Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:44, реферат
Учебно-тренировочное занятие в отличие от занятий общей физической подготовкой и профессионально-прикладной физической подготовкой используется в работе с занимающимися избранным видом спорта: уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта, баскетбола и т.д.
Введение.
Основная форма тренировочных занятий
для всех студентов-спортсменов - индивидуальный
или групповой учебно-тренировочный урок
(занятие) [1].
В каждом современном высшем учебном заведении,
вне зависимости от его профиля, уделяется
большое внимание физическому развитию
и совершенствованию будущего специалиста.
В последнее время наблюдается смещение
акцента от общей физической подготовки
студента к профильным занятиям выбранным
видам спорта.
Помимо этого используются дополнительные
занятия: ежедневная утренняя тренировка,
обычно с небольшой нагрузкой ("зарядка"),
занятия в виде кроссового бега, ходьбы
на лыжах, спортивных игр, плавания. Одной
из форм занятий являются спортивные соревнования.
Учебно-тренировочное занятие в отличие
от занятий общей физической подготовкой
и профессионально-прикладной физической
подготовкой используется в работе с занимающимися
избранным видом спорта: уроки легкой
атлетики, гимнастики, лыжного спорта,
баскетбола и т.д.
Анализ последних достижений рассматривается
авторами: В.С.Анищенко, Ю.И.Евсеевым, И.П.Лопатиным,
Н.В.Решетниковым [1-3].
Работа выполнена по плану НИР Белгородского
государственного технологического университета
им. В.Г.Шухова.
Формулирование целей работы.
Учебно-тренировочные занятия подразумевают
достижения определенного спортивного
результата, что связано с довольно высокими
физическими нагрузками занимающихся,
необходимостью совершенствования технических
и тактических навыков. В связи с этим
встает задача правильной организации
учебно-тренировочных занятий со студентами.
Тренерско-преподавательскому составу
необходимо оптимизировать физические
нагрузки с учетом индивидуальных особенностей
занимающихся, использовать современные
методики, позволяющие добиваться высоких
результатов в короткие сроки.
В каждом конкретном случае они имеют
специфическую методику проведения, изложенную
в курсах теории и методики отдельных
видов спорта. Такие занятия требуют совместного
творчества тренера и спортсмена, особого
внимания к дозировке нагрузок, профилактике
травматизма. Основные правила проведения
учебно-тренировочных занятий включают
постепенное увеличение тренировочной
нагрузки, выполнение основной работы
и в заключение - снижение нагрузки. При
этом физиологическая кривая нагрузки
имеет постепенный подъем, затем остается
некоторое время на высшем уровне и потом
довольно круто снижается. Такая кривая
обязательна для любого учебно-тренировочного
занятия, в какой бы форме оно ни проводилось.
Результаты исследований.
Общая структура занятий физическими
упражнениями в основном определяется
типичными изменениями работоспособности
занимающихся. В начале занятий уровень
работоспособности возрастает, затем
колеблется около некоторого повышенного
уровня и к концу занятия снижается.
Представленная выше динамика работоспособности
в течение одного занятия отражает эволюционно
сложившийся характер состояний организма
в процессе двигательной деятельности
и поэтому имеет силу биологических закономерностей,
проявляясь в любом занятии, независимо
от его задач, содержания физических упражнений
и способов их выполнения.
Учитывая эти закономерности, принято
выделять вводную, подготовительную, основную
и заключительную части занятия.
Это дает возможность, во-первых, обеспечить
в каждом конкретном случае оптимальные
условия для врабатываемости, основной
работы и ее завершения, во-вторых, позволяет
управлять работоспособностью, учиться
возможно дольше поддерживать ее на оптимальном
уровне за счет умения быстро врабатываться
и рационально заканчивать работу.
Необходимость овладения этим умением
при проведении учебно-тренировочных
и других занятий обязательна.
Задача вводной части - организация занимающихся:
построение группы, проверка посещаемости,
объяснение задач и содержания урока,
перестроение для выполнения физических
упражнений, упражнения на внимание.
Задачи подготовительной части - общее
разогревание организма занимающихся
и их подготовка к предстоящей работе
(нагрузке): предварительная "проработка"
мускулатуры, повышение подвижности в
суставах, улучшение координации движений,
ознакомление с элементами спортивной
техники. При проведении занятий с малотренированными
студентами (новичками) в подготовительную
часть обычно включаются общеразвивающие
упражнения, а с более тренированными
- еще и специальные упражнения. Подготовительная
часть занимает больше времени - 30 мин
в подготовительном периоде тренировки,
меньше в соревновательном - примерно
15 мин.
Для более подготовленных студентов-спортсменов
вместо вводной и подготовительной частей
занятия проводят разминку - комплекс
специально подобранных физических упражнений,
которые создают условия для проявления
максимальной работоспособности. Установлено,
что студенты-спортсмены, пренебрегающие
разминкой, достигают повышенной работоспособности
лишь спустя некоторое время после начала
работы, а иногда и по ее окончании. Результативность
выполнения упражнений при этом не бывает
высокой и не достигает потенциально возможного
для спортсмена уровня. Физиологически
это объясняется тем, что организм человека
и его отдельные системы обладают известной
инертностью и не сразу начинают работать
на требуемом уровне. Чем большую силу
мышц, быстроту движений, выносливость
и ловкость хочет проявить спортсмен,
тем до более высокого уровня должна быть
доведена деятельность его органов и систем.
Как показывает опыт, для повышения общей
работоспособности, усиления вегетативных
функций, разогревания организма наиболее
эффективна достаточно продолжительная,
умеренной мощности работа - бег, ходьба
на лыжах, бег на коньках, плавание и тому
подобное, включающая в действие по возможности
весь организм спортсмена. Считают, что
необходимая степень разогревания организма
достигается непосредственно перед тем,
как начинается потоотделение. В практике
спорта "разогревающая" работа обычно
продолжается до тех пор, пока "капли
пота не заблестят на лбу". Однако часто
это разогревание недостаточно для повышения
работоспособности тех групп мышц, к которым
в предстоящем занятии предъявляются
повышенные требования. В соответствии
со спецификой вида спорта подбирают несколько
разогревающих упражнений (6-8), выполняемых
по 10-15 раз каждое. Они должны быть сходны
с теми, которые спортсмен будет делать
на учебно-тренировочном занятии. Начинать
надо с разогревания тех мышц, которые
меньше всего участвуют в данном тренировочном
занятии, в "проработке" мускулатуры
следует идти от меньших мышечных групп
к большим.
Далее выполняются упражнения, улучшающие
подвижность в суставах, принимающих участие
в движениях, которые будут выполняться
в основной части занятия. Эти упражнения
состоят из постепенно увеличивающихся
по амплитуде движений, растягивающих
мышцы, в особенности антагонисты мышц,
активно участвующих в предстоящих движениях
спортсмена. Разработка многих мышечных
групп, улучшение их эластичности - важнейшее
условие предупреждения травм.
"Настройка" на предстоящую деятельность
осуществляется путем выполнения упражнения,
сходного с первым из основной части занятия.
Чем сложнее техника упражнений спортсмена,
больше необходимость в настройке на предстоящую
работу, тем больше упражнений должно
быть в заключительной части разминки.
Необходимо внимательно подходить к выбору
упражнений для разминки. При их неудачном
выборе эффект от разминки может быть
незначительным и даже отрицательным.
В разминку не следует включать упражнения,
требующие больших усилий. Ни в коем случае
нельзя заменять в разминке плавно и постепенно
нарастающую нагрузку мощной кратковременной
работой. Задача разминки - возможно выше
поднять работоспособность организма,
настроиться на предстоящую работу, но
в то же время сохранить свои силы для
основной части занятия.
Главная задача основной части занятия
- повысить у занимающихся всестороннюю
физическую и специальную подготовленность
посредством обучения спортивной технике
и тактике, воспитание волевых качеств
и развитие силы, быстроты, выносливости
и ловкости. Содержание основной части
изменяется в весьма широких пределах
в зависимости от подготовленности занимающихся,
периода тренировки, специализации, возраста,
пола и других причин. Физические упражнения
основной части располагаются в определенной
последовательности и в зависимости от
преимущественной направленности упражнений.
Целесообразна такая последовательность:
1) упражнения преимущественно для обучения
технике или тактике и совершенствование
в ней; 2) упражнения, направленные на развитие
быстроты; 3) упражнения, направленные
преимущественно на развитие силы; 4) упражнения,
направленные преимущественно на развитие
выносливости [2].
Подготовленные спортсмены, совершенствуясь
в технике, очень часто увязывают это с
одновременным развитием качеств. Например,
спринтер в повторном беге с низкого старта
развивает быстроту и одновременно совершенствуется
в технике.
Заключительная часть обязательна в любых
учебно-тренировочных занятиях. С ее помощью
решается очень важная задача - постепенное
снижение нагрузки, приведение организма
в состояние, близкое к норме. Резкий переход
от тренировочной работы к покою, как правило,
вызывает чувство неудовлетворенности
от занятий, ухудшает самочувствие, может
привести к нарушению кровообращения.
Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая
плавный переход к состоянию покоя, отрицательных
явлений не возникает. Лучшее средство
для заключительной части - работа в спокойном,
равномерном темпе (например, бег). Полезны
упражнения на расслабление с более редким
и глубоким дыханием.
Распределение времени по
частям учебно-тренировочного занятия.
Продолжительность урока (занятия) обычно
составляет 90 мин. Как правило, распределение
этого времени в групповом занятии, состоящем
из трех частей, следующее:
При проведении занятий следует
выполнять ряд общих
1. Обучение и воспитание занимающихся
следует осуществлять на всем протяжении
занятий.
2. Следует избегать методических шаблонов.
Необходимость в разнообразии содержания
и методики уроков обусловлена постоянным
усложнением задач, динамикой сдвигов,
происходящих в организме и психике занимающихся,
изменчивостью внешних условий.
3. Надо постепенно вовлекать занимающихся
в учебную деятельность с учетом индивидуальных
особенностей.
4. Воздействие урока должно быть всесторонним
- оздоровительным, образовательным и
воспитательным.
5. Перед уроком следует ставить конкретные
задачи, которые можно решить именно на
данном занятии, так как достижение общей
цели учебно-тренировочного процесса
возможно лишь при условии успешного завершения
каждого урока и при последовательном
наслаивании совершенно определенных
результатов каждого занятия [3].
Методика построения урока. Основное
место в первой части урока занимает функциональная
подготовка к предстоящей основной деятельности.
Это достигается легко дозируемыми, не
требующими длительного времени на подготовку
упражнениями. К ним относятся ходьба,
подскоки, общеразвивающие упражнения,
простейшие танцевальные шаги, игры и
другие движения, хорошо знакомые занимающимся
из предыдущих занятий. При выполнении
комплексов общеразвивающих упражнений,
руководствуясь принципом постепенности,
обычно придерживаются такой последовательности:
потягивания, упражнения для рук и плечевого
пояса, упражнения для ног, приседания,
упражнения для туловища, прыжки, упражнения
на расслабление.
Обычно наиболее сложные задачи, связанные
с овладением новым материалом, движениями
большой координационной сложности, решают
в самом начале основной части урока. При
этом придерживаются такой последовательности:
ознакомление, разучивание, совершенствование.
В учебно-тренировочном уроке момент наивысшей
работоспособности используют для развития
необходимых физических качеств. Для повышения
эмоционального состояния занимающихся
и интенсификации проявления физических
качеств на уроках следует использовать
соревновательный и игровой методы.
Завершение урока связано со снижением
работоспособности. Типичными для заключительной
части урока считают следующие педагогические
задачи: обучить умению произвольно выполнять
движения с различной степенью напряжения,
постепенно снижать силу, темп, скорость
движений (упражнений); анализировать
проделанную работу; переключать внимание
на отдых, учебную работу. Для решения
этих задач подбираются легко дозируемые
упражнения (ходьба, бег трусцой, элементарные
движения и др.) Порядок решения этих задач
должен одновременно обеспечивать снижение
нагрузки. Цель работы - научиться самостоятельно
проводить учебно-тренировочное занятие
в избранном виде спорта. В результате
данного занятия студенты должны знать
общую структуру учебно-тренировочного
занятия, типичное изменение работоспособности
на протяжении занятия; уметь самостоятельно
провести учебно-тренировочное занятие
в избранном виде спорта.
Ход работы. Студенты составляют
план-конспект учебно-тренировочного
занятия в избранном ими виде спорта, обсуждают
содержание, интенсивность и последовательность
выполнения упражнений в каждой части
занятия с преподавателем, вносят исправления
и дополнения в план-конспект урока. Далее
на практических занятиях учебной группы
каждый студент проводит учебно-тренировочное
занятие по своему плану-конспекту.
Основные формы самостоятельных занятий
- гигиеническая (утренняя) гимнастика
(15-30 мин), дневная целенаправленная физкультурная
пауза (10-15 мин), учебно-тренировочные занятия
во второй половине дня по видам спорта,
система физических упражнений.
Гигиеническая гимнастика должна сочетаться
с самомассажем и закаливанием как ее
заключительная часть.
Примерная схема составления
комплексов гигиенической гимнастики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение упражнений в течение
учебного времени нацелено на концентрацию
внимания, восприятие учебного материала,
предупреждение и снятие умственного
утомления, поддержание работоспособности.
Выполняются в режиме 6-10 мин после каждой
пары занятий. Небольшие (3-5 упражнений)
комплексы в виде напряжения мышц ног,
вращений в голеностопе, "борьба"
двух рук, их массаж, проводимые незаметно
для окружающих, сидя бесшумно, помогут
снять усталость с кисти пишущей руки,
а закрыв и широко открыв глаза, зажмурившись,
- снять усталость и напряжение глаз.
Естественно, что нельзя ограничиваться
перечисленными выше рекомендациями и
упражнениями.
Выводы
Лишь комплексный подход к организации
физического воспитания в условиях современного
высшего учебного заведения, строгий учет
индивидуальных особенностей обучаемых,
тщательный подбор методов и форм обучения
способен принести заметные спортивные
результаты, положительно отразиться
на физическом состоянии студентов - будущих
специалистов.
Литература
1. Анищенко В.С. Физическая
культура: метод.-практ. занятия студентов:
учеб. пособие / В.С. Анищенко. - М.: Изд-во
РУДН, 1999. - 165 с.
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура /
Ю.И.Евсеев. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384
с.
3. Решетников Н.В. Физическая
культура: учеб. пособие сред. проф. учеб.
заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын.
- М.: Мастерство, 2002. - 152 с.
Информация о работе Методика проведения учебно-тренировочного занятия