Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:42, реферат
Введение.
1.Причины и виды заболеваний органов зрения.
2.Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
3.Форма организации адаптивного физического воспитания.
4.Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением
зрения.
5.Организация и виды подвижных игр с детьми с нарушением зрения.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
1.Причины и виды заболеваний органов зрения.
2.Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
3.Форма организации адаптивного физического воспитания.
4.Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением
зрения.
5.Организация и виды подвижных игр с детьми с нарушением зрения.
Заключение.
Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры
РЕФЕРАТ
по теории и организации адаптивной физической культуре на тему
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
Волгоград, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1.Причины и виды заболеваний органов зрения.
2.Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
3.Форма организации адаптивного физического воспитания.
4.Методика адаптивного
физического воспитания детей
с нарушением
зрения.
5.Организация и виды подвижных игр с детьми
с нарушением зрения.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Зрение — самый мощный источник информации
о внешнем мире. 85—90% информации поступает
в мозг через зрительный анализатор, и
частичное или глубокое нарушение его
функций вызывает ряд отклонений в физическом
и психическом развитии ребенка. Зрительный
анализатор обеспечивает выполнение сложнейших
зрительных функций. Принято различать
пять основных зрительных функций: 1) центральное
зрение; 2) периферическое зрение; 3) бинокулярное
зрение; 4) светоощущение; 5) цветоощущение.
Центральное зрение требует
яркого света и предназначено для восприятия
цветов и объектов малых размеров. Особенностью
центрального зрения является восприятие
формы предметов. Поэтому эта функция
иначе называется форменным зрением. Бинокулярное зрение —
способность пространственного восприятия,
объема и рельефа предметов, видение двумя
глазами. Периферическое зрение
действует в сумерках, оно предназначено
для восприятия окружающего фона и крупных
объектов, служит для ориентировки в пространстве.
Благодаря цветовому зрению человек
способен воспринимать и различать все
многообразие цветов в окружающем мире. Светоощущение — способность
сетчатки воспринимать свет и различать
его яркость. Различают световую и темновую
адаптацию. Дети, у которых нарушена световая
адаптация, в сумерках видят лучше, чем
на свету. У некоторых детей с нарушением
зрения отмечается светобоязнь. В этом
случае дети пользуются темными очками.
Расстройство темновой адаптации приводит
к потере ориентации в условиях пониженного
освещения.
Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальному дефекту, социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается медленно. Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет. Если ничего не предпринимать для сохранения этим людям «остаточного» зрения, то многие из категории слабовидящих могут вскоре перейти в разряд полностью слепых.
Очень большую роль в профилактике слабовидения и в приостановке его прогрессирования призваны сыграть средства физической культуры, особенно специальные упражнения для глазных мышц (глазотренинг), и другие оздоровительные технологии.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Причины, вызывающие нарушение зрительной функции, бывают врожденные и приобретенные. Приобретенные аномалии зрения распространены больше, чем врожденные.
Причины и виды заболеваний органов зрения.
Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. Выделяют две группы факторов, способствующих возникновению и прогрессированию миопии:
1-я группа — факторы,
характеризующие общее
2-я группа — факторы, объединяющие неблагоприятные
условия зрительной работы на близком
расстоянии: недостаточное освещение;
неправильная посадка во время письма
и чтения; нерациональная мебель в школе
и дома; неправильный режим дня и другие
гигиенические факторы.
В целях компенсации близорукости назначают
очки. Для ее лечения применяются: очковая
коррекция, контактные линзы, точечный
массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое
лечение и др.
Дальнозоркость (гиперметропия)
характеризуется тем, что фокус параллельных
лучей после их преломления в глазу оказывается
лежащим позади сетчатки. Различают три
степени дальнозоркости: слабая степень
— до 3D; средняя — от 3 до 6; высокая — свыше
6D. При высокой степени дальнозоркости
часто развивается сходящееся косоглазие.
Дальнозоркость корригируется оптическими
линзами. Раннее выявление, очковая коррекция
и специальные упражнения для снятия зрительного
утомления могут предупредить возникновение
косоглазия. Поскольку дальнозоркость
не сопровождается органическими поражениями
глазного дна, страдающие дети не имеют
противопоказаний к физическим нагрузкам.
Косоглазие характеризуется
отклонением одного из глаз от общей точки
фиксации. У этих детей наблюдается периферическое
зрение, снижение остроты зрения косящего
глаза, значительно снижена или нарушена
восприимчивость предметов двумя глазами
и способность сливать их изображения
в единый зрительный образ. Причинами
возникновения могут быть: наследственность,
поражение центральной нервной системы,
различные аномалии рефракции глаза, психическая
травма (испуг), острые инфекционные заболевания,
чрезмерная зрительная нагрузка и т. д.
Лечение следует начинать сразу же после
выявления. Вначале назначают очки, проводят
плеоптическое лечение (заклейка лучше
пилящего глаза), засветы с помощью специальных
приборов, упражнения, направленные на
восстановление бинокулярного зрения,
искусственно усиливают зрительную нагрузку.
Астигматизм — сочетание
в одном глазу разных видов рефракций
или разных степеней рефракции одного
вида. Причинами развития астигматизма
могут быть: ранение глаза, оперативные
вмешательства на глазном яблоке, болезни
роговицы. Различают также астигматизм:
слабой степени — до 3 D; средней степени
— от 3 до 6 D; высокой степени — свыше 6
D. Для лечения и коррекции астигматизма
используются следующие методы: очковая
коррекция, коррекция контактными линзами,
хирургические методы лечения.
Нистагм (дрожание глаз)
самопроизвольные колебательные движения
глазных яблок. Причины возникновения
нистагма: поражения таких участков мозга
как мозжечок, гипофиз, продолговатый
мозг и др. Терапия нистагма осуществляется
с помощью очковой коррекции (при наличии
аномалий рефракции), плеоптического лечения,
укрепления аккомодационного аппарата,
медикаментозного лечения, которое может
привести к частичному снижению амплитуды
нистагма, повышению зрителыых функций.
Амблиопия — понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях она может привести к амоврозу (полной слепоте). У незрячих детей чаще всего встречаются частичная атрофия зрительного нерва или полная атрофия зрительного нерва.
Катаракта — помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.
Глаукома — повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления.
Ретролентальная фиброплазия — заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80—100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки. Чаще всего ретролентальная фиброплазия заканчивается слепотой. Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа глазных заболеваний у детей.
Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
Неудачи и трудности, с которыми ребенок
сталкивается в обучении, в игре, в овладении
двигательными навыками, пространственной
ориентировке, вызывают сложные переживания
и негативные реакции, проявляющиеся в
неуверенности, пассивности, самоизоляции,
неадекватном поведении и даже агрессивности.
Нужно иметь в виду, что дети с депривацией
зрения оказываются в стрессовых ситуациях
чаще, чем их нормально видящие сверстники.
Постоянно высокое эмоциональное напряжение,
чувство дискомфорта могут в отдельных
случаях вызвать эмоциональные расстройства,
нарушения баланса процессов возбуждения
и торможения в коре головного мозга.
Особенности внимания.
Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное
внимание (узкий запас знаний и представлений).
Снижение произвольного внимания обусловлено
нарушением эмоционально-волевой сферы
и ведет к расторможенности — низкому
объему внимания, хаотичности, т.е. не целенаправленности,
переходу от одного вида деятельности
к другому, или, наоборот, к заторможенности
детей, инертности, низкому уровню переключаемости
внимания. Внимание часто переключается
на второстепенные объекты. Рассеянность
детей нередко объясняется переутомлением
из-за длительного воздействия слуховых
раздражителей. Поэтому у детей с патологией
зрения утомление наступает быстрее, чем
у нормально видящих сверстников.
Особенности памяти. Быстрое
забывание усвоенного материала объясняется
не только недостаточным количеством
или отсутствием повторений, но и недостаточной
значимостью объектов и обозначающих
их понятий, о которых дети с нарушением
зрения могут получить только вербальное
знание. Ограниченный объем, сниженная
скорость и другие недостатки запоминания
детей с нарушением зрения имеют вторичный
характер, т.е. обусловлены не самим дефектом
зрения, а вызываемыми им отклонениями
в психическом развитии. С возрастом происходит
переход от непроизвольного вида памяти
к произвольному. Ухудшение двигательной
памяти наблюдается у мальчиков в 10—11
и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет. Процессы
памяти (сохранение и забывание) зависят
от качества усвоения материала, его значимости
для индивида, числа повторений, типологических
особенностей личности. Образование и
запоминание у незрячих точных и простых
движений требует 8—10 повторений, в то
время как у нормально видящих 6—8 повторений.
Поэтому для усвоения двигательного действия
слепым и слабовидящим детям требуется
большее количество повторений, чем для
нормально видящих, так как при отсутствии
подкреплений обнаруживается тенденция
к угасанию двигательного образа. Отмечается
достаточно высокий объем слуховой и осязательной
памяти. Тип и вид памяти зависит от доминирующего
характера деятельности и содержания
материала.
Особенности восприятия.
У детей с депривацией зрения ослаблены
зрительные ощущения, а восприятие внешнего
мира ограничено. У слабовидящих доминирует
зрительно-двигательно-слуховое восприятие.
Объем
внимания у младших школьников мал. Они
способны одновременно воспринимать 1-2
движения или отдельные элементы движений.
У незрячих и детей с остаточным зрением
основные формы восприятия — осязательно-двигательная
и зрительно-двигательно-
Особенности мышления.
Дети с нарушением зрения не имеют возможности
воспринимать окружающую ситуацию в целом,
им приходится анализировать ее на основании
отдельных признаков, доступных их восприятию.
У детей с нарушением зрения сужены понятия
об окружающем мире (особенно у детей младших
классов), суждения и умозаключения могут
быть не вполне обоснованы, так как реальные
субъективные понятия недостаточны или
искажены. У слабовидящих отмечается словесно-логическое
и наглядно-образное мышление. На уроках
физкультуры учащиеся чаще пользуются
нагляднообразным и словесно-логическим
мышлением, когда задача решается в словесной
(вербальной) форме. Используется также
практически действенный тип мышления,
когда мыслительные операции осуществляются
в процессе манипулирования с предметами
(спортивный инвентарь) и выполнения физических
упражнений. У отдельных учащихся может
преобладать тот или иной тип мышления.
Форма организации
адаптивного физического
В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений.
Информация о работе Методика развития физических качеств инвалидов с нарушение зрения