Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 12:34, реферат
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость».
1. Введение
2. Ловкость, как физическое качество
3. Развитие ловкости посредствам спортивных и подвижных игр.
4. Заключение
»
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: Ловкость, как физическое качество
Челябинск 2013 г.
План
1. Введение
2. Ловкость, как физическое качество
3. Развитие ловкости посредствам
спортивных и подвижных игр.
4. Заключение
1. Введение
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость».
Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость.
2. Ловкость, как физическое качество
Ловкость – способность быстро овладевать
новыми движениями и быстро перестраивать
двигательную деятельность в соответствии
с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Это качество развивается путем выполнения
сложных по координации гимнастических
упражнений и акробатических прыжков.
Координационные трудности, с которыми
должен справляться занимающийся, постепенно
повышаются. Эти трудности слагаются из
требований, предъявляемых к точности
движений, к их взаимной согласованности
и внезапности изменения обстановки.
Воспитание ловкости является общим для
всех профессий требованием, а специфика
ее предполагает специальный подбор средств,
вытекающих из особенностей характера
будущей деятельности студентов.
Программированное развитие ловкости
на станциях круговой тренировки основывается
на обогащении занимающихся новыми разнообразными
двигательными навыками и умениями. Чем
больше у студентов запас двигательных
навыков и умений, тем богаче его двигательный
опыт и тем шире база для приобретения
новых форм двигательной деятельности.
Воспитание ловкости на станциях круговой
тренировки связано с совершенствованием
функций различных анализаторов, и в первую
очередь двигательного. Эффективное воздействие
на функциональное совершенствование
двигательного анализатора и, следовательно,
на развитие ловкости могут оказать упражнения,
содержащие элементы новизны и представляющие
для студентов определенную координационную
трудность. Различают три основных этапа
в воспитании ловкости:
В различных профессиях, как и в различных
видах двигательной деятельности, ловкость проявляется и воспитывается
по-разному. Различают следующие основные
направления развития ловкости:
1) ловкость, проявляемая в упражнениях,
связанных со сменой позы. Например: быстро
сесть, лечь, встать.
2) ловкость, проявляемая в упражнениях,
которые выполняются в сложных условиях
меняющейся обстановки. Например: преодоление
полосы препятствий, различные лазания
и др.
3) ловкость, проявляемая в упражнениях
с меняющимся сопротивлением. К ним относятся
упражнения в перетягивании, сопротивлении,
упражнения типа единоборства и т.п.
4) ловкость, проявляемая в упражнениях
с манипуляцией предметов. К ним относятся
упражнения с бросками и ловлей различных
предметов.
5) ловкость, проявляемая в упражнениях,
требующих согласованных усилий нескольких
участников. Они выполняются во взаимодействии
с партнером, как в простых действиях,
так и в сложных.
6) ловкость, проявляемая в игровых упражнениях,
требующих взаимодействия и противодействия.
Это обводка предметов и партнера, перехват
передачи с отскоком от стены и т. п.
Одной из сторон проявления ловкости является
способность сохранять устойчивое положение
тела в условиях разнообразных движений
по ограниченным площадям опоры, так называемое
динамическое и статическое равновесие
поз. Воспитание равновесия на занятиях
круговой тренировки осуществляют двумя
основными способами:
Критериями ловкости являются:
координационная сложность двигательного задания;
точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;
время, необходимое для овладевания должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.
Ловкость — важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются высокие требования к координации движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и сознательном корригировании движений.
Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись и т.п.).
3. Развитие ловкости
посредствам спортивных и
Период обучения в подростковом и юношеском
возрасте совпадает с формированием духовных
и физических качеств человека, с подготовкой
к выполнению социальных функций в условиях
демократического общества. Физическое
воспитание – неотъемлемая часть учебно-воспитательного
процесса и не может быть рассмотрено
как второстепенный его компонент. Успехи
системы физического воспитания не исключают
необходимости дальнейшего ее развития
и совершенствования. Развитие ловкости
и точности движений – одно из фундаментальных
условий решения этой задачи.
Для сохранения здоровья и высокого уровня
физических качеств школьникам необходим
двигательный режим в который должны входить
не только физические упражнения и специальная
гигиена и диета, но и развивающие ловкость
спортивные и подвижные игры.
Недостаточная двигательная активность
отрицательно сказывается на многих функциях
растущего организма и является патогенетическим
фактором в возникновении ряда заболеваний.
Отрицательное влияние дефицита в двигательном
режиме подростков усугубляется явлением
акселерации, свойственной этому возрасту.
Неадекватность норм физического воспитания
на рост и развитие организма складывается
либо в стимуляции этих процессов, либо
в их угнетении в зависимости от величины
нагрузки.
Нормированная двигательная активность
учащихся общеобразовательных школ разработаны
профессором А.Т. Сухаревым (1972 г.). Им определено,
что произвольная двигательная активность
не столько биологическая потребность
в движении (кинезофилия) сколько физического
воспитания, а так же от местных климатических
условия.
Программа для высших учебных заведений
по физическому воспитанию предусматривает
изучение учащимися не только теоретических,
но и практических вопросов; овладевание
ими ряда практических физических упражнений
из различных видов спорта и игр.
Основное содержание программы физического
воспитания составляют жизненно важные
двигательные упражнения, общеразвивающие
и прикладные. В программу физического
воспитания включены и спортивные игры
– баскетбол, волейбол, ручной мяч, пользующиеся
большой популярностью среди учащихся,
а также отдельные подвижные игры.Все
эти игры направлены на физическое совершенствование
подростка, на развитие двигательной системы,
приспособленности к меняющимся жизненным
обстоятельствам, закаленности не только
физической, но и психологической. С одной
стороны они развивают человека физически
за счет жизненных состояний человеческого
организма, а с другой – раскрывают и проявляют
определенные черты характера, личные
качества и способности.
Значит, для развития таких качеств, как
сообразительность, смекалка, точная координация
движений, ловкость, быстрота – необходимы
специальные спортивные и развивающие
игры.
Принцип осознанного и чувственного мышления
и контроля в процессе игры основан на
закономерной связи движений и психики
человека, в частности на зависимости
успеха двигательной деятельности человека
от способности контролировать движения
в процессе игры. В процессе выполнения определенных
На уроках физического воспитания необходимо
чередовать академическую форму упражнений
с игровой. Академическая характеризуется
тем, что внимание человека сосредоточено
на точном выполнении упражнений и фиксируется
главным образом на форме выполняемых
движений, на строгом соблюдении их структуры.
Игровая содержит сюжетность, определенность
двигательных задач и показатели их достижения.
Под игровым методом не следует понимать
организацию соревнований или игр в прямом
смысле слова. Он направлен на поиски дополнительных
стимулов, помогающих решать поставленные
задачи. Физические упражнения в целом
и их отдельные подсистемы разучиваются,
а упражнения для развития двигательных
качеств выполняются в форме состязаний.
Соревнования проводятся по произвольным
правилам, установленным преподавателем
и занимающимися. Для этого метода характерно
использование различных снарядов, приборов
игровых упражнений. Соревновательный
метод представляет большую свободу действия
занимающимся, повышает их интерес, дает
возможность проявить инициативу в поисках
целесообразных форм движений. Кроме того
развитие двигательных способностей идет
с большей интенсивностью, когда человек
заинтересован в выполнении большего
объема физической нагрузки. Человек овладевает
не только спортивной техникой, но и развивает
функциональные возможности организма.
В занятиях видами спорта и в спортивных
подвижных играх соревновательный (игровой)
метод является основным.
4. Заключение
Ловкость - это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Без развитого в достаточной степени качества ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей. Для развития ловкости используются гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры.