Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:09, реферат
Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область.
1.Введение;
2. Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления;
3. Средства физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления;
4.Вывод.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
Ростовский государственный строительный университет
Кафедра Физического воспитания и спорта.
Тема реферата: «Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления».
гр.
Проверила:
1.Введение;
2. Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления;
3. Средства физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления;
4.Вывод.
Введение
Понятие «культура» можно определить
как степень раскрытия
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Некоторыми из результатов деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил. Занятие физическими упражнениями и спортом укрепляют здоровье людей, способствуют их правильному развитию. Известно, что большие умственные нервные нагрузки, не сочетаются с соответствующими физическими нагрузками, крайне неблагоприятным влиянием окружающей среды, инфекциям. Научные наблюдения показывают, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями с соблюдением правил личной гигиены, реже болеют, продуктивнее трудятся, дольше живут.
Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.
В процессе длительной и напряженной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутствует субъективное чувство — усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого.
Усталость — психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Утомление может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц. Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается). Систематическое выполнение работы на фоне не до восстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечнососудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.
Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления
В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны такие стадии работоспособности:
1. Врабатывание
2. Оптимальная работоспособность
3. Некомпенсируемое и компенсируемое утомление
4. Конечный «порыв»
Работоспособность человека определяется тремя группами факторов:
1) физиологические - состояние здоровья
и функциональная
2) физические - воздействующие на
организм через органы чувств:
атмосферное давление, температура,
шум, освещенность рабочего
3) психические - самочувствие, настроение, мотивация.
Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. В любом случае итогом утомления является снижение эффективности работы, ее продуктивности. Известно, что человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время более интенсивно выполнять одно и то же производственное задание. Раннее наступление утомления свидетельствует о малой выносливости, отдаление наступления утомления - следствие возросшей выносливости. Поскольку выносливость можно рассматривать, как способность преодолевать утомление, то фактором, определяющим развитие выносливости, надо считать утомление. Признаки утомления показаны в таб. 1
Таб.1
Объекты наблюдения |
Утомление незначительное |
Значительное |
Резкое |
Окраска кожи |
Незначительное покраснение |
Значительное покраснение |
Резкое покраснение, побледнение, синюшность |
Потливость |
Незначительная (влажность на лбу и щеках) |
Значительная (выше пояса) |
Особо резкая (ниже пояса, выступление солей) |
Дыхание |
Учащенное, ровное (около 30 в мин) |
Учащенное, периодическое дыхание через рот |
Значительно учащенное, поверхностное непрерывное дыхание через рот, отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся, сменяющиеся беспорядочным дыханием (одышкой) |
Движение |
Уверенные и точные |
Неуверенные, нарушения ритма |
Частые перерывы в работе, замедление в работе, дрожание конечностей |
Внимание |
Безошибочное выполнение указаний и правил работы |
Отклонение от правил работы, ошибки при новых заданиях |
Замедление реакции, неточные выполнения указаний, отсутствие интереса, апатия |
Самочувствие |
Отсутствие жалоб |
Жалобы на усталость |
Жалобы на головную боль, слабость |
Ниже рассмотрены 3 несложных методики оценки работоспособности, которые можно провести самостоятельно.
1. Проба Мартинета предназначена для исследования состояния сердечнососудистой системы и ее способности к восстановлению после совершения физической нагрузки.
Перед пробой у обследуемого в положении сидя измеряется частота сердечных сокращений и систолическое и диастолическое давление. В качестве нагрузки могут применяться 20 приседаний за 30 сек. Период восстановления в таком случае длится 3 минуты. После нагрузки через 3 минуты измеряется частота сердечных сокращений и систолическое и диастолическое давление.
Оценка пробы ведется по трехбалльной системе по величине разности измеренных показателей до и после нагрузки:
при разности не более 5 - хорошо;
от 5 до 10 - удовлетворительно;
более 10 - неудовлетворительно.
2. Проба Штанге - с задержкой дыхания на вдохе.
До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.
По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:
- свыше 50 сек - хорошо.
- 40-49 сек - удовлетворительно;
- менее 39 сек - неудовлетворительно;
3. Проба Генча с задержкой дыхания на выдохе.
До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.
По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:
- свыше 40 сек - хорошо.
- 35-39 сек - удовлетворительно;
- менее 34 сек - неудовлетворительно;
Наличие утомленности и степень ее выраженности можно оценить по вышеприведенной таблице 1.
Средства физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления
Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.
К числу основных физических (или
двигательных) качеств, обеспечивающих
высокий уровень физической работоспособности
человека, относят силу, быстроту и
выносливость, которые проявляются
в определенных соотношениях в зависимости
от условий выполнения той или
иной двигательной деятельности, ее характера,
специфики, продолжительности, мощности
и интенсивности. К названным
физическим качествам следует добавить
гибкость и ловкость, которые во
многом определяют успешность выполнения
некоторых видов физических упражнений.
Многообразие и специфичность воздействия
упражнений на организм человека можно
понять, ознакомившись с
Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.
Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей. Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью.
Информация о работе Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления