Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:43, реферат
Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).
Введение
Уровни отбора
Методики спортивного отбора
Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки
Отбор и спортивная специализация
Заключение
Список литературы
спортивной деятельности нужны, само собой разумеется, определенные
предпосылки. К числу важнейших из них относятся, кроме прочих,
индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки,
потребности, интересы. Несомненно также, что их выявление, формирование и
развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в
том числе направленно воздействующих и стихийных. Вероятность того, что
процесс спортивного совершенствования будет развертываться в оптимальном
варианте, во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального
возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в
том или ином виде спорта и соответственно обеспечивается спортивная
ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спортивной
деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания,
согласующихся с индивидуальной предрасположенностью.
Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс современного спорта и
сильное обострение конкуренции на международной спортивной арене обусловили
актуальность проблематики спортивного отбора в ее исследовательских и
организационно-практических аспектах. Проблемам отбора в последние
несколько десятилетий посвящено достаточно много исследований и публикаций.
В ряде стран, развитых в спортивном отношении, сложилась и разветвленная
практика спортивного отбора. Тем не менее, само понятие "спортивный отбор"
пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство
специалистов так или иначе связывает его с заблаговременным распознаванием
индивидуальной
достижениям в каком-либо виде спорта, определением в зависимости от этого
направленности спортивной специализации и выделением из общего числа
приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относительно более
способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им
предпочтительные условия
для спортивного
Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась противоречивой. С одной
стороны, она содействовала активизации поиска талантливых спортсменов и
формированию отлаженной системы их подготовки, с другой — в своих
утвердившихся формах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них
для развертывания массового спортивного движения — фактическое ограничение
доступа к систематической спортивной деятельности тех, кто с первых же
шагов отсеивается отбором как "малоперспективные" или вовсе
"бесперспективные" и на этом основании не попадает в контингент
спортсменов, охватываемых хорошо налаженными формами спортивной подготовки
(в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях такая
практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само
понятие "спортивный отбор" зачастую фактически вкладывается смысл отбора
для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы
дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл.
С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что делается в процессе
приобщения к спорту для определения спортивной предрасположенности и
ориентации индивида, следует, конечно же, трактовать не как отбор для
спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации,
которые возможно полно соответствовали бы индивидуальным задаткам и разумно
сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно,
разумеется, выявить индивидуальные возможности достижения результатов в том
или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению
перспективы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата.
Гораздо важнее определить то, в каком конкретно направлении наиболее
целесообразно ориентировать спортивную деятельность приобщаемых и
приобщенных к спорту, чтобы с возможно большей эффективностью содействовать
развитию их индивидуальных способностей, формированию и удовлетворению
возвышающих личность потребностей и интересов. Ни о каком отборочном
"отсеивании" кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к
систематической спортивной деятельности, особенно на стадии приобщения к
спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со
стороны здоровья) — каждому в нормальных социальных условиях должны быть
предоставлены равные возможности для удовлетворения спортивных интересов.
Свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются
проблемы конкурсного
комплектования профессионально-
спортивных учреждений (специализированных школ-интернатов спортивного
профиля и т.п.) и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для
пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших достижений. Отбор
спортсменов оправдан и тогда, когда на спортивно-конкурентной основе
комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям
высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных
спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным
характером спорта и, в принципе, не "отбраковывает" никого и не лишает
спортивных перспектив, напротив, может стимулировать спортивные дерзания.
Неодномоментность и динамичность спортивной ориентации. Специалисты
сходятся во мнении, что верно определить индивидуальную предрасположенность
к спортивным достижениям путем каких-либо одноразовых процедур (наблюдение,
тестирование и т.п.) за короткое время невозможно. Невозможно по двум
основным причинам:
во-первых, спортивная предрасположенность — многосложный комплекс
индивидуальных свойств
(биофизических и личностно-
созревает и проявляется не одновременно, а разновременно, в зависимости от
возраста и стажа спортивной деятельности;
во-вторых, индивидуальные возможности спортивных достижений и личностные
установки на их реализацию динамичны, причем изменяются как в силу
естественных особенностей индивидуального развития, так и под воздействием
социальных условий жизни. Отсюда следует, что диагностику (от "диагноз" —
распознание, определение) индивидуальной спортивной предрасположенности, а
значит, и опирающуюся на нее спортивную ориентацию необходимо осуществлять
не в качестве некоего разового мероприятия, а в качестве поэтапно
возобновляемого процесса.
Многолетнюю спортивную деятельность принято подразделять с известной
условностью на три большие стадии, каждая из которых охватывает ряд лет
индивидуальной жизни, — стадию базовой подготовки, стадию максимальной
реализации спортивно-достиженческих возможностей и стадию "спортивного
долголетия" [5]. Закономерности оптимального построения системы подготовки
спортсмена обязывают в пределах первой стадии обеспечивать первичную
спортивную ориентацию и уточнять ее к исходу этой стадии с относительно
твердым выбором предмета углубленной спортивной специализации, направления
и параметров последующей спортивной деятельности.
Эта стадия и ее внутренние этапы не имеют единых для всех временных
границ, поскольку они значительно колеблются в зависимости от
индивидуального возраста начала занятий спортом, реально складывающихся
особенностей содержания и построения спортивной тренировки, характера
соревновательной деятельности, индивидуальных особенностей развития
спортсмена, других факторов и обстоятельств. Приблизительно можно сказать,
что с начала систематической спортивной деятельности в детском и
подростковом возрасте во многих случаях бывает достаточно двух-трех лет,
чтобы в первом приближении корректно определить целесообразное направление
спортивной специализации и спрогнозировать спортивные перспективы. Однако
эта первичная ориентация в дальнейшем подлежит более или менее существенным
коррекциям, особенно когда в реальных условиях жизни созревающего
спортсмена нужно будет решать, идти ли ему в сферу спорта высших достижений
либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта.
Заключение
Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному
или отрицательному результату. Положительный результат отбора может,
например, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру
запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в
виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основного
спортсмена в число запасных и т. д.
Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной
деятельности. Так, если
новичок зачисляется в
работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не
принимается решения о прекращении занятий. Отрезок времени, в течение
которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину—от
нескольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных
спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную
деятельность. Напротив, замены спортсменов по ходу соревновательной
деятельности, разрешенные правилами некоторых видов спорта, нередко
представляют собой
отбор для последующей
секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполнения
соперником семиметрового штрафного броска).
Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа:
определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность;
прогнозирование возможностей конкретных кандидатов;
принятие положительного или отрицательного решения с его последующей
реализацией.
Список литературы
Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для
студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. -
480 с.
Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ. Культ.
/ Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ.
Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03 "Физ. Культура" / Б. А. Ашмарин, Ю. А.
Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.:
Просвещение, 1990. - 287 с.
Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки
спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999.