Методика развития физического качества сила у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:15, доклад

Описание работы

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела.

Файлы: 1 файл

Доклад по физ-ре.docx

— 21.84 Кб (Скачать файл)

Доклад «Методика развития физического качества сила у детей старшего школьного возраста»

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5— 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10—15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6—8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.

В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании1.

 К задачам  физического воспитания  относятся:

1) содействие гармоничному физическому  развитию, выработка умений использовать  физические упражнения, гигиенические  факторы и условия внешней  среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формирование  общественных и личностных представлений  о престижности высокого уровня  здоровья и разносторонней физической  подготовленности;

2) приобретение двигательного опыта  посредством овладения новыми  двигательными действиями и формирование  умений применять их в различных  по сложности условиях;

3) дальнейшее развитие кондиционных  и координационных способностей;

4) формирование знаний: о закономерностях  двигательной активности, спортивной  тренировке; о значении занятий  физическими упражнениями для  будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства  и материнства, о подготовке к  службе в армии;

5) закрепление навыков в систематичных  и регулярных занятиях физическими  упражнениями и избранными видами  спорта;

6) формирование адекватной самооценки  личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие  целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

7) дальнейшее содействие в развитии  психических свойств и качеств  личности и обучение основам  психической регуляции.

 Известно, что в обыденной  речи слову «сила» придают  различные значения. Как научное  понятие оно должно быть по  возможности строго определено. Надо различать:

1) силу как механическую характеристику  движения;

2) силу как определенное качество  человека.

В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения служит объектом изучения механики. Во втором - предметом исследования в теории физического воспитания, физиологии, антропологии. Для обозначения силы как физического качества использоваться термины: силовые возможности, силовые способности, мышечная сила.

Силу человека можно определить, как его способность преодолевать внешнее сопоставление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимают силы, направленные против движения; при уступающей работе - действующие по ходу движения2.

Как известно, мышцы могут проявлять силу:

1) без изменения своей длины (статический, изометрический, режим);

2) при ее уменьшении (преодолевающий, миометрический, режим);

3) при ее удлинении (уступающий, полиометрический, режим). Преодолевающий  и уступающий режимы объединяются  понятием «динамический режим».

Так как в этих условиях характер двигательных действий различен, приведенное деление можно принять за классификацию основных видов силовых способностей.

Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т.д.). Частными задачами будут:

1) приобретение и совершенствование  способности осуществлять основные  виды усилий - статические и динамические, собственно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие;

2) гармоническое укрепление  в силовом отношении всех мышечных  групп двигательного аппарата;

3) развитие способности  рационально пользоваться силой  в разнообразных условиях.

Наряду с этим в зависимости от конкретных условий той либо иной деятельности решаются специфические задачи по специализированному воспитанию силы3.

Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением - силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения делятся на 2 группы:

1. Упражнения с внешним  сопротивлением. В качестве внешнего  сопротивления обычно используют:

а) вес предметов;

б) противодействие партнера;

в) сопротивление упругих предметов;

г) сопротивление внешней среды (бег по глубокому снегу, например).

2. Упражнения, отягощенные  весом собственного тела. Применяются  также упражнения, в которых отягощение  весом собственного тела дополняется  весом внешних предметов.

В отношении функционального воздействия на организм природа фактора, вызвавшего сопротивление, не особенно существенна. Во всех случаях воздействие на организм будет сходным, если только величина сопротивления одинакова. Однако некоторой спецификой в методическом отношении различные упражнения все же обладают.

Упражнения с тяжестями удобны своей универсальностью: с их помощью можно воздействовать как на самые мелкие, так и на самые крупные мышечные группы; эти упражнения легко дозировать. В то же время их отличает ряд нежелательных черт. Исходное положение в упражнениях с тяжестями часто связано со статическим удержанием груза.

Для упражнений с преодолением сопротивления упругих предметов характерно возрастание напряжения к концу движения.

Упражнения, по ходу которых преодолевается тяжесть собственного тела, выполняются обычно при дистальной опоре конечностей. При этом характерный для мышечного аппарата нашего тела проигрыш в силе оказывается не столь высоким, как в случае движения при проксимальной опоре. Таким образом, если в каком-либо движении приходится преодолевать вес собственного тела или внешнего отягощения, то в первом случае движение в силовом отношении оказывается более легким.

Наряду с приведенной классификацией силовых упражнений нужно учитывать деление их по степени избирательности воздействия, а также по режиму функционирования мышц - статические и динамические, собственно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие4.

В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

Прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.

Воспитание силы, как и других физических качеств, осуществляется в соответствии с общими методическими принципами физического воспитания.

 

 

Список литературы:

  1. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. - М., 2003.

  1. Киселёв Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности. - М.:Знание 1987.
  2. Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник.- М.: ФиС, 2003.
  1. Настольная книга учителя физической культуры./ Под ред. Л.Б. Кофмана. М.,2006.

 

 

1 Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник.- М.: ФиС, 2003. – С.48-49.

2 Белорусова В.В. Воспитание в спорте. - М., 2003. – С.31.

 

3 Киселёв Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности. - М.:Знание 1987.

 

4 Настольная книга учителя физической культуры./ Под ред. Л.Б. Кофмана. М.,2006. – С.58.

 


Информация о работе Методика развития физического качества сила у детей старшего школьного возраста