ЛФК при сколиотической болезни у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:38, реферат

Описание работы

В системе мероприятий профилактики, лечения и реабилитации, к сожалению, продолжают преобладать традиционные средства лечебной физической культуры (ЛФК), такие как: гимнастические комплексы упражнений лечебной и корректирующей направленности, физические упражнения в водной среде и элементы способов плавания, коррекции положением и использования ортопедических фиксирующих корсетов, использования массажа и физиотерапевтических процедур, которые на сегодня становятся все менее действенными в сравнении с более перспективными методиками.

Файлы: 1 файл

рефераты по физре.docx

— 30.50 Кб (Скачать файл)

Соликамский политехнический техникум 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ на тему:

«ЛФК  ПРИ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ 

У ШКОЛЬНИКОВ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                   Выполнила:

                                                                                                    студентка 

                                                                                                    группы 34 ТПО 

                                                                                                    Петренко Е.С.

                                                                                                    Проверил:

                                                                                                    преподаватель

                                                                                                    физкультуры 

Соликамск, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Сколиотичные нарушения позвоночника считаются одними из наиболее сложных изъянов опорно-двигательного аппарата человека. Сколиоз называют биологической трагедией человечества. По статистическим данным ученых Европы, в странах СНГ – почти у 98 % детей оказывается такая патология.

     При проявлениях сколиоза отмечаются нарушения  не только функций опорно-двигательного  аппарата, но и возникновение и  развитие негативных сдвигов в функционировании внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, что первично обусловлено процессом патологического искривления позвоночника.

     Возникновение сколиоза и развитие сколиотичной болезни следует считать многофакторным процессом и с точки зрения биомеханики – результатом взаимодействия влияний, которые нарушают вертикальное положение позвоночника, направленные на поддержку вертикальной позе. А умение квалифицированно корректировать ход ее протекания является важной проблемой консервативного лечения, в первую очередь, средствами физической культуры и спорта в период роста и формирования скелета ребенка.

     В системе мероприятий профилактики, лечения и реабилитации, к сожалению, продолжают преобладать традиционные средства лечебной физической культуры (ЛФК), такие как: гимнастические комплексы  упражнений лечебной и корректирующей направленности, физические упражнения в водной среде и элементы способов плавания, коррекции положением и  использования ортопедических фиксирующих  корсетов, использования массажа  и физиотерапевтических процедур, которые  на сегодня становятся все менее  действенными в сравнении с более  перспективными методиками. 

СКОЛИОЗ, ЕГО ФОРМЫ И  СТЕПЕНИ

     Сколиоз (боковое искривление позвоночника) – это заболевание, которое может  быть либо врожденным, либо приобретенным (паралич мышц спины, рахит, травмы). Из разных разделений сколиозов согласно этиологии и патогенезу этого  недуга самое большое распространение  получила классификация Кобба, в соответствии с которой они делятся на пять главных категорий.

     Первая  категория – произошли на основе миопатического уровня. Страдания заключаются в заболевании неполного развития связочного аппарата и мышечной ткани. К этой категории также могут быть приурочены рахитические сколиозы, которые образуются в ходе дистрофического процесса не только в скелете, но и в нервно-мышечной ткани.

Вторая категория  – произошли на основе нейрогенного уровня: в результате полиомиелита, сирингомиелии, неврофиброматоза, а  также спастического паралича. Сюда же можно отнести и сколиозы на основе радикулита, люмбоишиальгии и вызванные дегенеративными переменами в межпозвонковых дисках, часто влекущие за собой стеснение корешков и клинически корешковый гетеро- или гомоплегический синдром.

     Третья  категория – образовываются в  ходе патологии формирования ребер  и позвонков. В эту же категорию  входят все унаследованные сколиозы, формирование которых обусловлено  костными диспластическими недостаточностями.

     Четвертая категория – искривления позвоночника, вызванные болезнями грудной  клетки (рубцовые на почве ожогов, эмпиемы, пластических операций на грудной клетке).

     Пятая категория - идиопатические сколиозы, образование которых на сегодня  еще не до конца исследовано. 
 
 

     ЛЕЧЕБНАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ СКОЛИОЗЕ У  ШКОЛЬНИКОВ 

     Лечебная физкультура (ЛФК) - наиболее распространненное классическое назначение в комплексном консервативном лечении сколиоза, в полезности назначения которого вряд ли сомневается хоть один ортопед. Даже при завершении роста ребенка, после 16-20 лет, когда назначение ЛФК преследует больше реабилитационные, чем лечебные цели (поддержание мышечного и жизненного тонуса, улучшение кровоснабжения мышц спины), регулярное выполнение комплексов ЛФК необходимо.

     В детском возрасте ЛФК является именно лечебным воздействием, основные цели которого: разгрузка позвоночника, устранение существующего мышечного  дисбаланса, правильное развитие и  укрепление всего связочно-мышечного аппарата туловища, формирование у ребенка правильных нервно-мышечных реакций (осанка).

     ЛФК сочетается с режимом сниженной  статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых  занятий, индивидуальных процедур (преимущественно  показаны больным при неблагоприятном  течении болезни), а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно. Методика ЛФК определяется также  степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение  устойчивости позвоночника (стабилизацию патологического процесса), а в  то время как при сколиозе II степени - также на коррекцию деформации.

Коррекция сколиоза при выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса  и туловища больного. Упражнения должны быть направлены на коррекцию искривления  позвоночника во фронтальной плоскости. С большой осторожностью с  целью коррекции применяют упражнения, вытягивающие позвоночник, например у  гимнастической стенки. 
 

     Упражнения  лечебной гимнастики должны служить  укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы  поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.

Упражнения  желательно делать в просторном, проветренном помешении с большим стеновым зеркалом и подстилкой для упражнений, выполняемых лежа. Комплекс состоит из нескольких частей: разминки, упражнений лежа на спине, лежа на животе, и стоя. Отдых между упражнениями производится в исходном положении (т.е. если упражнение - лежа на спине, отдыхаем также в этом положении, вставать или садится не надо).

       В комплексной терапии сколиотической  болезни используют в основном  корригирующие, асимметричные и  симметричные упражнения. Корригирующие  упражнения предусматривают максимальную  мобилизацию позвоночника, на фоне  которой проводится коррекция  дуги искривления с помощью  специальных противоискривляющих (корригирующих) упражнений. Асимметричные упражнения также направлены на коррекцию позвоночника, но оказывают оптимальное воздействие на его кривизну, умеренно растягивают мышцы и связки на вогнутой стороне дуги искривления и обеспечивают дифференцированное укрепление ослабленных мышц на выпуклой стороне.

     При сколиозе II степени на фоне общеукрепляющих  упражнений применяют самокоррекцию, асимметричную коррекцию, деторсионные упражнения (по показаниям). Обязательны дыхательные упражнения.

И. И. Кон  предлагает корригирующее воздействие  на позвоночник, эффективное у больных  со сколиозом I—II степени. Исходное положение- лежа на спине, нога на стороне вогнутости искривления, согнутая под углом 90°, преодолевает сопротивление груза, который крепится у ножного конца кровати. При динамическом упражнении вес груза колеблется от 5 до 15 кг, а число движений - от 10 до 50. При статической нагрузке вес варьирует от 10 до 40 кг, а время его удержания — от 10 до 30 с. Это упражнение рассчитано на сокращение главным образом подвздошно-поясничной мышцы, уменьшающее сколиотическую дугу, торсию и лордоз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ  НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ 

Исходное положение  стоя

1. Принятие  правильной осанки путем касания  стены или гимнастической стенки  ягодицами, икроножными мышцами  и пятками. Отойти от стены  на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.

2.Исходное  положение лежа на спине, руки вдоль туловища. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Приподнять голову и плечи, вернуться в исходное положение.

3.  В  корригированном положении туловища  прижать поясничную область к  полу. Встать, принять правильную  осанку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО  «КОРСЕТА» 

     Для мышц спины: исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую.

1.  Перевести  руки на пояс, приподнимая голову  и плечи, лопатки

соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение.

2.  Приподнимая  голову и плечи, медленно перевести  руки вверх,

в стороны, к плечам.

3.  Поднять  голову и плечи: руки в стороны;  сжимать и разжимать

кисти рук.

4.  Поочередное  поднимание прямых ног, не отрывая  таза от пола.

Темп  медленный.

5. Приподнимание  обеих прямых ног с удержанием 10-15 с. 

Для мышц брюшного пресса: исходное положение лежа на спине, поясничная область прижата к опоре.

1.   Поочередно сгибать и разгибать  ноги в коленных и тазобед­

ренных суставах.

2.   Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.

3.   Поочередно сгибать и разгибать  ноги на весу — «велосипед».

4.   Руки за головой. Поочередно  поднимать прямые ноги. То же  упражнение в сочетании с различными  движениями рук.

Симметричные  корригирующие упражнения: исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны, положение туловища и ног прямое.

1.   Поднять руки вверх, тянуться  в направлении рук головой,  не

поднимая  подбородка, плеч и туловища, вернуться в исходное положение.

2.   Сохраняя срединное положение  позвоночника, отвести назад

прямые  руки; ноги приподнять разогнутые в коленных суставах, «рыбка».

Информация о работе ЛФК при сколиотической болезни у школьников