Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:38, реферат
В системе мероприятий профилактики, лечения и реабилитации, к сожалению, продолжают преобладать традиционные средства лечебной физической культуры (ЛФК), такие как: гимнастические комплексы упражнений лечебной и корректирующей направленности, физические упражнения в водной среде и элементы способов плавания, коррекции положением и использования ортопедических фиксирующих корсетов, использования массажа и физиотерапевтических процедур, которые на сегодня становятся все менее действенными в сравнении с более перспективными методиками.
Соликамский
политехнический техникум
РЕФЕРАТ на тему:
«ЛФК ПРИ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ
У
ШКОЛЬНИКОВ»
Соликамск, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сколиотичные нарушения позвоночника считаются одними из наиболее сложных изъянов опорно-двигательного аппарата человека. Сколиоз называют биологической трагедией человечества. По статистическим данным ученых Европы, в странах СНГ – почти у 98 % детей оказывается такая патология.
При проявлениях сколиоза отмечаются нарушения не только функций опорно-двигательного аппарата, но и возникновение и развитие негативных сдвигов в функционировании внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, что первично обусловлено процессом патологического искривления позвоночника.
Возникновение сколиоза и развитие сколиотичной болезни следует считать многофакторным процессом и с точки зрения биомеханики – результатом взаимодействия влияний, которые нарушают вертикальное положение позвоночника, направленные на поддержку вертикальной позе. А умение квалифицированно корректировать ход ее протекания является важной проблемой консервативного лечения, в первую очередь, средствами физической культуры и спорта в период роста и формирования скелета ребенка.
В
системе мероприятий
СКОЛИОЗ, ЕГО ФОРМЫ И СТЕПЕНИ
Сколиоз
(боковое искривление
Первая категория – произошли на основе миопатического уровня. Страдания заключаются в заболевании неполного развития связочного аппарата и мышечной ткани. К этой категории также могут быть приурочены рахитические сколиозы, которые образуются в ходе дистрофического процесса не только в скелете, но и в нервно-мышечной ткани.
Вторая категория – произошли на основе нейрогенного уровня: в результате полиомиелита, сирингомиелии, неврофиброматоза, а также спастического паралича. Сюда же можно отнести и сколиозы на основе радикулита, люмбоишиальгии и вызванные дегенеративными переменами в межпозвонковых дисках, часто влекущие за собой стеснение корешков и клинически корешковый гетеро- или гомоплегический синдром.
Третья категория – образовываются в ходе патологии формирования ребер и позвонков. В эту же категорию входят все унаследованные сколиозы, формирование которых обусловлено костными диспластическими недостаточностями.
Четвертая
категория – искривления
Пятая
категория - идиопатические сколиозы,
образование которых на сегодня
еще не до конца исследовано.
ЛЕЧЕБНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПРИ СКОЛИОЗЕ У
ШКОЛЬНИКОВ
Лечебная физкультура (ЛФК) - наиболее распространненное классическое назначение в комплексном консервативном лечении сколиоза, в полезности назначения которого вряд ли сомневается хоть один ортопед. Даже при завершении роста ребенка, после 16-20 лет, когда назначение ЛФК преследует больше реабилитационные, чем лечебные цели (поддержание мышечного и жизненного тонуса, улучшение кровоснабжения мышц спины), регулярное выполнение комплексов ЛФК необходимо.
В детском возрасте ЛФК является именно лечебным воздействием, основные цели которого: разгрузка позвоночника, устранение существующего мышечного дисбаланса, правильное развитие и укрепление всего связочно-мышечного аппарата туловища, формирование у ребенка правильных нервно-мышечных реакций (осанка).
ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур (преимущественно показаны больным при неблагоприятном течении болезни), а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно. Методика ЛФК определяется также степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника (стабилизацию патологического процесса), а в то время как при сколиозе II степени - также на коррекцию деформации.
Коррекция
сколиоза при выполнении физических
упражнений достигается изменением
положения плечевого, тазового пояса
и туловища больного. Упражнения должны
быть направлены на коррекцию искривления
позвоночника во фронтальной плоскости.
С большой осторожностью с
целью коррекции применяют
Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.
Упражнения желательно делать в просторном, проветренном помешении с большим стеновым зеркалом и подстилкой для упражнений, выполняемых лежа. Комплекс состоит из нескольких частей: разминки, упражнений лежа на спине, лежа на животе, и стоя. Отдых между упражнениями производится в исходном положении (т.е. если упражнение - лежа на спине, отдыхаем также в этом положении, вставать или садится не надо).
В комплексной терапии
При сколиозе II степени на фоне общеукрепляющих упражнений применяют самокоррекцию, асимметричную коррекцию, деторсионные упражнения (по показаниям). Обязательны дыхательные упражнения.
И. И. Кон
предлагает корригирующее воздействие
на позвоночник, эффективное у больных
со сколиозом I—II степени. Исходное положение-
лежа на спине, нога на стороне вогнутости
искривления, согнутая под углом 90°, преодолевает
сопротивление груза, который крепится
у ножного конца кровати. При динамическом
упражнении вес груза колеблется от 5 до
15 кг, а число движений - от 10 до 50. При статической
нагрузке вес варьирует от 10 до 40 кг, а
время его удержания — от 10 до 30 с. Это
упражнение рассчитано на сокращение
главным образом подвздошно-поясничной
мышцы, уменьшающее сколиотическую дугу,
торсию и лордоз.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
И ЗАКРЕПЛЕНИЯ
НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Исходное положение стоя
1. Принятие
правильной осанки путем
2.Исходное положение лежа на спине, руки вдоль туловища. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Приподнять голову и плечи, вернуться в исходное положение.
3. В
корригированном положении
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО
«КОРСЕТА»
Для мышц спины: исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую.
1. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки
соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение.
2. Приподнимая
голову и плечи, медленно
в стороны, к плечам.
3. Поднять
голову и плечи: руки в
кисти рук.
4. Поочередное
поднимание прямых ног, не
Темп медленный.
5. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием 10-15 с.
Для мышц брюшного пресса: исходное положение лежа на спине, поясничная область прижата к опоре.
1.
Поочередно сгибать и
ренных суставах.
2. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.
3.
Поочередно сгибать и
4.
Руки за головой. Поочередно
поднимать прямые ноги. То же
упражнение в сочетании с
Симметричные корригирующие упражнения: исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны, положение туловища и ног прямое.
1. Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не
поднимая подбородка, плеч и туловища, вернуться в исходное положение.
2. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад
прямые руки; ноги приподнять разогнутые в коленных суставах, «рыбка».
Информация о работе ЛФК при сколиотической болезни у школьников