Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 12:34, реферат
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость».
1. Введение
2. Ловкость, как физическое качество
3. Развитие ловкости посредствам  спортивных и подвижных игр. 
4. Заключение
»
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: Ловкость, как физическое качество
Челябинск 2013 г.
План
1. Введение
2. Ловкость, как физическое качество
3. Развитие ловкости посредствам 
спортивных и подвижных игр. 
4. Заключение
1. Введение
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость».
Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость.
2. Ловкость, как физическое качество
Ловкость – способность быстро овладевать 
новыми движениями и быстро перестраивать 
двигательную деятельность в соответствии 
с требованиями внезапно меняющейся обстановки. 
Это качество развивается путем выполнения 
сложных по координации гимнастических 
упражнений и акробатических прыжков. 
Координационные трудности, с которыми 
должен справляться занимающийся, постепенно 
повышаются. Эти трудности слагаются из 
требований, предъявляемых к точности 
движений, к их взаимной согласованности 
и внезапности изменения обстановки. 
Воспитание ловкости является общим для 
всех профессий требованием, а специфика 
ее предполагает специальный подбор средств, 
вытекающих из особенностей характера 
будущей деятельности студентов.  
 
Программированное развитие ловкости 
на станциях круговой тренировки основывается 
на обогащении занимающихся новыми разнообразными 
двигательными навыками и умениями. Чем 
больше у студентов запас двигательных 
навыков и умений, тем богаче его двигательный 
опыт и тем шире база для приобретения 
новых форм двигательной деятельности.  
 
Воспитание ловкости на станциях круговой 
тренировки связано с совершенствованием 
функций различных анализаторов, и в первую 
очередь двигательного. Эффективное воздействие 
на функциональное совершенствование 
двигательного анализатора и, следовательно, 
на развитие ловкости могут оказать упражнения, 
содержащие элементы новизны и представляющие 
для студентов определенную координационную 
трудность. Различают три основных этапа 
в воспитании ловкости: 
В различных профессиях, как и в различных 
видах двигательной деятельности, ловкость проявляется и воспитывается 
по-разному. Различают следующие основные 
направления развития ловкости: 
1) ловкость, проявляемая в упражнениях, 
связанных со сменой позы. Например: быстро 
сесть, лечь, встать. 
2) ловкость, проявляемая в упражнениях, 
которые выполняются в сложных условиях 
меняющейся обстановки. Например: преодоление 
полосы препятствий, различные лазания 
и др. 
3) ловкость, проявляемая в упражнениях 
с меняющимся сопротивлением. К ним относятся 
упражнения в перетягивании, сопротивлении, 
упражнения типа единоборства и т.п. 
4) ловкость, проявляемая в упражнениях 
с манипуляцией предметов. К ним относятся 
упражнения с бросками и ловлей различных 
предметов. 
5) ловкость, проявляемая в упражнениях, 
требующих согласованных усилий нескольких 
участников. Они выполняются во взаимодействии 
с партнером, как в простых действиях, 
так и в сложных. 
6) ловкость, проявляемая в игровых упражнениях, 
требующих взаимодействия и противодействия. 
Это обводка предметов и партнера, перехват 
передачи с отскоком от стены и т. п. 
Одной из сторон проявления ловкости является 
способность сохранять устойчивое положение 
тела в условиях разнообразных движений 
по ограниченным площадям опоры, так называемое 
динамическое и статическое равновесие 
поз. Воспитание равновесия на занятиях 
круговой тренировки осуществляют двумя 
основными способами: 
Критериями ловкости являются:
координационная сложность двигательного задания;
точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;
время, необходимое для овладевания должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.
Ловкость — важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются высокие требования к координации движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и сознательном корригировании движений.
Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись и т.п.).
3. Развитие ловкости 
посредствам спортивных и 
 
Период обучения в подростковом и юношеском 
возрасте совпадает с формированием духовных 
и физических качеств человека, с подготовкой 
к выполнению социальных функций в условиях 
демократического общества. Физическое 
воспитание – неотъемлемая часть учебно-воспитательного 
процесса и не может быть рассмотрено 
как второстепенный его компонент. Успехи 
системы физического воспитания не исключают 
необходимости дальнейшего ее развития 
и совершенствования. Развитие ловкости 
и точности движений – одно из фундаментальных 
условий решения этой задачи. 
Для сохранения здоровья и высокого уровня 
физических качеств школьникам необходим 
двигательный режим в который должны входить 
не только физические упражнения и специальная 
гигиена и диета, но и развивающие ловкость 
спортивные и подвижные игры. 
Недостаточная двигательная активность 
отрицательно сказывается на многих функциях 
растущего организма и является патогенетическим 
фактором в возникновении ряда заболеваний. 
Отрицательное влияние дефицита в двигательном 
режиме подростков усугубляется явлением 
акселерации, свойственной этому возрасту. 
Неадекватность норм физического воспитания 
на рост и развитие организма складывается 
либо в стимуляции этих процессов, либо 
в их угнетении в зависимости от величины 
нагрузки. 
 
Нормированная двигательная активность 
учащихся общеобразовательных школ разработаны 
профессором А.Т. Сухаревым (1972 г.). Им определено, 
что произвольная двигательная активность 
не столько биологическая потребность 
в движении (кинезофилия) сколько физического 
воспитания, а так же от местных климатических 
условия. 
 
Программа для высших учебных заведений 
по физическому воспитанию предусматривает 
изучение учащимися не только теоретических, 
но и практических вопросов; овладевание 
ими ряда практических физических упражнений 
из различных видов спорта и игр. 
 
Основное содержание программы физического 
воспитания составляют жизненно важные 
двигательные упражнения, общеразвивающие 
и прикладные. В программу физического 
воспитания включены и спортивные игры 
– баскетбол, волейбол, ручной мяч, пользующиеся 
большой популярностью среди учащихся, 
а также отдельные подвижные игры.Все 
эти игры направлены на физическое совершенствование 
подростка, на развитие двигательной системы, 
приспособленности к меняющимся жизненным 
обстоятельствам, закаленности не только 
физической, но и психологической. С одной 
стороны они развивают человека физически 
за счет жизненных состояний человеческого 
организма, а с другой – раскрывают и проявляют 
определенные черты характера, личные 
качества и способности. 
Значит, для развития таких качеств, как 
сообразительность, смекалка, точная координация 
движений, ловкость, быстрота – необходимы 
специальные спортивные и развивающие 
игры. 
Принцип осознанного и чувственного мышления 
и контроля в процессе игры основан на 
закономерной связи движений и психики 
человека, в частности на зависимости 
успеха двигательной деятельности человека 
от способности контролировать движения 
в процессе игры. В процессе выполнения  определенных  
На уроках физического воспитания необходимо 
чередовать академическую форму упражнений 
с игровой. Академическая характеризуется 
тем, что внимание человека сосредоточено 
на точном выполнении упражнений и фиксируется 
главным образом на форме выполняемых 
движений, на строгом соблюдении их структуры. 
 
Игровая содержит сюжетность, определенность 
двигательных задач и показатели их достижения. 
Под игровым методом не следует понимать 
организацию соревнований или игр в прямом 
смысле слова. Он направлен на поиски дополнительных 
стимулов, помогающих решать поставленные 
задачи. Физические упражнения в целом 
и их отдельные подсистемы разучиваются, 
а упражнения для развития  двигательных 
качеств выполняются в форме состязаний. 
Соревнования проводятся по произвольным 
правилам, установленным преподавателем 
и занимающимися. Для этого метода характерно 
использование различных снарядов, приборов 
игровых упражнений. Соревновательный 
метод представляет большую свободу действия 
занимающимся, повышает их интерес, дает 
возможность проявить инициативу в поисках 
целесообразных форм движений. Кроме того 
развитие двигательных способностей идет 
с большей интенсивностью, когда человек 
заинтересован в выполнении большего 
объема физической нагрузки. Человек овладевает 
не только спортивной техникой, но и развивает 
функциональные возможности организма. 
В занятиях видами спорта и в спортивных 
подвижных играх соревновательный (игровой) 
метод является основным.
4. Заключение
Ловкость - это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Без развитого в достаточной степени качества ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей. Для развития ловкости используются гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры.