Методы обучения двигательным действиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 09:52, реферат

Описание работы

Двигательная деятельность - важнейшая форма удовлетворения разнообразных потребностей. Обучение двигательным действиям, которое в этом аспекте можно рассматривать как условие выживания, появляется в простейших формах с возникновением жизни, усложняясь и совершенствуясь по мере эволюции живых существ. Простейшей первичной формой обучения были спонтанные пробы, наиболее удачные из которых закреплялись при повторениях; позднее появилось подражание. Человек начинает учиться двигательным действиям с момента появления на свет, повторяя в онтогенезе филогенетический путь обучения: вначале движения организуются спонтанно и хаотично, затем - все более осмысленно, целенаправленно, под влиянием извне - вначале родителей, позже - других людей, еще позже - общественных норм поведения

Содержание работы

Введение
1 Классификация методов физического воспитания
2 Процесс обучения двигательному действию
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

методы обучения.docx

— 34.23 Кб (Скачать файл)

Методы обучения двигательным действиям

СНПЧ Москва 
CMS Joomla

Hits: 5054

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Классификация методов физического воспитания

2 Процесс обучения двигательному действию

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ.

Двигательная деятельность - важнейшая форма удовлетворения разнообразных потребностей. Обучение двигательным действиям, которое в этом аспекте можно рассматривать как условие выживания, появляется в простейших формах с возникновением жизни, усложняясь и совершенствуясь по мере эволюции живых существ. Простейшей первичной формой обучения были спонтанные пробы, наиболее удачные из которых закреплялись при повторениях; позднее появилось подражание. Человек начинает учиться двигательным действиям с момента появления на свет, повторяя в онтогенезе филогенетический путь обучения: вначале движения организуются спонтанно и хаотично, затем - все более осмысленно, целенаправленно, под влиянием извне - вначале родителей, позже - других людей, еще позже - общественных норм поведения. Как отметил М.М. Боген, общество заинтересовано в эффективном обучении, поскольку его благосостояние определяется благосостоянием каждого члена общества, а последнее - способностью решать возникающие проблемы, в конечном счете - обученностью. Этим определяется требование общества к системам обучения: учить всех, учить эффективно, учить быстро [4].

Обучение двигательным действиям  необходимо в любой деятельности (трудовой, оборонной, бытовой или  спортивной). Однако только в сфере  физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность, по мнению исследователей [6], выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.

Конкретные задачи, связанные  с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств, решаются с помощью системы специфических и общеметодических методов. Проблема методов физического воспитания обсуждалась и решалась на всем протяжении истории развития педагогической науки и практики. Ряд ученых [7; 16] считает, что многие методы, используемые в области физического воспитания и спортивной тренировки и считавшиеся в течение многих лет хрестоматийными, в действительности далеки от совершенства. Недостаточная разработанность вопроса о путях определения той или иной системы методов физического воспитания, неопределенность и неоднозначность их изложения в учебниках и пособиях осложняет освоение соответствующего учебного материала. И, в конечном итоге, сказывается на качестве профессионального физкультурного образования. Все это актуализирует проблему методов физического воспитания, их разнообразных форм и разновидностей.

1 Классификация методов физического  воспитания.

Специальные знания и двигательные действия как предметы преподавания физического воспитания требуют владения определенными способами обучения. Способов обучения много, и ни один из них не является универсальным. Знание характеристик методов обучения позволит правильно ориентироваться в многообразии этих способов и отбирать наиболее эффективные для решения учебных задач.

Под методами физического  воспитания понимаются способы применения физических упражнений [15. С.40]. Существуют и иные определения метода. Например, «метод - такой способ воздействия, при котором можно решить широкий круг задач в самых различных условиях с различным контингентом учеников» [1. С. 106], а также: «метод - упорядоченная совокупность использования средств физической культуры в процессе формирования физического совершенства человека» [8. С.60]. Более широкое понятие представлено в учебнике Ю.Ф. Курмашина, где метод - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которого позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование личности [10. С.40].

В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод  реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т.п.

Методический прием - это  способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.

Следовательно, внутри каждого  метода используются различные приемы. Чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода.

Специальная система методов, методических приемов обучения и  форм организации занятия, направленная на решение педагогических задач, называется методикой [8.С. 61].

Например, можно говорить о методике развития силовых способностей, методике обучения двигательным действиям, методике физического воспитания в вузе и др.

Термин «методика» означает совокупность способов целесообразного  проведения какой-либо работы. В методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о выполнении определенной последовательности действий (операций), приводящих к решению поставленной педагогической задачи.

Совокупность способов воздействия  педагога на занимающихся, выбор которых  обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления  процесса обучения, воспитания и развития, определяется как методический подход. К примеру, при разучивании двигательных действий, возможны два противоположных подходаб аналитический (избирательный) и целостный (интегральный) [8. C.61].

В настоящее время в  теории физической культуры имеется  несколько классификаций методов, предложенных Л.П. Матвеевым [12], Б.А. Ашмариным [1; 2], В.П. Лукьяненко [11], Ю.Ф. Курмашевым [10] и др.

Наиболее широко в научно-методической литературе представлены следующие классификации:

1) по характеру учебно-познавательной деятельности: теоретические и практические;

2) по источнику передачи и характеру восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические (упражнения) (рис. 1);

3) по отдельным сторонам процесса физического воспитания: обучения двигательным действиям, развития физических качеств, воспитания личности; 

 

рис. 1

4) по специфике воздействующих факторов (сенсорного, моторного, физиологического и психологического воздействия);

5) по предмету упражняющихся воздействий (воспитания физических качеств, обучения движениям, совершенствования органов чувств, формирования психических черт личности и поведения);

6) по взаимосвязи с другими методами: неспецифические (общепедагогические) и специфические (практические) (рис. 2);  

 

рис.2

7) по характеру решаемых  задач: формирование знаний и  двигательных умений и навыков; совершенствования двигательных навыков и развития физических способностей, воспитания личности (рис. 3). 

 

рис.3

Для создания единой системы  взаимосвязанных классификаций  методов физического воспитания Чжин Хе Мин [16] предлагает использовать целостно- деятельностный подход. Этот подход позволяет отражать все структурные  компоненты и этапы профессиональной деятельности: проектирование учебно- воспитательного процесса и обеспечение условий его существования (1 этап), реализацию запланированного, непосредственного воздействия на личность занимающихся (2 этап), анализ и оценка результатов педагогического процесса (3 этап). Соответственно названным этапам, можно выделить следующие группы методов: проектирования; педагогических воздействий; контроля. В свою очередь, в каждый из выделенных групп методов можно выделить отдельные подгруппы, виды и разновидности методов [16. С. 54].

Ряд авторов предлагают [9] систему методов обучения делить на репродуктивные и продуктивные методы (рис.4). Теоретическим основанием для адаптации продуктивных методов к процессу обучения двигательным действиям для них стала теория П.Я. Гальперина [4], который отмечал, что усилия преподавателя должны быть направлены не на «постановку движения», т.е. формирование исполнительной части, а на руководство формированием ориентировочной основы действия, которая определяет качество исполнения. Следовательно, в процессе освоения двигательного действия не только участвует опорно-двигательный аппарат человека, но и задействованы высшие психические процессы (восприятие, мышление, рефлексия и т.д.). Таким образом, считают Е.А. Короткова и Л.A. Архипова, можно проследить обратную связь: развивая психические процессы учащихся при обучении двигательному действию, педагог воздействует на освоение двигательного действия, которое и будет определять качество формирования индивидуальной (самой эффективной) техники выполнения двигательного действия [9. С. 20-21]. 

 

рис.4

Итак, в каждой группе методов  можно выделить соответствующие  подгруппы, виды и разновидности методов.

Выбор конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности их выбор определяется:

- поставленными задачами обучения и воспитания;

- характером содержания учебного материала, применяемых средств; возможностями занимающихся - их возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем подготовленности и др.;

- возможностями самих преподавателей - их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, стилем работы и личностными качествами и др.;

- временем, которым располагает преподаватель; структурой отдельных занятий и их частей;

- этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышения уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление);

- особенностями внешних условий, в которых проводится занятие (температура воздуха, сила ветра, состояние оборудования, количество инвентаря).

По единодушному мнению авторов [8. С. 64; 15. С. 40. и др.] ни один из многочисленных методов не может быть признан  единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными  особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с ними.

2 Процесс обучения двигательному  действию. Характеристика методов  обучения двигательным действиям.

В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методик:

1) этап начального разучивания (ознакомительный, первичного разучивания движения);

2) этап углубленного разучивания (формирования двигательного умения, углубленного детализированного разучивания);

3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формирования двигательного навыка, достижение двигательного мастерства).

На первом этапе (ознакомление, первоначальное разучивание движения) ставится цель - обучить основам  техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в  приближенной форме. Для этого требуется  решить следующие задачи: создать  смысловое и зрительное представление  о двигательном действии и способе его выполнения; воссоздать предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому; научить частям (элементам) техники этого действия; сформировать общий ритм двигательного акта; предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия [14. С.71; 8. С.96]. Решение этих задач осуществляется поочередно. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения). Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям, для этого используют расчленено-конструктивный метод. Чем выше физическая подготовленность обучающихся и чем большим фондом двигательных умений и навыков они уже владеют, тем быстрее идет обучение даже сложных двигательных действий. В данном случае можно воспользоваться целостно-конструктивным методом. Если для выполнения разучиваемого действия обучающийся недостаточно физически развит, применяют подготовительные упражнения, стимулирующие развитие физических качеств, необходимых для выполнения данного действия. Если разучиваемое действие не находит для себя опорных элементов в сформированном ранее двигательном фонде, то их приходится создавать с помощью подводящих упражнений - двигательных действий, опирающихся на двигательный опыт и имеющих нечто общее с разучиваемым действием [1. С.128; 8. С. 96-97].

Освоение действия на первом этапе обучения может протекать  с появлением ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нарушение ритма), причинами которых является недостаточное представление действий, слабое развитие способностей, боязнь, состояние утомления и пр. Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающихся, их индивидуальных особенностей, а также возможности использовать положительный эффект переноса навыков. Этап начального разучивания можно считать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых ошибок [8. С. 97; 15. С.72].

Этап углубленного разучивания. Его целью является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований. Основные задачи этапа: углубленно понять закономерности движений действия; уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого; усовершенствовать ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия. Названные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно.

Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с применением тех же средств и методов, что и на первом этапе обучения. Все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия становится лишь вспомогательным приемом. Не утрачивают своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия, возможно применение метода идеомоторного упражнения (мысленное представление выполнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собственных усилий и ощущений). На данном этапе используется комплекс разнообразных средств: физические упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого действия; подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения в упрощенной форме [8. С. 98-99; 15. С. 72-73].

Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к обучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения. [14. С. 71].

Информация о работе Методы обучения двигательным действиям