Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:30, контрольная работа
Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.
Задача 1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега.
Решается эта задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и просмотра фотографий, кинограмм, видеофильмов, плакатов и, наконец, показа техники прыжков в длину с разбега в целом.
Задача 2. Обучить технике отталкивания.
При обучении отталкиванию
используются разнообразные подводящие
упражнения в следующей
- имитация движений ног при отталкивании на месте с активным выведением таза вперед, а в момент окончания отталкивания — подъем колена маховой ноги;
- имитация подъема таза вверх из положения лежа с опорой на пятку ноги о пол;
- имитация сочетания
движения рук и ног при
- то же упражнение, но с отталкиванием с одного шага;
- доставание предмета бедром маховой ноги после имитации отталкивания;
- поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через шаг, затем — через три шага;
- прыжки в шаге
через планку или барьер
- прыжки с 3—5
шагов разбега с запрыгиванием
в положении «шага» на
При выполнении перечисленных упражнений необходимо добиться полного выпрямления толчковой ноги и быстрого маха другой ногой вверх. Толчковая нога ставится на место отталкивания ближе проекции ОЦМ на всю стопу или перекатом с пятки на носок.
В момент отталкивания рука, противоположная маховой ноге, должна активно выноситься вперед — вверх и внутрь для удержания прямолинейности полета (рис. 23).
Рис. 23. Прыжки на возвышение
Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.
Средствами для решения этой задачи являются:
- прыжки «в шаге»
с различной скоростью
- прыжки в длину
с 2—5 шагов разбега с
- пробегание по разбегу 6—10 беговых шагов с обозначением отталкивания;
- прыжки с гимнастического мостика с 5—6 шагов разбега;
- прыжки в шаге с 5—6 шагов разбега через низкий барьер или планку;
- прыжки в длину
с короткого и среднего
При овладении техникой изучаемых упражнений необходимо следить за ускорением ритма на последних шагах разбега, слитностью разбега и отталкивания, а длина последнего шага должна быть несколько короче предыдущего.
Заступ – переступание прыгуном в длину и тройным прыжком ногой бруска для отталкивания.
Задача 4. Обучить технике приземления.
Для обучения приземлению в первую очередь необходимо повторить прыжки с места. При этом следует обратить внимание на подтягивание коленей вперед—вверх и активное выбрасывание ног далеко вперед при приземлении. Для лучшего вынесения ног вперед можно сделать отметку или положить на это место ленту (веревку) и дать задание при приземлении посылать ноги за отметку (рис. 24).
Рис. 24. Прыжки в длину с места
При обучении приземлению с разбега можно рекомендовать следующие упражнения:
- прыжки в длину
с места с активным
- прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами или одной ногой с далеким вынесением ног на приземление, прыгая в песок или яму с поролоном;
- прыжки в длину
с короткого разбега через
планку, барьер или резинку,
- из виса на
гимнастической стенке, спиной к
ней, махом вперед сделать
- прыжки в длину с короткого разбега через веревку или резиновую ленту, положенную на предполагаемом месте приземления.
Задача 5. Обучить технике движениям в полете.
Способ «согнув ноги»
После овладения техникой главных фаз прыжка (отталкивание, разбег и приземление) можно переходить к обучению способа прыжка, т.е. сохранения определенного, устойчивого положения тела в фазе полета.
Как уже было сказано, самый простейший из способов — прыжок «согнув ноги». После вылета в положении «шага» необходимо выполнить группировку и, подтянув колени к груди, выбросить их вперед.
Для освоения движений в полете применяются упражнения:
- прыжок в «шаге»
с 3—5 шагов разбега с
- из положения неглубокого выпада подтянуть сзади расположенную толчковую ногу к впереди стоящей ноге;
- прыжок в «шаге» с 5—7 шагов разбега через две планки (линии) с дальнейшим пробе-ганием;
- прыжки в длину
способом «согнув ноги» с
- имитация вылета
в «шаге» и группировка в
висе на кольцах или
Способ «прогнувшись»
После того, как занимающиеся освоят простейший способ прыжка «согнув ноги», можно переходить к обучению технике прыжка «прогнувшись».
Обучение технике данного способа начинается с показа прыжка в целом со среднего разбега, а затем — пробных прыжков с короткого разбега. Основные упражнения при обучении:
- прыжки с короткого разбега (3—5 беговых шагов), после вылета «в шаге» необходимо опустить маховую ногу вниз — назад, а таз вынести вперед и прогнуться, руки поднять вверх в стороны, приземлиться на обе ноги, не стремясь активно выбросить их вперед;
- прыжки с короткого
разбега, обращая внимание на
опускание маховой ноги, прогиб
и активное выбрасывание ног
далеко вперед во время
- прыжки с короткого разбега;
- имитация движения
ног в висе на кольцах или
перекладине, следя за тем,
чтобы во время опускания
- прыжки в целом с увеличением длины разбега, отталкиваясь от пола (дорожки) и бруска.
Способ «ножницы»
После создания представления о технике полетной фазы прыжка с помощью целостного показа со среднего разбега для изучения этого способа полета применяются упражнения:
- прыжки в «шаге»
с 3—5 беговых шагов, опуская
маховую ногу вниз с
- прыжки в «шаге»
с 1—3 шагов со сменой
- прыжки с 3—5
беговых шагов, меняя
- имитация движения рук в ходьбе;
- имитация смены
ног в висе на кольцах,
- прыжки способом «ножницы» (2,5 шага), толкаясь от гимнастического мостика или трамп-лина, для согласования движений ног и рук;
- прыжки способом
«ножницы» с различных по
При выполнении всех упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы движения ног в полете выполнялись не голенью, а от бедра, свободными, широкими ногами.
Задача 6. Обучить технике прыжков в длину в целом.
При обучении технике
прыжков в длину в целом
необходимо обращать внимание на выполнение
ритма последних шагов и более
быстрое отталкивание при минимальном
снижении горизонтальной скорости, полученной
в разбеге. Длина разбега зависит
от абсолютной скорости занимающегося,
его подготовленности к прыжкам,
способности к ускорению в
беге. Начало разбега определяется
следующим образом: 1) занимающийся
становится на доску для оттал-кивания
спиной к яме, одна нога — впереди, сделав
быстрый первый шаг сзади стоящей ногой;
2) начинает бег с постепенным наращиванием
скорости. На 18—21-м шагах разбега необходимо
оттолкнуться вверх. На месте отталкивания
преподаватель делает отметку мелом —
это место и будет предварительным началом
разбега.
После нескольких повторений следует определить точную длину разбега, измерить ее рулеткой или ступнями.
В процессе обучения технике прыжков в длину в целом также выполняются:
- повторное пробегание полного разбега;
- прыжки в длину со среднего и полного разбега избранным способом;
- прыжки в длину с гимнастического мостика с полного разбега.
Задача 7. Совершенствование техники прыжков в длину.
После выбора способа прыжка необходимо продолжить совершенствование в технике разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, полета и приземления избранным способом прыжка. При совершенствовании в технике прыжков с разбега решается и целый ряд частных задач:
1. Повышение скорости разбега.
2. Достижение стабильности разбега на последних шагах.
3. Повышение активности
действий в отталкивании и
уменьшении упора при
4. Достижение равновесия
в коленном суставе при
5. Совершенствование ритма разбега.
Для этого используются следующие упражнения:
- прыжки в длину со среднего и полного разбега;
- выполнение специальных
упражнений для
- прыжки в длину
на результат в условиях
Приведем примеры специальных упражнений для прыгунов в длину и прыгунов тройным прыжком (рис. 25).
Рекомендуем изучить примерный план обучения технике прыжков в длину с разбега (табл.1).
Рис. 25. Специальные упражнения прыгуна в длину и тройным прыжком (по Н.Г. Озолину)
Таблица 1
Примерный план обучения технике прыжков в длину с разбега
Задача |
Средство |
Организационно-методическое мероприятие |
Типичная ошибка |
Причина |
Исправление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега |
1. Краткий рас-сказ о технике прыжков в длину с разбега |
Рассказ должен быть
образным, интересным и не занимать
более |
|||
2. Объяснение и просмотр кинограмм, плакатов, фотографий, видеофильмов |
Обратить вни-мание занимаю-щихся на поло-жение тела пры-гуна в основных фазах прыжка |
||||
3. Показ техники прыжка в длину в целом и пробные попытки |
Сначала показать технику прыжка сбоку, затем — спереди и сзади, акцентируя внимание на отдельные фазы движения |
||||
2. Обучить технике отталкивания |
1. Имитация постановки ноги и отталкивания в сочетании с работой рук |
Следить за пол-ным выпрямле-нием толчковой ноги, одновре-менным выпол-нением маха и отталкивания Выполнять фронтально |
Отталкивание заканчивается неполным выпрямлением опорной ноги |
Малая актив-ность в отталки-вании |
Прыжки в длину через препятствие |
2. Имитация отталкивания с одного шага |
Активно протал-киваясь вперед, выполнить пос-тановку толчко-вой ноги и отталкивание |
Постановка ноги на место отталки-вания расслаб-ленными мыш-цами, особенно стопы |
Недоста-точный уровень развития физичес-ких качеств |
Развитие силовых и скоростных качеств Прыжки на месте вверх, не сгибая ног в суставах | |
3. Поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой но-гой через 1—3 беговых шага с приземлением на маховую ногу |
Обратить внима-ние на полное выпрямление толчковой ноги с вертикальным положением ту-ловища при уве-личении скорос-ти передвижения |
Несоблюдение положения шага в полете |
Быстрое выведение толчковой ноги вперед |
Прыжок в шаге с короткого разбега | |
4. Прыжок в длину с 3—5 беговых шагов разбега через препятствия |
Препятствия высотой |
Малая активность маховой ноги |
Преждев-ременное разгиба-ние махо-вой ноги в коленном суставе |
Прыжки с доставанием коленом подвешенных предметов на различной высоте | |
3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием |
1. Многократ-ные прыжки «в шаге» с различной скоростью бега |
Выполнять на отрезках
30—40 м с отталкива-нием на каждый |
Удлинение последнего шага разбега и напрыгивание на место отталкивания |
Низкое положе-ние маховой ноги |
Активное пробегание через маховую ногу перед отталкиванием |
2. Прыжки «в шаге»
с напрыгиванием на возвышение (маты,
гимнастического коня, маты |
Следить за вертикальным положением туловища, полным выпрям-лением ноги после отталкивания |
Высокое выпрыгивание с потерей горизонтальной скорости в полете |
Стопоря-щая постановка толчковой ноги на отталки-вание |
Имитация постановки ноги на отталкивание | |
3. Прыжки в длину
с 3—7 беговых шагов с |
Следить за соблюдением наращивания темпа шагов |
Подседание на маховой ноге |
Преждев-ременная подготов-ка к отталки-ванию |
Сокращение времени подготовки к отталкиванию | |
4. Обучить технике приземления |
1. Прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами и одной |
Обратить внима-ние на своевре-менное выведение коленей вверх — вперед перед приземлением |
Недостаточно высокое поднимание ног перед приземлением |
Пассивное выполне-ние дви-жений но-гами при их выносе |
Развитие сило-вых качеств Установка на активное под-нимание коленей к груди |
2. Прыжок в длину с короткого разбега через планку (эспандер) |
Планку уста-новить на высоте 20—40 см за 0,5 м до предпола-гаемого места приземления |
Преждевре-менное опуска-ние ног перед приземлением |
Раннее выпрям-ление ног в коленных суставах |
Прыжки через препятствие небольшой высоты | |
3. Многократ-ные прыжки в длину с корот-кого и среднего разбега в обоз-наченное место приземления |
Руки в момент касания ногами песка должны двигаться активно вниз назад |
Жесткое приземление, натыкаясь на ноги с падением назад |
Неустой-чивое равно-весие, высокое положе-ние ОЦМ при призем-лении |
Прыжки с акцентом на мягкое приземление с опусканием ОЦМ вниз | |
5. Обучить технике движения в полете |
1. Прыжок с места с двух ног через препятствие с подтягиванием коленей к груди |
Высоту препятствия постепенно увеличивать |
Недостаточная группировка в полете |
Недоста-точный уровень развития физичес-ких качеств |
Развитие силовых качеств |
2. Прыжок в «шаге» |
Приземление в положение выпада |
Потеря равновесия тела в полете с вращением вперед |
Резкий наклон туловища вперед при отталкивании |
Следить за вертикальным положением туловища при постановке ноги на отталкивание | |
3. Прыжок в длину
способом «согнув ноги» с |
Обратить внима-ние на активность маховых движе-ний, высокое рас-положение коленей при группировке перед призем-лением |
Излишнее сохранение положения «в шаге» в первой половине полетай фазы |
Неумение своевре-менно расслаб-лять мышцы маховой ноги |
Прыжки через препятствия с опусканием маховой ноги вниз | |
6. Обучить тех-нике прыжков в длину в целом |
1. Бег по разбегу с обозначением отталкивания |
Постепенно уве-личивать длину разбега после достижения точ-ности попадания на планку |
Непостоян-ность длины беговых шагов в конце разбега |
Разбег вы-полняется каждый раз с но-вым вариантом набора скорости |
Определить постоянный вариант набора скорости |
2. Пробежки по
сектору для определения |
Обратить вни-мание на активное поднимание коленей в конце разбега |
Нарушение ритма разбега в его предтолчковой части |
Несоблю-дение соотно-шения длины последних шагов разбега |
Сократить последний
шаг и увеличить длину | |
3. Прыжки в длину с полного разбега |
Обратить внима-ние на прямоли-нейность и точ-ность разбега, ритм последних шагов и быстроту отталкивания от бруска |
Нарушение структуры беговых шагов в конце разбега |
Несоот-ветствие длины разбега и скорост-ных возмож-ностей занимаю-щегося |
Определить уровень скоростных возможностей занимающегося | |
7. Совершенст-вование техники прыжков |
1. Прыжки в длину со среднего и полного разбега |
Прыжки на результат, с оценкой и анализом преподавателя |
Нарушение структуры разбега |
Бег на сильно согнутых ногах |
Создать пра-вильное представление о характере бега в прыж-ках в длину |
2. Прыжки с полного разбега на результат |
Следить за эффективностью каждого прыжка |
Снижение скорости в конце разбега |
Несоответствие длины разбега и скоростных возможностей занимающихся |
Определить уровень скоростных возможностей через систему тестов | |
3. Участие в соревнованиях |
Добиваться максимального результата |
Преждевременное достижение высокой скорости разбега |
Найти оптимальный вариант набора скорости |
Информация о работе Методика обучения технике прыжков в длину с разбега