Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:46, статья
Наряду с общепедагогическими и специальными задачами в физ. воспитании детей с нарушениями зрения предусматриваются проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые затрудняются овладеть программой при фронтальных методах обучения. Такие пропедевтические упражнения предусмотрены для овладения бегом, ходьбой, прыжками и др. основными движениями.
Методы и приёмы работы по физическому воспитанию детей, имеющих нарушения зрения
Из опыта работы
Автор: Ильина Марина Николаевна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение компенсирующего вида (для детей с нарушениями зрения) ДС № 43, г Озёрск, Челябинской обл.
При нарушении зрения у
дошкольников страдает целостное и
одновременное восприятие действительности
и её отображение в разных видах
деятельности. Это обусловлено нарушением
остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных
функций, бинокулярного зрения, цветового
восприятия и др. функций зрительной системы.
Внутри системные нарушения зрения связаны
с межсистемным характером развития психических
процессов и формированием движений. У
детей с нарушением зрения такие качества
зрительного анализатора как скорость
восприятия, точность, полнота нарушены
или снижены. Отмечается замедленность,
грубое искажение, снижение скорости выполняемых
действий, повторение упражнений с ошибками,
появляются необоснованные паузы при
выполнении различных заданий. Кроме того,
у дошкольников с косоглазием и амблиопией
наблюдается фрагментальность, пропуски
деталей техники движений. Недоразвитие
и нарушение зрения затрудняют формирование
быстроты, координации, точности движений,
статического и динамического равновесия,
развитие чувства ритма, пространственно-
В организации работы по
развитию зрительного восприятия у
детей предусматривается
Для того чтобы физическое воспитание смогло компенсировать недостатки физического развития педагогический процесс строится с включением ряда специальных коррекционных задач, осуществление которых идет во взаимосвязи с лечебно- воспитательной работой:
а) ориентировка на себе (знание расположения частей тела);
б) ориентировка в микро- (ОРУ) и макро- пространстве (построение, перестроение и т.п.);
в) ориентировка при помощи слухового анализатора.
3 Коррекция вторичных дефектов:
а) профилактика и исправление нарушений осанки, плоскостопия;
б) преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.).
4. Формирование мотиваций
движений – положительного
5. Развитие элементарных зрительных функций:
а) прослеживающей функции глаза;
б) глазомера;
в) гимнастика для снижения зрительной утомляемости.
Причины введения коррекции в физкультурные занятия
Наряду с общепедагогическими и специальными задачами в физ. воспитании детей с нарушениями зрения предусматриваются проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые затрудняются овладеть программой при фронтальных методах обучения. Такие пропедевтические упражнения предусмотрены для овладения бегом, ходьбой, прыжками и др. основными движениями.
Упражнения проводились индивидуально.
- ребенку показывали, какой
либо вид движения в
- совместное выполнение
упражнения взрослого и
-объяснение по моделям, алгоритмам, схемам способа действия.
Группы физкультурных занятий
Дети разделены на три группы физкультурных занятий.
1 группа (основная) – без ограничений в состоянии здоровья или незначительные; с незначительным снижением зрения: 0,6-0,9(все виды упражнений).
2 группа (подготовительная) – с более низкой остротой зрения: 0,4-0,6; ослабленные физически (по общей программе они вместе с первой группой участвуют во вводной и заключительной части занятия; основная часть – различна).
3 группа (специальная) – дети со значительным нарушением зрения, слабовидящие 0,04, прооперированные, слабое здоровье, изменение в сердечно - сосудистой системе, изменения позвоночника. Осанки (ограничивают движения на скорость, уменьшают дистанции в беге, ходьбе).
Для того чтобы дифференцированно подходить к выполнению упражнений необходимо сделать отличительные значки, для удобства деления детей на группы во время выполнения основных движений. Чтобы эффективно организовать и целенаправленно провести коррекционно-педагогическую работу, педагог должен хорошо знать состав и структуру нарушенных зрительных функций у каждого ребенка, диагноз заболевания и вытекающие из этих данных рекомендации специалистов. Педагогу необходимо знать особенности зрительной патологии: например, при нарушении бинокулярного зрения – нарушается ориентировка в пространстве, затрудняется рассматривание движущих предметов. Необходимо так же помнить, что постоянный зрительный контроль быстро утомляет детей, необходимо использовать осязание и слух. Показ упражнений должен быть четким, дети не видят, могут неправильно воспринять показ (лучший глаз заклеен!). При ходьбе и беге дети часто наклоняют голову, поэтому на физкультурных занятиях целесообразно использовать различные ориентиры для осязания слуха. Например, при ходьбе по ограниченной плоскости - дорожки из разного материала (чувствуют ногами); звуковые сигналы, которые позволяют понять направления ходьбы и бега. Слабовидящим детям: меньше количество упражнений, меньшая дистанция, меньшая нагрузка, темп. Степень сложности должна быть различной. Например, в метании: одни видят лучше, а значит быстрее и точнее справляются с заданием, хуже видящие - дольше выполняют упражнение, неувереннее. В комплексе ОРУ включать коррекционные задачи (на форму, осанку, координацию движений, упражнения на укрепление органов дыхания и кровообращения, которые должны быть скоординированы для мышц глаз). Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях. Обеспечить страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту. Обеспечивать подготовленность места для занятий и выбор пособий. Место для занятий, оборудование должны быть хорошо оснащены, иметь контрастность сочетаний объектов и пространства. Приспособления и пособия должны быть безопасны для здоровья детей. Для повышения функциональной активности зрения, зрительно- двигательной ориентации, занятия и индивидуальную работу следует проводить в специально оборудованном зале с учётом всех офтальмо – гигиенических и педагогических требований. Например, физкультурное оборудование (мячи, гимнастические палки, обручи) имеют специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм. Применяются специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа. На канатах, веревках, скакалках также имеются специальные обозначения в виде полоски, бантика, с помощью которых дети ориентируются при выполнении ОРУ, выполняя действие в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора, находят место для прыжков, определяют расстояние до объекта и т.д. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать движения руки и ноги, определять направление при движении и свое положение в пространстве, делая при этом зрительный анализ своих действий и товарища. Развитию зрительного восприятия у детей способствует и такое оборудование, как подводящие дорожки к снарядам и месту игр. Дорожки выполнены из цветного полиэтиленового материала. На них различные разметки (круги, прямоугольники, прямые и волнистые линии, плоскостное изображение стоп), что помогает детям двигаться к месту выполнения заданий уверенно, без зрительного напряжения, сохранять при этом правильную осанку и положение головы).
Следующим этапом в развитии
моделирования движений осуществляется
на специальных графических
Таким образом, результаты работы с детьми по развитию зрительного восприятия при овладении движениями зависит от ряда условий:
Литература:
Информация о работе Методы и приёмы работы по физическому воспитанию детей, имеющих нарушения зрения