Лечебная физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 18:49, реферат

Описание работы

Лечебная физическая культура (или сокращенно ЛФК) — это самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности. Основным таким средством (и это отличает ЛФК от других методов лечения) являются физические упражнения — стимулятор жизненных функций организма.
Лечебная физкультура — это один из важнейших элементов современного комплексного лечения, под которым понимается индивидуально подобранный комплекс лечебных методов и средств: консервативного, хирургического, медикаментозного, физиотерапевтического, лечебного питания и др.

Файлы: 1 файл

ЛФК.docx

— 424.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дозировка физической нагрузки

Дозировка в ЛФК — это суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии процедуре.

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

1. Исходные положения лежа, сидя — облегчают нагрузку, стоя — увеличивают.

2. Величина и число мышечных  групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) — уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц  — увеличивают.

3. Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.

4. Число повторений одного и  того же упражнения: увеличение  его повышает нагрузку.

5. Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.

6. Ритмичное выполнение упражнений  облегчает нагрузку.

7. Требование точности выполнения  упражнений: вначале увеличивает  нагрузку, в дальнейшем при выработке  автоматизма — уменьшает.

8. Упражнения сложные на координацию  — увеличивают нагрузку, поэтому  их не включают в первые дни.

9. Упражнения на расслабление  и статические дыхательные упражнения  — снижают нагрузку: чем больше  дыхательных упражнений, тем меньше  нагрузка. Их соотношение к общеукрепляющим и специальным может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.

10. Положительные эмоции на занятиях  в игровой форме помогают легче  переносить нагрузку.

11. Различная степень усилий  больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.

12. Принцип рассеивания нагрузки  с чередованием различных мышечных  групп: позволяет подобрать оптимальную  нагрузку.

13. Использование предметов и  снарядов влияет не только  на повышение, но и на уменьшение  нагрузки.

Общая физическая нагрузка на занятии зависит, от интенсивности, длительности, плотности и объема ее. Интенсивность соответствует определенному уровню ее пороговой величины: от 30-40 % в начале и 80-90 % в конце лечения. Для определения порога интенсивности применяют выполнение нагрузок на велоэргометре с возрастающей мощностью от 50 до 500 кгм/м и более до предела переносимости. Длительность нагрузки соответствует времени занятий. Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки — это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий. При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.

Режим движений (режим активности) — это система тех физических нагрузок, которые больной выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения.

Строгий постельный режим назначают тяжелым больным. Для профилактики осложнений применяют упражнения в статическом, дыхании, пассивные упражнения и легкий массаж.

Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии. Разрешают переходы в положение сидя в постели от 5 до 40 мин несколько раз в день. Применяют лечебную гимнастику с небольшой дозировкой физической нагрузки с допустимым учащением пульса на 12 уд./мин.

Палатный режим включает положение сидя до 50 % в течение дня, передвижение по отделению с темпом ходьбы 60 шагов в минуту на расстояние до 100-150 м, занятия лечебной гимнастикой длительностью до 20-25 мин, с учащением пульса после занятия на 18-24 уд./мин.

На свободном режиме в дополнение к палатному включают передвижение по лестнице с 1-го до 3-го этажа, ходьбу по территории в темпе 60-80 шагов в минуту на расстояние до 1 км, с отдыхом через каждые 150-200 м. Лечебную гимнастику назначают 1 раз в день в гимнастическом зале, длительность занятия 25-30 мин, с учащением пульса после него на 30-32 уд./мин.

Частота пульса на занятиях должна быть не более 108 уд./мин у взрослых и 120 уд./мин — у детей.

В санаторно-курортных условиях применяют щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы.

Щадящий режим соответствует в основном свободному режиму в стационаре, с разрешением ходьбы до 3 км с отдыхом через каждые 20-30 мин, игр, купания (при подготовленности и закаленности).

Щадяще-тренирующий режим допускает средние физические нагрузки: широко используют ходьбу до 4 км за 1 ч, тeppeнкyp, прогулки на лыжах при температуре воздуха нe ниже 10-12 °С, катание на лодке в сочетании с греблей 20-30 м, спортивные игры с облегченными условиями их проведения.

Тренирующий режим применяют в тех случаях, когда нет выраженных отклонений в функциях различных органов и систем. Разрешается бег, спортивные игры по общим правилам.

 

Показания и противопоказания. 

ЛФК применяют чрезвычайно широко, учитывая ее стимулирующее иобщеукрепляющее действие. Она показана при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в фазекомпенсации кровообращения и декомпенсации I—II степени (ишемическая болезнь сердца, гипертоническаяболезнь, порок сердца, дистрофия миокарда и др.), болезнях периферических сосудов, дыхательной системы(пневмония, хронические неспецифические заболевания, туберкулез), болезнях системы пищеварения(холецистит, гастрит, язвенная болезнь в фазе ремиссии, колит и др.), болезнях обмена веществ (ожирение),болезнях мочевыделительной системы (хронический нефрит, мочекаменная болезнь). ЛФК назначают вранние сроки после операций на сердце, сосудах, легких и органах брюшной полости с целью профилактикипослеоперационных осложнений и ускорения восстановления, компенсации функций.

Лечебную физкультуру применяют при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервнойсистемы, сосудистых заболеваниях мозга, сопровождающихся двигательными расстройствами, нарушениемчувствительности и вестибулярными расстройствами, при неврозах, в пред- и послеоперационном периоде унейрохирургических больных. Большое значение имеют занятия ЛФК у больных с заболеваниями и травмамиопорно-двигательного аппарата для восстановления его функции, подвижности в суставах, укрепления мышц,коррекции деформаций, улучшения регенераторных процессов костной и мягких тканей. ЛФК используюттакже при ожоговой болезни и после различных ортопедических и пластических операций.

Лечебная физкультура показана беременным женщинам, при лечении гормональных расстройств,хронических воспалительных процессов в матке и придатках, опущении матки.

Общими противопоказаниями являются многие острые лихорадочные состояния и воспалительные процессы,обострения ряда хронических заболеваний, предрасположенность к кровотечению, нарастающая сердечно-легочная недостаточность, резко выраженная недостаточность кровообращения, тромбоэмболия,выраженный болевой синдром, острые повреждения до иммобилизации, большинство злокачественныхновообразований. ЛФК противопоказана также при неадекватных психических реакциях на процедуру.

 

 

Лечебная физкультура у детей

имеет особенности, связанные как с анатомофизиологическимсвоеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезней в детском возрасте. Свойственнаядетям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма,являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребенка. У детей прилюбом длительно текущем заболевании развиваются не только патологические симптомы, характерные длясамой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничениядвигательной активности. Поэтому одна из главных задач ЛФК в педиатрии — предупреждение отставанияребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранныхупражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях.

Формы ЛФК те же, что и у взрослых, но отличаются широким использованием игр и имитационных движений.Элементы ЛФК широко применяют при проведении занятий по физическому воспитанию с детьми раннеговозраста, в специальных группах общеобразовательных школ, поликлиник, в пионерских лагерях.

Характерными особенностями методики ЛФК у детей являются сочетание средств так называемогообщеоздоровительного воздействия со специальными, проведение занятий с учетом возрастных показателейразвития психики и моторики, соответствие подобранных инструктором ЛФК упражнений лечебным задачампри адекватной общей физической нагрузке. Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождатьсяположительными эмоциями. Разработаны различные методики ЛФК для детей определенных возрастныхгрупп при тех или иных заболеваниях.

Методика ЛФК должна соответствовать возрастным физиологическим характеристикам. Детям раннеговозраста показаны рефлекторные физические упражнения, в основе которых лежит тренировкаопределенных мышечных групп с помощью безусловных двигательных рефлексов (Бабинского и др.). Послеисчезновения гипертонуса сгибательной мускулатуры (примерно в возрасте 11/2—2 мес.) включают пассивныеупражнения. По мере увеличения произвольных движений особое внимание уделяют формированиюактивных двигательных навыков. Сочетанное применение всех типов упражнений и массажа, выполняемых воптимальных исходных положениях, обеспечивает правильное физическое развитие и коррекциювозникающих нарушений осанки.

ЛФК показана при большинстве заболеваний детского возраста как одной из эффективных средствобщестимулирующей и патогенетической терапии. Ее широко используют в комплексной терапиизаболеваний раннего детского возраста (рахит, гипотрофия и др.) для обеспечения улучшения инормализации нарушенных обменных процессов, предупреждения деформации опорно-двигательногоаппарата, отставания в психомоторном развитии и др. Так, в начальных стадиях рахита широко используютприемы массажа, пассивные и некоторые активные гимнастические упражнения, преимущественно висходных положениях лежа. При выздоровлении постепенно большее место отводят активным упражнениямдля развития имеющихся у ребенка двигательных навыков и предупреждения осложнений.

Противопоказания, как правило, ограничиваются тяжелым состоянием больного ребенка, высокойтемпературой, токсикозом, новообразованиями. В каждом отдельном случае вопрос о показаниях ипротивопоказаниях для назначения ЛФК решает лечащий врач.

Заключение

Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством, сложилось в глубокой древности. Ещё в самые давние времена люди знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности.

ЛФК способствует не только улучшению работы пораженного органа, но оказывает многогранное физиологическое действие. Под влиянием ЛФК активизируется дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние нервной эндокринной системы, повышается функция мышечной системы.

Используя возможности ЛФК и восстановив с ее помощью до "нормального" уровня и здоровье, и физические кондиции, можно затем заниматься другими видами физкультуры и даже спорта.

Необходимо ценить свое здоровье и правильно организовывать досуг, употребляя его для укрепления здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. ttp://www.medical-enc.ru
  2. http://ru. wikipedia.org/wiki/ЛФ
  3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник М. Медицина 1999, 304 с

Информация о работе Лечебная физическая культура