Методы отбора в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:43, реферат

Описание работы

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Содержание работы

Введение
Уровни отбора
Методики спортивного отбора
Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки
Отбор и спортивная специализация
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Северуня реферат методы отбора.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

спортивной  деятельности  нужны,   само   собой   разумеется,   определенные

предпосылки.  К  числу   важнейших   из   них   относятся,   кроме   прочих,

индивидуальная   предрасположенность   к    ней,    личностные    установки,

потребности, интересы. Несомненно также, что их  выявление,  формирование  и

развитие происходят под воздействием естественных и  социальных  факторов,  в

том числе направленно  воздействующих  и стихийных.  Вероятность того,  что

процесс спортивного  совершенствования  будет  развертываться  в  оптимальном

варианте, во многом зависит  от того,  на  каком  из  этапов  индивидуального

возрастного развития выявляется  предрасположенность  к  прогрессированию  в

том  или  ином  виде  спорта  и  соответственно  обеспечивается   спортивная

ориентация,  то  есть  формирование  магистральной  нацеленности  спортивной

деятельности и целесообразный выбор перспективных  путей  ее  развертывания,

согласующихся с индивидуальной предрасположенностью.

Это обстоятельство, а  также ускоренный  прогресс  современного  спорта  и

сильное обострение конкуренции  на международной спортивной арене  обусловили

актуальность  проблематики  спортивного  отбора  в  ее  исследовательских  и

организационно-практических   аспектах.   Проблемам   отбора   в   последние

несколько десятилетий  посвящено достаточно много исследований и  публикаций.

В ряде стран, развитых в  спортивном  отношении,  сложилась  и  разветвленная

практика спортивного  отбора. Тем не менее, само понятие  "спортивный  отбор"

пока   не   получило   вполне   согласованного   истолкования.   Большинство

специалистов так или иначе связывает его с заблаговременным  распознаванием

индивидуальной предрасположенности  (задатки,  способности,  одаренность)  к

достижениям в каком-либо виде спорта, определением в  зависимости  от  этого

направленности  спортивной  специализации  и  выделением  из  общего   числа

приобщаемых или  уже  приобщенных  к  спорту  тех,  кто  относительно  более

способен к высоким спортивным  результатам для того,  чтобы создать им

предпочтительные условия  для спортивного совершенствования.

Практика внедрения  отбора в этом смысле оказалась противоречивой. С одной

стороны, она содействовала  активизации  поиска  талантливых  спортсменов  и

формированию  отлаженной  системы  их  подготовки,  с  другой  —   в   своих

утвердившихся формах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из  них

для развертывания массового  спортивного движения —  фактическое  ограничение

доступа к систематической  спортивной  деятельности  тех,  кто  с  первых  же

шагов   отсеивается    отбором    как    "малоперспективные"    или    вовсе

"бесперспективные"  и  на  этом   основании   не   попадает   в   контингент

спортсменов, охватываемых хорошо налаженными формами  спортивной  подготовки

(в детско-юношеских  спортивных  школах  и  т.д.).  В  наших  условиях  такая

практика, к сожалению, распространена. Это  усугубляется  тем,  что  в  само

понятие "спортивный отбор" зачастую  фактически  вкладывается  смысл  отбора

для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым  это  понятие  как  бы

дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл.

С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что делается в  процессе

приобщения  к  спорту  для  определения  спортивной  предрасположенности   и

ориентации индивида, следует,  конечно  же,  трактовать  не  как  отбор  для

спорта, а именно как  выбор предмета и перспектив  спортивной  специализации,

которые возможно полно соответствовали бы индивидуальным задаткам и разумно

сформированным  личностным  потребностям,   интересам.   При   этом   важно,

разумеется, выявить  индивидуальные возможности достижения результатов в  том

или ином  виде  спорта,  но  суть  дела  вовсе не  сводится  к определению

перспективы лишь с позиции  вероятной величины чисто спортивного  результата.

Гораздо  важнее  определить  то,  в  каком  конкретно  направлении  наиболее

целесообразно   ориентировать   спортивную   деятельность   приобщаемых    и

приобщенных к спорту, чтобы с возможно большей эффективностью  содействовать

развитию  их  индивидуальных  способностей,  формированию  и  удовлетворению

возвышающих  личность  потребностей  и  интересов.  Ни  о  каком  отборочном

"отсеивании"   кого-либо,   сопряженном    с    ограничением    доступа    к

систематической спортивной деятельности, особенно  на  стадии  приобщения  к

спорту, и речи быть не должно (если,  разумеется,  нет  противопоказаний  со

стороны здоровья) —  каждому в нормальных  социальных  условиях  должны  быть

предоставлены равные возможности  для удовлетворения спортивных интересов.

Свой оправданный  смысл спортивный отбор приобретает  тогда, когда решаются

проблемы    конкурсного    комплектования    профессионально-ориентированных

спортивных  учреждений   (специализированных   школ-интернатов   спортивного

профиля и  т.п.)  и  аналогичных  групп  спортсменов,  подготавливаемых  для

пополнения рядов  тех, кто посвящает себя  спорту  высших  достижений.  Отбор

спортсменов  оправдан  и тогда,  когда на  спортивно-конкурентной   основе

комплектуются сборные  команды  и регламентируется  допуск  к соревнованиям

высокого ранга в  прямой  зависимости  от  наличного  уровня  индивидуальных

спортивных  достижений.  Такой  отбор  закономерно  обусловлен  конкурентным

характером спорта и, в принципе,  не  "отбраковывает"  никого  и  не  лишает

спортивных перспектив, напротив, может стимулировать спортивные дерзания.

Неодномоментность  и динамичность  спортивной  ориентации.   Специалисты

сходятся во мнении, что  верно определить индивидуальную  предрасположенность

к спортивным достижениям  путем каких-либо одноразовых процедур  (наблюдение,

тестирование и т.п.)  за  короткое  время  невозможно.  Невозможно  по  двум

основным причинам:

во-первых,  спортивная  предрасположенность   —   многосложный   комплекс

индивидуальных свойств (биофизических и личностно-психических), ряд  которых

созревает и проявляется  не одновременно, а разновременно, в  зависимости  от

возраста и стажа  спортивной деятельности;

во-вторых, индивидуальные возможности спортивных достижений и  личностные

установки  на  их  реализацию  динамичны,  причем  изменяются  как  в   силу

естественных особенностей индивидуального развития, так и  под  воздействием

социальных условий  жизни. Отсюда следует, что диагностику  (от  "диагноз"  —

распознание, определение) индивидуальной спортивной  предрасположенности,  а

значит, и опирающуюся  на нее спортивную ориентацию  необходимо  осуществлять

не  в  качестве  некоего  разового  мероприятия,  а  в   качестве   поэтапно

возобновляемого процесса.

Многолетнюю спортивную  деятельность  принято  подразделять  с  известной

условностью на три большие стадии, каждая  из  которых охватывает  ряд лет

индивидуальной жизни,  —  стадию  базовой  подготовки,  стадию  максимальной

реализации  спортивно-достиженческих  возможностей  и стадию   "спортивного

долголетия" [5]. Закономерности оптимального построения  системы  подготовки

спортсмена  обязывают  в  пределах  первой  стадии  обеспечивать   первичную

спортивную ориентацию и уточнять ее к  исходу  этой  стадии  с  относительно

твердым выбором предмета углубленной спортивной  специализации,  направления

и параметров последующей  спортивной деятельности.

Эта стадия и ее внутренние этапы  не  имеют  единых  для  всех  временных

границ,   поскольку   они   значительно   колеблются   в   зависимости    от

индивидуального возраста  начала  занятий  спортом,  реально  складывающихся

особенностей  содержания  и  построения  спортивной  тренировки,   характера

соревновательной   деятельности,   индивидуальных   особенностей    развития

спортсмена, других факторов и обстоятельств. Приблизительно  можно  сказать,

что  с  начала  систематической  спортивной   деятельности   в   детском   и

подростковом возрасте во многих случаях бывает  достаточно  двух-трех  лет,

чтобы в первом приближении  корректно определить  целесообразное  направление

спортивной специализации  и спрогнозировать  спортивные  перспективы.  Однако

эта первичная ориентация в дальнейшем подлежит более или  менее  существенным

коррекциям,  особенно  когда  в   реальных   условиях   жизни   созревающего

спортсмена нужно  будет решать, идти ли ему в сферу  спорта высших  достижений

либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта.

 

 

 

Заключение

 

Для каждого кандидата  отбор в конечном счете сводится  к положительному

или  отрицательному  результату.  Положительный  результат   отбора   может,

например, заключаться  в зачислении в группу  и  команду,  включении  в  игру

запасного спортсмена, назначении  тренера,  а  отрицательный  реализуется в

виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации,  перевода  основного

спортсмена в число  запасных и т. д.

Спортивный   отбор   продолжается   постоянно   в   процессе   спортивной

деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортивную  группу,  то  затем

работа с ним продолжается  до  тех  пор,  пока  по  каким-либо  причинам  не

принимается решения  о  прекращении  занятий.  Отрезок  времени,  в  течение

которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину—от

нескольких секунд до нескольких лет. Так,  например,  начальный  отбор  юных

спортсменов проводится  в  расчете  на  последующую  многолетнюю спортивную

деятельность.  Напротив,  замены  спортсменов   по   ходу   соревновательной

деятельности,  разрешенные  правилами  некоторых   видов   спорта,   нередко

представляют собой  отбор для последующей деятельности в  течение  нескольких

секунд (как  в  случае  замены  гандбольного  вратаря  на  время  выполнения

соперником семиметрового  штрафного броска).

Процедура спортивного  отбора включает в себя три этапа:

определение специфики  требований, которые предъявит будущая  деятельность;

 

прогнозирование возможностей конкретных кандидатов;

принятие положительного или  отрицательного  решения  с  его  последующей

реализацией.

 

 

 

Список литературы

 

Теория и методика физического воспитания  и  спорта:  Учеб.  Пособие  для

студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия",  2000.  -

480 с.

Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ. Культ.

/ Под ред. А. А.  Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для  студентов  фак.  Физ.

Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03 "Физ. Культура" / Б. А. Ашмарин,  Ю.  А.

Виноградов,  З.  Н.  Вяткина  и др.;  Под ред.  Б.  А.  Ашмарина.  -   М.:

Просвещение, 1990. - 287 с.

Матвеев  Л.  П.  Основы  общей  теории  спорта   и   системы   подготовки

спортсменов. - Киев: Олимпийская  литература, 1999.

 

 

 


Информация о работе Методы отбора в спорте