Лечебная физкультура при дисплазии тазобедренного сустава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:38, реферат

Описание работы

Детям и подросткам, которым пришлось пережить хирургическое вмешательство при лечении дисплазии, следует выполнять индивидуальные упражнения, отличающиеся от иных форм консервативного лечения. Необходимо полностью исключить бег, прыжки и поднятие тяжестей (свыше 15 кг), а также периодически выполнять курс упражнений, направленных на восстановление и «здоровое» функционирование мышечной массы оперируемой ноги. Также рекомендуется посещение бассейна с выполнением водных упражнений, велотренажеров, физиопроцедуры (озокерит, грязи), лечебный массаж – все это лишь ускорит процесс реабилитации больного ребенка. Так как после хирургического вмешательства дисплазия исправлена (или частично исправлена), то все процедуры и упражнения должны быть направлены на восстановление правильной ходьбы, ликвидации хромоты и восстановление мышечной массы ноги, на сустав которой была сделана операция.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
I. Дисплазия тазобедренного сустава. ……………...…………………………4
1.1 Понятие «дисплазия».
1.2 Статистика заболевания.
1.3 Симптомы и виды заболевания.
II. Лечебная физкультура. ………………………………………………….…..5
2.1 ЛФК после оперативного лечения.
2.2 Комплекс упражнений для постоянных занятий.
2.2.1 Лежа на спине.
2.2.2 Лежа на боку.
2.2.3 Лежа на животе.
2.2.4 Сидя на стуле.
2.2.5 Стоя.
Заключение ………………………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

referat_po_fizre.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Содержание …………………………………………………………………....…2

 
Введение …………………………………………………………………………..3

 

I. Дисплазия тазобедренного сустава. ……………...…………………………4

          1.1 Понятие «дисплазия».

    1. Статистика заболевания.

1.3 Симптомы и виды заболевания.

 

II. Лечебная физкультура. ………………………………………………….…..5

2.1 ЛФК после оперативного лечения.

2.2 Комплекс упражнений для постоянных занятий.

                2.2.1 Лежа на спине.

                2.2.2 Лежа на боку.

                2.2.3 Лежа на животе.

                2.2.4 Сидя на стуле.

                2.2.5 Стоя. 
 
Заключение ………………………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

                                             Введение 
 
        Опорно-двигательная система состоит из костей, связок, хрящей и сухожилий. Она обеспечивает структурную крепость тела, вертикальное положение, защищает внутренние органы от повреждений. Опорно-двигательная система является хранилищем минеральных веществ. Прочность опорно-двигательного аппарата снижается из-за плохого питания, употребления большого количества сахара, отсутствия должной физической нагрузки.

В зависимости от количества составляющих опорно-двигательного  аппарата существует большое многообразие его заболеваний. Заболевания суставов включают разнообразные формы поражения опорно-двигательного аппарата (костей, суставов, мышц, околосуставных мягких тканей), системные заболевания, протекающие с поражением суставов (ревматизм, системная красная волчанка и др.), ревматоидный артрит, туберкулезный, сифилитический, гонорейный и другие артриты инфекционного происхождения, псориатический артрит, метаболический артрит. Группу дистрофических заболеваний суставов составляют деформирующий остеоартроз, остеохондроз, деформирующий спондилез, остеохондропатии.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций  опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной  двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи  возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, то есть деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 ккал в сутки (или 2000-3000 ккал в неделю).

 

 

 

    1. Дисплазия тазобедренного сустава.

    

    1. Понятие «дисплазия».

 

              Врождённый вывих бедра (син. Дисплазия тазобедренного сустава) — это врождённая неполноценность сустава, обусловленная его неправильным развитием, которая может привести (или привела) к подвывиху или вывиху головки бедренной кости — к «врождённому вывиху бедра». Современное название этой патологии — дисплазия тазобедренного сустава. Речь идет о дисплазии развития (о нарушении развития всех структур сустава в процессе пре- и постнатального онтогенеза). Как правило, данное заболевание приводит к укорочению конечности и сколиозу.

         

          1.2  Статистика заболевания

 
          Дисплазия тазобедренных суставов распространена во всех странах (2 — 3 %), однако имеются расово-этнические особенности его распространения. Например, частота врождённого недоразвития тазобедренных суставов у новорождённых детей в скандинавских странах достигает 4 %, в Германии — 2 % , в США она выше среди белого населения, чем афроамериканцев, и составляет 1 — 2 %, тогда как врождённый вывих бедра почти не встречается у  негров. 
         Замечена связь заболеваемости с экологическим неблагополучием. Заболеваемость в РБ составляет примерно 3 — 4 %, а в экологически неблагоприятных регионах до 17 %. 
Статистика дисплазий противоречива. Так, в Беларуси (2010 год) врождённая дисплазия, подвывих и вывих бедра встречаются от 50 до 200 случаев на 1000 (5 — 20 %) новорождённых, то есть существенно (5-10 раз) выше чем на той же территории в советский период. 
         Чаще эта патология встречается у девочек (80 % выявленных случаев), семейные случаи заболевания составляют примерно треть. Дисплазия тазобедренного сустава в 10 раз чаще встречается у тех детей, родители которых имели признаки врождённого вывиха бедра. Врождённый вывих бедра выявляется в 10 раз чаще у родившихся при тазовом предлежании плода, чаще при первых родах. Часто дисплазия выявляется при медикаментозной коррекции беременности, при беременности, осложнённой токсикозом. Чаще поражается левый тазобедренный сустав (60 %), реже правый (20 %) или оба (20 %) 
         До первой половины прошлого столетия учитывали только тяжёлую форму дисплазии, врождённый вывих бедра (3-4 случая на 1000 рождений). В те годы «лёгкие формы» дисплазии не выявляли и не лечили. С 70-х — 90 гг. применяют термин «дисплазия тазобедренного сустава», понимая под этим не только вывих, но и предвывих и подвывих тазобедренного сустава. Цифры заболеваемости увеличились десятикратно. 
        Следует отметить, что отсутствие четких стандартов и опасение пропустить тяжёлую ортопедическую патологию является причиной гипердиагностики (20-30 % на стадии предвывиха). Дилемма «незрелый тазобедренный сустав и предвывих» обычно решается в пользу дисплазии, что увеличивает цифры заболеваемости.

 

    1. Симптомы и виды заболевания. 
               

Различают 3 степени  дисплазии тазобедренного сустава: 
 
                

 

          Предвывих – недоразвитие тазобедренного сустава без смещения головки бедренной кости относительно вертлужной впадины. 
       Подвывих – недоразвитие тазобедренного сустава с частичным смещением головки бедренной кости относительно вертлужной впадины. 
         Вывих – недоразвитие тазобедренного сустава с полным смещением головки бедренной кости относительно суставной впадины. 
         При недостаточности лечебных мероприятий с ростом ребенка наблюдается переход легкой степени дисплазии в подвывих, а подвывиха в вывих.

 

 

    1. Лечебная физкультура при дисплазии.

 

    1.  ЛФК после оперативного лечения

 

            Детям и подросткам, которым пришлось пережить хирургическое вмешательство при лечении дисплазии, следует выполнять индивидуальные упражнения, отличающиеся от иных форм консервативного лечения. Необходимо полностью исключить бег, прыжки и поднятие тяжестей (свыше 15 кг), а также периодически выполнять курс упражнений, направленных на восстановление и «здоровое» функционирование  мышечной массы оперируемой ноги. Также рекомендуется посещение бассейна с выполнением водных упражнений,  велотренажеров, физиопроцедуры (озокерит, грязи), лечебный массаж – все  это лишь ускорит процесс реабилитации больного ребенка.  Так как после хирургического вмешательства дисплазия исправлена (или частично исправлена), то все процедуры и упражнения должны быть направлены на восстановление правильной ходьбы, ликвидации хромоты и восстановление  мышечной массы ноги, на сустав которой была сделана операция.  
             Лечебная гимнастика - упражнения на сгибание, разгибание, отведение, внутреннюю ротацию в положении лежа, упражнения для укрепления отводящих мышц бедра. 
 
           Примерные упражнения:

 
            Упражнения, выполняемые лежа:

 
●    лечь на спину, согнуть ноги под углом 900  и сделать «велосипед» по 10 раз в разные стороны. (Следует делать медленно, чтобы не было слышно щелчков в тазобедренном суставе); 
●  сгибание-разгибание ног вместе и по очереди (одна нога согнута в коленке, другая прямая и так чередуем ноги); 
●  прижать одну ногу в коленке и вращать ее в разные стороны (ту же процедуру повторить и о второй ногой, если оперированы обе); 
●   выпрямить ноги и кончиками пальцев потянуться к телу, стараясь по максимуму напрячь мышцы ног; 
●    выпрямить ноги, ступни перпендикулярны ноге, и отводить по очереди ноги в стороны и вверх. 
 
               Упражнения, выполняемые сидя:

 
●   поочередное сгибание ноги в коленке (пальцы ног «смотрят» вверх);

● согнуть ноги в коленках и поочередно отводить их вправо и влево (выполнять медленно); 
●  выпрямить ноги и кончиками пальцев потянуться к телу, стараясь по максимуму напрячь мышцы ног. 
 
               Упражнения, выполняемые стоя:

 
●  стоя на одной ноге, вторую поджать под себя (сзади) и постараться как можно выше поднять ногу;

●   выпрямить ноги, ступни перпендикулярны ноге, и отводить по очереди ноги в стороны и вверх;

●    согнуть ноги в коленке под углом 900 и поочередно отводить их в стороны; 
●   подержать ногу на весу и кончиками пальцев потянуться к телу, стараясь по максимуму, напрячь мышцы ног. 
● ходьба «босиком» (стараться следить за правильностью походки); 
●   ходьба на внутренней стороне стопы;

●   приседания (необходимо выполнять медленно и с опорой);

●   с помощью гимнастического мяча выполнять массаж ступней;

           Упражнения, помогающие реабилитироваться ребенку после операции, необходимо выполнять постоянно и очень осторожно. Указания "не специалиста" могут нанести непоправимый вред здоровью подростка. Следует помнить, что физическая усталость у детей послеоперационного периода настает значительно быстрее, чем у других детей. Потому сеанс занятия лечебной физкультурой необходимо проводить не более 15 минут с перерывом не меньше 10 минут.

 
 
           2.2 Комплекс упражнений для постоянных занятий.

 

           С течением времени суставы приходят в норму и разрешено частичное занятие физкультурой. По-прежнему следует соблюдать минимальные нагрузки на опорно-двигательную систему, но ни в коем случае не исключать их. Суставы должны разрабатываться, следовательно допустимы такие виды упражнений, как бег, прыжки, тренажеры, однако употреблять их нужно в меру.

           При дисплазии тазобедренного сустава  как правило развивается сколиоз, а значит и упражнения лечебной физкультуры схожи с теми, которые советуют при данном заболевании. Однако не стоит забывать про указанную выше нагрузку на опорно-двигательную систему.

           Предлагаемый комплекс упражнений:

           2.2.1 Лежа на спине

1.Расслабить мышцы, закрыть глаза, полежать одну-три минуты. Дыхание произвольное. 
2.Согнуть стопы, разогнуть. Дыхание произвольное. Повторить 5—10 раз. 
3.Согнуть ноги в коленях, разогнуть; пятки, не отрываясь, скользят по тахте. Дыхание произвольное. Повторить 5—10 раз. 
4.Сдвинуть стопы вместе. Согнуть ноги в коленях и по возможности в тазобедренных суставах. С помощью рук развести ноги в стороны — вдох, соединить—выдох. Повторить 4—10 раз. 
5. Согнуть ноги в коленях, стопы вместе, руки в стороны. «Сваливать» колени вправо-влево. Дыхание произвольное. Повторить 5—10 раз в каждую сторону. 
6.Поднять руки вверх—вдох. Согнуть ногу в колене, прижать ее руками к груди — выдох. Вернуться в исходное положение. То же другой ногой. Повторить 5—10 раз. 
7.Вдохнуть, выдыхая, выполнить 3—6 движений ногами, как при езде на велосипеде. Повторить 2—6 раз. Если это упражнение трудно делать двумя ногами одновременно, можно сначала сгибать и разгибать одну ногу, затем другую. 
8.Руки на поясе. Отвести прямую ногу в сторону—вдох, вернуть ее в исходное положение— выдох. То же другой ногой. Повторить 5—10 раз. 
9. Развести ноги на ширину плеч. Повернуть бедро и колено до отказа внутрь, а затем до отказа наружу. Дыхание произвольное. Повторить 5—10 раз каждой ногой. 
10.Попеременно напрягать и расслаблять мышцы бедер. Дыхание произвольное. Выполнять 30—60 секунд. 
11.Согнуть ноги в коленях. Одна рука на груди, другая на животе. Вдохнуть, выпячивая живот и расширяя грудную клетку, выдыхая, опустить грудную клетку и втянуть живот. Повторить 3—6 раз. 
 
            2.2.2 Лежа на боку.

12.Одна рука под головой, другая на поясе. Поднять прямую ногу вверх, пальцы стопы потянуть на себя — вдох. Вернуться в исходное положение—выдох. То же лежа на другом боку. Повторить 5—10 раз.

            2.2.3 Лежа на животе

 
13. Ладони положить на тахту  около плеч. Опираясь на предплечье, перейти в коленно-локтевое положение. Вернуться в исходное положение. Дыхание произвольное. Повторить 3—6 раз. 
14. Ладони положить на тахту около плеч, выпрямить руки, прогнуться — вдох. Вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 4—8 раз. 
15. Руки расставить в стороны и согнуть в локтях. Ноги вместе. Подтянуться коленом к локтю одноименной руки, вернуться в исходное положение (ползание по-пластунски на месте). Дыхание произвольное. То же самое другой ногой. Повторить 5—10 раз каждой ногой. 
16. В коленно-локтевом положении, не отрывая рук от пола, «свалить» таз вправо, потом влево. Дыхание произвольное. Повторить 3—10 раз в каждую сторону.

       2.2.4 Сидя на стуле

 
17.Сесть на край стула, прислониться к его спинке. Ноги согнуты в коленях, руки на сиденье — вдох; выдыхая, выпрямить ногу в колене, поднять вверх, опустить в исходное положение (рисунок II). То же другой ногой. Повторить 5—10 раз каждой ногой. 
18.Исходное положение то же. Не отрывая пяток от пола, скользящим движением поочередно выпрямлять и отводить прямые ноги в стороны. Дыхание произвольное. Повторить 5—10 раз. 
19.Исходное положение то же. Разогнуть ноги в коленях и, не отрывая от пола, развести в стороны — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 4—6 раз. 
20.Исходное положение то же. Разогнуть ноги и, не отрывая их от пола, расставить на ширину плеч, носки развести в стороны до предела — вдох, свести — выдох. Повторить 10—15раз. 
21.Поднять вверх расслабленные руки — вдох, опустить их, отвести назад, наклоняясь вперед,— выдох. Повторить 5—10 раз. 
22.Развести руки в стороны — вдох. Обхватить ими колено и подтянуть его к груди — выдох. То же другой ногой. Повторить 5—10 раз. 
23.Руки опущены вдоль туловища. Поднять руки через стороны вверх, выпячивая живот—вдох. Вернуться в исходное положение, втягивая живот,— выдох. Повторить 5—6 раз.

          2.2.5 Стоя

24.Встать боком к стулу, опереться рукой о спинку. Маховые движения вперед-назад прямой расслабленной ногой. То же другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 5—10 раз каждой ногой. 
25.Встать лицом к стулу, опереться рукой о спинку. Маховые движения прямой расслабленной ногой вправо-влево (рисунок III). To же другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 5—10 раз каждой ногой. 
26.Ноги на ширине ступни, руки на поясе. Повернуть туловище вправо и отвести правую руку в сторону назад—вдох. Вернуться в исходное положение—выдох. То же в другую сторону. Повторить 5—10 раз в каждую сторону. 
27.Встать лицом к стулу, держась за его спинку, подняться на носки, руки развести в стороны, прогнуться — вдох. Вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 4—10 раз.

Информация о работе Лечебная физкультура при дисплазии тазобедренного сустава