Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:44, реферат
Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и 2) прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину и тройной прыжок).
Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и 2) прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину и тройной прыжок).
Прыжки в длину и тройной прыжок
Сектор для этих прыжков состоит из дорожки для разбега, бруска отталкивания и ямы с песком для приземления.
Дорожка для разбега должна быть длиной не менее 40 м, шири¬ной — 1,22—1,25 м и ограничиваться линиями шириной 50 мм.
Брусок для отталкивания изготавливается из дерева или другого пригодного материала и имеет размеры: ширина — 198 — 202 мм, длина — 1,21 —1,22 м и максимальная толщина — 100 мм. Он проч¬но устанавливается в грунт заподлицо с поверхностью дорожки, и его поверхность окрашивается в белый цвет.
Брусок для отталкивания располагается от переднего края ямы приземления на расстоянии:
- в прыжках в длину — от 1 до 3 м;
- в тройном прыжке для мужчин — не менее 13 м, для женщин — не менее 11 м.
Расстояние между бруском и дальним краем ямы приземления должно быть:
- в прыжках в длину — не менее 10 м и в тройном прыжке — не
менее 21 м.
За краем бруска, совпадающим с «линией измерения», уста-навливается съемная планка-индикатор (фиксатор заступа) дли-ной 1,21 — 1,22 м и шириной 98 — 102 мм. Индикатор вставляется в паз заподлицо с поверхностью бруска, имеет выступающую по¬верхность высотой 0,7 см, которая имеет скосы под углом 30° со стороны разбега и со стороны ямы приземления. Выступающая поверхность индикатора покрывается тонким слоем пластилина, на котором фиксируется след заступа.
По обе стороны от бруска по линии измерения на поверхность сектора наносятся белые линии шириной 10 мм и длиной 50 см, на которые на расстоянии 10 см ставятся прямоугольные указате¬ли местоположения бруска (белого цвета с темной полосой под углом 45°).
Яма с песком для приземления в прыжках в длину и в тройных прыжках должна иметь ширину от 2,75 м до 3,00 м и симметрично располагаться по отношению к оси дорожки разбега.
Яма обрамляется бортиками, которые не должны выступать над поверхностью дорожки, а ближний к бруску борт отталкивания Должен быть ниже уровня дорожки на 3 см. Песок в яме должен быть влажным, взрыхленным и на одном уровне с поверхностью дорожки. Глубина ямы должна быть не менее 50 см.
По обе стороны от дорожки
разбега и вдоль боковых
Частные правила прыжков в длину и тройного прыжка
Отталкивание в прыжках
Результаты прыжков измеряются по ближайшей точке следа, оставленного любой частью тела (или руки), по прямой, перпен¬дикулярной к линии измерения.
Прыжок не засчитываете я, если прыгун:
- не выполнив прыжка, пробежал через брусок или сбоку от него через линию измерения;
- при отталкивании заступил или наступил за линию измерения;
- оттолкнулся сбоку от бруска;
- во время приземления коснулся любой частью тела о поверх¬ность сектора за пределами бокового края ямы, оказавшись при этом ближе к бруску отталкивания, чем след, оставленный при приземлении;
- после совершения прыжка возвратился назад через яму для приземления;
- при прыжке применил любую форму сальто;
- просрочил время, выделенное на попытку.
В тройном прыжке попытка не засчитывается в случае, если прыгун нарушил чередование ног при отталкивании.
Эффективность прыжка определяется в
фазе отталкивания, когда создаются
главные факторы
Легкоатлетические прыжки по своей
структуре относятся к
Как целостное действие прыжок можно разделить на состав-ные части:
разбег и подготовка к отталкиванию — от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания;
отталкивание — с момента постановки толчковой ноги до мо¬мента отрыва ее от места отталкивания;
полет — с момента отрыва толчковой ноги от места отталкива¬ния до соприкосновения с местом приземления;
приземление — с момента соприкосновения с местом призем¬ления до полной остановки движения тела.
Разбег и подготовка к отталкиванию. Четыре вида прыжка (в вы¬соту, длину, тройной прыжок, прыжок с шестом) имеют свои особенности в разбеге, но также имеют определенные общие чер¬ты. Основные задачи разбега — придать телу прыгуна оптималь¬ную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оп¬тимальные условия для фазы отталкивания. Почти во всех видах Прыжки имеют прямолинейную форму, кроме прыжка в высоту способом «фосбери-флоп», где последние шаги выполняются по Дуге.
Используя во время прыжков способ «ножниц», прыгун после отталкивания принимает положение «в шаге». Далее маховая нога (н.) выпрямляется, опускается вниз, сгибается в коленном суставе и согнутая отводится назад. В это же время толчковая нога, сильно согнутая в колене, активным движением выводится вперед. Первый шаг закончился. Туловище прямое, таз выведен вперед. Рука, одноименная толчковой н., отведена назад в сторону, другая вынесена вперед. Далее толчковая н. опускается вниз. В это же время рука, одноименная толчковой н. выносится через сторону вверх и вперед, маховая – активным движением подается вперед. Рука, одноименная маховой н., незначительно выносится вперед в сторону. Прыгун закончил второй шаг. Туловище незначительно наклонено, таз и руки вынесены вперед.
Способ «ножницы»
После создания представления о технике полетной фазы прыжка с помощью целостного показа со среднего разбега для изучения этого способа полета применяются упражнения:
- прыжки в «шаге» с 3 — 5 беговых шагов, опуская маховую ногу вниз с приземлением на нее и пробегая вперед;
- прыжки в «шаге» с 1 — 3 шагов со сменой положения ног в полете и приземлением в положение «шага», толчковая нога впе¬реди;
- прыжки с 3 — 5 беговых шагов, меняя положение ног в поле¬те, но приземляясь на толчковую ногу;
- имитация движения рук в ходьбе;
- имитация смены ног в висе на кольцах, перекладине и лежа на гимнастических матах;
- прыжки способом «ножницы» (2,5 шага), толкаясь от гимна-стического мостика или трамплина, для согласования движений ног и рук;
- прыжки способом «ножницы» с различных по величине раз-бегов, отталкиваясь от грунта и бруска.
При выполнении всех упражнений необходимо обращать вни-мание на то, чтобы движения ног в полете выполнялись не голенью, а от бедра, свободными, широкими ногами.
Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подго¬товку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.
Задача 1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега.
Решается эта задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и просмотра фотографий, кинограмм, ви-деофильмов, плакатов и, наконец, показа техники прыжков в длину с разбега в целом.
Задача 2. Обучить технике отталкивания.
При обучении отталкиванию используются разнообразные под¬водящие упражнения в следующей последовательности:
- имитация движений ног при отталкивании на месте с актив-ным выведением таза вперед, а в момент окончания отталкива-ния — подъем колена маховой ноги;
- имитация подъема таза вверх из положения лежа с опорой на пятку ноги о пол;
- имитация сочетания движения рук и ног при отталкивании. При этом одновременно с махом свободной ногой поднимаются руки вперед —вверх, причем одноименная толчковой ноге рука поднимается выше, обеспечивая равновесие с поднятым бедром маховой ноги;
- то же упражнение, но с отталкиванием с одного шага;
- доставание предмета бедром маховой ноги после имитации отталкивания;
- поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через шаг, затем — через три шага;
- прыжки в шаге через планку или барьер высотой 40 — 60 см с трех беговых шагов;
- прыжки с 3 — 5 шагов разбега с запрыгиванием в положении «шага» на возвышение («коня», бревно, стопку матов, возвыше¬ния и другие спортивные снаряды и приспособления).
При выполнении перечисленных упражнений необходимо до¬биться полного выпрямления толчковой ноги и быстрого маха Другой ногой вверх. Толчковая нога ставится на место отталкива¬ния ближе проекции ОЦМ на всю стопу или перекатом с пятки на носок.
В момент отталкивания рука, противоположная маховой ноге, Должна активно выноситься вперед —вверх и внутрь для удержа¬ния прямолинейности полета (рис. 105).
Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкива-нием.
Средствами для решения этой задачи являются:
- прыжки «в шаге» с различной скоростью движения и при-землением на маховую ногу;
- прыжки в длину с 2 — 5 шагов разбега с ускоренной и актив¬ной постановкой толчковой ноги на место отталкивания;
- пробегание по разбегу 6—10 беговых шагов с обозначением отталкивания;
- прыжки с гимнастического мостика с 5 — 6 шагов разбега;
- прыжки в шаге с 5 — 6 шагов разбега через низкий барьер или планку;
- прыжки в длину с короткого и среднего разбега.
При овладении техникой изучаемых упражнений необходимо следить за ускорением ритма на последних шагах разбега, слитно¬стью разбега и отталкивания, а длина последнего шага должна быть несколько короче предыдущего.
Задача 4. Обучить технике приземления.
Для обучения приземлению в первую очередь необходимо по¬вторить прыжки с места. При этом следует обратить внимание на подтягивание коленей вперед —вверх и активное выбрасывание ног далеко вперед при приземлении. Для лучшего вынесения ног вперед можно сделать отметку или положить на это место ленту (веревку) и дать задание при приземлении посылать ноги за от¬метку (рис. 106).
При обучении приземлению с разбега можно рекомендовать следующие упражнения:
- прыжки в длину с места с активным подтягиванием коленей
вперед —вверх и группировкой с опусканием рук вниз;
- прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами или
одной ногой с далеким вынесением ног на приземление, прыгая
в песок или яму с поролоном;
I - прыжки в длину с короткого разбега через планку, барьер или резинку, установленную на высоте 20 — 50 см за 0,5 м от места предполагаемого приземления;
- из виса на гимнастической стенке, спиной к ней, махом впе¬ред сделать соскок с приземлением на две ноги на гимнастиче¬ский мат;
- прыжки в длину с короткого разбега через веревку или рези¬новую ленту, положенную на предполагаемом месте приземления.
Задача 5. Обучить технике движениям в полете.