Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 08:49, реферат
Больные, имеющие двигательные нарушения, делают утреннюю гимнастику в палате, лица без ограничений движений - в спортивном зале или на воздухе. Помещение, в котором занимаются больные, должно хорошо проветриваться. В процессе гимнастики организм выходит из состояния заторможенности физиологических процессов во время сна, повышается общий и эмоциональный тонус, усиливается деятельность всех органов и систем.
ЛФК
при остеохондрозе позвоночника.
Лечебная гимнастика (ЛФК) — это комплекс упражнений при большинстве хронических заболеваний человека, связанных с потерей мышечной силы и объёма движений суставов.
Лечебная гимнастика
при неврологических
Утренняя гигиеническая гимнастика проводится утром, после сна, до завтрака. Занятия с больными проводит методист лечебной физкультуры, либо палатная медицинская сестра.
Больные, имеющие
двигательные нарушения, делают утреннюю
гимнастику в палате, лица без ограничений
движений - в спортивном зале или
на воздухе. Помещение, в котором
занимаются больные, должно хорошо проветриваться.
В процессе гимнастики организм выходит
из состояния заторможенности
Лечебная гимнастика - основная форма лечебной физкультуры. Применяют два метода лечебной гимнастики - индивидуальный и групповой. Урок лечебной гимнастики состоит из вводного, основного и заключительного разделов.
Вводный раздел предполагает подготовку больного к выполнению последующих физических упражнений. Больному разъясняется цель урока, подсчитывается пульс, проводят дыхательные, общеразвивающие и подготовительные упражнения. Продолжительность этой части урока - 5-10 мин.
Основной раздел
включает физические упражнения, оказывающие
специальное и общее
Задачи урока определяет врач. При проведении занятий нагрузку регулируют на основании так называемой физиологической кривой - кривой изменения частоты пульса в течение занятий. При правильном построении урока максимальное учащение пульса не должно превышать более, чем на 50% исходной частоты сердечных сокращений.
Особенно ответственным
является создание комплекса упражнений,
отвечающего задачам
При пассивном воспроизведении определенного движения импульсы поступают в те клетки коры головного мозга, которые его вызывают. При отсутствии активных движений используются пассивные с одновременной посылкой волевых импульсов больным.
По мере увеличения силы мышц в паретичных конечностях появляется возможность выполнения активных движений, которые вначале выполняются с помощью персонала, затем самостоятельно. Важное значение имеет соблюдение последовательности в тренировке отдельных мышечных групп и получение изолированных активных движений.
Важным условием в методике урока лечебной физкультуры имеет дозировка физической нагрузки, которая определяется рядом показателей. К ним относятся: подбор физических упражнений, который строится на основе принципа постепенности: от простого к сложному. Продолжительность физических упражнений определяется временем, затрачиваемым больным на их выполнение. Число повторений определяется характером заболевания и особенностью упражнений. Упражнения общеукрепляющего типа целесообразно повторять 5 - 6 раз, направленные на укрепление ослабленных мышечных групп 10 - 20 раз.
Выбор исходных положений
зависит также от особенностей заболевания
и характера выполняемых
Различают медленный,
средний и быстрый темпы
Ритмичность движений способствует улучшению крово- и лимфообращения и уменьшает утомление.
Количество отвлекающих упражнений. Посредством их чередования с основными достигается повышение работоспособности мышц. Эти упражнения используют также в заключение урока.
Использование эмоционального фактора состоит в том, чтобы при занятиях физическими упражнениями вызвать у больного положительные эмоции. Это достигается включением в занятия элементов игры или соревнования, музыкального сопровождения и др.
Дозирование физической
нагрузки в процессе занятий физическими
упражнениями обеспечивается тщательным
врачебно-педагогическим контролем
и индивидуальным подходом к больному.
Планирование лечебного использования
физических упражнений по периодам осуществляет
методист под контролем врача. Уточняются
формы лечебной физкультуры, порядок
их применения в режиме дня, в комплексе
с другими лечебными
Самостоятельные занятия больных представляют собой одну из форм лечебной физкультуры. Больному подбирают комплекс упражнений, которые он повторяет в течение дня несколько раз. В зависимости от особенностей заболевания на комплекс упражнений затрачивается от 2-3 до 10-15 мин. Для больных с тяжелыми двигательными нарушениями, которые нуждаются в интенсивном лечении, но в силу дефекта самостоятельно заниматься не могут, рекомендуется проведение занятий при помощи родственников, которые предварительно обучаются приемам лечебной физкультуры и тем упражнениям, которые задаются для выполнения с больным.
При проведении системы лечебной физкультуры следует иметь в виду упражнения спортивно-прикладного типа, к которым относятся основные виды естественных движений человека, - ходьба, бег, прыжки, ползание, упражнения в равновесии и т. д. Ходьба широко используется в лечебной физкультуре в качестве физического упражнения, представляющего собой естественный способ передвижения. Ходьба повышает обмен веществ, улучшает кровообращение и дыхание, оказывает положительное воздействие на весь организм. Ходьбу используют при занятиях лечебной гимнастикой, в прогулках и др. Показания к применению ходьбы как лечебного средства очень широки.
Бег по сравнению
с ходьбой является более сильным
средством лечебного
Прыжки по своему физиологическому действию являются кратковременными упражнениями значительной интенсивности. Применение прыжков целесообразно в периоде выздоровления.
Метание помогает
восстанавливать координацию
Лазанье по гимнастической стенке способствует увеличению подвижности суставов, развитию силы мышц.
Упражнения в
ползании используются преимущественно
для коррекции различных искрив
Упражнения в равновесии применяются при заболеваниях, связанных с нарушением функции вестибулярного аппарата и мозжечка.
Спортивные игры
в системе лечебной физкультуры
используют как одно из важных средств
физического воспитания больного человека.
Игры воспитывают и развивают
ряд ценных физических и морально-волевых
качеств: силу, быстроту, ловкость, внимание,
выдержку и др. Большое значение
игр в том, что они стимулируют
положительные эмоции и тонизируют
нервно-психическую сферу
Плавание и упражнения
в воде. Характеризуются сочетанием
воздействия движений и водной среды.
Нахождение в воде повышает обмен
веществ, активизирует кровообращение.
В специальных условиях (ванна, бассейн)
облегчаются движения атрофических,
ослабленных мышц. Плавание назначается
также с закаливающими и
Используются и другие спортивные упражнения как ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т. п.
Двигательные режимы. Лечебная физкультура является неотъемлемой составной частью всех двигательных режимов. Подбор физических упражнений, форм их проведения, нагрузка на занятиях в каждом отдельном случае должны соответствовать двигательной активности, допускаемой отдельными режимами.
Различают строгий постельный режим, постельный режим, полупостельный, расширенный, умеренно тренировочный, общетренирующий.
В реабилитационное отделение поступают, как правило, больные, которые находятся на полупостельном, либо на расширенном режимах, строго постельный режим соблюдают больные в остром периоде болезни.
При полупостельном
режиме во время занятий лечебной
гимнастикой больной
При применении лечебной
физкультуры следует
Прежде чаи приступить к самостоятельный занятиям лечебной гимнастикой, необходимо проконсультироваться со специалистом (невропатолог, ортопед-травматолог, врач ЛФК).
Заниматься лечебной гимнастикой можно в любое время дня. Очень полезно утром сразу после сна выполнить несколько упражнений (например: Ш 1,3,13,17,20 острого периода), затем совершить утренний туалет и продолжать выполнение упражнений согласно предписанному врачом и методистом ЛФК комплексу.
Одежда во время выполнения упражнений должна быть легкой, не стесняющей движений, но и не допускающая переохлаждения. Лучше всего - шерстяной тренировочный костюм.
Некоторые из рекомендованных вам упражнений полезно выполнять в течение рабочего дня (например, упражнение №I тренировочного периода - периода ремиссии).
П О М Н И Т Е !
Появление болевых ощущений во время выполнения упражнений является сигналом к снижению амплитуды выполнения упражнений, их интенсивности или к полному прекращению их выполнения.
Для того, чтобы занятия
лечебной гимнастикой приносили наибольшую
пользу, следует:
а) выполнять упражнения ежедневно;
б) выполнять упражнения старательно,
в медленном темпе, не искажая самовольно
форму, скорость и интенсивность выполняемых
упражнений;
в) при выполнении упражнений не задерживать
дыхание;
г) периодически консультироваться с врачом,
не скрывая от него свои недуги.
Примерный комплекс лечебной гиинастики. применяемый в остром периоде (начальный этап) | |
|
И.п. лежа. Сгибание и разгибание стоп и пальцев кистей в кулак. |
|
И.п. лежа, левая нога согнута в колене. Сгибание и разгибание правой ноги, скользя пяткой по постели. После 8-10 повторений -- то же другой ногой. |
|
И.п. лежа. Поочередные поднимания рук вверх. |
|
И.п. лежа, левая нога согнута в колене. Отведение правой ноги в сторону. После 8-Ю повторений -- то же другой ногой. |
|
И.п. лежа, руки к плечам. Круги согнутыми руками вперед и назад. |
|
И.п. лежа. Поочередные выпрямления ног в коленях, опираясь бедрами о валик. |
|
И.п. лежа, ноги согнуты. Поочередное сгибание согнутых ног к кивоту. |
|
И.п. лежа. Сгибание рук к плечам в сочетании с дыханием. |
|
И.п. лежа, ноги согнуты. Поочередное отведение коленей в стороны. |
|
И.п. лежа, ноги согнуты. Руки вверх - вдох, прижать колено к кивоту - выдох. То же - другой ногой. |
|
И.п. лежа, ноги врозь. Ротация ног внутрь и наружу" |
|
И.п. лежа. Диафрагмальное дыхание. |
Специальные упражнения, применяемые на втором этапе острого периода | |
|
И.п. лежа, ноги согнуты. Приподнимание крестца с опорой на нижнегрудной отдел позвоночника и стопы за счет кифозирования поясничного отдела позвоночника. |
|
И.п. лежа, ноги согнуты. Приподнимание головы с одновременным напряженней мышц брюшного пресса. |
|
И.п. лежа. Статическое напряжение больших ягодичных мышц. 8-10 напряжений каждое по 4-6 с. |
|
И.п. лежа, ноги согнуты врозь. Левую руку вверх - вдох. Опустить руку вперед-вниз-внутрь, приподнять голову и плечи, потянуться рукой к правому колену - выдох. То же другой рукой. |
|
И.п. лежа. Поочередные сгибания ног. При выпрямлении давить стопой на постель, кифозируя при этом поясничный отдел позвоночника. |
|
И.п. лежа. То же упражнение, что и №17, но выполняется двумя ногами одновременно. |
|
И.п. лежа, под ногами валик, Приподнимание таза за счет кифозирования поясничного отдела позвоночника. |
|
И.п. упор на коленях. Сесть на пятки, не отрывая кистей от постели и вернуться в и.п. При возвращении в и.п. не прогибаться! |
|
И.п. упор на коленях. Сгибание позвоночника (без пригибания при возвращении в и.п.!) |
Примерный комплекс лечебной гимнастики, применимый во ВТОРОМ ( ПОДОСТРОМ ) периоде | |
|
И.п. лежа. Одновременное сгибание и разгибание стоп. |
|
И.о. лежа. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленях. |
|
И. п. лежа. Поочередное поднимание рук вверх с последующим пассивным вытяжением их инструктором ЛФК. |
|
И. п. лежа, левая нога согнута. Отведение правой ноги в сторону. После нескольких повторений то же левой ногой. |
|
И.п. лежа, руки к плечам. Круги согнутыми руками. |
|
И.п. лежа, левая нога прижата к животу. Поднимание правой ноги вперед. После нескольких повторений - то же левой ногой. |
|
И.п. лежа, ноги отогнуты. Приподнимание крестца с одновременным кифозировавием поясничного отдела позвоночника. |
|
И.п. лежа, ноги отогнуты, Руки на животе. Приподнимание головы и плеч. Фиксация этого положения 2-4 с. |
|
И.п. лежа. Статическое напряжение больших ягодичных мышц. Время напряжения 6-8 с. |
|
И.п. лежа, ноги согнуты. Одновременное сгибание ног к животу. |
|
И.п. упор на коленях. Сесть на пятки, не отрывая рук от кушетки. |
|
И.п. упор на коленях, ноги врозь. Поворот налево, левая рука в сторону. То же вправо. |
|
И.п. упор на коленях. Сгибание позвоночника. При возвращении в и.п. не прогибаться. |
|
И.п. упор на коленях. Выпрямляя левую ногу, выполнить упор на правом колене. Ногу высоко не поднимать. То же другой ногой. |
|
И.п. упор на коленях, ноги врозь. Сгибая правую ногу влево-вверх, коснуться правым коленом левой руки. То же другой ногой. |
|
И.п. упор на коленях. Отводя левую ногу назад, сесть на правую пятку (полушпагат). То же другой ногой. Руки от кушетки не отрывать. |
|
И.п. лежа на животе (под животом валик). Поочередные приподнимания ног от кушетки на 3-5 см в удержание их в этой положении 4-6 с. |
|
И.п. лежа на животе, руки в стороны. Приподнять голову и плечи от кушетки на 3-5 см и удержание в этом положении 4-6 с. |
|
И.п. лежа на животе. Поочередное отведение ног в стороны. Ноги от кушетки высоко не поднимать. |
|
И.п. лежа на животе. Поочередные сгибания ног в коленях. |
|
И.п. упор на правом колене, левая нога выпрямлена вперед, (сбоку от кушетки). Отведение левой ноги в сторону. То же другой ногой. |
|
И.п. лежа на боку. Одновременное сгибание ног вперед. То же на другом боку. |
|
И.п. лежа, ноги на валике. Приподнимание крестца за счет кифозированин поясничного отдела позвоночника. |
|
И.п. лежа. Поочередное "вытягивание" ног вниз. |
|
И.п. лежа. "Раз"- руки вверх. "Два" - сгибая правую ногу вперед, прижать колено к животу. |
|
И.п. лежа, ноги врозь. Ротация прямых ног внутрь и наружу. |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ рекомендуемые для включения в комплекс лечебной гимнастики применяемый в период ремиссии | |
|
Кифозирование поясничного отдела позвоночника с фиксацией
этого положения 10-60 с.: |
|
И.п. вис стоя на гимнастической стенке, руки согнуты. Сгибая ноги, перейти в смешанный вис в приседе. |
|
И.п. упор на коленях, ноги врозь. Переступая руками влево, согнуть туловище влево. То же в другую сторону. |
|
И.п. стойка на коленях. Сед на бедро справа, руки влево. То же в другую сторону. |
|
И.п. лежа, ноги согнуты вперед. Наклоны коленей влево и вправо. |
|
И.п. лежа, ноги согнуты, руки за голову. Сесть - лечь. |
|
И.п. вис сзади на гимнастической стенке. Одновременное сгибание ног вперед. |
|
И.п. вис спереди на гимнастической стенке. С поворотом таза налево, согнуть ноги вперед. То же в другую сторону. |
|
И.п. лежа на животе на гимнастической скамейке, руки за голову, ноги фиксированы. Разгибание туловища назад. Сильно не прогибаться! |
|
И.п. лежа, ноги прижаты к животу. Перекаты не спине вперед и назад |
|
И.п. вис стоя на гимнастической стенке, руки согнуты. Сгибая правую ногу и выпрямляя руки, перейти в смешанный вис присев на правой ноге. То же на другой ноге. |
|
И.п. лежа на животе, руки под голову. Сгибая туловище влево, одновременное отведение ног влево. То же в другую сторону. |
|
И.п. лежа на животе на краю кушетки, ноги вниз, хват руками снизу за кушетку. Разгибание ног назад. Не прогибаться! |
|
И.п. лежа. Сгибаясь вперед, перейти в положение сед, ноги скрестно. Выполнять с опорой руками сзади и без опоры. |
|
И.п. упор присев. Выпрямляя ноги, перейти в положение упор стоя согнувшись. |
|
И.п. упор лежа. Переступая руками назад, перейти в положение упор стоя согнувшись. |
|
И.п. столика ноги врозь, руки к плечам. Сгибая левую ногу вправо-вперед, коснуться правым локтем левого бедра. То же другой ногой. |
|
И.п. лежа, руки вверх. Поднимая левую ногу вперед, коснуться правой рукой левой голени. То же другой ногой. |
|
И.п. лежа, ноги согнуты вперед, резиновый бинт фиксируется одним концом за голени, вторым - за гимнастическую стенку. Разгибание ног назад. |
20) |
ХОДЬБА: на носках, на пятках, на наружном
крае стоп, выпады с поворотами туловища
влево и вправо, ходьба с высоким
подниманием бедер, ходьба со сгибанием
ног назад и т.д. |