета Игорь Соколов – Олимпийский чемпион в пулевой стрельбе.
Последние летние Олимпийские игры (ХХVШ-е) проведены в 2004 году в Афинах, зимние (ХХ-е) – в 2006 году в Турине. Следующие состоятся: летние – в Пекине в 2008 году, зимние – в Ванкувере (Канада) в 2010 году.
4. Возрастание роли
физической культуры в
Физическая культура играла важную роль на всех этапах развития человеческого общества. Ёе роль значительно возросла в современном обществе. Связано это с тем, что в наши дни существенно снизилась доля тяжелого физического труда. Если сто лет назад 98% энергии, необходимой для материального производства, создавалось за счет мускульных движений человека и домашних животных, то в наши дни этот показатель составляет 2-3%. В быту и на производстве на смену ручного труда пришли механизмы и автоматы. Современная цивилизация с её многочисленными благами в основном исключила физический труд и двигательную активность – главное условие жизни и развития каждого индивидуума в многовековой человеческой истории.
Недостаток двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия) привели к появлению новых, ранее неизвестных болезней (эндокринные и онкологические) и более острому проявлению таких болезней, как заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и пищеварительных систем. Отмечается резкий рост нервно-психических заболеваний. Специалисты связывают это прежде всего с тем, что при значительном сокращении двигательной активности, существенно возросла нервно-эмоциональная составляющая жизни.
Вышеперечисленное позволяет считать, что роль систематических занятий физическими упражнениями в современном обществе возрастает как компенсатора негативных явлений современной цивилизации.
5.Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 года объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.
Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.
Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- понимание социальной
роли физической культуры в
развитии личности и
- знание научно-биологических
и практических основ
- формирование мотивационно-
- овладение системой
- обеспечение общей и
профессионально-прикладной
- приобретение опыта
6. Правовые и организационные основы физического воспитания студентов
Физическое воспитание студентов осуществляется с учетом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80-ФЗ;
- приказ Минобразования
России «Об утверждении
- приказ Минобразования
России «Об организации
- инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777.
На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах вузов по всем направлениям и специальностям в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин на «Физическую культуру» запланировано 408 часов.
По результатам медицинского осмотра и результатов ежегодного тестирования для организации занятий создаются три учебных отделения: основное, специальное и спортивное. Студенты всех учебных отделений в каждом семестре сдают зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий.
Заключение
Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности. Посредством физических упражнений физическая культура готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов(режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.
На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер участников, учат их правильному отношению к окружающим. Следовательно, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Т.е. это процесс окультуривания человека.