Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 15:43, реферат
Ознакомление и разучивание техники ходьбы на лыжах двухшажным ходом.
Тренировка строевых приемов с лыжами и на лыжах
Тренировка техники ходьбы на лыжах без палок и обычным ходом..
|
Ознакомление и разучивание техники ходьбы на лыжах
Марданов Рафаэль Равилевич, Учитель физической культуры МБОУ «Казанбашская ООШ» Арский район РТ.
| |||
Лыжная подготовка
|
Скрепление лыж |
Строевая стойка с лыжами |
Строевая стойка с лыжами на плечо |
При
длительном передвижении в пешем строю
лыжи берутся в положение «под руку». По
команде «Лыжи
под ру-КУ» взяться правой рукой за
палки около скоб крепления, а левой - со
стороны скользящей поверхности лыж у
грузовой площадки и наклонить верхние
концы лыж вперед вниз. Затем, поворачивая
лыжи слева направо скользящей поверхностью
вверх, прижать их локтем правой руки к
боку, одновременно энергично опустить
левую руку. Носки лыж держать на высоте
колен.
Лыжи к ноге из положения «под руку» берутся
по команде «Лыжи
к но-ГЕ». По этой команде взяться за
лыжи левой рукой со стороны скользящей
поверхности у грузовых площадок, а правой
повернуть лыжи, влево скользящей поверхностью
вниз, поднять носки лыж; удерживая лыжи
вертикально, перехватить их правой рукой
выше креплений; быстро опустить левую
руку, правой плавно и четко поставить
лыжи пятками у носка правой ноги.
При передвижении с лыжами у ноги, на плече
или под рукой производить движения свободной
рукой.
По команде «Стой»
остановиться и взять лыжи к ноге без дополнительной
команды.
Лыжи из положения «к ноге» кладутся на
снег по команде «Лыжи
- ПОЛОЖИТЬ». По этой команде в двухшереножном
строю первая шеренга делает три шага
вперед, затем обе шеренги одновременно
делают шаг левой ногой вперед и кладут
лыжи на снег скользящими поверхностями
вправо, после чего приставляют левую
ногу к правой.
В одношереножном строю выполняются только
два последних приема.
Для того чтобы взять лыжи, подаются команды «Взвод
- к ЛЫЖАМ» и затем «Лыжи
- ВЗЯТЬ». По первой команде занять
место у своих лыж, по второй - сделав шаг
левой ногой, взять лыжи и принять строевую
стойку с лыжами.
В двухшереножном строю после приставления
левой ноги к правой вторая шеренга делает
три шага вперед.
Для постановки на лыжи предварительно
производится размыкание строя на интервалы
и дистанцию три шага. По команде «На
лыжи - СТАНОВИСЬ» взять лыжи в левую
руку, правой рукой открепить палки и поставить
в снег или положить их кольцами назад
с правой стороны; разъединить лыжи и положить
их так, чтобы грузовые площадки находились
у ног справа и слева. Прикрепить лыжи
к обуви, взять палки, надеть петли и принять
строевую стойку на лыжах.
Строевая стойка на лыжах
По
команде «Равняйсь» («Налево
- Равняйсь») верхние концы палок прижать
к груди и повернуть голову направо (налево).
По команде «Смирно»
принять строевую стойку на лыжах.
По команде «Налево» («Направо»),
переставляя на четыре счета лыжи и палки,
повернуться на 1/4круга.
По команде «Кругом»
поднять согнутую в колене левую ногу
с лыжей вперед вверх, одновременно с перестановкой
левой палки назад за пятку правой лыжи
повернуть ногу с лыжей налево назад и
опустить лыжу на снег.
Перенося тяжесть тела на левую ногу, обнести
правую ногу с лыжей вокруг левой ноги
и поставить ее на снег рядом с левой ногой,
палки поставить у креплений.
Повороты кругом
Повороты
в движении налево и направо производятся
так же, как и на месте, с замедлением движения
по предварительной команде. Делая поворот,
при первом переступании внешнюю по отношению
к повороту, лыжу приставить к внутренней,
а при втором - послать ее вперед для продолжения
движения в новом направлении.
Поворот кругом в движении выполняется
по команде «Кругом
- МАРШ». По предварительной команде
делается остановка, а по исполнительной
- поворот (выполняется так же, как и на
месте).
Перемена направления захождением плечом
производится, как и при повороте на месте,
с сохранением скольжения на лыжах.
Для снятия лыж подается команда «Лыжи
- СНЯТЬ». По этой команде скрепить
палки, поставить (положить) их в снег справа,
поочередно открепить лыжи и сойти с них
влево.
При длительных остановках лыжи составляются
в козлы по команде «Лыжи
- со-СТАВЬ».
По этой команде снять палки и верхние
концы их скрепить петлями, воткнуть в
снег в одном шаге перед собой, разведя
нижние концы в стороны; снять лыжи, соединить
их скользящими поверхностями и положить
носками на петли между палками.
Составление лыж в козлы
По команде «К лыжам» встать слева от лыж у грузовых площадок. После этого подается команда «На лыжи - СТАНОВИСЬ» или «Лыжи - СКРЕПИТЬ».
Ходьба
без палок. Применяется при передвижении
с оружием в руках и как подготовительное
упражнение при обучении.
Исходное положение - стойка лыжника: ноги
на ширине ступни и слегка согнуты в коленях,
корпус наклонен вперед, руки свободно
опущены.
При ходьбе на лыжах без палок движения
ног и рук чередуются, как при обыкновенной
ходьбе.
Ходьба без палок
Обычный
ход. Применяется на разнообразной
местности.
При обычном ходе на лыжах движения ног
и рук чередуются: с шагом левой ногой
вперед выносится правая рука, а с шагом
правой ногой - левая рука.
Отталкиваясь правой ногой и левой палкой,
выдвинуть левую ногу вперед, перенести
на нее тяжесть тела и скользить на левой
лыже, одновременно вынести правую руку
с палкой вперед.
Не дожидаясь замедления, поставить правую
палку на снег на уровне носка левой ноги,
начать толчок (рис. а);
с подтягиванием правой ноги до уровня
левой начать толчок левой ногой (рис. б).
Отталкиваясь левой ногой и правой палкой,
правую Ногу выдвинуть вперед и скользить
на правой лыже, одновременно вынести
левую руку с палкой вперед (рис. в). Нога
по окончании толчка полностью выпрямлена,
затем, расслабляясь, сгибается в колене,
при этом лыжа отрывается от снега (рис. г).
Рука при выносе палки вперед слегка согнута
в локте, а при окончании толчка полностью
выпрямляется.
Профилактика травматизма и обморожений на занятиях по лыжной подготовке
Введение.
Жестких возрастных ограничений для занятий лыжной подготовкой нет. Например, детей ходить на лыжах можно учить с трёх лет. Для начала ребёнок должен походить на лыжах по комнате, привыкнуть к ним. Затем ребёнка учат поворотам на лыжах, переступлению. Проблем с передозировкой движения у детей нет, так как срабатывает защитный механизм. А вот у взрослых спортсменов и физкультурников может сработать так называемый волевой фактор: его возникновение связано с соревновательными компонентами или эйфорией при первом выходе на лыжню – в этом случае возможно переутомление. Избежать перетренировок помогут план занятия и самоконтроль состояния организма.
Если вы впервые встали на лыжи, то вам необходимо:
соблюдать скорость движения должна быть около 5-7 км/ч;
дистанция для взрослых – 3-5 км, для детей – до 3 км;
начинать занятие необходимо с разминки – гимнастики из 5-6 упражнений, затем можно приступить к лыжной прогулке либо бегу медленной трусцой в течение 5-6 минут.
Выбирать лыжи нужно в соответствии с вашим ростом: пальцы вытянутой вверх руки должны доставать до носка лыжи, а палки- достигать подмышек. Меховой головной убор лучше заменить на плотную шерстяную лыжную шапку. Под теплый, легкий , удобный костюм следует надеть хлопчатобумажное или шерстяное бельё. Рукавицы, желательно кожаные, без меха. Одежда должна быть свободной и не сковывать движений: джинсовые брюки, шерстяной свитер; поверх – ветровка или штормовка для защиты от ветра. Не помешает иметь запасной комплект носков и рубашку, чтобы можно было переодеть намокшие вещи. Обувь следует заранее подготовить к лыжной прогулке: обработать касторовым маслом и утеплить шерстяными стельками: это предохранит от обморожений. Обувь должна быть свободной, ее лучше надевать на шерстяной носок. Если вы в движении, одеты в сухое и не находитесь на сквозняке, то обморожение вам не грозит.
Безопасность на занятиях по лыжной подготовке.
Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах – лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; проходит при низкой температуре воздуха.
В связи с этим на занятиях возможны:
Обморожения лица, рук и ног при температуре воздуха ниже минус 20 градусов, и при скорости ветра более 1,5-2,0 м/с;
Травмы при ненадежном креплении лыж к обуви (потертости на ногах, при неправильной подгонке лыжных ботинок);
Ушибы, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с лыжного трамплина;
Ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связачного аппарата конечностей.
Чаще всего травмы возникают при выполнении учениками непосильных для них упражнений или при слишком быстром переходе от легких упражнений к сложным, например, к спускам с крутых и неровных склонов, к выполнению поворотов и торможений на высокой скорости и т.п.
Причиной травм может быть:
Короткая разминка, утомление;
Недостаточная техническая и физическая подготовленность ученика;
Несоблюдение определенной дистанции между учащимися на лыжне;
Наступание на пятки лыж обгоняющего;
К травмам может привезти ошибка учителя физической культуры в организации занятия. Так, например, если спуск и подъем на склоне осуществляется в одном и том же месте или если лыжни спусков двух занимающихся групп пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.
Травмирование может произойти: при движении по узким лесным дорогам; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало снега, где торчат пни, камни, где растет кустарник.
Для того чтобы избежать травм, нужно соблюдать следующие правила:
Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.
Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.
Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.
Заранее определить и подготовить место для занятий: проложить пробный круг, и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т.п.)
Крутизну склона учитель должен выбрать в соответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступающих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него. На леденистом снегу занятия лучше не проводить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволяющий, при необходимости, выполнить торможение.
Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При выполнении учениками спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещается шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спускаются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не будет встречного движения, столкновений и травм.
При спуске нужно держать палки наконечниками (штырями) назад. Нельзя выставлять их вперед: при потере равновесия и падении есть опасность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.
Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и на спусках со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3^4 м на ровных участках лыжни и не менее 30 м при спуске со склона.
Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. В исключительных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму.
Необходимо строго соблюдать температурные нормы, при которых разрешены занятия по лыжной подготовке той или иной возрастной группе учащихся:
1-4-й классы - до минус 12°, 5-9-й классы до минус 16°, 10-11-й классы - до минус 20° при безветренной погоде или слабом ветре.
В заключении несколько правил, необходимых при организации лыжных занятий:
Уроки должны проводиться в тихую погоду или при слабом ветре, при температуре не ниже 20 градусов;
При сильном морозе необходимо поручать занимающимся следить друг за другом и сообщать преподавателю о первых признаках обморожения;
При утомлении или ухудшении самочувствия учащийся должен быть отправлен на базу только в сопровождении преподавателя или товарища;
Крепление лыж к обуви должно быть удобно для пользователя, прочным и надежным;
Перед выходом с базы к месту занятий преподаватель обязан объяснить правила передвижения с лыжами в условиях, которые могут встретиться на пути передвижения - движение в строю с лыжами и т.п. При передвижении к месту занятий и обратно должны быть специально назначенные учащиеся, ведущие и замыкающие колонну. Группу учащихся разрешается водить с лыжами по тротуару или левой обочине дороги не более чем в два ряда. Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие. Они обязаны иметь красные флажки, а с наступлением темноты – зажженные фонари: впереди – белого цвета, позади – красные.
Спуск с гор должен проводиться только по сигналу преподавателя строго поочередно для каждого занимающегося. Между спускающимися лыжниками необходимо выдерживать такие интервалы времени, которые исключают всякую возможность наезда лыжников друг на друга.
Учащиеся должны знать и строго выполнять Инструкцию при лыжной подготовке.