Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 11:10, курсовая работа
Целью исследования является выявление и обоснование выносливости у спортсменов-бегунов.
Задачи:
1. Провести анализ научно-исследовательской и методической литературы по физиологическим аспектам аэробной работоспособности спортсменов.
2. Определить задачи формирования выносливости у спортсменов с помощью бега.
3. Определить эффективные средства развития аэробного компонента выносливости бегунов.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Выносливость и основы методики её воспитания……..………….5
Глава 2. Формирование выносливости при беговых видах легкой атлетики……………………………………………………………………………13
2.1 Понятие «бег» и его характеристики…………………………………….13
2.2 Формирование выносливости при беге……….…………………………16
Глава 3. Спортсмены специализации в беговых видах легкой атлетики……………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников………………………………………….32
Приложения………………………………………………………………………34
При интервальной тренировке
вся дистанция или вся
Тренировочные нагрузки обычно определяются следующими параметрами:
• Объем может исчисляться дистанцией (м, км, мили), или временем (сек., мин., часы), или числом повторов, или числом серий повторов
• Интенсивность, а это темп, ритм или скорость бега (мин/км, мин/миля, сек. на 400 м круг по стадиону и т.д.)
• Отдых/восстановление - это время или интервал между различными повторениями или сериями повторений (сек., мин. или дистанция).
Развитие общей выносливости
Общая выносливость вырабатывается главным образом с помощью постоянных, экстенсивных повторений и фартлека. Используемый в обоих случаях темп должен основываться на беговом ритме спортсмена. Эта методика должна использоваться в течение всего года, с использованием рекомендаций и помня о том, что постоянный тренировочный бег нужно также использовать в течение года для восстановления (см. приложение 1).
Важно помнить, что при использовании экстенсивных повторов тренер должен внимательно отслеживать темп, чтобы он оставался в пределах заданного и не оказывал отрицательного влияния на способность спортсмена завершить серию. Типичная ошибка - слишком быстрый бег во время тренировок с экстенсивными повторениями.
Повторная и интервальная тренировка
Повторную тренировку также можно разделить на два основных вида, в зависимости от восстановительной деятельности во время «интервалов», т.е. между сессиями с более быстрыми повторениями.
• Тренировка с повторениями
• «Новая интервальная тренировка»
Во время типичной повторной тренировки период отдыха между повторениями и сессиями может быть пассивным, или это может быть ходьба или легкий бег. Но во время новой интервальной тренировки, которая стала популярной ввиду своей эффективности в развитии как аэробной, так и лактатной энергетических систем, восстановление во время перерывов - это весьма активный «бег после бега», т.е. восстановление с помощью бега. Новая интервальная тренировка - это разновидность тренировки с повторениями, где тренировочный эффект достигается в промежутке между более быстрыми сессиями. А тренировку, эффект которой достигается в интервале, нужно называть «интервальная тренировка». (см. приложение 2)
Термин «интервальная тренировка» следует использовать в отношении специальной тренировки с повторениями, где тренировочный эффект достигается в промежутке между более быстрыми отрезками.
Опытным тренерам знакомо это важное различие, поэтому они всегда используют правильный термин для описания предстоящей тренировки.
Все виды тренировки с повторениями можно варьировать за счет следующего:
• Повторения - Общее число повторений во время занятия - можно разделить на серии
• Продолжительность - Время или дистанция одного повторения
• Интенсивность - Ритм, темп, скорость повторений
• Восстановление - Продолжительность перерывов между повторениями и сериями
• Восстановительная деятельность - От ходьбы до легкого бега или более активный бег, как в новой интервальной тренировке.
Темп бега в тренировках на выносливость (см. приложение 3)
При планировании тренировок на выносливость используют «темп».
Темп можно использовать в качестве ориентира для ритма бега спортсмена во время постоянной тренировки или тренировки с повторениями. При планировании тренировок с забегами тренерам следует избегать использования «целевого времени» при повторениях.
Использование ритма и
темпа бега означает, что скорость
повторений корректируется к форме
и уровню энергии спортсмена каждый
день. Если тренируется целая группа,
то целевое время может подходить
одному или двум спортсменам группы,
но далеко не всем. В то же время «темп»
означает, что каждый спортсмен будет
тренироваться в своем
Развитие выносливости в конкретном виде
Выносливость в каком-либо
конкретном виде главным образом
вырабатывается за счет интенсивных
повторений; основное внимание ей уделяется
после того, как спортсмен вступит
на этапы специализации или
Интенсивные повторения, именуемые
«ацидозной тренировкой», приводят к
высокой концентрации кислоты в
организме, поэтому к этому методу
следует подходить с
• Интенсивная тренировка с повторениями (Цель: выносливость в конкретном виде) Темп: Зависит от темпа в конкретном виде; Объем: увеличивается в зависимости от длины дистанции; Отдых: зависит от приложенных спортсменом усилий во время данной тренировки
В приведенной ниже таблице показаны виды тренировки с повторениями (см. таблицу 2.1), которые можно рекомендовать для выработки выносливости с акцентом на лактатную (аэноробную, безкислородную) систему, в сравнении с тренировкой с акцентом на аэробную систему.
Таблица 2.1 – Сравнение тренировки с повторениями для переноса акцента развития выносливости с лактатной на аэробную систему
АЭРОБНАЯ |
ЛАКТАТНАЯ | |
Всего повторений |
Относительно высокая |
Относительно низкая |
Продолжительность |
2-60+ мин. |
10 сек.-2+ мин |
Дистанция |
300м-1200м+или беспрерывно |
80м-600м+ |
Интенсивность |
50%-75% |
80%-100% |
Восстановление |
30 сек.-3 мин. |
30 сек.-10 мин. |
Восстановительная деятельность |
Легкий /активный бег |
Ходьба/легкий бег |
В легкой атлетике существуют два пути использования выносливости. Она используется в группе видов, куда входят бег на средние и длинные дистанции и спортивная ходьба, и в качестве компонента общей физической подготовки. Здесь возможна путаница, которая может заставить некоторых тренеров поверить, что выносливость нужна только в тех видах, которые входят в группу выносливости. Но ведь бегуну на 100м или барьеристу на спринтерских дистанциях выносливость нужна для сохранения максимальной скорости до конца забега. Метания и прыжки требуют выносливости от спортсмена для завершения выступлений на необходимом уровне во время всех раундов соревнования. В таком виде выносливости упор делается в основном на энергетическую систему АТР-СР. Для того, чтобы выработать такую выносливость, мы должны прилагать неоднократные максимальные усилия короткой продолжительности с достаточным восстановлением (см. таблицу 2.2):
Таблица 2.2 – Выработка анаэробной выносливости с акцентом на энергетическую систему ATP-CP
ATP-CP | |
Продолжительность |
0-10 сек. |
Дистанция |
20м-80м |
Интенсивность |
Максимум |
Повторения |
3-4 |
Восстановление/повтор. |
2-3 мин. |
Серии |
1-4 |
Восстановление/серии |
5-8 мин. |
Имея четкое представление о том, что входит в компонент «выносливости» общей физической подготовки, опытный тренер может обеспечить удовлетворение потребностей своих спортсменов в выносливости, которая будет соответствовать их возрасту, уровню зрелости и этапу спортивного развития. [12]
ГЛАВА 3. СПОРТСМЕНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В БЕГОВЫХ ВИДАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
В современной системе спортивной тренировке значительное место отводится вопросам подготовки спортсменов к основным соревнованиям сезона. 18
Большой интерес специалистов к различным этапам подготовки не случаен, так как от них самым непосредственным образом зависит итоговый результат всей предшествующей долговременной тренировочной работы. [11]
При существующей системе соревнований бегуны, в зависимости от специализации (800 м. , 1500 м., 5000 м. , 10000м., 42 км.195м. и т.д.), стартуют на основной дистанции 15 - 20 раз в беге на средние дистанции и 2-3 раза в год в марафоне, в связи с этим возрастает и значимость каждого выступления. Однако неадекватное построение тренировочного процесса в годичном цикле подготовки без учета специфических врожденных и приобретенных индивидуальных особенностей - физиологического профиля конкретных спортсменов не позволяет многим бегунам реализовать в конкретных соревнованиях или контрольных тестах достигнутый уровень специальной подготовленности.
Немаловажным является вопрос нормирования интенсивности тренировочных нагрузок, в зависимости от уровня специальной подготовленности спортсмена [4], так как чрезмерная интенсификация приводит к недовосстановлению и срыву адаптации.
Этап предварительной подготовки легкоатлета следует начинать с 9—10-летнего возраста. Это дает возможность к 13—14 годам создать физиологические предпосылки для целенаправленного, с использованием разнообразных средств физического воспитания, воздействия на развитие физических качеств, необходимых легкоатлету.
Уже к 10-летнему возрасту у детей
частота беговых шагов
При построении системы многолетней подготовки легкоатлетов-бегунов следует предусматривать целенаправленное развитие качеств быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, расчетливости. На этапе предварительной подготовки у бегунов необходимо обеспечить всестороннюю физическую подготовку, научить основам техники бега и других видов легкой атлетики.
Объем беговой нагрузки у юных легкоатлетов
на этапе предварительной
Современная система подготовки легкоатлета является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям и достижение им наивысших спортивных показателей.
Существуют основные правила подготовки
легкоатлетического бегуна к соревнованиям.
В зависимости от вида бега для
спортсменов разрабатывают
Рост спортивных результатов в лёгкой атлетике и в частности спринтерском беге, во многом зависит от эффективного распределения тренировочных и соревновательных нагрузок на различных этапах подготовки. В исследованиях последних лет одним из рациональных способов организации тренировочной нагрузки в годичном цикле признается подход, связанный с концентрацией, сосредоточением тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности на определенных этапах. Такая форма организации тренировочного процесса предъявляет новые требования к построению мезоцикла, где необходимо рационально распределить по микроциклам объём тренировочной нагрузки при оптимальном объединении этих микроциклов в единую систему с учетом квалификации спортсменов и периода подготовки.
В соответствии со сложившейся периодизацией годичного цикла, в подготовке спринтеров выделяются два полугодичных цикла: первый и второй. В связи с этим планирование тренировочных нагрузок проводится по мезоциклам и периодам подготовки.
Учитывая вышеизложенное, для осуществления эффективной организации подготовки бегунов на короткие дистанции в годичном цикле необходимо:
Для правильной организации занятий
учебно-тренировочный год
Информация о работе Методика направленного развития аэробной выносливости в физическом воспитании