Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 18:38, реферат
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесто-ронне развитой личности.
Физическая культура — неотъемлемая часть жизни человека. Занятие физическими уп-ражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно по-этому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
Введение .………………………………………………………..........……………...…….……..…2
1. Контроль в процессе занятий физической культурой и спортом
1.1 Педагогический контроль …………………………………….……..…….…….…..…...……4
1.2 Врачебный контроль ….….…………………………………….….………………………...…5
2. Самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом
2.1 Представление о самоконтроле ………..……………………………………………………..11
2.2 Дневник самоконтроля …..………………….……….....…………………………………..…11
Заключение ……………………………………………………………………………………...…15
Список используемых источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Забайкальский
Кафедра менеджмента
Факультет экономики и управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «физическая культура»
на тему: «Контроль и самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом»
Выполнила: ст. гр. МНб-11-1
Трухина Д.Н.
Чита 2012
Содержание
Введение .………………………………………………………........
1. Контроль в процессе занятий физической культурой и спортом
1.1 Педагогический контроль …………………………………….……..…….…….…..….
1.2 Врачебный контроль ….….…………………………………….….………………………
2. Самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом
2.1 Представление о самоконтроле ………..……………………………………………………..11
2.2 Дневник самоконтроля …..………………….……….....……………………………
Заключение ………………………………………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………………
Введение
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Физическая культура — неотъемлемая часть жизни человека. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Занятие физическими упражнениями способствует повышению сопротивляемости к воздействию разнообразных факторов внешней среды, за поддержание которой ответственны защитно-приспособительные механизмы. Они могут быть специфическими и неспецифическими. Специфические — это иммунитет, вырабатываемый организмом на определенную инфекцию. Например, иммунитет после перенесенных заболеваний (корь, оспа и т.д.) Неспецифическая сопротивляемость — общее биологическое свойство для всего живого на Земле, но у человека эта реакция (неспецифическая) путем целенаправленного волевого укрепления (тренировки) может совершенствоваться. И основную роль в этом играют физические упражнения, которые способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью врачебного контроля и самоконтроля.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.
Каковы же особенности контроля и самоконтроля в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом? Реферирование материала, посвящённого исследованию этой проблемы, было проведено в данной работе.
Целью работы является анализ контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания.
Задачами исследования стало: изучить литературу, посвященную данной тематике; проанализировать особенности педагогического и врачебного контроля в процессе занятий физической культурой; рассмотреть специфику самоконтроля во время занятий физическими упражнениями.
Объект исследования — особенности контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания. Предмет исследования — контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.
В процессе выполнения работы особое внимание было уделено работам Ильина В.И., Виленского М.Я., Рейзина В.М. и других исследователей, которые проводили исследования в области изучения педагогического и врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания.
1. Контроль в процессе занятий физической культурой и спортом
1.1 Педагогический контроль
Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводит для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое Воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.
Задачи педагогического контроля:
Содержание педагогического кон
Виды педагогического контроля:
Главное в педагогическом контроле — оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Специалисты различают три типа состояний:
К методам педагогического контроля относятся:
1.2 Врачебный контроль
«Врачебный контроль — это целая система медицинского обеспечения занимающихся физической культурой и спортом, которая способствует эффективному использованию физических упражнений для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности»1.
Врачебный контроль — это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля — врачебное обследование.
Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены — 2 раза в год.
Врачебное обследование подразделяется на:
Основное предназначение медицинского осмотра (врачебного контроля) в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме этого, часть студентов направляется на лечебную физкультуру (ЛФК), а некоторые совсем освобождаются от практических занятий на какое-то время.
Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами (хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, гинекологом, урологом, дерматологом, оториноларингологом и т.д.). Затем терапевт определяет медицинскую группу для занятий физической культурой.
Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляют на более детальное обследование к специалистам.
Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация — система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.
Углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в год и включают обследование физического развития с помощью наружного осмотра, антропометрии и т.д.
Наружный осмотр дает возможность оценить форму грудной клетки, спины, ног, живота, характеризующие в целом телосложение человека.
Форма грудной клетки может быть цилиндрической, что чаще всего наблюдается у лиц систематически занимающихся физической культурой и конической или уплощенной у не занимающихся, ведущих малоподвижный образ жизни. Уплощение грудной клетки приводит к уменьшению жизненной емкости легких, снижению дыхательной функции организма.
Форма спины может быть нормальной, круглой, плоской, кругло-вогнутой, в зависимости от степени выраженности естественных изгибов позвоночника (смотреть приложение 1). Позвоночный столб имеет 4 изгиба: 2 из них обращены выпуклостью вперед (шейный и поясничный) и 2 обращены выпуклостью назад (грудной и крестцовый). Все эти естественные изгибы сформировываются к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам.
Резко выраженный изгиб-искривление позвоночника назад называется кифоз, в вперед — лордоз, вбок — сколиоз. Сколиозы бывают грудные, поясничные и тотальные (смотреть приложение 2).
Занятия специальными корригирующими упражнениями, направленными на укрепление недостаточно развитых групп мышц, способствуют устранению отклонений в осанке, обеспечивающей гармоничное функционирование организма.
Форма ног бывает: нормальная, О-образная, Х-образная (смотреть приложение 3). Если в основной стойке соприкасаются пятки, колени и внутренняя поверхность бедер, или между ними есть небольшие просветы, то такая форма ног считается нормальной. Отсутствие касания в области коленного сустава характерно для О-образной формы ног. Расхождение пяток при сомкнутых коленях дает Х-образную форму. Причиной О-образных ног могут быть значительные физические нагрузки, при слабом развитии мышц, перенесенный в детстве рахит и т.д.
Форма живота может быть нормальной, отвислой и втянутой, в зависимости от развития мышц брюшной стенки. Недостаточное развитие дает отвислую форму живота. От степени развития брюшной мускулатуры различают так же нормальную или втянутую формы живота.
Цвет кожи. Различают нормальный, загорелый (смуглый) или бледный. Бледная кожа, синюшная на руках и лице — признак малокровия и сердечно-сосудистой недостаточности. У спортсменов кожа обычно нормальная или загорелая, достаточно эластичная благодаря активно протекающим в ней процессам обмена веществ.
Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Нарушение осанки наблюдается при слабом физическом развитии (особенно в период роста и развития организма), при заболеваниях в травмах костно-мышечной системы, при переутомлении. При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутула, грудь плоская или впалая, живот выпячен. Односторонняя, однонаправленная тренировка, особенно в детском возрасте, когда еще продолжается формирование и рост организма, может неблагоприятно отразиться на осанке (смотреть приложение 1).