ЛФК при заболеваниях органов дыхания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

Лечебная физкультура (ЛФК) - это необходимая составляющая профилактики и лечения заболеваний органов дыхания. ЛФК поддерживает нормальную жизнедеятельность и улучшает общее состояние организма. А если гимнастика регулярна, то укрепляется иммунитет и человек заболевает реже. Особенно важно использовать ЛФК при лечении хронических заболеваний органов дыхания, которые трудно вылечить медикаментозной и другой терапией.

Содержание работы

1.ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
2.ЛФК ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ………….4
2.1ЛФК ПРИ ОСТРОМ БРОНХИТЕ И ПНЕВМОНИИ………………..... .4
2.1.1. ДРЕНАЖНАЯ ГИМНАСТИКА……………………………………….9
2.2 ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ И ХОБЛ…………………........9
2.2.1 ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА………………………………………....16
2.2.2 РЕСПИРАТОРНАЯ ГИМНАСТИКА………………………………...18
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………20
4. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.22 Кб (Скачать файл)

Необходимо помнить, что физическая нагрузка сама по себе может вызвать приступ бронхиальной астмы (так называемая астма физического усилия). Подобный приступ наступает через 5-10 минут после нагрузки и обусловлен охлаждением и «высушиванием» слизистой оболочки бронхов. В ответ на это развивается псевдоаллергическая реакция, что приводит к сужению бронхов.

Наиболее опасные в этом отношении виды спорта - быстрый бег, езда на велосипеде, лыжи; наименее опасно плавание, но не ныряние. При этой форме астмы очень важно дышать носом во время любой физической работы, так как, проходя через полость носа, воздух увлажняется и согревается. Следует также иметь в виду, что при астме физического усилия приступ может начаться после глубоких и частых вдохов, громкого разговора и смеха или крика.

Хронический бронхит необязательно является следствием острого; чаще всего он связан с постоянными раздражающими факторами внешней среды: табачным дымом, газами, пылью, резкими колебаниями температуры воздуха и его влажности.

Основным проявлением хронического бронхита является почти постоянный или часто повторяющийся кашель с мокротой. В начале заболевания кашель обычно возникает по утрам сразу же или вскоре после пробуждения и сопровождается отделением небольшого количества мокроты. Кашель усиливается в холодное и сырое время года, а в теплые и сухие летние дни может полностью прекратиться. Позднее появляется одышка, которая вначале возникает при физических нагрузках или при обострении болезни, а затем и в состоянии покоя. Это признак дыхательной недостаточности. Хронический бронхит нередко протекает с явлениями обструкции - нарушением «проходимости» бронхов, что может быть обусловлено деформацией бронхиального дерева, избыточной секрецией слизи, спазмом бронхов. Обструктивный бронхит, как правило, протекает более тяжело. Лечение хронического бронхита - задача очень трудная, причем полное выздоровление весьма проблематично. Прежде всего, необходимо устранить факторы, раздражающие слизистую оболочку бронхов, обеспечить свободное дыхание через нос, ликвидировать возможные очаги инфекции в полости рта, носа, придаточных пазух.

В период же между обострениями огромное значение приобретают немедикаментозные методы, и среди них - лечебная гимнастика.

 

Примерный комплекс упражнений для больных хроническим обструктивным бронхитом

 

Если не указано иначе, вдох выполняется на счет 1, 2; выдох - 3, 4, 5 и пауза - 6, 7, 8 (счет про себя).

Исходное положение: сидя на стуле

Развести руки в стороны (вдох), обнять себя за плечи (выдох с произнесением «ух»). Пауза. Повторить 5-6 раз.

Сделать вдох. Отвести прямую ногу в сторону (выдох), вернуться в ИП. Пауза, расслабление. Повторить 5-6 раз.

Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов: на счет 1, 2 - вдох, на 3, 4, 5 - выдох, на 6, 7, 8 - пауза.

Поднять обе руки вверх (вдох), наклониться и достать пол руками (выдох с произнесением «бррах»). Пауза. Повторить 5-6 раз.

Нижнегрудное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов. При выполнении выдоха руки слегка сжимают грудную клетку, при этом произносится «брр». Пауза, расслабление.

ИП: стоя, прямые руки вытянуты вперед, расставлены чуть шире плеч. 6-8 раз медленно скрестить руки в горизонтальной плоскости. Дыхание произвольное.

ИП: стоя, держась за спинку стула сзади. Сделать вдох. На счет 1, 2, 3  присесть, можно не полностью (выдох). Пауза. Повторить 4-5 раз.

ИП: стоя, держась за спинку стула, лицом к ней. Вдохнуть, согнуть ногу и достать коленом спинку стула (выдох). Пауза. Темп средний. Повторить 5-7 раз каждой ногой.

ИП: тоже. Перекатываться о пятки на носок. Темп средний. Дыхание произвольное.

Круговые движения прямой рукой вперед и назад. Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 5-7 раз.

ИП: тоже, но слегка наклонившись вперед. Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов.

ИП: стоя, держась за спинку стула, ноги шире плеч. Сделать вдох. Поднять правую руку через сторону вверх и наклониться влево (выдох). Выполнить тоже в другую сторону. Повторить 5-6 раз.

ИП: стоя, руки на поясе. Медленно отвести локти назад (вдох), свести их вперед (выдох). Сделать паузу. Повторить 6-8 раз.

ИП: стоя, держась руками за спинку стула. Медленно выполнять круговые движения тазом. Дыхание произвольное. Повторить 5-7 раз в каждую сторону.

Ходьба на месте. На 2 шага - вдох, на 3 - выдох, на 2 шага - пауза.

 

2.2.1 ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА

 

Звуковая гимнастика - это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний строго определенным способом. При произнесении звуков вибрация голосовых складок передается на дыхательные пути, легкие и от них - на грудную клетку. Считается, что такая вибрация позволяет расслабить спазмированные бронхи и бронхиолы. Таким образом, показаниями к звуковой гимнастике являются заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся бронхоспазмом: бронхиальная астма и астматический бронхит.

Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесении тех или иных звуков. С этой точки зрения все согласные звуки подразделяются на три группы.

Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных п, т, к, ф, с; соответственно возникает и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы.

Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных б, д, г, в, з.

Наименьшая сила воздушной струи развивается при произнесении так называемых сонант: м, н, л.

Некоторые согласные звуки в звуковой гимнастике обозначаются специальными терминами:

жужжащие: ж, з;

свистящие и шипящие: с, ф, ц, ч, ш;

рычащий: р.

Тот факт, что для произнесения разных согласных звуков требуется разная сила воздушной струи, используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц, и более всего - диафрагмы. Выполняя упражнения звуковой гимнастики, очень важно правильно дышать: вдох через нос продолжительностью 1-2 секунды, пауза (1 секунда), активный выдох через рот (2-4 секунды), снова пауза (4-6 секунд). В любом случае выдох должен быть вдвое дольше вдоха. Все звуки следует произносить строго определенным образом, в зависимости от цели звуковой гимнастики. Занятия звуковой гимнастикой должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше - на открытом воздухе, обязательно до приема пищи или не ранее чем через 1,5-2 часа после еды. Продолжительность занятий и их количество в день зависят от самочувствия и от степени усвоения предыдущих упражнений.

Звуковые упражнения во время приступа бронхиальной астмы

     1. Пфф - 3 раза.

2. Ммм - 3 раза и пфф - 1 раз.

3. Бррух - 3 раза и пфф - 1 раз.

Вррух - 3 раза и пфф - 1 раз.

Шррух - 3 раза и пфф - 1 раз.

Зррух - 3 раза и пфф - 1 раз.

Вррот - 3 раза и пфф - 1 раз.

Примерный комплекс звуковых упражнений в период вне приступов.

В скобках указан порядок смены гласных в середине «слова».

1-е занятие. 
Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф - 5-7 раз. 
2-е занятие. 
Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф - 3 раза. 
Упражнение 2. «Закрытый стон» ммм - 3 раза и пфф - 1 раз. 
Упражнение 3. Бррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
3-е занятие. 
Повторить все предыдущие упражнения. 
Упражнение 4. Грруф (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
4-е занятие.  

Повторить все предыдущие упражнения. 
Упражнение 5.Дррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
5-е занятие. 
Упражнение 6. Ррр - 3 раза и пфф - 1 раз. 
Упражнение 7. Бррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
6-е занятие. 
Повторить все предыдущие упражнения. 
Упражнение 8. Пррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
Упражнение 9. Жррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
7-е занятие. 
Повторить все предыдущие упражнения. 
Упражнение 10. Кррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
Упражнение 11. Тррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
8-е занятие. 
Повторить все предыдущие упражнения. 
Упражнение 12. Фррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
Упражнение 13. Чррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
9-е занятие. 
Повторить все предыдущие упражнения. 
Упражнение 14. Цррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
Упражнение 15. Шррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
Упражнение 16. Хррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
10-е занятие. 
Повторить все предыдущие упражнения. 
Упражнение 17. Бррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
Упражнение 18. Гррух (о, а, е, и) - по одному разу и пфф - 1 раз. 
     При выполнении всех комплексов звуковых дыхательных упражнений после 2-3 начальных занятий следует постепенно вводить гимнастические упражнения.

 

2.2.2 РЕСПИРАТОРНАЯ ГИМНАСТИКА

 

Противопоказанием к респираторной гимнастике является наличие бронхоспазма, то есть ее нельзя делать больным с бронхиальной астмой и астматическим бронхитом.

Напоминаем, что необходимо внимательно следить за соблюдением фаз дыхания. Если продолжительность их не указана, то дышать следует так: вдох (счет про себя) - 1,2, выдох - 3, 4, 5, пауза - 6, 7, 8. Частота дыхания - не более 18 вдохов и выдохов в минуту.

Комплекс упражнений респираторной гимнастики

Исходное положение: стоя

Руки вдоль тела. Поднять руки вверх, потянуться (вдох); вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.

Туловище немного наклонено вперед, руки опущены. Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов.

Одна рука поднята вверх, другая - опущена вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки. Быстрая, энергичная смена положения рук. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз.

Руки на поясе. Сделать 6-8 круговых движений тазом в каждую сторону. Дыхание произвольное.

Руки на поясе. Развести руки в стороны (вдох), «обнять» себя за плечи (выдох). Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Руки к плечам. Коленом правой ноги достать локоть правой руки (выдох); затем наоборот. Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Руки вдоль туловища. Сделать вдох, присесть и обхватить руками колени (выдох). Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Обхватить кистями грудную клетку в нижней ее части. Нижнегрудное дыхание, 6-8 медленных вдохов и выдохов: вдохнуть, на выдохе слегка сжать грудную клетку руками.    

В опущенных руках гимнастическая палка, руки шире плеч, держать палку за концы. Сделать вдох. Поднять руки с палкой вверх, затем наклониться вправо и отвести в сторону правую ногу выдох. Повторить в другую сторону. Выполнить 6-8 раз.

В руках гимнастическая палка, руки на ширине плеч и вытянуты вперед на уровне плеч. Сделать вдох. Маховым движением прямой правой ноги достать левую кисть (выдох). Повторить 6-8 раз каждой ногой в среднем темпе.

Гимнастическая палка за спиной, руки опущены, на ширине плеч. Сделать вдох. Сгибая руки в локтях и слегка прогибаясь в груди, достать палкой лопатки (выдох). Вперед не наклоняться. Повторить в медленном темпе 6-8 раз.

Руки вытянуты вперед на уровне плеч и расставлены на ширину плеч, в руках гимнастическая палка. Имитировать греблю. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 6-8 «гребков».

Положить палку на плечи и держать ее за концы. Повороты туловища вправо и влево. Дыхание произвольное. В быстром темпе сделать 6-8 поворотов.

Руки вытянуты вперед на уровне плеч и расставлены на ширину плеч, в руках палка. Поднять руки вверх (вдох); наклониться вперед, опустить палку вниз, расслабиться (выдох). Повторить в медленном темпе 6-8 раз.

Руки вдоль туловища. Ходьба на месте: 2 шага - вдох, 3 шага - выдох, 2 шага - пауза и т. д. Темп - 90 шагов в минуту.

Исходное положение: сидя

Откинувшись на спинку стула и положив руки на колени. Диафрагмальное дыхание в течение 1 минуты.

Откинувшись на спинку стула, руки опущены. Согнуть руки, поднять кисти к плечам (вдох), «уронить» их расслабленно вниз (выдох). Повторить 6-8 раз.

Откинувшись на спинку стула, руки на коленях. Медленно сгибать и разгибать ноги в голеностопных суставах. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз.

Откинувшись на спинку стула, руки опущены. Развести прямые руки в стороны не выше уровня плеч (вдох); расслабленно опустить их вниз (выдох). Повторить 6-8 раз.

Откинувшись на спинку стула, руки на коленях. Развести врозь и свести вместе носки (пятки на месте). Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз.

Не прислоняясь к спинке стула, обхватить руками нижнюю часть грудной клетки. Нижнегрудное дыхание в течение 1 минуты.

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Все, кому «трудно дышать», должны уделять особое внимание укреплению мышц плечевого пояса, брюшного пресса и спины, а также - формированию правильной осанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ЛИТЕРАТУРА

 

Пауков, В.С., Хитров, Н.К. Патология. – Москва.: Медицина, 1989. –350 с.

Васильева, В.Е. Лечебная физическая культура. – Москва.: Физкультура и спорт, 1970. – 367 с.

Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура. – Москва.: Медицина, 2001. – 587 с.

Кукушкина, Т.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.А. Руководство по реабилитации больных частично утративших трудоспособность. – Ленинград.: Медицина, 1989. – 175 с.

Нарскин, Г.И., Коняхин М.В., Ковалева О.А. и др. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников. – Минск.: Полымя, 2002. – 173 с.

Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей. – Москва.: ФК и С, 1989. – 107 с.

Шестакова, Т.Н., Логвина Т.Ю. Оздоровительная и лечебная физкультура для дошкольников. – Минск.: Полымя, 2000. – 169 с.

Поров, Ю. Азбука дыхания. – Минск.: Полымя, 1988. – 46 с.

Галанов, А.С. Игры, которые лечат. – Москва.: Сфера, 2001. – 93 с.

10. Логвина Т.Ю. Средства  физической культуры в оздоровлении  детей дошкольного возраста. –  Жлобин.: Техническая книга, 1997. – 53 с.

Вайнбау, Я.С., Коваль В.И., Родинова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – Москва.: Академия, 2002. – 233 с.

Приходченко, К.М. Школа закаливания на дому. – Минск.: Полымя, 1988. – 174 с.

Дубровский В.И. Массаж. – Москва.: Владос, 1999. – 495 с.

Бирюков А.А. Лечебный массаж. – Москва.: Советский спорт, 2000. –293 с.

Петровский Б.В. Краткая медицинская энциклопедия. – Москва.: Советская энциклопедия, 1989. – 623 с.

Лукомский И.В., Стэх Э.Э., Улащик В.С. Физиотерапия, лечебная физкультура, массаж. – Минск.: Вышэйшая школа, 1999. – 334 с.

 

Информация о работе ЛФК при заболеваниях органов дыхания