Методика обучения технике прыжков в длину с разбега

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.

Файлы: 1 файл

методика.docx

— 176.51 Кб (Скачать файл)

Методика обучения технике прыжков  в длину с разбега

Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая  обеспечит стабильность разбега  и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега.

Решается эта  задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и  просмотра фотографий, кинограмм, видеофильмов, плакатов и, наконец, показа техники прыжков в длину с разбега в целом.

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

При обучении отталкиванию используются разнообразные подводящие упражнения в следующей последовательности:

- имитация движений  ног при отталкивании на месте  с активным выведением таза  вперед, а в момент окончания  отталкивания — подъем колена  маховой ноги;

- имитация подъема  таза вверх из положения лежа с опорой на пятку ноги о пол;

- имитация сочетания  движения рук и ног при отталкивании. При этом одновременно с махом  свободной ногой поднимаются  руки вперед — вверх, причем  одноименная толчковой ноге рука  поднимается выше, обеспечивая равновесие  с поднятым бедром маховой  ноги;

- то же упражнение, но с отталкиванием с одного  шага;

- доставание предмета  бедром маховой ноги после  имитации отталкивания;

- поточные прыжки  в шаге, отталкиваясь толчковой  ногой через шаг, затем —  через три шага;

- прыжки в шаге  через планку или барьер высотой  40—60 см с трех беговых шагов;

- прыжки с 3—5  шагов разбега с запрыгиванием  в положении «шага» на возвышение («коня», бревно, стопку матов, возвышения  и другие спортивные снаряды  и приспособления).

При выполнении перечисленных  упражнений необходимо добиться полного  выпрямления толчковой ноги и  быстрого маха другой ногой вверх. Толчковая  нога ставится на место отталкивания ближе проекции ОЦМ на всю стопу  или перекатом с пятки на носок.

В момент отталкивания рука, противоположная маховой ноге, должна активно выноситься вперед —  вверх и внутрь для удержания  прямолинейности полета (рис. 23).

Рис. 23. Прыжки на возвышение

Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.

Средствами для  решения этой задачи являются:

- прыжки «в шаге»  с различной скоростью движения  и приземлением на маховую  ногу;

- прыжки в длину  с 2—5 шагов разбега с ускоренной  и активной постановкой толчковой  ноги на место отталкивания;

- пробегание по разбегу 6—10 беговых шагов с обозначением отталкивания;

- прыжки с гимнастического  мостика с 5—6 шагов разбега;

- прыжки в шаге  с 5—6 шагов разбега через  низкий барьер или планку;

- прыжки в длину  с короткого и среднего разбега.

При овладении техникой изучаемых упражнений необходимо следить  за ускорением ритма на последних  шагах разбега, слитностью разбега  и отталкивания, а длина последнего шага должна быть несколько короче предыдущего.

Заступ – переступание прыгуном в длину и тройным  прыжком ногой бруска для отталкивания.

Задача 4. Обучить технике приземления.

Для обучения приземлению  в первую очередь необходимо повторить  прыжки с места. При этом следует  обратить внимание на подтягивание коленей  вперед—вверх и активное выбрасывание ног далеко вперед при приземлении. Для лучшего вынесения ног  вперед можно сделать отметку  или положить на это место ленту (веревку) и дать задание при приземлении  посылать ноги за отметку (рис. 24).

Рис. 24. Прыжки в  длину с места

При обучении приземлению  с разбега можно рекомендовать  следующие упражнения:

- прыжки в длину  с места с активным подтягиванием  коленей вперед — вверх и  группировкой с опусканием рук  вниз;

- прыжки в длину  с места, отталкиваясь двумя  ногами или одной ногой с  далеким вынесением ног на  приземление, прыгая в песок  или яму с поролоном;

- прыжки в длину  с короткого разбега через  планку, барьер или резинку, установленную  на высоте 20 —50 см за 0,5 м от  места предполагаемого приземления;

- из виса на  гимнастической стенке, спиной к  ней, махом вперед сделать соскок  с приземлением на две ноги  на гимнастический мат;

- прыжки в длину  с короткого разбега через  веревку или резиновую ленту,  положенную на предполагаемом  месте приземления.

Задача 5. Обучить технике движениям в полете.

Способ  «согнув ноги»

После овладения  техникой главных фаз прыжка (отталкивание, разбег и приземление) можно переходить к обучению способа прыжка, т.е. сохранения определенного, устойчивого положения  тела в фазе полета.

Как уже было сказано, самый простейший из способов —  прыжок «согнув ноги». После вылета в положении «шага» необходимо выполнить  группировку и, подтянув колени к  груди, выбросить их вперед.

Для освоения движений в полете применяются упражнения:

- прыжок в «шаге»  с 3—5 шагов разбега с приземлением  в положение «шага»;

- из положения  неглубокого выпада подтянуть  сзади расположенную толчковую  ногу к впереди стоящей ноге;

- прыжок в «шаге»  с 5—7 шагов разбега через  две планки (линии) с дальнейшим  пробе-ганием;

- прыжки в длину  способом «согнув ноги» с различных  по длине разбегов, отталкиваясь  от мостика, дорожки перед ямой  или бруска;

- имитация вылета  в «шаге» и группировка в  висе на кольцах или перекладине.

Способ  «прогнувшись»

После того, как  занимающиеся освоят простейший способ прыжка «согнув ноги», можно переходить к обучению технике прыжка «прогнувшись».

Обучение технике  данного способа начинается с  показа прыжка в целом со среднего разбега, а затем — пробных  прыжков с короткого разбега. Основные упражнения при обучении:

- прыжки с короткого  разбега (3—5 беговых шагов), после  вылета «в шаге» необходимо  опустить маховую ногу вниз  — назад, а таз вынести вперед  и прогнуться, руки поднять вверх в стороны, приземлиться на обе ноги, не стремясь активно выбросить их вперед;

- прыжки с короткого  разбега, обращая внимание на  опускание маховой ноги, прогиб  и активное выбрасывание ног  далеко вперед во время приземления;  руки при этом опустить вперед, вниз и назад;

- прыжки с короткого  разбега;

- имитация движения  ног в висе на кольцах или  перекладине, следя за тем,  чтобы во время опускания маховой  ноги вниз таз выводился вперед, а плечи несколько отводились  назад;

- прыжки в целом  с увеличением длины разбега,  отталкиваясь от пола (дорожки)  и бруска.

Способ  «ножницы»

После создания представления  о технике полетной фазы прыжка с  помощью целостного показа со среднего разбега для изучения этого способа  полета применяются упражнения:

- прыжки в «шаге»  с 3—5 беговых шагов, опуская  маховую ногу вниз с приземлением  на нее и пробегая вперед;

- прыжки в «шаге»  с 1—3 шагов со сменой положения  ног в полете и приземлением  в положение «шага», толчковая  нога впереди;

- прыжки с 3—5  беговых шагов, меняя положение  ног в полете, но приземляясь  на толчковую ногу;

- имитация движения  рук в ходьбе;

- имитация смены  ног в висе на кольцах, перекладине  и лежа на гимнастических матах;

- прыжки способом  «ножницы» (2,5 шага), толкаясь от  гимнастического мостика или  трамп-лина, для согласования движений ног и рук;

- прыжки способом  «ножницы» с различных по величине  разбегов, отталкиваясь от грунта  и бруска.

При выполнении всех упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы движения ног в полете выполнялись не голенью, а от бедра, свободными, широкими ногами.

Задача 6. Обучить технике прыжков в длину в целом.

При обучении технике  прыжков в длину в целом  необходимо обращать внимание на выполнение ритма последних шагов и более  быстрое отталкивание при минимальном  снижении горизонтальной скорости, полученной в разбеге. Длина разбега зависит  от абсолютной скорости занимающегося, его подготовленности к прыжкам, способности к ускорению в  беге. Начало разбега определяется следующим образом: 1) занимающийся становится на доску для оттал-кивания спиной к яме, одна нога — впереди, сделав быстрый первый шаг сзади стоящей ногой; 
2) начинает бег с постепенным наращиванием скорости. На 18—21-м шагах разбега необходимо оттолкнуться вверх. На месте отталкивания преподаватель делает отметку мелом — это место и будет предварительным началом разбега.

После нескольких повторений следует определить точную длину  разбега, измерить ее рулеткой или ступнями.

В процессе обучения технике прыжков в длину в  целом также выполняются:

- повторное пробегание полного разбега;

- прыжки в длину  со среднего и полного разбега  избранным способом;

- прыжки в длину  с гимнастического мостика с  полного разбега.

Задача 7. Совершенствование техники прыжков в длину.

После выбора способа  прыжка необходимо продолжить совершенствование  в технике разбега, перехода к  отталкиванию, отталкивания, полета и  приземления избранным способом прыжка. При совершенствовании в  технике прыжков с разбега  решается и целый ряд частных  задач:

1. Повышение скорости  разбега.

2. Достижение стабильности  разбега на последних шагах.

3. Повышение активности  действий в отталкивании и  уменьшении упора при постановке  толчковой ноги на опору.

4. Достижение равновесия  в коленном суставе при увеличении  активности плечевого пояса, рук  и амплитуды маха ногой в  отталкивании.

5. Совершенствование  ритма разбега.

Для этого используются следующие упражнения:

- прыжки в длину  со среднего и полного разбега;

- выполнение специальных  упражнений для совершенствования  деталей техники;

- прыжки в длину  на результат в условиях тренировки  и соревнований.

Приведем примеры  специальных упражнений для прыгунов в длину и прыгунов тройным  прыжком (рис. 25).

Рекомендуем изучить  примерный план обучения технике  прыжков в длину с разбега (табл.1).

Рис. 25. Специальные  упражнения прыгуна в длину и  тройным прыжком (по Н.Г. Озолину)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 

 

Примерный план обучения технике прыжков в длину с  разбега

 

Задача

Средство

Организационно-методическое мероприятие

Типичная ошибка

Причина

Исправление

1

2

3

4

5

6

1. Ознакомить с  техникой прыжков в длину с  разбега

1. Краткий рас-сказ о технике прыжков в длину с разбега

Рассказ должен быть образным, интересным и не занимать более 
5 мин

     

2. Объяснение и  просмотр кинограмм, плакатов, фотографий, видеофильмов

Обратить вни-мание занимаю-щихся на поло-жение тела пры-гуна в основных фазах прыжка

     
 

3. Показ техники  прыжка в длину в целом и  пробные попытки

Сначала показать технику  прыжка сбоку, затем — спереди  и сзади, акцентируя внимание на отдельные  фазы движения

     

2. Обучить технике отталкивания

1. Имитация постановки ноги и отталкивания в сочетании с работой рук

Следить за пол-ным выпрямле-нием толчковой ноги, одновре-менным выпол-нением маха и отталкивания Выполнять фронтально

Отталкивание заканчивается неполным выпрямлением опорной ноги

Малая актив-ность в отталки-вании

Прыжки в длину  через препятствие

 

2. Имитация отталкивания  с одного шага

Активно протал-киваясь вперед, выполнить пос-тановку толчко-вой ноги и отталкивание

Постановка ноги на место отталки-вания расслаб-ленными мыш-цами, особенно стопы

Недоста-точный уровень развития физичес-ких качеств

Развитие силовых  и скоростных качеств Прыжки на месте вверх, не сгибая ног в суставах

 

3. Поточные прыжки  в шаге, отталкиваясь толчковой но-гой через 1—3 беговых шага с приземлением на маховую ногу

Обратить внима-ние на полное выпрямление толчковой ноги с вертикальным положением ту-ловища при уве-личении скорос-ти передвижения

Несоблюдение положения  шага в полете

Быстрое выведение  толчковой ноги вперед

Прыжок в шаге с короткого разбега

 

4. Прыжок в длину  с 3—5 беговых шагов разбега  через препятствия

Препятствия высотой  
40—50 см располагаются на расстоянии половины длины прыжка

Малая активность маховой  ноги

Преждев-ременное разгиба-ние махо-вой ноги в коленном суставе

Прыжки с доставанием  коленом подвешенных предметов на различной высоте

3. Обучить технике  разбега в сочетании

с отталкиванием

1. Многократ-ные прыжки «в шаге» с различной скоростью бега

Выполнять на отрезках 30—40 м с отталкива-нием на каждый 
3—5-й шаг Приземляться на маховую ногу

Удлинение последнего шага разбега и напрыгивание на место отталкивания

Низкое положе-ние маховой ноги

Активное пробегание через маховую ногу перед отталкиванием

2. Прыжки «в шаге»  с напрыгиванием на возвышение (маты, гимнастического коня, маты  
и т.д.)

Следить за вертикальным положением туловища, полным выпрям-лением ноги после отталкивания

Высокое выпрыгивание с потерей горизонтальной скорости в полете

Стопоря-щая постановка толчковой ноги на отталки-вание

Имитация постановки ноги на отталкивание

 

3. Прыжки в длину  с 3—7 беговых шагов с постепенным  набором скорости

Следить за соблюдением  наращивания темпа шагов

Подседание на маховой ноге

Преждев-ременная подготов-ка к отталки-ванию

Сокращение времени  подготовки к отталкиванию

4. Обучить технике  приземления

1. Прыжки в длину  с места, отталкиваясь двумя  ногами и одной

Обратить внима-ние на своевре-менное выведение коленей вверх — вперед перед приземлением

Недостаточно высокое  поднимание ног перед приземлением

Пассивное выполне-ние дви-жений но-гами при их выносе

Развитие сило-вых качеств Установка на активное под-нимание коленей к груди

 

2. Прыжок в длину  с короткого разбега через  планку (эспандер)

Планку уста-новить на высоте 20—40 см за 0,5 м до предпола-гаемого места приземления

Преждевре-менное опуска-ние ног перед приземлением

Раннее выпрям-ление ног в коленных суставах

Прыжки через  препятствие небольшой высоты

 

3. Многократ-ные прыжки в длину с корот-кого и среднего разбега в обоз-наченное место приземления

Руки в момент касания ногами песка должны двигаться  активно вниз назад

Жесткое приземление, натыкаясь на ноги с падением назад

Неустой-чивое равно-весие, высокое положе-ние ОЦМ при призем-лении

Прыжки с акцентом на мягкое приземление с опусканием ОЦМ вниз

5. Обучить технике  движения в полете

1. Прыжок с места с двух ног через препятствие с подтягиванием коленей к груди

Высоту препятствия  постепенно увеличивать

Недостаточная группировка  в полете

Недоста-точный уровень развития физичес-ких качеств

Развитие силовых  качеств

 

2. Прыжок в «шаге» 
с 3—5шагов разбега

Приземление в положение  выпада

Потеря равновесия тела в полете с вращением вперед

Резкий наклон туловища вперед при отталкивании

Следить за вертикальным положением туловища при постановке ноги на отталкивание

 

3. Прыжок в длину  способом «согнув ноги» с различного  разбега

Обратить внима-ние на активность маховых движе-ний, высокое рас-положение коленей при группировке перед призем-лением

Излишнее сохранение положения «в шаге» в первой половине полетай фазы

Неумение своевре-менно расслаб-лять мышцы маховой ноги

Прыжки через  препятствия с опусканием маховой  ноги вниз

6. Обучить тех-нике прыжков в длину в целом

1. Бег по разбегу  с обозначением отталкивания

Постепенно уве-личивать длину разбега после достижения точ-ности попадания на планку

Непостоян-ность длины беговых шагов в конце разбега

Разбег вы-полняется каждый раз с но-вым вариантом набора скорости

Определить постоянный вариант набора скорости

 

2. Пробежки по  сектору для определения полного  разбега

Обратить вни-мание на активное поднимание коленей в конце разбега

Нарушение ритма  разбега в его предтолчковой части

Несоблю-дение соотно-шения длины последних шагов разбега

Сократить последний  шаг и увеличить длину предпоследнего

 

3. Прыжки в длину  с полного разбега

Обратить внима-ние на прямоли-нейность и точ-ность разбега, ритм последних шагов и быстроту отталкивания от бруска

Нарушение структуры  беговых шагов в конце разбега

Несоот-ветствие длины разбега и скорост-ных возмож-ностей занимаю-щегося

Определить уровень  скоростных возможностей занимающегося

7. Совершенст-вование техники прыжков

1. Прыжки в длину  со среднего и полного разбега

Прыжки на результат, с оценкой и анализом преподавателя

Нарушение структуры  разбега

Бег на сильно согнутых ногах

Создать пра-вильное представление о характере бега в прыж-ках в длину

 

2. Прыжки с полного  разбега на результат

Следить за эффективностью каждого прыжка

Снижение скорости в конце разбега

Несоответствие  длины разбега и скоростных возможностей занимающихся

Определить уровень  скоростных возможностей через систему  тестов

 

3. Участие в соревнованиях

Добиваться максимального  результата

 

Преждевременное достижение высокой скорости разбега

Найти оптимальный  вариант набора скорости

Информация о работе Методика обучения технике прыжков в длину с разбега