Методика проведения учебно-тренировочного занятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 20:10, реферат

Описание работы

Практическая реализация задач физического воспитания осуществляется на специально организованных занятиях физической культуры. В ходе занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания.
На сегодняшний день формы занятий очень разнообразны. Между тем, изъятие хотя бы одной из форм приводит к нарушению непрерывности педагогического процесса, а так же, снижает качество решения задач физического воспитания. Это обстоятельство обусловливает необходимость всемерного развития и использования всех форм физического воспитания учащихся все зависимости от количества занятий.

Содержание работы

Введение
1. Формы, характерные черты и требования занятий физическими упражнениями..........................................................................................................4
2. Содержание занятия и его построение..............................................................7
3. Определение задач урока..................................................................................10
4. Структура проведения занятия........................................................................12
5. Дозирование нагрузки на занятиях..................................................................18
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Методика проведения учебно-тренировочного занятия.docx

— 42.82 Кб (Скачать файл)

Регламентировать  нагрузку необходимо индивидуально  в зависимости от реакции организма  занимающегося.

Учитель должен стремиться не просто к повышению, а педагогически оправданному повышения нагрузки. Естественно, что в тренировочных уроках не обойтись без высокой нагрузки, но при обучении упражнениям она может стать помехой.

Нагрузка  зависит также от суммарного количества выполненной работы на уроке и  от интенсивности этой работы, поэтому  ее показателем следует считать  и плотность урока.

На каждом уроке выполняется много действий: двигательные, обслуживающие, умственные, отдых. Значимость их для решения  задач физического воспитания разная, но все они необходимы, и нельзя при обсуждении эффективности работы учителя на уроке все сводить  лишь к оценке двигательной  активности детей.

Необходимо  всесторонне оценить целесообразность тех или иных действий педагога, его усилия, направленные на обеспечение  образовательного и воспитательного  воздействия проведенного урока.

В связи  с этим все действия следует разделить  на педагогически  оправданные и нецелесообразные.

К педагогически  оправданным относятся выполнение физических упражнений, участие в  демонстрации, участие  во взаимообучении, слушание педагога, наблюдение выполнения задания учителем и товарищами, осмысление воспринимаемого, планирование предстоящих  действий, анализ выполнения движений, взаимоконтроль, оценивание, обсуждение, установка и перемещение снарядов, раздача и сбор инвентаря и  учебных пособий, подготовка мест занятий, отдых.

Для всесторонней оценки уроков прибегают к их хронометрированию  и определению реакции организма  на предложенную нагрузку. С этой целью  под наблюдение берется средний  ученик. Со звонком включается секундомер и не останавливается до конца  урока.  Наблюдающий последовательно  в специально подготовленный протокол записывает все действия, в которых  принимает участие занимающийся. Каждые четыре минуты показатели того же ученика записываются  в протокол.  Первый замер пульса производится сразу  после предыдущего урока и  считается нормой, второй - на четвертой  минуте, последний - после окончания  урока.

Ведущий протокол сначала записывает показания  секундомера, потом в соответствующей  графе - очередное действие.

Время, затраченное  на каждое действие, определяется путем  вычета предыдущего показателя, зарегистрированного  в графе 3, от очередного показателя секундомера.

В протоколе  фиксируется все действия занимающихся (двигательные, умственные и др.) и  в зависимости от эффективности  деятельности учителя могут быть целесообразными и нецелесообразными.

Все нецелесообразные затраты на работу и отдых определяются сразу по ходу хронометрированию  и записываются в графу со знаком «минус».

После окончания  урока время граф суммируется  по вертикали, и эти данные служат для определения плотности занятия.

Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения суммы времени, затраченного рационально (графы со знаком «+») на все виды деятельности, ко времени всего урока (45 мин).

Общая                   сумма времени, затраченного рационально Х 100%

плотность    =


урока                                       45 минут (время урока)

Однако, определяя общую плотность урока, нельзя дать оценку педагогическому  мастерству учителя, его организаторским  способностям. Разные учителя затрачивают  неодинаковое время на установку  и уборку снарядов, подготовку мест занятий, перевод группы к следующему месту занятий, постановку задач, сообщение следующего задания и др.

Поэтому,  кроме общей плотности занятия, определяют и его моторную (двигательную) плотность.

 

Сравнивая данные моторной и общей плотности  урока, можно найти резервы повышения  качества работы каждого учителя.

В примечания записывают реплики, позволяющие при  анализе деятельности  учителя  вспомнить и  осмыслить наблюдаемое  на уроке. Учитель должен стремиться к 100% общей плотности. Моторная плотность  в тренировочных уроках-70-80 % , в  учебных-50 % и ниже. Определять плотность  урока необходимо в целом и  по частям.

Это обусловлено  неодинаковыми возможностями и  условиями организации работы в  подготовительной, основной и заключительной частях занятия.

Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важные из них следующие:

  • Количество учащихся в группах, командах, играх. Учитель должен стремиться объединять небольшое  количество занимающихся в группы, команды при организации основной части урока, эстафет;  избегать игр, в которых к двигательной активности привлекается одновременно ограниченное количество  детей.
  • Качество материальной базы. На уроке должны использовать много-пропускные  снаряды. Следует использовать несколько мест занятий для       прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам и др.
  • Количество инвентаря. На уроках с использованием легкоатлетических      упражнений необходимо обеспечить каждого ученика специальными       снарядами, в играх - мячами,  на соответствующих уроках - лыжами,       коньками, клюшками и др.
  • Использование эффективных методов организации деятельности занимающихся,    способов выполнения заданий и управления классом.
  • Интенсификация вспомогательных действий на уроке и подготовка мест занятий до урока.
  • Привлечение к уроку детей, временно освобожденных от занятий.
  • Краткость объяснений, замечаний, обсуждений.
  • Широкое использование дополнительных заданий.

После окончания  урока величина ЧСС должна приближаться к исходной или быть немного выше, если урок стоит в расписании последний  или после него следует большая  перемена.

 

Заключение

 

Список литературы:

1. Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Учебное пособие для высших учебных заведений: Основы методики физического воспитания школьников / -М., Дрофа, 2000г.- 319с.

2. Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л. Учебное пособие: Физическая культура / -М., Слово,2004г.- 158с.

3. Головина В. А., Маслякова В. А. Учебник: Физическое воспитание / -М., Знание, 2005 г. 178с.

4 Ашмарин Б. А. Теория и практика педагогических исследований в физическом воспитании / -М., АГМА, 2002 г. -235 с.

 

Саратов, 2012

 


Информация о работе Методика проведения учебно-тренировочного занятия