Методика индивидуального подхода и применение средств для развития отдельных физических качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:55, реферат

Описание работы

Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признаками. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от: врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке, как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

Файлы: 1 файл

методика индивидуального подхода.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат на тему:

« Методика индивидуального подхода и применение средств для развития отдельных физических качеств.»

 

 

 

 

Студентки 3 курса 312 группы

Кулагиной Елизаветы

 

 

 

Саратов 2013

Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признаками. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от: врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке, как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 350С сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37 – 380С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 390 С и более.

У людей, которые систематически и активно занимаются физическими  упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности. 

К числу основных физических или двигательных качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности  человека, относят силу, быстроту и  выносливость, которые проявляются  в определенных соотношениях в зависимости  от условий выполнения той или  иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным  физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу.

 

Индивидуальный  подход

 

Необходимо строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.

Индивидуализация общего направления и частных путей физического воспитания. Под индивидуализацией в данном случае понимается такое построение всего процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей.

Функциональные возможности организма всегда в чем-либо индивидуально отличны. Индивидуальные отличия имеются и в том, как протекает освоение движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспитания.

Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе органического сочетания двух направлений — общеподготовительного и специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, а также к достижению определенного уровня разностороннего развития физических качеств.

Специализированное направление  ведет к углубленному совершенствованию  в избранной деятельности. Здесь  уже не только методы, но и содержание занятий определяются в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности. Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же время глубоко индивидуализированного физического совершенствования.

Индивидуальный подход выражается в дифференциации учебных заданий  и путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

Учитывать индивидуальные особенности—это не значит идти на поводу у них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей нервной деятельности, поддаются направленному изменению.

Физические качества человека

Под физическими качествами понимают социально обусловленные  совокупности биологических и психических  свойств человека, выражающие его  физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

От других качеств личности физические качества отличаются тем, что  могут проявляться только при  решении двигательных задач через  двигательные действия.

Под физическими способностями  понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых  обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Изложенные представления  о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитания физических качеств  лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется  в решении двигательных задач; б), развитие физических способностей обуславливается  врожденными задатками, определяющими  индивидуальные возможности функционального  развития отдельных органов и  структур организма. Чем более надежно  функциональное взаимодействие органов  и структур организма, тем более  устойчиво выражение соответствующих  физических способностей в двигательных действиях; в) воспитание физических качеств  достигается через решение разнообразных  двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных  двигательных задач характеризует  всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью  органов и структур организма  говорит о гармоничном воспитании физических качеств.

СИЛА:

 Как физическое качество  сила выражается через совокупность  силовых способностей, которые обеспечивают  меру физического воздействия  человека на внешние объекты. 

Силовые способности проявляются  через силу действия, развиваемую  человеком посредством мышечных напряжений. Сила действия измеряется в килограммах.

Величина проявления силы действия зависит от внешних факторов – величины отягощений, внешних  условий, расположения тела и его  звеньев в пространстве; и от внутренних –функционального состояния мышц и психического состояния человека.

Расположение тела и его  звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового  растяжения мышечных волокон при  разных исходных позах человека: чем  больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.

Проявление силы действия человека зависит также от соотношения  фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется  при натуживании и наименьшая - при вдохе.

Различают абсолютную и относительную  силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная - отношением величины абсолютной силы к собственной  массе тела.

Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют  различным формам изменения активного  состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и  статическом режимах сокращения, где первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно  скоростно-силовым способностям, а  второй- постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В практике физического воспитания данные режимы сокращения мышц обозначаются терминами» динамическая сила» и «статическая сила» В качестве примера проявления статической силы можно привести удержание веса штанги на вытянутых руках, а динамической - прыжок вверх.

Степень проявления собственно силовых способностей человека зависит  от количества мышц, вовлеченных в  работу, или от особенностей их сократительных свойств. В соответствии с этим различают два метода в развитии силовых способностей: использование упражнений с максимальными условиями и использование упражнений с непредельными отягощениями. Упражнения с максимальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с предельными или околопредельными(90-95% от максимальной величины) отягощениями. Это обеспечивает максимальную мобилизацию нервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силовых способностей.

Упражнения с непредельными  отягощениями характеризуются выполнением  двигательных действий с максимальным числом повторений при относительно небольших отягощениях (до 50-60% от предельных). Это позволяет выполнять большой объем работы и обеспечивает ускоренный рост мышечной массы. Кроме того, непредельные отягощения не затрудняют контроля за техникой движений. При этом режиме работы тренировочный эффект достигается в течение длительного времени.

Скоростно-силовые способности  проявляются при различных режимах  мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая взрывная сила, т. е. Развитие максимальных напряжений в минимально короткое время (например, прыжок).

Для развития скоростно-силовых  способностей используют упражнения с  преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать  определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локального направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена. Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых способностей, условно разделяют на два типа: упражнения преимущественно скоростного характера и упражнения преимущественно силового характера.

Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально  возможном темпе.

ВЫНОСЛИВОСТЬ:

Выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.

Продолжительность механической работы до полного утомления можно  разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и  декомпенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением начальных  признаков усталости, вторая - прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и  частичным изменением структуры  двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением  темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности работы вплоть до ее прекращения.

В теории и практике физического  воспитания выделяют общую и специальную  выносливость. Под общей выносливостью  понимают длительное выполнение работы с оптимальной функциональной активностью  основных жизнеобеспечивающих органов  и структур организма.

Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями  выполнять двигательные действия в  зоне умеренных нагрузок. Специальная  выносливость характеризуется продолжительностью работы, которая определяется зависимостью степени утомления от содержания решения двигательной задачи. Специальная  выносливость классифицируется: а) по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); б) по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); в) по признакам взаимодействия с  другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного  решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).

Воспитание выносливости осуществляется посредством решения  двигательных задач, требующих мобилизации  психических и биологических  процессов в фазе компенсаторного  утомления или в конце предшествующей фазы, но с обязательным выходом  на фазу компенсаторного утомления. Условия решения задач должны обеспечивать вариативный характер работы с обязательно меняющимися  нагрузками и структурой двигательного  действия (например, преодоление препятствий  во время бега по пересеченной местности).

Ведущим в развитии выносливости является метод строго регламентированного  упражнения, позволяющий точно задавать величину и объем нагрузки. Повторное  выполнение упражнения или серий можно начинать при ЧСС 110-120 уд/мин. В паузах для отдыха выполняют упражнения на дыхание, расслабление мышц и развитие подвижности в суставах. Развивать выносливость при субмаксимальных нагрузках целесообразно после упражнений на развитие координации движений или обучения двигательным действиям при начинающемся утомлении. Продолжительность упражнений, их количество и интервалы для отдыха между ними должны быть соотнесены с характером предшествующей работы. Развитие выносливости в условиях больших нагрузок осуществляется методами строго регламентированного и игрового упражнений. Последний позволяет за счет повышенной эмоциональности достигать большего объема работы.

ЛОВКОСТЬ:

Выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения.

Информация о работе Методика индивидуального подхода и применение средств для развития отдельных физических качеств