Методика обучения технике плавания способом брасс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:00, реферат

Описание работы

Техника изучается раздельно в следующем порядке: 1) положение тела, 2) дыхание, 3) движения ногами, 4) движения руками, 5) общее согласование движений. При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 23.79 Кб (Скачать файл)

  Методика обучения  технике плавания  способом брасс

  Общие требования к методике обучения плаванию

 
Изучение техники спортивного  способа плавания проводится в строгой  методической последовательности. 
 
Техника изучается раздельно в следующем порядке: 1) положение тела, 2) дыхание, 3) движения ногами, 4) движения руками, 5) общее согласование движений. При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца. 
 
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

  1.  
    ознакомление с движением на суше – проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;
  2.  
    изучение движений в воде с неподвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоёма; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
  3.  
    изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногам широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лёжа на воде с поддержкой партнёром;
  4.  
    изучение движений в воде без опоры. Все упражнения этой группы выполняются в скольжении или плавании.

 
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение  их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке: 

  1.  
    движения ногами с дыханием;
  2.  
    движения руками с дыханием;
  3.  
    движения ногами и руками с дыханием;
  4.  
    плавание в полной координации.

 
Несмотря на изучение техники плавания по частям, на этом этапе обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом –  насколько позволяет уровень  подготовленности занимающихся. 
 
На этапе закрепления и совершенствования техники плавания ведущее значение приобретает метод целостного выполнения техники. Поэтому на каждом занятии соотношение плавания в полной координации и плавания по элементам с помощью движений руками и ногами должно быть 1:1. Совершенствование техники плавания проводится с обязательным изменением условий выполнения движений. С этой целью применяются следующие варианты плавания: 

  1.  
    поочерёдное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперёк бассейна);
  2.  
    проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
  3.  
    чередование плавания в облегчённых и в усложнённых условиях в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и в полной координации).

 
Таким образом, закрепление и совершенствование  техники плавания обеспечивают: 

  1.  
    разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;
  2.  
    умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;
  3.  
    формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.

 
Ошибки в технике  плавания; их предупреждение и исправление. При начальном обучении неизбежно выполнение движений с некоторыми недочётами. Раздельный метод изучения техники плавания помогает избежать многих ошибок. 
 
Ошибки, возникающие при обучении технике плавания, делят на: 

  1.  
    типичные – наиболее распространённые при начальном обучении;
  2.  
    грубые – искажающие основную структуру движений;
  3.  
    незначительные – уменьшающие эффективность движений, но не отражающиеся на остальных элементах техники;
  4.  
    взаимосвязанные – вытекающие одна из другой.

 
Ошибки следует исправлять быстро и тщательно, не допуская доведения  их до автоматизма. 
 
Для предупреждения возможных ошибок необходимо знать причины их возникновения. Основными причинами являются: 

  1.  
    несоответствие учебного задания уровню подготовленности занимающихся (нарушение педагогических принципов доступности и последовательности);
  2.  
    неправильное понимание занимающимися формы и характера выполняемых движений;
  3.  
    неправильные исходные положения при выполнении упражнений.

 
К основным методам исправления  ошибок относятся: 
 
1) систематическое повторение учебного материала; 
 
2) применение на занятиях подводящих и подготовительных упражнений; 
 
3) изменение исходных положений и условий для выполнения упражнений; 
 
4) понимание занимающимися причин своих ошибок; 
 
5) последовательное исправление допущенных ошибок (сначала грубых, затем незначительных). 

Упражнения  для изучения техники  плавания способом брасс

 
Техника брасса не предъявляет таких  жёстких требований к подвижности  в плечевых суставах, как в кроле, но требует высокой подвижности  в голеностопных (тыльное разгибание), коленных и тазобедренных суставах. Для брассистов важна сила мышц не только плечевого пояса, но и нижних конечностей, создающих эффективное  продвижение вперёд. 
 
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения  
 
Перед началом комплекса упражнений выполняются ходьба, прыжки, наклоны, приседания, отжимания. 

    1.  
      И.п. – О.С. руки вверху. Приседания.
    2.  
      И.п. – сед на пятках (носки оттянуты). Наклониться назад как можно ниже; вернуться в и.п., опираясь руками о пол.
    3.  
      И.п. – упор лёжа на бёдрах. Прогнувшись и захватив руками стопы согнутых в коленях ног (носки развёрнуты наружу до отказа), перекатываться с бёдер на живот и обратно.
    4.  
      И.п. – полуприсед, кисти упираются о колени. Вращение коленей вправо и влево.
    5.  
      И.п. – стоя в наклоне вперёд, ноги на ширине плеч. Движения руками, как при плавании брассом.
    6.  
      В положении стоя боком к опоре согнуть одну ногу в коленном суставе и, захватив стопу с внутренней стороны, подтянуть голень и пятку к ягодице. Опустить ногу и выполнить ею движение брассом.
    7.  
      В положении лёжа на груди движения ногами, как при плавании брассом.
    8.  
      В упоре лёжа максимальное прогибание и выгибание туловища.
    9.  
      И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке. Опора руками о перекладину гимнастической стенки в начале и в середине «гребка». Во время выполнения упражнения сильно напрячь мышцы плечевого пояса и рук.
    10.  
      И.п. – стоя у гимнастической стенки, опираясь на неё руками. Поочерёдные махи прямой ногой вперёд-назад.
    11.  
      Движения руками, как при плавании брассом, с растягиванием резиновых амортизаторов.
    12.  
      «Стартовый прыжок» вверх.

 
Упражнения для  изучения движений ногами  
 
Имитационные упражнения на суше 

  1.  
    И.п. стоя боком к стенке, уперевшись на неё рукой. Согнуть одну ногу в коленном суставе, отвести голень в сторону и захватить стопу с внутренней стороны одноимённой рукой; опустить ногу и выполнить ею толчок до соединения с другой – как при плавании брассом. То же другой ногой.
  2.  
    И.п. – сидя на полу, упор руками сзади. Движения ногами, как при плавании брассом: медленно подтянуть ноги, разворачивая колени в стороны и волоча стопы по полу; развернуть носки в стороны; выполнить толчок, соединить ноги и вытянуть их на полу. Сделать паузу, медленно и мягко подтянуть ноги к себе.
  3.  
    В положении лёжа на скамье движения ногами, как при плавании брассом, с помощью партнёра (стоит со стороны ног). Подтягивание ног производятся самостоятельно, но в момент разведения носков в стороны партнёр берёт руками стопы и помогает принять нужное положение перед толчком. Затем, не выпуская ноги пловца, помогает ему правильно выполнить движение и соединить ноги.

Упражнения  в воде с неподвижной  опорой 
 
6. И.п. – сидя на бортике бассейна упор руками сзади. Движения ногами брассом. 
 
7. И.п. – стоя боком к стенке бассейна, взявшись рукой за бортик. Согнуть ногу в коленном суставе, отвести голень в сторону и взяться за стопу одноимённой рукой. Опустить ногу, выполнив ею имитационное движение, как при плавании брассом. То же другой ногой. 
 
8. И.п. – лёжа на груди у бортика, держась за него руками. Движения ногами, как при плавании брассом. 
 
Типичные ошибки. Опускание таза; слишком широкое разведение коленей перед толчком ногами; носки и голени не разворачиваются в стороны перед толчком. 
 
Методические указания. Не разводить колени в стороны при подтягивании ног больше, чем на ширину плеч. Перед толчком ногами делать остановку, фиксируя положение «носки в стороны». Не начинать подтягивание ног после толчка, пока они не всплыли на поверхность. Толчок ногами выполнять единым слитным движением; после толчка сохранять длительную паузу (время для «скольжения»), напрягая ягодицы и мышцы задней поверхности бедра, чтобы не тонули. 
 
Упражнения в воде с подвижной опорой 
 
9. Плавание на спине при помощи движений ногами, держа прямыми руками доску и прижав её к животу и бёдрам. 
 
10. Плавание на спине при помощи движений ногами, держа доску в вытянутых вперёд руках. 
 
11. Плавание на груди при помощи движений ногами с доской. После толчка обязательно соблюдать паузу, стараясь проскользить как можно дольше. 
 
Упражнения без опоры 
 
12. Плавание на спине с движениями ногами брассом, руки у бёдер. 
 
13. Плавание на груди, руки вытянуты вперёд. 
 
14. То же, при помощи движений ногами, руки вдоль туловища. 
 
15. То же, но руки вытянуты вперёд. 
 
Типичные ошибки. Во время паузы тонут ноги. Подтягивание и толчок ногами выполняются с одинаковой скоростью. После толчка ноги не соединяются вместе. 
 
Методические указания. После толчка ногами напрягать мышцы ягодиц и задней поверхности бедра, что бы ноги не тонули во время скольжения. Подтягивание выполнять медленно и мягко. Носки разводить в стороны быстро и энергично. Толчок ногами выполнять сильно, но мягко, до смыкания ног. При плавании на спине колени не должны показываться из воды. 
 
Упражнения для изучения согласования движений ногами и дыхания 
 
Для изучения движений ногами в согласовании с дыханиемвыполняется предыдущий комплекс упражнений (с 1-го по 11-е), с акцентом внимания на выполнение дыхания. Вдох в брассе выполняется в время подтягивания ног в исходное положение, выдох – одновременно с отталкиванием ногами. 
 
Следует обратить внимание на согласование движений ногами и дыхания при выполнении имитационных упражнений на суше: вдох и выдох должны быть форсированными, что бы преподаватель видел и слышал продолжительность их выполнения занимающимся. 
 
Упражнения для изучения движений руками  
 
Имитационные упражнения на суше 
 
16. И.п. Стоя в наклоне вперёд, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперёд. Одновременные гребковые движения руками, как при плавании брассом. 
 
Упражнения в воде с неподвижной опорой 
 
17. И.п. – стоя на дне в наклоне вперёд, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперёд; плечи и подбородок лежат на воде. Гребки руками (сначала с поднятой головой, затем опустив лицо в воду) на задержке дыхания. 
 
Упражнения в воде с подвижной опорой 
 
18. То же, что упр. 17, с передвижением по дну бассейна. 
 
Типичные ошибки. Излишне широкий гребок; остановка рук в конце гребка в положении «локти в стороны»; отсутствие паузы во время скольжения – в момент, когда руки вытянуты вперёд. 
 
Методические указания. При выполнении гребка угол между руками должен быть не более 90۫. Плечи и подбородок не отрывать от поверхности воды. Делать паузу в положении «руки впереди». В конце гребка быстро «убрать» локти – опустить их вниз и прижать к туловищу, затем вытянуть руки вперёд. 
 
19. Скольжения с гребковыми движениями руками на задержке дыхания. 
 
20. Плавание при помощи движений руками с поплавком между ногами (с высоко поднятой головой); дыхание произвольное. 
 
21. То же с задержкой дыхания. 
 
Упражнения для изучения согласования движений руками и дыхания 
 
Для изучения движений руками в согласовании с дыханием выполняется предыдущий комплекс упражнений (с 12-го по 17-е) с акцентом внимания на согласование дыхания с гребком руками. Вдох в брассе выполняется во время завершения гребка руками («поздний» вдох), выдох – во время выведения рук вперёд и скольжения. 
 
 
 
Упражнения для общего согласования движений 

 
 
Имитационные  упражнения на суше 
 
22. И.п. – о.с., руки вытянуты вверх. Выполнять «гребок» руками и возвратить руки в исходное положение; затем выполнить подтягивание и отталкивание одной ногой, имитирую раздельную координацию движений. 
 
23. То же в согласовании с дыханием: вдох выполняется одновременно с началом «гребка» руками, выдох – во время выведения рук вперёд и толчка ногами. 
 
24. То же в полной координации. Во время разведения рук в стороны начинает подтягиваться нога, затем делается вдох; в момент выведения рук вперёд выполняется отталкивание ногой. 
 
Упражнения в воде с неподвижной опорой 
 
25. Упражнение в парах. Первые номера держат вторых сбоку за пояс в положении на груди. Вторые номера выполняют движения в полной координации. Затем партнёры меняются местами. 
 
Упражнения в воде с подвижной опорой 
 
26. Движения руками брассом в согласовании с дыханием, передвигаясь по дну. 
 
Упражнения в воде без опоры 
 
27. Плавание в полной координации на задержке дыхания. 
 
28. Плавание с раздельной координацией движений (когда руки заканчивают гребок и вытягиваются вперёд, ноги начинают подтягивание и толчок); дыхание через 1 – 2 цикла движений. 
 
29. Плавание с укороченными гребками руками в согласовании с дыханием. 
 
30. Плавание в полной координации (ноги подтягиваются в конце гребка руками и выполняют толчок одновременно с выведением рук вперёд и скольжением), с произвольным дыханием и выдохом в воду через 1 -2 цикла движений. 
 
31. То же с «поздним» выдохом.


Информация о работе Методика обучения технике плавания способом брасс