Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:47, реферат
Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол
начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической
культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил
учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том,
чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку.
Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.
В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно
изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего
оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а
позднее - в Европе.
3. Выполнение приема в условиях, приближенных к игровым.
4. Совершенствование приема в игровой ситуации.
Ниже приводятся примерные упражнения для технической подготовки юных
волейболистов.
Передвижения
1. Занимающиеся располагаются за лицевой линией площадки и принимают
положение обусловленной стойки игрока. По определенному сигналу (зрительному
или слуховому) передвигаются двойным или приставным шагом, скачком или
выпадом (вправо, влево, в стороны).
2. Занимающиеся располагаются в шеренгах за лицевой линией. По определенному
сигналу они выполняют передвижения бегом к сетке, затем спиной вперед
обратно. То же, но с имитацией определенного приема игры.
3. Занимающиеся располагаются в двух колоннах в зонах 1 и 5 (Рис.2). По
сигналу бегут в зону 6, останавливаются и имитируют определенный прием игры.
4. Расположение в шеренгах. Стартовые ускорения вперед, вправо, влево из
различных положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения; лежа на
спине и на животе головой и ногами в том же направлении.
5. Расположение в колонне по одному за лицевой линией. Первый игрок из зоны 1
выполняет ускорение в зону 2, откуда
передвигается вдоль сетки
шагами в зону 4, а затем спиной вперед, назад в зону 5. Из зоны 5 игрок
передвигается в зону 6, где выполнив остановку и имитацию приема мяча снизу
двумя руками, уходит в конец колонны.
6. Расположение то же, что в упражнении 5. Первый игрок выполняет ускорение в
зону 6, имитирует прием мяча снизу одной рукой, затем передвигается в зону 2,
где имитирует нападающий удар. Из зоны 2 возвращается спиной вперед в зону 6,
откуда, подбежав в зону 4 к сетке, выполняет блокирование, снова
передвигается спиной вперед в зону 6 и уходит в конец колонны.
Для того чтобы лучше усвоить технику выполнения передвижения, рекомендуется
использовать различные
«Зоркий глаз». Во время ходьбы или
бега по зрительному сигналу
выполняют заранее обусловленные действия. Например, поднятая рука вверх
означает, что учащиеся должны выполнить выпад вперед и принять обусловленную
стойку волейболиста. Вариант: поднятые вверх обе руки означают, что надо
выполнить два-три приставных шага, принять низкую стойку волейболиста и
проимитировать передачу двумя руками сверху.
«Падающая палка». Занимающиеся строятся в круг диаметром 6—7 м,
рассчитываются по порядку. В центре круга - водящий, который придерживает за
верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении. Водящий вызывает
номер кого-либо из игроков и отпускает верхний конец палки. Тот, кого вызвали,
должен сделать выпад и, не дав палке упасть, подхватить ее. Если он успел
выполнить задание, то возвращается на свое место, а если не успел, - заменяет
водящего, и игра продолжается. Постепенно расстояние к палке увеличивается, а
играющие выполняют бег с
последующим прыжком и
навыка передвижения к палке ее можно заменить мячом и проводить игру «Падающий
мяч».
«День и ночь». Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу
на расстоянии 1,5 - 2 м. Одна команда — «день», другая — «ночь». У каждой
команды на своей стороне площадки «дом». После слов водящего «день», «день»
быстро убегает в свой «дом», а «ночь» догоняет. Затем все становятся на прежние
места; подсчитывают пойманных. Игра повторяется. Выигрывает команда, которая
больше поймает соперников. Варианты: команды называются «вороны» и «воробьи»;
играющие стоят не спиной друг к Другу, а боком, лицом, сидя.
Подачи
1. Расположение занимающихся в шеренге по одному. Многократные подбрасывания
мяча на различную высоту, в зависимости от способа подачи.
2. Занимающиеся становятся у стены в колонне по одному. Первый игрок
подбрасывает мяч и выполняет замах и удар по мячу о стену избранным способом
подачи, затем уходит в конец колонны, а упражнение продолжает следующий.
3. Занимающиеся становятся в две шеренги на расстоянии 5—6 м друг от друга.
Игроки первой шеренги выполняют подачи в сторону игроков, стоящих во второй
шеренге.
4. Занимающиеся располагаются на обеих сторонах площадки в шеренгах напротив
сетки, в. 5 - 6 м от нее и выполняют подачи избранным способом через сетку.
То же, но занимающиеся располагаются на лицевых линиях площадки.
5. Занимающиеся в колонне по одному располагаются на месте подачи и выполняют
подачи избранным способом.
6. Подачи выполняются в
площадке.
Подвижные игры
«Чей отскок дальше». Игра проводится в спортивном зале или в любом месте,
где есть стенка. Игроки поочередно бросают теннисный (резиновый) мяч о стенку
снизу (сверху) одной рукой. Фиксируется дальность отскока. Чей отскок дальше,
тот победитель. Вариант: ограничить участок стенки, о которую производятся
броски мяча.
«Кто дальше бросит». Участники делятся на З—4 группы и выстраиваются в
шеренги (одна за другой). Каждый игрок первой шеренги держит малый набивной
мяч (хоккейный или теннисный). Судьи находятся в стороне от линии бросков. У
линии метания, расположенной в 2 м от первой шеренги, обозначены линии
бросков: на расстоянии 10 м — первая, на расстоянии 12 —вторая и т. д. По
сигналу игроки первой шеренги по очереди бросают мячи одной рукой снизу или
сверху. Судьи оценивают каждый бросок в очках: мяч, брошенный за первую линию
— одно очко, за вторую — два очка и т. д. Вариант: броски выполняются через
веревку, натянутую на определенной высоте (2—3 м); каждый делает по два
броска (правой и левой рукой).
«Точная подача». Перед игрой две команды строятся в шеренги за лицевыми
линиями волейбольной площадки, которая по обеим сторонам сетки разделена на
несколько квадратов. В каждом квадрате — цифра, обозначающая количество
очков, начисляемое за попадание после подачи в этот квадрат. Первый игрок
одной из команд берет мяч, называет цифру и посылает мяч через сетку заранее
обусловленным способом подачи. Если
мяч приземлился точно в
игрок получает соответствующее количество очков. Если же он упал в другую
зону, из названного игроком числа высчитывают 2 очка. В том случае, когда мяч
заденет сетку или игрок, подавая, переступит за линию подачи, очки не
начисляются. Игрок, выполнив подачу, встает в конец своей колонны. Подачи
выполняются командами поочередно. Итоги подводят тогда, когда каждый участник
игры будет в роли подающего (один или два раза). Сумма очков определяет
команду-победительницу.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической,
технической и тактической.
Для волейбола характерна высокая
эмоциональная и
насыщенность. Эмоциональное состояние волейболистов очень влияет на их
игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает
волейболисту сохранять
эмоциональный подъем и хорошая морально-волевая подготовка нередко приводят к
победе над более сильным соперником. Волевые качества волейболистов
проявляются в преодолении трудностей обусловленными особенностями игры.
Целеустремленность и
стремлении повысить спортивное мастерство, в трудолюбии на
учебно-тренировочных занятиях.
Выдержка, смелость и самообладание выражаются в преодолении отрицательных
эмоциональных состояний, часто связаны с определенным риском при выполнении
быстрых передвижений, прыжков, бросков при приеме мяча.
Решительность и дисциплинированность выражаются в способности принимать
правильные решения, смело брать на себя ответственность в сложных игровых
ситуациях, в способности волейболистов вносить в игру творчество и
инициативу, в умении подчинить свои действия задачам коллектива на основе
сознания необходимости
связаны взаимнообусловлены.
Психологическая подготовка волейболистов определяется характером игровых
действий и особенностями
связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм
движений на другие, с правильным ориентированием на площадке. Сложность
игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится
применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и
характеру. Игра волейболиста связана с выполнением ответных действий в
условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная
быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и ответных
движений.
Эффективность технико-тактических действий в значительной степени
определяется хорошим
развития у них интенсивности, устойчивости, распределения и переключения
внимания. Волейболисту приходится одновременно воспринимать большое
количество объектов, определяющих объем его внимания, мгновенно переключать и
распределять его. Например, он следит за полетом мяча с подачи, затем
принимает его, одновременно распределяя свое внимание — определяя расстояние
к мячу и к партнерам, следит, как передвигаются свои игроки и игроки команды
соперников.
Игра в нападении с первой передачи, выход игрока с задней линии к сетке для
организации атак, организация различных вариантов защитных и нападающих
действий — все это
Им необходимо уметь быстро и
точно ориентироваться и
партнеров и соперников в игровой обстановке, самостоятельно принимать
эффективные тактические решения, разгадывать замыслы соперника и предвидеть
результаты. Именно в тактических
действиях волейболистов и
творческое мышление, память, представление и воображение.
Одно из важных психологических особенностей двигательной деятельности
волейболистов — это умение выполнять точные и дифференцированные
пространственные, временные и мышечные восприятия.
Таким образом, упражнения, связанные с психологической подготовкой юных
волейболистов, должны занять одно из главных мест в
учебно-тренировочном процессе.