Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:16, курсовая работа
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport — «игра», «развлечение») — организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Кафедра «Физическая культура»
Дисциплина «Легкая атлетика »
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи».
Санкт-Петербург
2010
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport — «игра», «развлечение») — организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Массовый спорт
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть.
Это связано с решением ряда частных задач:
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.
К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее рассматривается в студенческих коллективах. Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая про по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже.
Спорт высших достижений
Спорт высших достижений — это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
На ряду с массовым спортом существует спорт высших достиже, или большой спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как результаты и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные формы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудиторий, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.
Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени.) Сегодня спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникать в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определять пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности. Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабаты поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсмене, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном портивном результате.
Спортивная классификация. Её структура.
Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая спортивная классификация. Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленнос спортсменов, их спортивные результаты и достижения». Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и званий разнохарактерных видов спорта (например, марафонский бег ~ тяжелая атлетика) сочетается с научностью такой систематизации, которая опирается на статистическую достоверность установленной реальных сроков достижения одного и того же разряда. Так, звание «мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6—8 лет регулярной и напряженной спортивной подготовки. Реально возможные сроки достижения, нормативов и требова отдельных разрядов и званий — это и определенные временные ориентиры как для начинающих, так и для высококвалифицирован спортсменов. Продвижение спортсмена от разряда к разряду случается критерием эффективности учебно-тренировочного процесса.
Структура спортивной классификации
предусматривает присвое
разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).
Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шашках);
3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать.
Спортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международ класса»
(к этому званию
приравнивается звание «
- занять определенное место на соревнованиях того или иного мастерства;
- добиться определенного
количества побед над спортсмен
разрядов. Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортив практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащен и др.
Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных
занятий в учебное и свободное время.
Возрастные особенности студенческой молодежи, специ учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт.
Организационные особенности студенческого спорта:
учебных занятий по дисциплине «Физическая культу» (элективный курс в
основном учебном отделении,
учебно-тренировочные занятия
акаде занятий
самостоятельно;
соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по известным видам спорта).
Вся эта система дает
возможность каждому
сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.
Спорт в высшем учебном заведении
Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора
видов спорта для студентов основного и спор отделений. После периода
активной теоретико-
студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему
физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в
вузе.
Спорт в элективном курсе физического воспитания студентов — эта та часть
преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая
культура», в которой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа
представленых кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.
Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студента, конечно,
своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я
выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскетбольным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.
Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях
такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготов (например, у мужчин — бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обязателен для других. Подобная практика часто носит вынужденный характер — из-за ограниченности мест занятий и других причин.
Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
Цель контроля — оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сторон его подготовленности.
Контролируется выполнение запланированного содержания спортивной подготовки на каждом ее этапе через выяснение состояния разных сторон
подготовленности спортсменов (физической, технической, тактической).
Принято выделять три вида контроля:
Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировочных работы за
определенный период: в течение нескольких лет, года, макро цикла или этапа.
Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, которые являются
следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных
микроциклов.
Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных срочных
реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных
занятий или соревнований.
Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и
текущий контроль обычно соотносится с семестром и учебным годом.
Самоконтроль также входит в систему контроля за эффективной спортивной
Информация о работе Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи