Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 08:03, контрольная работа
Лечебная физкультура (ЛФК) - это необходимая составляющая профилактики и лечения заболеваний органов дыхания. ЛФК поддерживает нормальную жизнедеятельность и улучшает общее состояние организма. А если гимнастика регулярна, то укрепляется иммунитет и человек заболевает реже. Особенно важно использовать ЛФК при лечении хронических заболеваний органов дыхания, которые трудно вылечить медикаментозной и другой терапией.
1.ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
2.ЛФК ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ………….4
2.1ЛФК ПРИ ОСТРОМ БРОНХИТЕ И ПНЕВМОНИИ………………..... .4
2.1.1. ДРЕНАЖНАЯ ГИМНАСТИКА……………………………………….9
2.2 ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ И ХОБЛ…………………........9
2.2.1 ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА………………………………………....16
2.2.2 РЕСПИРАТОРНАЯ ГИМНАСТИКА………………………………...18
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………20
4. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..21
Необходимо помнить, что физическая нагрузка сама по себе может вызвать приступ бронхиальной астмы (так называемая астма физического усилия). Подобный приступ наступает через 5-10 минут после нагрузки и обусловлен охлаждением и «высушиванием» слизистой оболочки бронхов. В ответ на это развивается псевдоаллергическая реакция, что приводит к сужению бронхов.
Наиболее опасные в этом отношении виды спорта - быстрый бег, езда на велосипеде, лыжи; наименее опасно плавание, но не ныряние. При этой форме астмы очень важно дышать носом во время любой физической работы, так как, проходя через полость носа, воздух увлажняется и согревается. Следует также иметь в виду, что при астме физического усилия приступ может начаться после глубоких и частых вдохов, громкого разговора и смеха или крика.
Хронический бронхит необязательно является следствием острого; чаще всего он связан с постоянными раздражающими факторами внешней среды: табачным дымом, газами, пылью, резкими колебаниями температуры воздуха и его влажности.
Основным проявлением хронического бронхита является почти постоянный или часто повторяющийся кашель с мокротой. В начале заболевания кашель обычно возникает по утрам сразу же или вскоре после пробуждения и сопровождается отделением небольшого количества мокроты. Кашель усиливается в холодное и сырое время года, а в теплые и сухие летние дни может полностью прекратиться. Позднее появляется одышка, которая вначале возникает при физических нагрузках или при обострении болезни, а затем и в состоянии покоя. Это признак дыхательной недостаточности. Хронический бронхит нередко протекает с явлениями обструкции - нарушением «проходимости» бронхов, что может быть обусловлено деформацией бронхиального дерева, избыточной секрецией слизи, спазмом бронхов. Обструктивный бронхит, как правило, протекает более тяжело. Лечение хронического бронхита - задача очень трудная, причем полное выздоровление весьма проблематично. Прежде всего, необходимо устранить факторы, раздражающие слизистую оболочку бронхов, обеспечить свободное дыхание через нос, ликвидировать возможные очаги инфекции в полости рта, носа, придаточных пазух.
В период же между обострениями огромное значение приобретают немедикаментозные методы, и среди них - лечебная гимнастика.
Примерный комплекс упражнений для больных хроническим обструктивным бронхитом
Если не указано иначе, вдох выполняется на счет 1, 2; выдох - 3, 4, 5 и пауза - 6, 7, 8 (счет про себя).
Исходное положение: сидя на стуле
Развести руки в стороны (вдох), обнять себя за плечи (выдох с произнесением «ух»). Пауза. Повторить 5-6 раз.
Сделать вдох. Отвести прямую ногу в сторону (выдох), вернуться в ИП. Пауза, расслабление. Повторить 5-6 раз.
Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов: на счет 1, 2 - вдох, на 3, 4, 5 - выдох, на 6, 7, 8 - пауза.
Поднять обе руки вверх (вдох), наклониться и достать пол руками (выдох с произнесением «бррах»). Пауза. Повторить 5-6 раз.
Нижнегрудное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов. При выполнении выдоха руки слегка сжимают грудную клетку, при этом произносится «брр». Пауза, расслабление.
ИП: стоя, прямые руки вытянуты вперед, расставлены чуть шире плеч. 6-8 раз медленно скрестить руки в горизонтальной плоскости. Дыхание произвольное.
ИП: стоя, держась за спинку стула сзади. Сделать вдох. На счет 1, 2, 3 присесть, можно не полностью (выдох). Пауза. Повторить 4-5 раз.
ИП: стоя, держась за спинку стула, лицом к ней. Вдохнуть, согнуть ногу и достать коленом спинку стула (выдох). Пауза. Темп средний. Повторить 5-7 раз каждой ногой.
ИП: тоже. Перекатываться о пятки на носок. Темп средний. Дыхание произвольное.
Круговые движения прямой рукой вперед и назад. Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 5-7 раз.
ИП: тоже, но слегка наклонившись вперед. Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов.
ИП: стоя, держась за спинку стула, ноги шире плеч. Сделать вдох. Поднять правую руку через сторону вверх и наклониться влево (выдох). Выполнить тоже в другую сторону. Повторить 5-6 раз.
ИП: стоя, руки на поясе. Медленно отвести локти назад (вдох), свести их вперед (выдох). Сделать паузу. Повторить 6-8 раз.
ИП: стоя, держась руками за спинку стула. Медленно выполнять круговые движения тазом. Дыхание произвольное. Повторить 5-7 раз в каждую сторону.
Ходьба на месте. На 2 шага - вдох, на 3 - выдох, на 2 шага - пауза.
2.2.1 ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Звуковая гимнастика - это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний строго определенным способом. При произнесении звуков вибрация голосовых складок передается на дыхательные пути, легкие и от них - на грудную клетку. Считается, что такая вибрация позволяет расслабить спазмированные бронхи и бронхиолы. Таким образом, показаниями к звуковой гимнастике являются заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся бронхоспазмом: бронхиальная астма и астматический бронхит.
Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесении тех или иных звуков. С этой точки зрения все согласные звуки подразделяются на три группы.
Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных п, т, к, ф, с; соответственно возникает и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы.
Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных б, д, г, в, з.
Наименьшая сила воздушной струи развивается при произнесении так называемых сонант: м, н, л.
Некоторые согласные звуки в звуковой гимнастике обозначаются специальными терминами:
жужжащие: ж, з;
свистящие и шипящие: с, ф, ц, ч, ш;
рычащий: р.
Тот факт, что для произнесения разных согласных звуков требуется разная сила воздушной струи, используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц, и более всего - диафрагмы. Выполняя упражнения звуковой гимнастики, очень важно правильно дышать: вдох через нос продолжительностью 1-2 секунды, пауза (1 секунда), активный выдох через рот (2-4 секунды), снова пауза (4-6 секунд). В любом случае выдох должен быть вдвое дольше вдоха. Все звуки следует произносить строго определенным образом, в зависимости от цели звуковой гимнастики. Занятия звуковой гимнастикой должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше - на открытом воздухе, обязательно до приема пищи или не ранее чем через 1,5-2 часа после еды. Продолжительность занятий и их количество в день зависят от самочувствия и от степени усвоения предыдущих упражнений.
Звуковые упражнения во время приступа бронхиальной астмы
1. Пфф - 3 раза.
2. Ммм - 3 раза и пфф - 1 раз.
3. Бррух - 3 раза и пфф - 1 раз.
Вррух - 3 раза и пфф - 1 раз.
Шррух - 3 раза и пфф - 1 раз.
Зррух - 3 раза и пфф - 1 раз.
Вррот - 3 раза и пфф - 1 раз.
Примерный комплекс звуковых упражнений в период вне приступов.
В скобках указан порядок смены гласных в середине «слова».
1-е занятие.
Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф - 5-7 раз.
2-е занятие.
Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф - 3 раза.
Упражнение 2. «Закрытый стон» ммм - 3 раза и пфф - 1 раз.
Упражнение 3. Бррух (о, а, е, и) -
по одному разу и пфф - 1 раз.
3-е занятие.
Повторить все предыдущие упражнения.
Упражнение 4. Грруф (о, а, е, и) - по одному
разу и пфф - 1 раз.
4-е занятие.
Повторить все предыдущие упражнения.
Упражнение 5.Дррух (о, а, е, и)
- по одному разу и пфф - 1 раз.
5-е занятие.
Упражнение 6. Ррр - 3 раза и пфф - 1 раз.
Упражнение 7. Бррух (о, а, е, и) -
по одному разу и пфф - 1 раз.
6-е занятие.
Повторить все предыдущие упражнения.
Упражнение 8. Пррух (о, а, е, и)
- по одному разу и пфф - 1 раз.
Упражнение 9. Жррух (о, а, е, и)
- по одному разу и пфф - 1 раз.
7-е занятие.
Повторить все предыдущие упражнения.
Упражнение 10. Кррух (о, а, е, и) - по одному
разу и пфф - 1 раз.
Упражнение 11. Тррух (о, а, е, и) - по одному
разу и пфф - 1 раз.
8-е занятие.
Повторить все предыдущие упражнения.
Упражнение 12. Фррух (о, а, е, и) - по одному
разу и пфф - 1 раз.
Упражнение 13. Чррух (о, а, е, и)
- по одному разу и пфф - 1 раз.
9-е занятие.
Повторить все предыдущие упражнения.
Упражнение 14. Цррух (о, а, е, и)
- по одному разу и пфф - 1 раз.
Упражнение 15. Шррух (о, а, е, и) -
по одному разу и пфф - 1 раз.
Упражнение 16. Хррух (о, а, е, и) -
по одному разу и пфф - 1 раз.
10-е занятие.
Повторить все предыдущие упражнения.
Упражнение 17. Бррух (о, а, е, и) - по одному
разу и пфф - 1 раз.
Упражнение 18. Гррух (о, а, е, и) - по одному
разу и пфф - 1 раз.
При выполнении всех комплексов
звуковых дыхательных упражнений после
2-3 начальных занятий следует постепенно
вводить гимнастические упражнения.
2.2.2 РЕСПИРАТОРНАЯ ГИМНАСТИКА
Противопоказанием к респираторной гимнастике является наличие бронхоспазма, то есть ее нельзя делать больным с бронхиальной астмой и астматическим бронхитом.
Напоминаем, что необходимо внимательно следить за соблюдением фаз дыхания. Если продолжительность их не указана, то дышать следует так: вдох (счет про себя) - 1,2, выдох - 3, 4, 5, пауза - 6, 7, 8. Частота дыхания - не более 18 вдохов и выдохов в минуту.
Комплекс упражнений респираторной гимнастики
Исходное положение: стоя
Руки вдоль тела. Поднять руки вверх, потянуться (вдох); вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
Туловище немного наклонено вперед, руки опущены. Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов.
Одна рука поднята вверх, другая - опущена вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки. Быстрая, энергичная смена положения рук. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз.
Руки на поясе. Сделать 6-8 круговых движений тазом в каждую сторону. Дыхание произвольное.
Руки на поясе. Развести руки в стороны (вдох), «обнять» себя за плечи (выдох). Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Руки к плечам. Коленом правой ноги достать локоть правой руки (выдох); затем наоборот. Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Руки вдоль туловища. Сделать вдох, присесть и обхватить руками колени (выдох). Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Обхватить кистями грудную клетку в нижней ее части. Нижнегрудное дыхание, 6-8 медленных вдохов и выдохов: вдохнуть, на выдохе слегка сжать грудную клетку руками.
В опущенных руках гимнастическая палка, руки шире плеч, держать палку за концы. Сделать вдох. Поднять руки с палкой вверх, затем наклониться вправо и отвести в сторону правую ногу выдох. Повторить в другую сторону. Выполнить 6-8 раз.
В руках гимнастическая палка, руки на ширине плеч и вытянуты вперед на уровне плеч. Сделать вдох. Маховым движением прямой правой ноги достать левую кисть (выдох). Повторить 6-8 раз каждой ногой в среднем темпе.
Гимнастическая палка за спиной, руки опущены, на ширине плеч. Сделать вдох. Сгибая руки в локтях и слегка прогибаясь в груди, достать палкой лопатки (выдох). Вперед не наклоняться. Повторить в медленном темпе 6-8 раз.
Руки вытянуты вперед на уровне плеч и расставлены на ширину плеч, в руках гимнастическая палка. Имитировать греблю. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 6-8 «гребков».
Положить палку на плечи и держать ее за концы. Повороты туловища вправо и влево. Дыхание произвольное. В быстром темпе сделать 6-8 поворотов.
Руки вытянуты вперед на уровне плеч и расставлены на ширину плеч, в руках палка. Поднять руки вверх (вдох); наклониться вперед, опустить палку вниз, расслабиться (выдох). Повторить в медленном темпе 6-8 раз.
Руки вдоль туловища. Ходьба на месте: 2 шага - вдох, 3 шага - выдох, 2 шага - пауза и т. д. Темп - 90 шагов в минуту.
Исходное положение: сидя
Откинувшись на спинку стула и положив руки на колени. Диафрагмальное дыхание в течение 1 минуты.
Откинувшись на спинку стула, руки опущены. Согнуть руки, поднять кисти к плечам (вдох), «уронить» их расслабленно вниз (выдох). Повторить 6-8 раз.
Откинувшись на спинку стула, руки на коленях. Медленно сгибать и разгибать ноги в голеностопных суставах. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз.
Откинувшись на спинку стула, руки опущены. Развести прямые руки в стороны не выше уровня плеч (вдох); расслабленно опустить их вниз (выдох). Повторить 6-8 раз.
Откинувшись на спинку стула, руки на коленях. Развести врозь и свести вместе носки (пятки на месте). Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз.
Не прислоняясь к спинке стула, обхватить руками нижнюю часть грудной клетки. Нижнегрудное дыхание в течение 1 минуты.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все, кому «трудно дышать», должны уделять особое внимание укреплению мышц плечевого пояса, брюшного пресса и спины, а также - формированию правильной осанки.
4. ЛИТЕРАТУРА
Пауков, В.С., Хитров, Н.К. Патология. – Москва.: Медицина, 1989. –350 с.
Васильева, В.Е. Лечебная физическая культура. – Москва.: Физкультура и спорт, 1970. – 367 с.
Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура. – Москва.: Медицина, 2001. – 587 с.
Кукушкина, Т.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.А. Руководство по реабилитации больных частично утративших трудоспособность. – Ленинград.: Медицина, 1989. – 175 с.
Нарскин, Г.И., Коняхин М.В., Ковалева О.А. и др. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников. – Минск.: Полымя, 2002. – 173 с.
Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей. – Москва.: ФК и С, 1989. – 107 с.
Шестакова, Т.Н., Логвина Т.Ю. Оздоровительная и лечебная физкультура для дошкольников. – Минск.: Полымя, 2000. – 169 с.
Поров, Ю. Азбука дыхания. – Минск.: Полымя, 1988. – 46 с.
Галанов, А.С. Игры, которые лечат. – Москва.: Сфера, 2001. – 93 с.
10. Логвина Т.Ю. Средства
физической культуры в
Вайнбау, Я.С., Коваль В.И., Родинова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – Москва.: Академия, 2002. – 233 с.
Приходченко, К.М. Школа закаливания на дому. – Минск.: Полымя, 1988. – 174 с.
Дубровский В.И. Массаж. – Москва.: Владос, 1999. – 495 с.
Бирюков А.А. Лечебный массаж. – Москва.: Советский спорт, 2000. –293 с.
Петровский Б.В. Краткая медицинская энциклопедия. – Москва.: Советская энциклопедия, 1989. – 623 с.
Лукомский И.В., Стэх Э.Э., Улащик В.С. Физиотерапия, лечебная физкультура, массаж. – Минск.: Вышэйшая школа, 1999. – 334 с.