Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:12, реферат
Античная Греция вообще, и особенно Афины, служат ярким примером того, насколько сложен путь цивилизационного развития, как трудно было первобытному человеку избавиться от почти животного состояния и стать частью цивилизации.
Афинское государство
Введение
1.История становления Афин
2.Афинское общество и принципы воспитания
3.Система воспитания в Афинах
4.Система физического воспитания в Афинах
4.1 Физическое воспитание детей и юношей
4.2 Физическая культура в период завершения классической эпохи Афин
Заключение
Список литературы
Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже — гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.
Процесс воспитания в Афинах был пронизан принципом соревнова тельности – агонистика – личное превосходство (индивидуализм).
Женщина в Афинах (по Еврипиду) – вещь для присмотра за хозяйством, с запретом выходить из дому без сопровождения рабыни. В домах состоятельных граждан имелись специальные женские отделения, куда вход посторонним был запрещен – гинекея. Стыд – вот главная добродетель женщины в афинском обществе.
4.СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО
Расцвет физической культуры Афин приходится на VI — начало IV вв. до н. э. Для осуществления функций власти в городе-государстве, живущем ремеслом и торговлей в условиях рабовладельческой демократии, требовались гораздо более сложные средства, чем в Спарте. Иначе складывался и состав населения. По приблизительным данным, в Афинах V в. до н. э. из 400 тыс. жителей насчитывалось 150 тыс. свободных граждан. Понятно, что при известных совпадениях, вытекающих из рабовладельческого базиса, физическое воспитание афинской молодежи существенно отличалось от обучения спартанской. Преподавание — за исключением содержания гимна сии — считалось частным делом. Кроме физической подготовки, принимались меры по развитию умственных способностей. Развитую систему эстетического и этического воспитания афиняне органически увязывали с физической культурой. В то же время физическая подготовка для женщин сводилась к орхестрике.
4.1 Физическое воспитание детей и юношей
Физическое воспитание детей начиналось в возрасте семи лет в особом учреждении — палестре. Наряду с палестрами в период расцвета Афин на первый план вышли гимнасии.
«Направляют их и к учителю физических упражнений, — можно прочитать в «Протагоре» Платона, — чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса».
Наряду с подвижными детскими играми, известными с незапамятных времен, постепенно получают распространение орхестрика — выполняемые под музыку упражнения в танцах и беге, обязательные упражнения в прыжках, приседания и различные виды игры в мяч. В середине V в. до н. э., то есть одновременно с допуском детей на общегреческие соревнования, в обучение включаются в облегченном виде основные компоненты пятиборья. (Также в середине V в. до н. э. в Греции наблюдается стремление привести нагрузку в физических упражнениях в соответствие с потенциалом юного организма.) Дети более состоятельных родителей до 15—18-летнего возраста продолжали занятия в гимнасиях. Здесь программа физической подготовки уже совпадала с требованиями пятиборья для взрослых, а затем была дополнена приемами кулачного боя и плаванием.
Юноши из семей наиболее богатых горожан и аристократов до 18—20-летнего возраста усваивали в группах эфебов познания из области управления государством, философии, а также командования войсками, изучали тактику, строевую подготовку, верховую езду, плавание, греблю, стрельбу из лука, фехтование и владение другими видами оружия.
4.2 Физическое культура в период завершения классической эпохи Афин
К концу классической эпохи физическая культура Афин претерпела серьезные изменения, на первый план в системе двигательных упражнений вышли игры в мяч. В «Горгии» Платона учитель физического воспитания говорит о том, что желает сделать граждан, прежде всего красивыми, а уж затем сильными. При учебных заведениях создавались купальни, бани, бассейны. Появилась постоянная должность мастера игр в мяч. Те же, кого не удовлетворяли элементы движений, содержащиеся в орхестрике, могли брать частные уроки у учителей драматического танца.
Точку зрения древних греков на физическую культуру наиболее ясно выражали их философы, которые считали, что «образ жизни свободного человека» немыслим без занятий гимнастикой. «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, — заявлял Сократ (469—399 гг. до н. э.), — чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Человека, не умеющего писать и плавать, они именовали недвусмысленно «телесным и умственным калекой». Однако критерии системы человеческих ценностей, получившие законченное выражение в агонистике, в V веке до н. э. уже подвергались серьезным сомнениям, а софистами были отвергнуты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как греки уделяли особое внимание воспитанию, это позволило им создать культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, спорте полностью сохраняющийся и в наше время. Огромным влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ и близкие к ним Пифагор, Евклид, Архимед, известные нам больше как математики. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались, (это не касалось низших слоев населения и рабов). Воплощением эллинского духа были Олимпийские игры, проводившиеся в 8-4 веках до н. э. и включавшие спортивные состязания, театральные и религиозные действия.
Целью Афинского воспитания было воспитать целостную, разностороннюю личность. Немаловажную роль здесь играет и физическое воспитание.
Система физического воспитания помогала укрепить здоровье граждан, поддерживала физическое состояние людей, а также способствовала созданию боеготового духа жителей, что вероятно и помогло Афинам подняться выше других стран в плане военной подготовки и увеличить свои территории и влияние в мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.История Европы. М. 1988 г., т. I. М. 1992 г., т.II. М. 1993 г., т. III
2.Боннар А. Греческая цивилизация. – М.: Искусство, 1992.
3.Культурология: Учебное пособие и хрестоматия для студентов.-
Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.
4.Пельман
Р. История античного
5.Знаменитые греки и римляне. - СПб., 1993.
6.Исаева
В.И. Античная демократия - феномен
европейской цивилизации // Историко-культурные
основы европейской
7.Кондратюк М.В. Архэ и афинская демократия // Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1. - М., 1983.
8.Строгецкий
В.М. Полис и империя в
9.Хрестоматия по истории Древней Греции. - М., 1964.
10. История и культура античного мира. / Под ред.Кобылина М.М. - М.: Наука, 1977.
11. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима - М.: Высшая школа, 1990.
12. Лурье С.А. История Греции. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993.
Гимнастика – древнегреческая Физкультура
Гимнастика – это
древнегреческая система
Гимнастика происходит от греческого
слова «гимнос» - голый, т.к. все атлеты выступали на соревнованиях обнаженными,
демонстрируя атлетическое сложение и
подтверждая высокий уровень физической
подготовки.
«В мире нет прекраснее одёжи, чем бронза
мускулов и свежесть кожи» - В. Маяковский.
По одной из версий обнажаться приходилось
из-за того, что проводившиеся у моря и
рек занятия требовали выполнения задач,
при которых одежда мешала (преодоление
водной преграды или борьба в воде), по
другой версии – поскольку греки верили
в магию, то считали, что одежда может ослабить
их физические возможности.
Гимнастика – древнегреческая Физкультура
Гимнастика (система физического
воспитания) состояла из трех частей:
1. Детские игры (от 1 до 7 лет). Начиналось
физическое воспитание с простых упражнений
- игры с мячом, бег, метание диска, копья
и другие упражнения, развивающие ловкость.
2. Палестра (залы для борьбы). Военная
подготовка – кулачный бой, борьба, бег
с оружием, верховая езда, метание камней,
стрельба из лука, плавание и традиционные
бег и прыжки в длину. Бегали не по замкнутому
кругу, а стадии (около 200м) туда и обратно,
имитируя движение греческих боевых порядков
(считается, что стадии придумал Геракл и учредил Олимпийские игры каждые 5
лет, по числу прибывших в Олимпию идейских
братьев).
3. Орхестрика (сформировалась из
древних обрядов и ритуальных танцев).
На данном этапе подготовки учили ловкости
и лёгкости движений. Игры с мячом, акробатические
упражнения, боевые и обрядовые танцы.
Орхестрика была одновременно вводным
и дополнительным обучением к палестре.
Гимнастика – упражнения
Упражнения были самые различные
- перетаскивание тяжелых камней, тянули
груженые телеги, соревновались в
погоне за животными, сгибали толстые
ветви деревьев.
В военной подготовке были свои особенности,
например, в кулачных боях можно
было бить только в голову, за удары в иное
место участника отстраняли от состязаний.
Связано это с тем, что дорийские племена
не носили шлемы, а защищали голову щитом,
поэтому нужна была такая техника кулачного
боя. Боевые диски и копья метали ни кто
дальше, а по заданной траектории, придавая
вращательное движение вокруг своей оси. Прыжки в длину были с отягощением
в руках. Серия из трех, пяти прыжков подряд
с гантелями в руках, которые
символизировали оружие, помогали правильно
оттолкнуться, а приземляясь восстановить
равновесие. Особенно изучали борьбу и рукопашный бой,
поскольку оружие было быстро тупящееся
и зазубривающееся, к тому же противника
стремились не уничтожить, а взять в плен.
Расцвет физической культуры Древней
Греции приходится на VI – V века до н.э.
Уровень физической культуры был настолько
высоким, что остальные народы, как говорится
- даже близко не стояли. Многогранная
начальная физическая подготовка, мотивацией
которой было достижение качественных
и высоких показателей. Сеть стадионов
и регулярных состязаний. Специальные
учебные заведения – палестры.
Древнегреческая система физического
воспитания наиболее ярко выражена в физической
культуре Спарты и Афин. Физическая
подготовка начиналась с 7 лет. Но спартанцы
основной упор делали на военную подготовку
(палестра), хотя практиковали музыку,
пение и вырабатывали навыки краткой и
четкой речи. Физическая культура Афин
была основана на орхестрике (развитие
ловкости, эстетики), умственное развитие
и этическое воспитание.
Платон (Афины) – «Направляют детей
к учителю физических упражнений, чтобы
тело их было обучено, слушалось благородной
души и чтобы из-за телесной слабости им
не пришлось на войне или в ином случае
брать на себя роль труса»
К 15 – 18 годам программа физической подготовки
уже совпадала с требованиями пятиборья
для взрослых.
Эстетическая составляющая была очень
важна в физической культуре – «Было бы
безобразием по собственному незнанию
состариться и даже не увидеть по самому
себе, каким способно быть человеческое
тело в полноте своей красоты и силы» - Сократ
(469 – 399 г. до н.э).
Возрождение древнегреческой гимнастики
В современной истории о красоте
тела и всестороннем физическом развитии начали вспоминать
только в конце XIX века, когда Евгений Сандов разработал систему физического
развития на основе древнегреческой гимнастики.
Занятия начинаются также с 7 лет. В основе
системы комплекс упражнений с лёгкими
гантелями, который дополняется различными
упражнениями с тяжёлыми гантелями и штангой,
статической нагрузкой, бегом и борьбой.
В результате Евгений Сандов достиг физического
развития, не уступающего древнегреческим
олимпийцам. При росте 170см и весе 80кг ему
не было равных в борьбе, хотя некоторые
соперники были тяжелее его в два раза,
самый сильный человеком в мире (жим одной
рукой 146кг) и при этом атлетическое телосложение.
Эстетическую составляющую системы, Евгений
Сандов назвал БодиБилдинг
(Строительство тела). Но после смерти Сандова, бодибилдинг
сделали отдельным видом «физического
развития», в ущерб скорости, ловкости,
выносливости. В общем, развалили всю систему,
а в последствии и физическую культуру,
которую Евгений Сандов пытался возродить
и писал книги, например «Сила и Здоровье
- как болезнь может быть успешно побеждена физической культурой». Англичане
быстро заменили физическую культуру
спортом, правда о ней уже к тому времени
узнали в СССР, где физическая культура
была принята «на ура!» во всех советских
инстанциях и физкультуру начали развивать.
Но и здесь изменилась социально-политическая
доминанта современной России, в результате
о физкультуре стараются забыть, как о
пережитке прошлого и продвигают спорт.
Если в Древней Греции гимнастика (физкультура)
объединила все составляющие, связанные
с физическим развитием для того, чтобы
человек развивался гармонично, то сегодня
физическая культура опять распалась
на отдельные части (виды спорта), где в
основном развивается только одно физическое
качество за счет и в ущерб остальных.
Нет системы физического воспитания.
Тренировки Александра
Засса
Классическая Эллада в общественно-экономическом
отношении не была наиболее развитым
рабовладельческим
Расцвет системы физического воспитания греческих городов-государств нашел наиболее яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин. При знакомстве с ними можно отметить два противоположных процесса. В Спарте коснеющие общественные условия загоняют воспитание, ограниченное почти целиком задачами физической и психологической подготовки, в русло военной муштры. В Афинах, напротив, именно следующие друг за другом социальные сдвиги позволяют создать систему всестороннего воспитания, отвечающего идеалу тогдашнего общества. Даже четыре основные задачи античной гимнастики (гигиеническая, военная, эстетическая и нравственная) в полной мере могли реализоваться только здесь. Именно поэтому в более узком смысле слова историю физического воспитания периода расцвета Эллады лучше всего проследить на сопоставлении развития этих двух полисов.
Физическая культура Спарты, упорно державшаяся за племенные традиции, достигла апогея в VI веке до н. э. В это время в Лаконии около девяти тысяч спартанцев правили примерно тридцатью тысячами полусвободных граждан и почти двумястами тысячами рабов. При таких пропорциях правящий класс на тогдашнем уровне военной техники, разделения труда и идеологии мог удерживать власть, лишь организовав все государство по образцу военного лагеря. Центральной задачей политики в области воспитания ставилось соответственно этому формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося старшим.