Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:30, контрольная работа
При выполнении многих физических упражнений и спортивных движений человеку необходимо сохранять неподвижное положение тела: например, как исходное (стартовое) положение; как промежуточное (всевозможные висы, упоры, стойки в гимнастике); как конечное (фиксация штанги на вытянутых руках). При этом тело человека как биомеханическая система (ее элементы - отдельные звенья тела человека) находится в равновесии, степень устойчивости которого характеризует положение общего центра тяжести (ОЦТ) тела спортсмена.
1.Методы определения ОЦТ тела
2.Кинематические характеристики движений
3.Сила и момент силы
4.Опеределение положения тела спортсмена в пространстве
5. Биомеханические принципы обучения двигательным действиям
Список литературы
Рис 4. Основные плоскости и оси человеческого тела.
5. Биомеханические принципы обучения двигательным действиям
Педагогические приемы современной биомеханики базируются на основополагающих принципах дидактики. В их числе: систематичность обучения, сознательность, активность, наглядность и доступность.
При программированном обучении учебный процесс осуществляется по определенной обучающей программе. Учебный материал и деятельность обучаемого расчленяются на «порции» и «шаги». Обучающая программа закладывается или в специальное обучающее устройство, или в программированный учебник.
После каждого «шага» проверяется освоение обучаемым очередной «порции» знаний и навыков. Этим обеспечивается возможность приспособления быстроты обучения к индивидуальным особенностям ученика.
Итак, при использовании программиров
Четкое формулирование целей и способов их достижения на каждом этапе обучения позволяет реализовать дидактические принципы сознательности и активности. Обучение становится целенаправленным. Обучаемому дается возможность заранее увидеть всю последовательность обучающих мероприятий и осознанно переходить от этапа к этапу. Так подходят к организации процесса обучения в педагогической кинезиологии.
Необходимость нового подхода, развивающего идеи программированного обучения, обусловлена тем, что разучивание двигательных действий существенно отличается от освоения теоретических знаний. При выполнении физических упражнений возможен и необходим не только логический, но и образный, и чувственный самоконтроль. Другими словами, в процессе обучения ученику следует сообщить и дать почувствовать:
1) что он должен делать (на этой информации основывается логический самоконтроль);
2) что он будет ощущать при
правильном выполнении
Тем самым в сознании ученика связываются воедино смысловой, зрительный и кинестетический образы двигательного действия.
Центральным понятием педагогической кинезиологии является модель оптимальной техники. Как правило, это — словесное описание рациональной техники, иллюстрированное рисунками и содержащее:
1) описание фазового состава двигательного действия;
2) описание и фотографии (или
схематические изображения)
3) перечисление целей, к которым
нужно стремиться при
Когда специалисты по педагогической кинезиологии обдумывают и формулируют модель, они исходят из представления о двигательном действии как системе, которая характеризуется составом и структурой, т. е. прежде всего стараются понять, из каких пространственных и временных элементов (элементарных действий) состоит целостное действие и по каким закономерностям организована взаимосвязь между ними.
Все это, вместе взятое, дает педагогу и ученику ориентиры, которые помогают значительно ускорить обучение и обучать сразу правильно, минуя этап проб и ошибок.
Иллюстрацией сказанного могут служить те разделы глав 7, 8 и 9, которые посвящены кинематике ходьбы, бега, передвижения на лыжах и плавания и оптимизации техники в этих видах циклических локомоций. Там содержатся сведения, соответствующие четырем «языкам», которыми можно описать технику.
Первый язык (что вижу) — описание «видимых фактов», или внешней картины движений. Этот язык понятен всем, кто участвует в обучении:
— ученику (от которого нельзя требовать знаний по биомеханике);
— учителю или тренеру (который тоже не всегда имеет хорошую биомеханическую подготовку);
— специалисту, глубоко разбирающемуся в закономерностях двигательной деятельности.
Второй язык (почему так происходит) — описание биомеханических механизмов, обеспечивающих оптимизацию двигательных действий. Это язык специалистов, овладевших биомеханикой хотя бы в объеме первых пяти глав настоящего учебного пособия.
Третий язык (что рекомендую, требую) предназначен для учителя физкультуры или тренера.
И наконец, четвертый язык (как должно быть и что при этом ощущаю) предназначен для ученика. Например, спортсмену необязательно знать, каковы величины суставных углов. Но он должен знать, где те или иные точки тела встречаются в пространстве.
Чем ниже уровень подготовленности человека, которому адресуется модель, тем проще должен быть язык. Например, там, где нельзя требовать специальных знаний, нужно пользоваться простейшим языком. В этом случае приходится говорить даже не о фазах, а об элементарных действиях (рукой, ногой, тазом и т. п.).
Таким образом, при использовании методов педагогической кинезиологии сознательность обучения обеспечена наличием «модели» (образца) техники или тактики. Обучаемый получает возможность осмысленно приближать свою двигательную деятельность к этому стандарту.
Последовательность и
Доступность обучения реализуется тем, что каждая очередная порция информации осваивается на уровне уже достигнутых возможностей, которые реально оцениваются учителем и самим учеником.
И наконец, обучение становится активным благодаря самоконтролю, для чего создается система ориентиров — зрительных и кинестетических (основанных на ощущениях обучаемого).
Методы педагогической кинезиологии чрезвычайно плодотворны. Но процесс построения модели двигательного действия весьма трудоемок. На сегодняшний день такие модели созданы для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, плавания. Некоторые из них использованы нами при описании закономерностей частной биомеханики.
В современной педагогической кинезиологии используются модели, в которых ориентирами служат только показатели кинематики (т. е. внешней картины движений). Это объясняется тем, что, по предложению X. X. Гросса, экспериментальные данные для моделей собираются путем регистрации техники спортсменов высшей квалификации, находящихся в наивысшей спортивной форме, на крупнейших соревнованиях. Столь высокие требования к эталонной технике исключают возможность применения других методов, кроме кино- и видеосъемки. В дальнейшем по мере совершенствования датчиков биомеханических характеристик к ним полезно добавить показатели динамики и энергетики. Тогда можно было бы говорить не только об эталонных величинах суставных углов, перемещений, скорости и т. п., но и об оптимальных величинах сил действия, развиваемой энергии и экономичности.
Современный арсенал педагогической кинезиологии позволяет выразить точными словами (а в дальнейшем, возможно, и математически) всю сложность двигательной деятельности, которую талантливый тренер постигает из опыта и благодаря своей интуиции.
Заметим, что все физические упражнения, с точки зрения педагога, делятся на две группы:
1) легко усвояемые (например, упражнения комплекса ГТО);
2) те, над которыми работают годами (например, метания спортивных снарядов).
Методы педагогической кинезиологии полезны при освоении упражнений первой группы и совершенно необходимы при обучении сложным двигательным действиям.
И еще одно замечание. Объединяя смысловой образ оптимальной техники со зрительным и кинестетическим, необходимо контролировать не только правильность выполнения двигательных действий, но и знания по технике. При этом выявляются пробелы в знаниях и становится явной следующая иерархия уровней подготовленности ученика: не знаю — не делаю, знаю — не делаю, не знаю — делаю, знаю — делаю. Эти ступени, подобно лестнице, ведут к вершине технико-тактического мастерства.
Методы программированного обучения и педагогической кинезиологии упорядочивают процесс передачи знаний. Они активизируют познавательную деятельность ученика, дают ему возможность осваивать эффективную технику и тактику шаг за шагом и сразу правильно, без досадных «проб и ошибок». Тем самым обучение становится более целенаправленным и значительно ускоряется. Но существуют и другие, еще более интенсивные методы обучения. Это суггестивные методы.
Суггестология (от suggest — намекать, наводить на мысль) — наука о внушении. В соединении с педагогикой суггестология образует суггестопедию — новый раздел педагогики, разрабатывающий приемы ускоренного обучения. В отличие от других, суггестивные методы достигают цели в обход логики, во многом напоминают игру и потому не требуют от ученика значительных волевых усилий. Как известно, именно так обучаются маленькие дети.
Исследованиями психологов, психиатров и нейрохирургов установлено, что человек использует лишь ничтожную часть возможностей своего мозга. Существуют колоссальные резервы, о чем говорят, например, факты «сверхзапоминания» (до 1000 иностранных слов за сеанс) особо одаренными людьми и обычными людьми в состоянии гипноза. Суггестивные методы обучения опираются на эти резервы и активизируют их.
Для того чтобы активизация резервов мозга стала возможной, необходимо преодолеть «критически-логический» антисуггестивный барьер, т. е. ситуацию, когда, привыкнув к ограниченности своих возможностей, человек из соображений здравого смысла не верит в свои сверхвозможности.
Например, известно, как трудно увеличить
результат спринтеру высшей квалификации,
достигшему своего «потолка». И. П. Ратов
и его сотрудники добивались этого
с помощью приспособления, которое
они назвали облегчающей
Той же цели могут служить и другие тренажеры для физической и технико-тактической подготовки спортсменов, а также людей, занимающихся физкультурой.
Список литературы
3. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947.
4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991.
5. Бондаревский Е.Я., Нариманов Б.А. Структура, методы оценки, уровни развития и пути совершенствования равновесия у спортсменов: Учебн. пос. М., 1981.
6. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: ФиС, 1971.
7. Уткин В. Л. Биомеханика физических упражнений. – М.: Просвещение», 1989.