Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 09:52, реферат
Двигательная деятельность - важнейшая форма удовлетворения разнообразных потребностей. Обучение двигательным действиям, которое в этом аспекте можно рассматривать как условие выживания, появляется в простейших формах с возникновением жизни, усложняясь и совершенствуясь по мере эволюции живых существ. Простейшей первичной формой обучения были спонтанные пробы, наиболее удачные из которых закреплялись при повторениях; позднее появилось подражание. Человек начинает учиться двигательным действиям с момента появления на свет, повторяя в онтогенезе филогенетический путь обучения: вначале движения организуются спонтанно и хаотично, затем - все более осмысленно, целенаправленно, под влиянием извне - вначале родителей, позже - других людей, еще позже - общественных норм поведения
Введение
1 Классификация методов физического воспитания
2 Процесс обучения двигательному действию
Заключение
Список использованных источников
Методы обучения двигательным действиям
СНПЧ Москва
CMS Joomla
Hits: 5054
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Классификация методов физического воспитания
2 Процесс обучения двигательному действию
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ.
Двигательная деятельность - важнейшая форма удовлетворения разнообразных потребностей. Обучение двигательным действиям, которое в этом аспекте можно рассматривать как условие выживания, появляется в простейших формах с возникновением жизни, усложняясь и совершенствуясь по мере эволюции живых существ. Простейшей первичной формой обучения были спонтанные пробы, наиболее удачные из которых закреплялись при повторениях; позднее появилось подражание. Человек начинает учиться двигательным действиям с момента появления на свет, повторяя в онтогенезе филогенетический путь обучения: вначале движения организуются спонтанно и хаотично, затем - все более осмысленно, целенаправленно, под влиянием извне - вначале родителей, позже - других людей, еще позже - общественных норм поведения. Как отметил М.М. Боген, общество заинтересовано в эффективном обучении, поскольку его благосостояние определяется благосостоянием каждого члена общества, а последнее - способностью решать возникающие проблемы, в конечном счете - обученностью. Этим определяется требование общества к системам обучения: учить всех, учить эффективно, учить быстро [4].
Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности (трудовой, оборонной, бытовой или спортивной). Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность, по мнению исследователей [6], выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.
Конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств, решаются с помощью системы специфических и общеметодических методов. Проблема методов физического воспитания обсуждалась и решалась на всем протяжении истории развития педагогической науки и практики. Ряд ученых [7; 16] считает, что многие методы, используемые в области физического воспитания и спортивной тренировки и считавшиеся в течение многих лет хрестоматийными, в действительности далеки от совершенства. Недостаточная разработанность вопроса о путях определения той или иной системы методов физического воспитания, неопределенность и неоднозначность их изложения в учебниках и пособиях осложняет освоение соответствующего учебного материала. И, в конечном итоге, сказывается на качестве профессионального физкультурного образования. Все это актуализирует проблему методов физического воспитания, их разнообразных форм и разновидностей.
1 Классификация методов
Специальные знания и двигательные действия как предметы преподавания физического воспитания требуют владения определенными способами обучения. Способов обучения много, и ни один из них не является универсальным. Знание характеристик методов обучения позволит правильно ориентироваться в многообразии этих способов и отбирать наиболее эффективные для решения учебных задач.
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений [15. С.40]. Существуют и иные определения метода. Например, «метод - такой способ воздействия, при котором можно решить широкий круг задач в самых различных условиях с различным контингентом учеников» [1. С. 106], а также: «метод - упорядоченная совокупность использования средств физической культуры в процессе формирования физического совершенства человека» [8. С.60]. Более широкое понятие представлено в учебнике Ю.Ф. Курмашина, где метод - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которого позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование личности [10. С.40].
В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т.п.
Методический прием - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.
Следовательно, внутри каждого метода используются различные приемы. Чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода.
Специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятия, направленная на решение педагогических задач, называется методикой [8.С. 61].
Например, можно говорить о методике развития силовых способностей, методике обучения двигательным действиям, методике физического воспитания в вузе и др.
Термин «методика» означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о выполнении определенной последовательности действий (операций), приводящих к решению поставленной педагогической задачи.
Совокупность способов воздействия
педагога на занимающихся, выбор которых
обусловлен определенной научной концепцией,
логикой организации и
В настоящее время в
теории физической культуры имеется
несколько классификаций
Наиболее широко в научно-методической литературе представлены следующие классификации:
1) по характеру учебно-познавательной деятельности: теоретические и практические;
2) по источнику передачи и характеру восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические (упражнения) (рис. 1);
3) по отдельным сторонам процесса физического воспитания: обучения двигательным действиям, развития физических качеств, воспитания личности;
рис. 1
4) по специфике воздействующих факторов (сенсорного, моторного, физиологического и психологического воздействия);
5) по предмету упражняющихся воздействий (воспитания физических качеств, обучения движениям, совершенствования органов чувств, формирования психических черт личности и поведения);
6) по взаимосвязи с другими методами: неспецифические (общепедагогические) и специфические (практические) (рис. 2);
рис.2
7) по характеру решаемых задач: формирование знаний и двигательных умений и навыков; совершенствования двигательных навыков и развития физических способностей, воспитания личности (рис. 3).
рис.3
Для создания единой системы взаимосвязанных классификаций методов физического воспитания Чжин Хе Мин [16] предлагает использовать целостно- деятельностный подход. Этот подход позволяет отражать все структурные компоненты и этапы профессиональной деятельности: проектирование учебно- воспитательного процесса и обеспечение условий его существования (1 этап), реализацию запланированного, непосредственного воздействия на личность занимающихся (2 этап), анализ и оценка результатов педагогического процесса (3 этап). Соответственно названным этапам, можно выделить следующие группы методов: проектирования; педагогических воздействий; контроля. В свою очередь, в каждый из выделенных групп методов можно выделить отдельные подгруппы, виды и разновидности методов [16. С. 54].
Ряд авторов предлагают [9] систему методов обучения делить на репродуктивные и продуктивные методы (рис.4). Теоретическим основанием для адаптации продуктивных методов к процессу обучения двигательным действиям для них стала теория П.Я. Гальперина [4], который отмечал, что усилия преподавателя должны быть направлены не на «постановку движения», т.е. формирование исполнительной части, а на руководство формированием ориентировочной основы действия, которая определяет качество исполнения. Следовательно, в процессе освоения двигательного действия не только участвует опорно-двигательный аппарат человека, но и задействованы высшие психические процессы (восприятие, мышление, рефлексия и т.д.). Таким образом, считают Е.А. Короткова и Л.A. Архипова, можно проследить обратную связь: развивая психические процессы учащихся при обучении двигательному действию, педагог воздействует на освоение двигательного действия, которое и будет определять качество формирования индивидуальной (самой эффективной) техники выполнения двигательного действия [9. С. 20-21].
рис.4
Итак, в каждой группе методов можно выделить соответствующие подгруппы, виды и разновидности методов.
Выбор конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности их выбор определяется:
- поставленными задачами обучения и воспитания;
- характером содержания учебного материала, применяемых средств; возможностями занимающихся - их возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем подготовленности и др.;
- возможностями самих преподавателей - их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, стилем работы и личностными качествами и др.;
- временем, которым располагает преподаватель; структурой отдельных занятий и их частей;
- этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышения уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление);
- особенностями внешних условий, в которых проводится занятие (температура воздуха, сила ветра, состояние оборудования, количество инвентаря).
По единодушному мнению авторов [8. С. 64; 15. С. 40. и др.] ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с ними.
2 Процесс обучения
В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методик:
1) этап начального разучивания (ознакомительный, первичного разучивания движения);
2) этап углубленного разучивания (формирования двигательного умения, углубленного детализированного разучивания);
3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формирования двигательного навыка, достижение двигательного мастерства).
На первом этапе (ознакомление,
первоначальное разучивание движения)
ставится цель - обучить основам
техники двигательного
Освоение действия на первом этапе обучения может протекать с появлением ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нарушение ритма), причинами которых является недостаточное представление действий, слабое развитие способностей, боязнь, состояние утомления и пр. Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающихся, их индивидуальных особенностей, а также возможности использовать положительный эффект переноса навыков. Этап начального разучивания можно считать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых ошибок [8. С. 97; 15. С.72].
Этап углубленного разучивания. Его целью является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований. Основные задачи этапа: углубленно понять закономерности движений действия; уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого; усовершенствовать ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия. Названные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно.
Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с применением тех же средств и методов, что и на первом этапе обучения. Все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия становится лишь вспомогательным приемом. Не утрачивают своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия, возможно применение метода идеомоторного упражнения (мысленное представление выполнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собственных усилий и ощущений). На данном этапе используется комплекс разнообразных средств: физические упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого действия; подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения в упрощенной форме [8. С. 98-99; 15. С. 72-73].
Длительность этапа