Методы и приёмы работы по физическому воспитанию детей, имеющих нарушения зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:46, статья

Описание работы

Наряду с общепедагогическими и специальными задачами в физ. воспитании детей с нарушениями зрения предусматриваются проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые затрудняются овладеть программой при фронтальных методах обучения. Такие пропедевтические упражнения предусмотрены для овладения бегом, ходьбой, прыжками и др. основными движениями.

Файлы: 1 файл

Методы и приёмы работы по физическому воспитанию детей.docx

— 24.13 Кб (Скачать файл)

Методы и приёмы работы по физическому воспитанию детей, имеющих нарушения зрения

Из опыта работы

Автор: Ильина Марина Николаевна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение компенсирующего вида (для детей с нарушениями зрения) ДС № 43, г Озёрск, Челябинской обл.

При нарушении зрения у  дошкольников страдает целостное и  одновременное восприятие действительности и её отображение в разных видах  деятельности. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных функций, бинокулярного зрения, цветового восприятия и др. функций зрительной системы. Внутри системные нарушения зрения связаны с межсистемным характером развития психических процессов и формированием движений. У детей с нарушением зрения такие качества зрительного анализатора как скорость восприятия, точность, полнота нарушены или снижены. Отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, повторение упражнений с ошибками, появляются необоснованные паузы при выполнении различных заданий. Кроме того, у дошкольников с косоглазием и амблиопией наблюдается фрагментальность, пропуски деталей техники движений. Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют формирование быстроты, координации, точности движений, статического и динамического равновесия, развитие чувства ритма, пространственно-ориентировочной деятельности (в играх, занятиях физкультурой, спортивных развлечениях и т. п.). Трудности зрительно - двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушениями зрения и общее функциональное состояние здоровья. В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения отмечается узость обзора, нарушение стереоскопии, смещение формы действия, несформированность пространственных представлений.

В организации работы по развитию зрительного восприятия у  детей предусматривается применение педагогических методов, направленных на активизацию глубины пространства, объемности, способности определить расстояние, протяженность до объекта и т. д.

  Для того чтобы физическое воспитание смогло компенсировать недостатки физического развития педагогический процесс строится с включением ряда специальных коррекционных задач, осуществление которых идет во взаимосвязи с лечебно- воспитательной работой:

  1. Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств быстроты, точности, выносливости, равновесия).
  2. Развитие навыков пространственной ориентировки:

а) ориентировка на себе (знание расположения частей тела);

б) ориентировка в микро- (ОРУ) и макро- пространстве (построение, перестроение и т.п.);

в) ориентировка при помощи слухового анализатора.

3 Коррекция вторичных дефектов:

а) профилактика и исправление  нарушений осанки, плоскостопия;

б) преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии  при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.).

4. Формирование мотиваций  движений – положительного интереса  к двигательной деятельности.

5. Развитие элементарных  зрительных функций:

а) прослеживающей функции  глаза;

б) глазомера;

в) гимнастика для снижения зрительной утомляемости.

Причины введения коррекции в физкультурные  занятия

  1. Необходимость доразвития двигательных действий до минимального уровня.
  2. Нарушения зрения затрудняют и осложняют такие стороны развития ребенка, которые необходимы ему для овладения способами ориентировки, как в большом, так и малом пространстве.
  3. Трудность овладения детьми программным материалом, так как деи имеют ограниченные возможности восприятия, его техники, темпа и т.д.

Наряду с общепедагогическими  и специальными задачами в физ. воспитании детей с нарушениями зрения предусматриваются  проведение специальных занятий  пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые затрудняются овладеть программой при фронтальных методах обучения. Такие пропедевтические упражнения предусмотрены для овладения бегом, ходьбой, прыжками и др. основными движениями.

Упражнения проводились  индивидуально.

- ребенку показывали, какой  либо вид движения в замедленном  виде, статически фиксируя и. п.  в момент изменения движения;

- совместное выполнение  упражнения взрослого и ребенка  (при условии, что взрослый  стоит за спиной, либо рядом). Здесь  важны словесные инструкции;

-объяснение по моделям,  алгоритмам, схемам способа действия.

Группы физкультурных  занятий

Дети разделены на три  группы физкультурных занятий.

1 группа (основная) – без ограничений в состоянии здоровья или незначительные; с незначительным снижением зрения: 0,6-0,9(все виды упражнений).

2 группа (подготовительная) – с более низкой остротой зрения: 0,4-0,6; ослабленные физически (по общей программе они вместе с первой группой участвуют во вводной и заключительной части занятия; основная часть – различна).

3 группа (специальная) – дети со значительным нарушением зрения, слабовидящие 0,04, прооперированные, слабое здоровье, изменение в сердечно - сосудистой системе, изменения позвоночника. Осанки (ограничивают движения на скорость, уменьшают дистанции в беге, ходьбе).

Для того чтобы дифференцированно  подходить к выполнению упражнений необходимо сделать отличительные  значки, для удобства деления детей  на группы во время выполнения основных движений. Чтобы эффективно организовать и целенаправленно провести коррекционно-педагогическую работу, педагог должен хорошо знать состав и структуру нарушенных зрительных функций у каждого ребенка, диагноз заболевания и вытекающие из этих данных рекомендации специалистов. Педагогу необходимо знать особенности зрительной патологии: например, при нарушении бинокулярного зрения – нарушается ориентировка в пространстве, затрудняется рассматривание движущих предметов. Необходимо так же помнить, что постоянный зрительный контроль быстро утомляет детей, необходимо использовать осязание и слух. Показ упражнений должен быть четким, дети не видят, могут неправильно воспринять показ (лучший глаз заклеен!). При ходьбе и беге дети часто наклоняют голову, поэтому на физкультурных занятиях целесообразно использовать различные ориентиры для осязания слуха. Например, при ходьбе по ограниченной плоскости -  дорожки из разного материала (чувствуют ногами); звуковые сигналы, которые позволяют понять направления ходьбы и бега. Слабовидящим детям: меньше количество упражнений, меньшая дистанция, меньшая нагрузка, темп. Степень сложности должна быть различной. Например, в метании: одни видят лучше, а значит быстрее и точнее справляются с заданием, хуже видящие - дольше выполняют упражнение, неувереннее. В комплексе ОРУ включать коррекционные задачи (на форму, осанку, координацию движений, упражнения на укрепление органов дыхания и кровообращения, которые должны быть скоординированы для мышц глаз). Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях. Обеспечить страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту. Обеспечивать подготовленность места для занятий и выбор пособий. Место для занятий, оборудование должны быть хорошо оснащены, иметь контрастность сочетаний объектов и пространства. Приспособления и пособия должны быть безопасны для здоровья детей.  Для повышения функциональной активности зрения, зрительно- двигательной ориентации, занятия и индивидуальную работу следует проводить в специально оборудованном зале с учётом всех офтальмо – гигиенических и педагогических требований. Например, физкультурное оборудование (мячи, гимнастические палки, обручи) имеют специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм. Применяются специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа. На канатах, веревках, скакалках также имеются специальные обозначения в виде полоски, бантика, с помощью которых дети ориентируются при выполнении ОРУ, выполняя действие в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора, находят место для прыжков, определяют расстояние до объекта и т.д. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать движения руки и ноги, определять направление при движении и свое положение в пространстве, делая при этом зрительный анализ своих действий и товарища. Развитию зрительного восприятия у детей способствует и такое оборудование, как подводящие дорожки  к снарядам и месту игр. Дорожки выполнены из цветного полиэтиленового материала. На них различные разметки (круги, прямоугольники, прямые и волнистые линии, плоскостное изображение стоп), что помогает детям двигаться к месту выполнения заданий уверенно, без зрительного напряжения, сохранять при этом правильную осанку и положение головы).

Следующим этапом в развитии моделирования движений осуществляется на специальных графических карточках  с изображением последовательности выполнения всех элементов техники. Графическое изображение движений, проделывание различных операций с  ними еще более углубляют представление  детей о движении и способствуют дальнейшей выработке образа движений, без которого, как мы полагаем невозможно развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, а в том числе и качественное формирование основных двигательных умений и навыков. В тренировке зрительно- моторных реакций используются различные упражнения (ходьба, бег, прыжки  по зрительным ориентирам, в качестве которых используются различные разметки на полу). Большое место отводится тем движениям, которые были жизненно необходимы для ребенка. Например, возможность зрительного сосредоточения предусмотрена в заданиях с метанием (метание мяча в цель с прослеживанием траектории полета). При этом детям предоставляется возможность самостоятельного выбора мишеней для метания. Принцип индивидуально - дифференцированного подхода учитывается в выборе предметов для метания (от мелких теннисных мячей до мячей крупного размера). Расстояние для метания целесообразно брать одинаковым для всех детей. Это даст возможность выполнения программных требований всеми детьми. Если дети так и не справляются с заданием и после обучения, надо дать им возможность метать в цель с удобного для них расстояния. Этим детям лучше назначить дополнительный пропедевтический курс по подготовке руки и глаза к метанию. Кроме того, варьирование формы, цвета, яркости, контраста пособий при выполнении различных движений, способствует выработке адаптационных механизмов зрения при фиксации, прослеживании, локализации, создает условия для стимуляции зрительного восприятия в процессе занятий физическими упражнениями, как в организованных, так и самостоятельных формах работы. От приобретения необходимого  от многофункционального спортивного оборудования зависит эффективность проведения физкультурных занятий. Важно, чтобы это оборудование гармонично вписывалось  в методику и обеспечивало безопасность. Известно, что ребенок на физкультурном занятии смотрит, следит, манипулирует предметов (мяч, кегля, обруч и т.д., за которым находится определенный фон. Чем сложнее зрительный диагноз ребенка, тем труднее подбирать комфортные условия для его обучения физическому движению, особенно движению, выполнение которого контролируется зрением. Восприятия ребенком разноцветных мячей на разных напольных покрытиях влияет на качество выполнения упражнений, а, следовательно, на желание ребенка заниматься. Если на этапе обучения ребенку предоставить наилучший вариант видимости (яркости, контрастности, освещенности), он быстрее изучит то или иное простое движение и затем сможет успешнее усвоить более сложные. И наоборот, неоптимальность подбора условий видимости, а так же частичное и полное несоответствие цветовых характеристик, мяча и фонов приведут к возникновению ошибок в действиях ребенка, а вместе с ними к снижению у него уверенности в своих способностях и понижению интереса к занятиям. Чем лучше видимость, тем точнее дети выполняют свои движения, тем быстрее идет освоение того ли иного навыка. Когда ребенок с косоглазием или амблиопией хорошо освоит тот или иной двигательный акт, тогда на этапе совершенствования, в качестве усложнения задания ему можно предлагать упражнения с понижение хроматическим контрастом.

Таким образом, результаты работы с детьми по развитию зрительного  восприятия при овладении движениями зависит от ряда условий:

    • создание комфорта для зрительных функций;
    • правильности построения обучения с учетом особенностей детей с нарушением зрения;
    • индивидуально - дифференцированного  подхода;
    • использование пропедевтического обучения;
    • эмоционально – положительного отношения к занятиям;
    • учета состояния здоровья ребенка в день занятия, его желание.

 

 Литература:

  1. Коррекционно - воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста/сост.: А.В. Лазаренко. Т. П. Свиридюк. - Киев, 1984 г.
  2. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки/Т.И. Нагаева. – Ростов-Н/Д: Феникс, 2008 г.
  3. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольном учреждении/сост.: Л.И. Плаксина, Л.Ю. Феоктистова. – М.: Просвещение, 1978 г.

Информация о работе Методы и приёмы работы по физическому воспитанию детей, имеющих нарушения зрения