Массовый спорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Ныне действующая программа по учебной дисциплине "Физическая культура" для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 24.80 Кб (Скачать файл)

Введение.

     Спорт –  это составная часть физической культуры, соревнования по различным физическим упражнениям и их комплексам, а также система их организации и проведения. Исторически сложился как особый способ и форма выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определенных видах физических упражнений. Спорт в широком смысле охватывает соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Спорт способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов, выступает как одна из наиболее массовых форм дружеских интернациональных связей.

     Из этого  определения естественным образом  вытекают и интересующие нас  понятия,  т.е. спорт, во всем  своем многообразии, можно разделить  на 2 основных взаимосвязанных вида: массовый спорт и спорт высших  достижений.

     Массовый спорт - представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.

     Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

     Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

     Ныне действующая программа по учебной дисциплине "Физическая культура" для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.

      Наряду  с массовым спортом существует  также спорт высших достижение - Спорт высших достижений (олимпийский) - предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

     Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

     Ниже каждый  из этих видов будут рассмотрены  более подробно, с целью выявить  основные задачи и различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Массовый спорт.

     Что же такое массовый спорт? В противовес большому спорту, который также называют «спортом высших достижений», массовый спорт – это «спорт для всех». По сути это та возможность, которая дает каждому реализовать неотъемлемое право на занятия спортом, задекларированное в Олимпийской хартии. Массовый спорт обладает огромным потенциалом, поскольку имеет значительное влияние не только на формирование личности, развитие физических и душевных качеств, но также на качество самой жизни.

      Массовый интерес к развитию физической культуры и спорта.

     Физическая культура и спорт, начиная с древнейших времен и до сегодняшнего дня, играют важную роль в воспитании подрастающих поколений. У истоков спорта - это были национальные единоборства и спортивные игры (плавание, бег, кулачный бой, верховая езда, борьба, стрельба из лука и проч.). С конца 17 века начинает складываться система военно-физической подготовки в русской армии, а в учебных заведениях вводятся обязательные занятия физическими упражнениями. Гимнастика, стрельба, фехтование – становятся неотъемлемой частью жизни образованного человека.

     Во второй половине 19 века развитие физической культуры и спорта в нашей стране выходит на новый уровень. В крупных российских городах появляются спортивные школы, создаются клубы и общества. В частности, это «Кружок любителей атлетики» (1885 год), «Русское гимнастическое общество» (1882 год), «Петербургский кружок любителей спорта» (1889 год), «Петербургское общество любителей бега на коньках» (1877 год) и другие.

     Стремительно растет популярность плавания, фехтования, парусного, гребного и конькобежного спорта, велоспорта. К началу 20 века учреждаются всероссийские союзы по видам спорта, проводятся официальные спортивные соревнования и чемпионаты. Во многих промышленных центрах страны возникают рабочие спортивные организации. В 1914 году Россия насчитывает 1200 спортивных объединений в 332 городах и поселках. И хотя отставание в развитии физической культуры и спорта, по сравнению с другими странами, сохраняется все еще значительное, именно этот период можно назвать зарождением и началом становления массового спорта в России.

     Цель занятий различными видами массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий  и тренировок.

К элементам массового  спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение  в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в не физкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными  тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая  программа по учебной дисциплине "Физическая культура" для студентов  высших учебных заведений позволяет  практически каждому здоровому  студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту.

     Таким образом  мы можем сформировать основные  роли массового спорта:

     Во-первых, в настоящий момент и в руководстве страны и в обществе растет осознание роли человеческого фактора в социально-экономическом развитии. Оздоровление и формирование здорового образа жизни населения напрямую влияют на процессы социально-экономического развития общества. Сами по себе экономические показатели типа объема ВВП или макроэкономической стабилизации не имеют смысла, если в стране ухудшается здоровье населения, сокращается продолжительность жизни, а среди молодежи растут преступность и наркомания. Огромным социальным значением и потенциалом в этом плане обладает физическая культура и массовый спорт.

     Во-вторых, массовый спорт имеет целый ряд важных социально-значимых функций, таких как культивирование социально-ценных форм досуга, воспроизводство рабочей силы, компенсация неудовлетворяющих личность достижений в других областях жизни, углубление внутригрупповой и межгрупповой интеграции, социализация, воспитание здорового, физически крепкого поколения и идеологическую функцию. Именно массовый, а не спорт высших достижений, играет важнейшую роль в осуществлении перечисленных функций. Спорт высших достижений конечно также важен, но он не способен сам по себе стать инструментом решения демографических и социальных проблем страны в отрыве от интенсивного развития массового спорта. '

      В-третьих, массовый спорт способствует воспроизводству и поддержанию высокой работоспособности человека, что имеет непосредственный социально-экономический смысл.

Несмотря на то, что в  Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятом в 1999 году и Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года ставится задача повышения социальной роли и значения массового спорта на практике согласно официальным данным в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8-10 % населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%'. В Республике Татарстан в 2003 году организованными формами физической культуры и спорта по данным Министерства молодежи и спорта было охвачено 14,8% населения (сюда входят и данные относительно занимающихся вДЮСШ, СДЮШОР). Финансовые средства и организационные усилия органов региональных властей во многом сосредоточены сегодня на развитии спорта высших достижений, который стал и большим бизнесом и большой политикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спорт высших достижений.

     Массовый спорт – основа спорта высших достижений, условие физического совершенствования подрастающих поколений, спорт высших достижений позволяет на основе выявления индивидуальных возможностей и способностей человека в определённой сфере спортивной деятельности (посредством углублённой специализации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, связанного с использованием возрастающих до предельных функциональных нагрузок) добиваться максимальных, рекордных спортивных результатов, моделировать для них эталонные ориентиры, вооружать массовую практику наиболее эффективными средствами и методами спортивного совершенствования. Рекорды в спорте высших достижений, победы в официальных международных, национальных и других спортивных соревнованиях создают моральный стимул развития массового спорта.

     Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. 

     Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.

     Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени.) Сегодня спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

     Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.

В отличии от массового  спорта, спорт высших достижений имеет  звания и разряды.

     Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).

     Спортивные разряды: 5-й, 4-й (только в шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, "кандидат в мастера спорта". Спортивные разряды необходимо подтверждать.

     Спортивные звания: "мастер спорта", "мастер спорта международного класса" (к этому званию приравнивается звание "гроссмейстер" в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание "заслуженный мастер спорта России". Спортивные звания присваиваются пожизненно.

     Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования.      Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:

•         занять определенное место на соревнованиях  того или иного масштаба;

•         добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих

разрядов.

     Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.

Информация о работе Массовый спорт