Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 17:02, реферат
Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Наблюдения же показали, что многие учителя понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод.
1. (VIII станция) Из виса на
1. (IX станция) Из полу приседа,
руки на коленях, выпрыгнуть
вверх, приземлиться в
1. (X станция) Из основной стойки,
палка горизонтально внизу,
Комплекс рекомендуется
Для указания места (станции) выполнения
упражнений полезно изготовить
10 указателей: лист плотной бумаги вставляется
в пропил деревянной стойки на подставке;
на листе крупными цифрами обозначают
номер упражнения
(станции), делают описание и графическое
изображение его.
Размечая станции, нужно учитывать, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других, что для выполнения упражнений целесообразно использовать снаряды, находящиеся в зале, причем так, чтобы не передвигать их далеко.
В зале размером 6х18 метров можно расположить 10 станций примерного комплекса так, как показано на рисунке.
Поскольку одна из основных особенностей круговой тренировки - выполнение с индивидуальной дозировкой, нужно заготовить личные карточки учеников для учета физической нагрузки и показателей реакции на нее.
Карточки заполняют сами ученики,
однако порядок записи нужно разъяснить.
В графе «№ станций» на первой строчке
записывается номер той станции,
с которой ученик начинает выполнять
упражнения. Например, № 5.
Далее в столбик записываются номера последующих:
6, 7, 8, 9, 10, 1, 2, 3,
4.
В графе «I МТ» (I максимальный тест) записывается число повторений упражнения, выполняемого с максимальным напряжением и быстротой на каждой из 10 станций.
В последующих графах указывается дозировка упражнений на очередных занятиях. Например:
означает, что к максимальному количеству повторений нужно прибавить еще два повторения и сумму разделить пополам, а комплекс упражнений повторить дважды (два круга). В графе «Тренировочный объем» заносится сумма повторений на всех десяти станциях.
В графе «II МТ» (II максимальный тест) указывается максимальное число повторений на заключительном уроке цикла. Разница показателей между двумя тестами с учетом качества выполнения упражнений характеризует воздействие занятий по избранному методу.
Так, если в последнем уроке МТ
возрос по сравнению с первым, - значит,
возросла сила. Если количество ударов
пульса снизилось или осталось прежним
при увеличении количества повторений,
- значит, повысился уровень
Разработкой комплекса упражнений, изготовлением указателей и карточек, собственно ,и заканчивается подготовка к проведению круговой тренировки.
Таблица.
Индивидуальная карточка учета спортивных достижений
| |Содержание | |Тренировоч-| |Прирост
|
|№станции |упражнения |МТ |ный |2 МТ |достижений
|
| | | |объем | | |
|1 | | | | | |
|2 | | | | | |
|3 и т.д. | | | | | |
|Пульс после | | | | | |
|прохождения круга | | | | | |
|Пульс после 2 мин.| | | | | |
|отдыха | | | | | |
|Замечания | | | | | |
Первое занятие можно
Вводная часть (5 минут).
Основная часть (35 - 37 минут). Разучивание упражнений комплекса с подсчетом (20 минут). Определение максимального теста (10 минут).
Заключительная часть (3 - 5 минут).
Разучиваются упражнения всем классом
одновременно без лишних перестроений.
Вначале упражнения 5 и 10 (см примерный
комплекс) с палками, затем 4 и 9, 3 и 7,
далее 1 и 6 на скамейках и наконец
8 и 2. Желательно каждое упражнение повторить
3 - 4 раза. После этого учеников можно
посадить на скамейки и раздать карточки.
Кратко (5 - 7 минут) рассказать о занятиях
по методу круговой тренировки, в результате
которых развиваются
Перед выполнением первого упражнения ученики подсчитывают пульс (по команде) в течение 10 секунд (затем это число умножается на 6). Учитель напоминает, что на каждое упражнение затрачивается 1 минута: 30 секунд на выполнение упражнений с подсчетом, 30 секунд на запись результатов и переход к следующей станции (активный отдых) по кругу против часовой стрелки.
Предупредив учеников о том, что начинается определение максимального теста, что секундомер будет остановлен только через 10 минут, учитель командует: «Исходное положение - принять! Упражнение начи-най!». Через 30 секунд: «Стоп!» В таком же порядке выполняются все 10 упражнений. Нужно внимательно следить за секундомером и вовремя подавать команды.
После выполнения последнего упражнения снова по команде ведется подсчет пульса в течение 10 секунд.
Ученикам, у которых пульс после упражнения превышает 180 - 200 ударов в минуту, на последующих занятиях предлагается снизить нагрузку.
Максимальное число повторений
упражнения за 30 секунд - это и есть
МТ, в зависимости от которого устанавливается
индивидуальная дозировка на последующие
6 занятий цикла. По экстенсивно-интервальному
методу дозировка распределяется примерно
так.
На II занятии
Такая нагрузка дается для того, чтобы
упражнение выполнялось в два
раза медленнее максимального теста,
но с широкой амплитудой, наибольшей
точностью. Например упражнение 10 (примерного
комплекса) в максимальном темпе
выполнялось несмотря на замечания
с неполным наклоном туловища, с
плохо прогнутой спиной, палка
не поднималась выше головы. Следовательно,
выполняя в два раза медленнее, ученик
должен следить за тем, чтобы после
глубокого вдоха вместе с выдохом
палка поднималась точно вверх
одновременно с наклоном туловища до
горизонтального положения (палка
выше головы, смотреть на палку). Также
более точно и правильно
Дозировка на III - VI занятиях:
Указанную дозировку учитель может изменять в зависимости от подготовленности своих учеников.
На VIII занятии (заключительном в цикле) определяется II МТ. Его показатели и данные педагогических наблюдений служат отправным моментом для усложнения или изменения комплекса на следующий цикл.
Все 45 минут урока занимает только
первое занятие по круговой тренировке,
а остальные: 10 минут - если комплекс
выполняется один раз
(один круг); 20 минут - если комплекс повторяется
дважды (два круга) и 30 минут - если комплекс
повторяется три раза (три круга).
Упражнения с дозировкой в один круг целесообразно проводить в первые или последние 15 минут урока; с дозировкой в два круга - в последние 20 минут; в три круга - в последние 35 минут урока.
Между повторениями желательны 2- 3 минутные паузы, во время которых выполняются спокойная ходьба, упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
Заключение
Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений юными спортсменами и контролем за ее воздействием на систему организма.
Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.
Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре.
Литература:
Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. «физ. восп.». - М.: Просвещение, 1985.
Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - К.: Здоров’я, 1984.
Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое
мастерство тренера. - М.:
Физкультура и спорт, 1981.
Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз
о круговой тренировке. //
Физкультура в школе 1971, №7
Жужиков В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно- интервальному методу круговой тренировки. // Физкультура в школе 1971 №11
Шварцман А.Е. О занятиях по методу
круговой тренировки в VIII классе.
Рассказывает А.Е. Шварцман, школа №1, г.Киев.
// Физкультура в школе 1971
№8
Андреев С.Н. Проблемы организации
подготовки юных спортсменов в