Методика развития физических качеств инвалидов с нарушение зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:42, реферат

Описание работы

Введение.
1.Причины и виды заболеваний органов зрения.
2.Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
3.Форма организации адаптивного физического воспитания.
4.Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением
зрения.
5.Организация и виды подвижных игр с детьми с нарушением зрения.
Заключение.
Список использованной литературы.

Содержание работы

Введение.
1.Причины и виды заболеваний органов зрения.
2.Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
3.Форма организации адаптивного физического воспитания.
4.Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением
зрения.
5.Организация и виды подвижных игр с детьми с нарушением зрения.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат АФК.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры

 

 

 

РЕФЕРАТ

по теории и организации адаптивной физической культуре на тему

 

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕ  ЗРЕНИЯ

 

 

 

                                   Выполнила:

                                           Иванова И.В.,

                                                                   студентка V курса АФК ФЗО,

                                  

 

                                 Проверил:

                                                       зав.каф. кан.пед.н

                                                                              Иванов И.Н.

 

 

 

Волгоград, 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 
1.Причины и виды заболеваний органов зрения.

2.Особенности психического  развития детей с нарушением  зрения.

3.Форма организации адаптивного физического воспитания.

4.Методика адаптивного  физического воспитания детей  с нарушением 
зрения. 
5.Организация и виды подвижных игр с детьми с нарушением зрения.

Заключение. 
Список использованной литературы.

 

 

 

 

Введение.

     Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: 1) центральное зрение; 2) периферическое зрение; 3) бинокулярное зрение; 4) светоощущение; 5) цветоощущение.  
     Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Бинокулярное зрение — способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать все многообразие цветов в окружающем мире. Светоощущение — способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию. Дети, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей с нарушением зрения отмечается светобоязнь. В этом случае дети пользуются темными очками. Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного освещения.

   Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальному дефекту, социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается медленно. Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет. Если ничего не предпринимать для сохранения этим людям «остаточного» зрения, то многие из категории слабовидящих могут вскоре перейти в разряд полностью слепых.

   Очень большую роль в профилактике слабовидения и в приостановке его прогрессирования призваны сыграть средства физической культуры, особенно специальные упражнения для глазных мышц (глазотренинг), и другие оздоровительные технологии.

   Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. 

   Причины, вызывающие нарушение зрительной функции, бывают врожденные и приобретенные. Приобретенные аномалии зрения распространены больше, чем врожденные.

 

 

 

Причины и виды заболеваний органов зрения.

     Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. Выделяют две группы факторов, способствующих возникновению и прогрессированию миопии:

1-я группа — факторы,  характеризующие общее состояние  организма; перенесенные заболевания;  хронические интоксикации; наследственность. 
2-я группа — факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение; неправильная посадка во время письма и чтения; нерациональная мебель в школе и дома; неправильный режим дня и другие гигиенические факторы. 
В целях компенсации близорукости назначают очки. Для ее лечения применяются: очковая коррекция, контактные линзы, точечный массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение и др. 
     Дальнозоркость (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. Различают три степени дальнозоркости: слабая степень — до 3D; средняя — от 3 до 6; высокая — свыше 6D. При высокой степени дальнозоркости часто развивается сходящееся косоглазие. Дальнозоркость корригируется оптическими линзами. Раннее выявление, очковая коррекция и специальные упражнения для снятия зрительного утомления могут предупредить возникновение косоглазия. Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями глазного дна, страдающие дети не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам.

     Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ. Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т. д. Лечение следует начинать сразу же после выявления. Вначале назначают очки, проводят плеоптическое лечение (заклейка лучше пилящего глаза), засветы с помощью специальных приборов, упражнения, направленные на восстановление бинокулярного зрения, искусственно усиливают зрительную нагрузку.  
     Астигматизм — сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы. Различают также астигматизм: слабой степени — до 3 D; средней степени — от 3 до 6 D; высокой степени — свыше 6 D. Для лечения и коррекции астигматизма используются следующие методы: очковая коррекция, коррекция контактными линзами, хирургические методы лечения. 
     Нистагм (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Терапия нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалий рефракции), плеоптического лечения, укрепления аккомодационного аппарата, медикаментозного лечения, которое может привести к частичному снижению амплитуды нистагма, повышению зрителыых функций.

     Амблиопия — понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях она может привести к амоврозу (полной слепоте). У незрячих детей чаще всего встречаются частичная атрофия зрительного нерва или полная атрофия зрительного нерва.

     Катаракта — помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.

     Глаукома — повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления.

    Ретролентальная фиброплазия — заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80—100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки. Чаще всего ретролентальная фиброплазия заканчивается слепотой. Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа глазных заболеваний у детей.

 

 

 

Особенности психического развития детей с нарушением зрения.

     Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. 
    Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т.е. не целенаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников. 
    Особенности памяти. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюдается у мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Образование и запоминание у незрячих точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как у нормально видящих 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слепым и слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа. Отмечается достаточно высокий объем слуховой и осязательной памяти. Тип и вид памяти зависит от доминирующего характера деятельности и содержания материала.

     Особенности восприятия. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Объем 
внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать 1-2 движения или отдельные элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия — осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Следует отметить, что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют. Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. 
    Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. У детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире (особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление. На уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются нагляднообразным и словесно-логическим мышлением, когда задача решается в словесной (вербальной) форме. Используется также практически действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений. У отдельных учащихся может преобладать тот или иной тип мышления.

 

 

 

Форма организации  адаптивного физического воспитания.

     В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений.

  1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
  2. Общеразвивающие упражнения: без предметов; с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, 
    мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с 
    песком, гантели 0,5 кг и др.); на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).
  3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.
  4. Упражнения для укрепления сводов стопы.
  5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного 
    аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних 
    и верхних конечностей).
  6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой 
    систем.
  7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации 
    движений используются необычные или сложные комбинации раз 
    личных движений, упражнения на тренажерах.
  8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.
  9. Лазанье и перелазанье (преодоление различных препятствий).
  10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), 
    расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и 
    локальный характер.
  11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).
  12. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.
  13. Упражнения для развития мелкой моторики руки.
  14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; 
    на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного 
    восприятия окружающей обстановки и др.
  15. Плавание.
  16. Лыжная подготовка.

Информация о работе Методика развития физических качеств инвалидов с нарушение зрения