Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

В семье растет ребенок... Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. Поэтому большое внимание развитию силы, ловкости, выносливости детей уделяется в детском саду. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние необходимо и благотворно для растущего организма.

Файлы: 1 файл

физкультура.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

1.Введение.

 В семье растет ребенок... Родители хотят видеть его  здоровым, умным, сильным. Основа этих  качеств закладывается в детстве. Поэтому большое внимание развитию  силы, ловкости, выносливости детей  уделяется в детском саду. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние необходимо и благотворно для растущего организма.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой — специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

Подвижные игры и физические упражнения проводятся воспитателями в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке. При распределении игр на день, неделю, месяц и т.д. воспитатели планируют использование многообразного двигательного материала, его повторяемость и вариативность, обеспечивающие систему совершенствования двигательных навыков.

Все эти игры проводятся в зависимости от времени года и погодных условий. Подвижные игры в детском саду - это важнейший элемент воспитания и развития ребёнка. Именно игры в детском саду формируют характер, развивают у малышей смекалку и сообразительность. Надо помнить, что игра доставляет ребёнку истинную радость, которая глубоко проникает в душу и остаётся там навсегда. Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета), создание благоприятных условия для разнообразной деятельности и прежде всего для движений ребенка. Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным, хотя сейчас мало подвижных детей.

В своей работе, хочу показать, что правильно подобранные физические упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому совершенствованию. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. А в целом вырабатывает у ребенка с раннего возраста культурно-гигиенические навыки. Работа мозга неотделима от работы физической, это доказано многими ученными античности и современности. Движение, здоровый образ жизни - залог формирования здорового населения.

 

2. Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками. 
Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и время различны в течение недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Их продолжительность в старшей группе составляет 15-20 минут, в подготовительной к школе - 20-25 минут. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движений. Их продолжительность в старшей группе составляет 20-25 минут, подготовительной - 30-35 минут. 
Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать: 
1.   использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений; 
2.   соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям; 
3.  применение разных способов организации дошкольников; 
4.  рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды; 
5.   создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей; 
6.  активизацию детской самостоятельности; 
7.  стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, 
лазанием) планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр освоенных ранее. 
Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера. В них рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения, а для интереса усложнять  содержание  (перелезание  через  козла,  подлезание  под дубы, прыжки с разбега, ходьба по буму и т.д.). 
Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в основных видах движения. Перечень упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, равновесии дан в типовой программе «Физическая культура в детском саду» (1994 г.). 
При распределении упражнений в основных видах движений значительное место отводится прыжкам и подскокам. Это действенное средство для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств, выносливости. На прогулке имеются все необходимые условия для использования разных видов кружков. Старшим дошкольникам можно предлагать прыжки на двух ногах на месте (с постепенным увеличением их количества от 25 до 40) и с изменением положения ног (ноги скрестно - ноги врозь, одна нога вперёд - другая назад: попеременно на правой и левой ноге; с поворотом и т.д.); многообразные прыжковые упражнения: спрыгивание с высоты в обруч, впрыгивание на высокие препятствия перепрыгивание через предметы; прыжки в длину с места и с разбега, в высоту с разбега; прыжки с короткой скакалкой с разными способами. 
Наряду с бегом и прыжками используются упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, теннис и т.д.). В прогулку могут быть включены различные упражнения с мячом: прокатывание по земле, узкой дорожке; подбрасывание и ловля; удары о стену; метание в цель и на дальность. 
На прогулке значительное место следует отводить спортивным упражнениям, способствующих формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года (зимой - катание на санках, ходьба на лыжах; весной и летом - катание на велосипеде и самокате). В старшей группе дети в основном катаются на санках, скользят по ледяным дорожкам, в подготовительной - ходят на лыжах, ездят на велосипеде. 
Спускаясь на санках с горки дети могут выполнять разные задания; лечь на живот, спину, встать на колени и т.д. задание можно усложнить - построить воротца из прутьев. Проезжая через них, дети учатся управлять санками на ходу: опускать на снег ногу с той стороны, в которую надо повернуть; крепко сжав санки коленями, слегка наклонив туловище назад - в сторону поворота. Вызывают у детей интерес игровые упражнения «Гонки санок», «Успей первым», «Быстрые упряжки» и др. 
Старшим дошкольникам во время скольжения по ледяным дорожкам (длина 4-8 метров, ширина 40-60 см) даются разные задания: повернутся кругом, присесть и снова выпрямиться, поставив ногу правильно или на одной ноге, поймать брошенный снежок. Можно предложить детям разбежаться и скользить по коротким ледяным дорожкам (2-3 метра), расположенным одна за другой на расстоянии 3-5 шагов. 
Ходьба на лыжах проводится 2 раза в неделю, первый раз на физкультурном занятии второй - во время организованных подвижных игр и упражнений. 
Наряду со спортивными упражнениями детям предлагают игры с элементами спорта: хоккей, баскетбол, бадминтон, футбол. 
Старших дошкольников учат играть в настольный теннис и бадминтон по упрощенным правилам. Дети овладевают различными навыками: правильно держать ракетку, бросать и ловить маленький мяч (волан), ориентироваться в пространстве. Для закрепления предлагаются игры с теннисным мячом: «Задержи мяч», «Мяч с горки» и др. 
Обучение спортивным упражнениям и играм с элементами спорта проводится на физкультурных занятиях и закрепляется на прогулке. 
При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо так сочетать основные движения, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения. 
Важным моментом является распределение игр и упражнений с учётом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными. Поскольку некоторые упражнения в метании по степени интенсивности относятся к малоэффективным, то для получения соответственной физической нагрузки целесообразно следующее сочетание: бег-метание (бросание и ловля)- прыжки. Например: 
1.  подвижная игра с бегом «Мы весёлые ребята»; 
2.  упражнение с мячом; подбросить вверх и поймать двумя руками; 
3. прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (дистанция 5-6 м), прыжки поочерёдно на правой и левой ноге. 
При подборе игр и физических упражнений должно предусматриваться чередование таких видов основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять несколько раз. Иногда допускается использование одного и того же движения в подвижной игре и физическом упражнении. После ходьбы на лыжах, катания на санках дети неохотно переключаются на игры с другими видами. Объясняется это тем, что за короткое время (10-12 мин) дети не успевают удовлетворить свою потребность в данном движении. Поэтому после ходьбы на лыжах можно предложить игры с использованием лыж: «Подними предмет», «Кто первый развернётся?» и др. 
При подборе игр и упражнений важно учитывать время года и место их проведения. 
В сентябре, мае, июне обязательны игры с более длительным бегом, с элементами соревнований, игры, эстафеты. 
Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке летом.

1.   П/и с бегом «Весёлые соревнования». 
2.   Езда на велосипеде по прямой, по кругу змейкой (с разной скоростью). 
3.   Метание мешочков с песком вдаль (рас. не менее 10 м).

Поздней осенью и ранней весной на прогулке необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, скакалкой, кольцом и др. Их можно организовать под навесом на веранде.

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке в осенний период.

1.  П/и с бегом «Догони свою пару». 
2. Прокатывание обруча по ровной дорожке («Кто дальше  всех проктит обруч?»). 
3.   Прыжки через скалку разными способами.

Зимой планируется ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с использованием разнообразных заданий (присесть, повернуться и т.д.). В программное содержание зимней прогулки могут быть включены игры-эстафеты на санках и лыжах, игры с элементами хоккея. Наличие разнообразных построек способствует развитию основных движений (ходьба и бег, метание снежков и т.п.).

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке зимой.

1.  П/и с бегом «Быстро возьми, быстро положи». 
2.  Катание на санках. Игра-эстафета «Гонки санок». 
3.  Прыжки со снежных валов.

Планирование работы по развитию движений на прогулке в старшей и подготовительной группах должно обеспечить системность, последовательность подачи программного материала, повышать двигательную активность детей. 
Значительное внимание следует уделять вопросам организации игр и физических упражнений. Как мы уже говорили, выбор их проведения зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие состоялось в перовой половине дня, тот игры и упражнения желательно организовывать в середине или в конце прогулки, а в начале предоставить возможность самостоятельно поиграть. В остальные дни организовать двигательную активность детей в начале прогулке, что позволит обогатить содержание их самостоятельных игр. При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации детей. 
При организации знакомых игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание правил. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит её ход и выполнение правил. 
При разучивании новой подвижной игры необходимо дать чёткое, лаконичное объяснение её содержания. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и в ходе её уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. 
При организации игр соревновательного характера важная роль принадлежит воспитателю, он должен помочь детям разделиться на команды. Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. К обсуждению результатов игры привлекают дошкольников, приучают их оценивать своё поведение и поведение товарищей. Это способствует формированию положительных взаимоотношений в процессе двигательной деятельности детей.

3. Медико-педагогический контроль.

 

Руководящая роль в вопросах физического воспитания детей принадлежит руководителю детского учреждения, который определяет формы физического воспитания и методы контроля.

Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп, руководителем физического воспитания при регулярном контроле со стороны медицинских работников и руководителя дошкольным учреждением. Два раза

в год участковым врачом-педиатром или врачом дошкольного учреждения проводится динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физического развития детей. Данные физического развития, группы здоровья, рекомендации по физической нагрузке заносятся в справку установленного образца.

Родители представляют справку медработнику дошкольного учреждения, который заносит данные в медицинскую карту ребенка, доводит до сведения воспитателей. Запись в медицинской карте должна отражать все параметры здоровья и

иметь четкие заключения (указывается группа здоровья, группа по физкультуре и назначения). В последних перечисляют все рекомендованные для данного ребенка формы физического воспитания. Кроме того, в листе здоровья, который

оформляется в каждой возрастной группе, заполняют графы: отклонения в здоровье (диагноз); отставание в развитии; группа здоровья; группа по физкультуре. Также в него можно вносить рекомендации по оздоровлению, закаливанию, особенности двигательной активности, группу мебели и др.

При назначении различных средств физического воспитания выделяют две группы детей:

I - основная группа - не имеющая никаких медицинских и педагогических противопоказаний и ограничений для занятий.

II - ослабленная группа - имеющая ограничения временного характера в величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих мероприятий. К этой группе относятся дети II, III, IV групп здоровья.

Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь индивидуальные назначения, в рамках всех разделов физического воспитания в детском саду получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных

игр, спортивных упражнений должен уменьшить число повторений каждого упражнения в игре, при выполнении спортивных и беговых упражнений. С такой же нагрузки должны начинать дети, вернувшиеся в дошкольные учреждения после

болезни (ОРЗ, обострение хронического бронхита и др.). Индивидуально врач решает вопрос о необходимости освобождения на 1-2 физкультурных занятия после длительного отсутствия ребенка в детском саду по болезни (более 1месяца) - грипп, пневмония, ангина, детские инфекции. Двигательная деятельность этих детей должна быть ограничена, однако ежедневные занятия утренней гимнастикой обязательны.

Особой заботы требуют часто и длительно болеющие дети. Для них предусматривается щадящий общий режим дня (при необходимости более продолжительный дневной сон, сокращенные занятия во избежание переутомления), более чуткое внимание к их психике, к двигательной активности.

Недопустимы переохлаждения и перегревы. Закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся по индивидуальному назначению. Врач назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия, в комплексах физкультурных занятий утренней гимнастики предусматриваются корригирующие упражнения. Коррекционная работа проводится дифференцированно с подгруппами детей, имеющих однородные отклонения, а также индивидуально.

При определении медицинской группы по физкультуре, а также при допуске к занятиям физкультурой после заболеваний необходимо проводить функциональную пробу.

Дети ослабленной группы находятся под постоянным наблюдением медицинских работников и при положительных сдвигах в состоянии здоровья без задержки переводятся на общий режим дошкольного учреждения. Результаты врачебного обследования и индивидуальные назначения по вопросам общего и двигательного режима, величине физической нагрузки, методике проведения закаливающих мероприятий заносятся в карту индивидуального развития ребенка и доводятся до сведения воспитателей групп.

 

 

4. Заключение. 

В данной работе показано, что правильно подобранные упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому развитию. Развиваются такие физические качества, как: быстрота, ловкость, гибкость. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Таким образом, дети стали выполнять физические упражнения с большей охотой, это значит, что у них стал проявляться интерес к физической культуре. Мы смогли доказать, что после проведения специально организованной работы с применением подвижных игр и физических упражнений на прогулке, показатели двигательной активности дошкольников улучшатся. Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.

Информация о работе Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке