Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 11:05, реферат
1. Определение понятий «метод», «методика», «методический прием»
Метод - это способ применения физических упражнений. Например, в зависимости от поставленной задачи такое упражнение, как бег, можно применять с помощью различных методов.
Методика - система средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания.
Методический прием - это вспомогательный прием, позволяющий более эффективно использовать тот или иной метод.
Методы физического воспитания
1. Определение понятий «метод», «методика», «методический прием»
Метод - это способ применения физических упражнений. Например, в зависимости от поставленной задачи такое упражнение, как бег, можно применять с помощью различных методов.
Методика - система средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания.
Методический прием - это вспомогательный прием, позволяющий более эффективно использовать тот или иной метод.
Общая система методов, используемых в процессе физического воспитания, представлена в схеме.
2. Специфические методы физического воспитания.
Специфические методы физического воспитания бывают:
А. Методы обучения двигательным действиям
В. Методы воспитания физических качеств
Методы строго регламентированного упражнения:
Для обучения двигательным действиям используются методы строго регламентированного упражнения. Их два вида:
1. Метод целостного упражнения (изучения действия в целом, используется при обучении простым упражнениям или сложным не поддающимся членению на отдельные фазы).
Для успешного применения этого метода используют следующие методические приемы:
· Обучение необходимо начинать с упрощенных форм движения
· Использовать подводящие и имитационные упражнения
· Оказание дополнительной помощи (подталкивание в кувырке)
· Создание облегченных условий (например, подкидной мостик)
Ценной чертой этого метода является то, что техника действия осваивается при постоянном взаимодействии его частей, это позволяет сохранить ритм действия и его общую структуру.
Недостатком этого способа является:
Преподаватель не в состоянии одновременно исправлять все ошибки
Неоднократное повторение двигательного действия целиком при начальном обучении может быстро приводить к утомлению.
2. Метод расчлененного упражнения - изучение действия по частям. Для успешного применения этого метода необходимо:
· Начинать обучение с целостного показа, и только потом делить упражнение на отдельные части
· Выделенные части движения изучить отдельно и только потом объединить в одно целое.
3. Методы воспитания физических качеств
4. Методы сопряженного воздействия (с наибольшими нагрузками)
Игровой метод
Игровой метод имеет большое значение для воспитания чувства коллективизма, смелости, активности, настойчивости, чаще используется в младшем школьном возрасте. Характерные признаки:
· Ярко выраженная эмоциональность
· Чрезмерная изменчивость условий выполнения
· Высокие требования к творчеству, творческой инициативе
· Отсутствие строгой регламентации действий
· Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств
· Всегда сюжетное содержание.
Соревновательный метод
В соревновательном методе отсутствует сюжетное содержание. Характерные признаки:
· Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения
· Подчинение всей деятельности задаче победить
· На уроке используется в виде эстафет.
Обязательное условие при использовании метода: подготовленность занимающихся к выполнению упражнения.
Метод круговой тренировки.
Метод характеризуется выполнением упражнений по станциям, расположенным по кругу. Упражнения выполняются с или без интервала отдыха.
3. Неспецифические методы физического воспитания
Общепедагогические или неспецифические методы физического воспитания
делятся на две группы: методы словесного воздействия и методы наглядного воздействия.
К методам словесного воздействия относятся:
· Рассказ - его назначение обеспечить общее представление о каком - либо двигательном действии
· Описание - с целью передачи знаний о технике двигательных действий, правилах игры
· Объяснение - ознакомление занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении заданий
· Беседа - помогает повысить активность учащихся, а учителю лучше узнать своих учеников
· Разбор - проводится после выполнения кого-либо задания
· Указание - или распоряжение - отличается краткостью и требует безоговорочного выполнения
· Команда - имеет форму приказа к немедленному исполнению действия или к его окончанию.
К методам наглядного воздействия относят:
· Непосредственный показ упражнения
· Демонстрация наглядных пособий
· Зрительное ориентирование (разметка)
· Методы слуховой наглядности (звуки)
4. Методы воспитания физических качеств.
Методы распределяются по группам:
· методы в режиме непрерывной нагрузки;
· методы в режиме интервальной нагрузки;
· методы комбинированного типа.
В группу методов в режиме непрерывной нагрузки входят:
равномерный метод тренировки - скорость выполнения упражнения равномерная, время выполнения от нескольких минут до нескольких часов. Непрерывная работа выполняется в аэробных условиях, в основном метод используется для воспитания выносливости;
метод темповой тренировки - компоненты те же, что и в равномерном методе, но увеличивается скорость воспитания выносливости;
переменный метод - скорость переменная, время выполнения от нескольких минут до часа. Работа выполняется в аэробных условиях. Разновидностью переменного метода является «фартлек»- игра скоростей. Это бег в течении длительного времени с разной скоростью.
В группу методов в режиме интервальной нагрузки входят:
· повторный метод - скорость выполнения упражнения максимальная, время выполнения 10-20 секунд, время отдыха - до полного восстановления, характер отдыха - активный, направлен на развитие быстроты;
· метод прогрессирующего упражнения - последовательное выполнение упражнения с увеличением нагрузки после каждого подхода с полными интервалами отдыха между ними (например, последовательное поднимание штанги с увеличением ее веса после каждого подхода);
· вариативный метод - многократное повторение упражнения при волнообразном изменении нагрузки (например, поднимание штанги, вес которой изменяется 60кг - 70кг - 80кг - 70кг - 80кг - 90кг - 50кг), а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 минут
В группу методов комбинированного типа входят:
· метод повторно-переменного упражнения - представляет собой непрерывное и многократное повторение комбинации двух различных нагрузок, например, 200 метров быстрого и 100 метров спокойного бега;
· метод повторно-прогрессирующего упражнения - повторное выполнение упражнения с увеличением нагрузки перед каждым подходом, например, повторное поднимание штанги одного веса при каждом подходе, но с увеличением ее веса перед каждым следующим подходом (6х70кг + 4х 75кг + 3х80кг);
· метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха, например, повторное пробегание отрезка 200 метров с одинаковой скоростью, но с сокращением интервала отдыха после каждого пробегания.