Культовые предметы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 20:35, доклад

Описание работы

Культовые предметы - это предметы религиозного обихода. Использование культовых предметов воспринимается как один из способов общения с тонким миром, где они символизируют стремления, пожелания и воззвания человека к Высшему Разуму. Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступают материальные вещи, животные, растения, Солнце, Луна или боги.

Файлы: 1 файл

Южный Федеральный Университет.docx

— 27.50 Кб (Скачать файл)

Южный Федеральный Университет

Институт истории и международных отношений

 

 

 

 

Тема: Культовые предметы

Предмет: «Мировые религии: история и современность»

 

 

 

Подготовила:

группа студентов 3 курса, 2 группы (МО)

Мамилова Рада

 

 

Преподаватель:

Семенова О.В.

 

 

Ростов-на-Дону

2014 год

Культовые предметы - это предметы религиозного обихода. Использование культовых предметов воспринимается как один из способов общения с тонким миром, где они символизируют стремления, пожелания и воззвания человека к Высшему Разуму. Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступают материальные вещи, животные, растения, Солнце, Луна или  боги. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных - предметов охоты, заклинания духов (на ранних стадиях развития религии).1 К самым распространённым культовым предметам относятся изображения богов, святых и священнослужителей (иконы, скульптуры, фигурки), нанесенные на поверхности различных материалов (камни, дощечки из дерева или глины, статуэтки, ткани, кожаные изделия и многое другое) молитвы или иные сакральные слова, освящённые предметы, предметы для совершения ритуалов (маски, специальная одежда, ювелирные изделия, чаши, посохи, жезлы и т.п.), талисманы и обереги.2

Из имеющегося множества культовых предметов я хочу остановить  свое внимание на наиболее известных. Иконы (или образа) - это рукотворные изображения Божества, Его Ипостасей (проявлений) или возведенных в святые.  Создание икон обусловлено человеческим стремлением лицезреть и быть ближе к тому, к кому направлено обращение. Изображения выполняются на твердой основе (камень, дерево, бумага, холст, металл, стекло и т.д.). В наши дни самые распространенные виды икон - это роспись на липовой доске, стене храма или небольшой образок, который можно носить с собой. Сравнительно недавно (к примеру, в 18 веке н.э.) изображения на иконах выполнялись с вписанными в них рунами. Последние могли содержать имена изображенных ликов, подробности изображенного действия, место изготовления иконы, имя мастера или название мастерской и т.д. . Будучи посвященными в сакральные знания иконописцы имели особый статус и искусно вписывали руны в складки одежды, черты ликов, в силуэты фигур, в волосы изображенных и т.д. Непосвященные не могли читать подобные надписи, они предназначались только для жрецов.  Среди культовых предметов иконы имеют особое место - считается, что обращение к образу Божеству имеет большую силу, в первую очередь, из-за намоленности. Слово "икона" является видоизменённым словом "ликона", т.е. изображение лика Божества или Его Ипостасей.

Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности. Начиная с эпохи Возрождения, жизнь и природа на картинах изображаются посредством иллюзорного воспроизведения на плоскости доски, стены или холста трехмерного пространства — мира людей, животных, пейзажей и вещей. И даже если сюжет почерпнут из мифологии, то он переведен на язык земных образов. Живопись экспрессионистов и абстрактная живопись призваны отобразить переживания художника, переживания, которые изменяют и нарушают пропорции событий и предметов, а также цветовые соотношения между ними, деформируют предметы до неузнаваемости или вообще обходятся без предметных образов. Но даже и в этом случае различные эксперименты с цветом, линиями, со всевозможными способами интерпретации пространства на двухмерной поверхности картины не выводят нас, зрителей в мир иной природы, иных пространственных и временных шкал, иных ценностей. Принципы и художественные средства создания икон формировались в течение многих веков, прежде чем Древняя Русь приобщилась к этой стороне человеческой культуры. Традиции иконотворчества пришли в Древнюю Русь вместе с принятием ею христианства из Византии в конце Х века. 
Искусство Византии того времени носило, главным образом, религиозный характер и подчинялось строгим законам, как в отношении содержания, так и в отношении формы. В 730 году византийский император Лев III запретил культ икон. Этому в значительной мере способствовало то, что до воцарения он в течение многих лет служил в восточных провинциях Империи и, очевидно, не только был хорошо знаком с религиозными концепциями ислама, но и испытал известное влияние со стороны епископов Малой Азии, которые стремились (опять-таки под подспудным воздействием идеологии ислама) в максимальной степени очистить христианскую религию от всего материального, чувственного, недуховного. Многие иконы, мозаики, фрески были уничтожены. Однако иконопочитание не прекратилось. Оно продолжалось, хотя его приверженцы подвергались преследованиям, порой очень жестоким. Культ икон был восстановлен временно в 787 году на VII Вселенском соборе (в Никее) и окончательно — в 843 году.3 С появлением Православия в Киевской Руси, стали создаваться русские иконы. XV век – золотой век русской иконописи. Образуются разные школы: Новгородская, Владимирская, Суздальская, Ярославская, Московская, Псковская.4 Конечно, никто не будет спорить, что древнерусская живопись достигла своего апогея в творчестве Андрея Рублева. Его знаменитые «Троица» и «Апостол Павел» представлены в нашей галерее. Иконы традиционно посвящены библейским сюжетам. Не смотря на жесткие каноны, которым обязан следовать иконописец, авторы смогли передать своим произведениям атмосферу того времени и собственные эмоции.

Древнерусская живопись завоевала всемирное признание. Выставки русских икон проходили в Англии, Франции, Германии и Америке. Приобрести оригиналы русских икон является большой мечтой многих западных коллекционеров.

Большое влияние на меня произвела экскурсия в музей живописи, где мы познакомились с творчеством знаменитых иконописцев. Поистине это не забываемо. Именно в музее появилась возможность ознакомиться с иконой не только как с культовым предметом, но и как с феноменом живописи. На мой взгляд, в храме, под натиском общей религиозной ауры, не всегда получается взглянуть на икону так, чтобы получилось оценить всю эстетичность и неповторимость ее написания, так как действительно у икон свое, отличительное наложение и цветов, и теней, и размещение людей и предметов. Лично я смогла обратить на это особое пристальное внимания лишь в стенах музея, за что очень благодарна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Порублев Н. В. Культы и мировые религии. М.: Благовестник, 1994

 

  1. http://www.runitsa.ru сайт Института древнеславянской и древнеевразийской цивилизации Чудинов В. А

 

  1. И.П. Филевич История древней Руси

 

  1. Г. Л. Курбатов, Э. Д. Фролов, И. Я. Фроянов Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь

 

  1. Н. П. Кондаков. Иконы

 

 

1 Порублев Н. В. Культы и мировые религии. М.: Благовестник, 1994

2 http://www.runitsa.ru сайт Института древнеславянской и древнеевразийской цивилизации Чудинов В. А

3 И.П. Филевич История древней Руси

4 Г. Л. Курбатов, Э. Д. Фролов, И. Я. Фроянов Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь

 


Информация о работе Культовые предметы