Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:27, реферат
Физическое воспитание является порождением потребностей человеческого общества. Эта потребность состоит в том, что старшее поколение людей готовит к жизни младшее, то есть воспитывает его.
По мере усложнения в обществе социальных отношений видоизменялась и функция физического воспитания. Постепенно развивался процесс его внедрения в сферу материального производства и духовной жизни людей. Сегодня можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные физические качества. Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития людей приобретает качества целенаправленного воздействия на конкретного человека согласно его потребностям.
ЧАСТОТА
СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ (ЧСС, или пульс)-
важный интегральный показатель функционального
состояния организма. Пульс рекомендуется
подсчитывать регулярно в одно и
тоже время суток в состоянии
покоя, лучше всего утром, после
пробуждения, в положении лежа или
вечером перед сном в положении
сидя. Наблюдать пульс следует
также до тренировки (за 3-5 мин.) и
сразу после нее. Резкое учащение
или замедление пульса по сравнению
с предыдущими показателями может
быть следствием переутомление или
заболевания и требует
Пульпаторная пульсометрия доступна каждому, ибо любой человек может подсчитать у себя количество сердечных сокращений в минуту. На учебных занятиях физической культурой при средней интенсивности нагрузки величина пульса достигает 130-150 удар/мин, при интенсивности выше средней150-170, а во время предельных нагрузок у высококвалифицированных спортсменов-200 удар/мин и более. Имея эту информацию, можно на каждом занятии определять и регулировать интенсивность нагрузки. По продолжительности восстановления исходной величины пульса после большой физической нагрузки можно судить об успешности восстановительных процессов в организме. Если же в течение 20-30 минут исходная величина пульса не восстанавливается, значит в организме наступило утомление в связи с недостаточной подготовленностью к данной физической нагрузке, ее объему или интенсивности. Хорошей переносимостью нагрузок и нормальным восстановлением после них считается, если колебания пульса не превышают 2-4 удар/мин относительно исходного уровня. В случае превышения следует немедленно внести, коррекцию в учено-тренировочную программу, снизив ее объем и интенсивность.
Достаточно
информативной является динамика ЧСС
при выполнении так называемой ортостатической
пробы, провести которую в состоянии
любой человек. Для этого нужно
выявить разницу частоты
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЫХАНИЯ. Частота дыхания (ЧД) измеряется следующим образом: испытуемый кладет ладонь так, чтобы она захватила нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дыхание должно быть равномерным. Средний показатель ЧД -14-18 дыхательных движений в минуту, у спортсменов 10-16.
Спирометрия позволяет определить жизненную емкость легких. ЖЕЛ-важный показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания. Измеряется с помощью спирометра. Исследуемый берет мундштук спирометра с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает и плавно выдувает его в мундштук до отказа. Необходимо следить, чтобы воздух не выходил через нос. Проводят замеры 3 раза подряд и фиксируют лучший результат. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин 3500-4200 см в кубе, у женщин 2500-ЗОООсм в кубе.
ЦВЕТ КОЖИ. Различают нормальный и загорелый (смуглый) или бледный. Бледная кожа, синюшная на руках и на лице - признак малокровия и сердечнососудистой недостаточности. У спортсменов кожа обычно нормальная или загорелая, достаточно эластичная благодаря активно протекающим в ней процессам обмена вещества.
ОСАНКА привычная поза непринужденно стоящего человека. Нарушение осанки наблюдается при слабом физическом развитии (особенно в период роста и развития организма), при заболеваниях и травмах косно- мышечной системы, при переутомлении. При правильной осанке у хорошего физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутула, грудь плоская или впалая, живот выпячен.' Односторонняя, однонаправленная тренировка, особенно в детском возрасте, когда еще продолжается формирование и рост организма, может неблагоприятно отразиться на осанке. Для нормальной спины характерны естественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб- искривление позвоночника назад называется кифоз, в вперед- лордоз, вбок- сколиоз.
Грудная
клетка бывает различной формы: коническая
(у спортсменов), цилиндрическая (у
спортсменов с большим стажем)
и уплощенная, которая чаще всего
встречается у детей и
Врачебно-педагогический контроль это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки,* с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.
С
помощью врачебно-
Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха.
Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления - на другой и последующие после нагрузки дни.
Кумулятивный
тренировочный эффект показывает те
изменения в организме, которые
происходят на протяжении длительного
периода тренировки. Врачебно-педагогический
контроль проводится в форме текущих
обследований в определенное время,
по намеченным заранее показателям
и тестам. Оперативные обследования
предусматривают оценку срочного тренировочного
эффекта непосредственно во время
выполнения упражнения.
4. Педагогический контроль, содержание педагогического контроля
Педагогический
контроль - планомерный процесс получения
информации о физическом состоянии
занимающихся физической культурой
и спортом. Проводится для того, чтобы
проверить, насколько соответствует
педагогическое воздействие повышению
эффективности учено-
Задачи педагогического контроля:
5. Виды педагогического контроля
1)Поэтапный
- оценивать состояние спортивно-
2)Текущий
- определять повседневные
3)Оперативный
- экспресс- оценка того состояния,
в котором находится
Главное
в педагогическом контроле - оценить
психофизическое состояние
1.Перманентные,
сохраняющиеся в течение
2.Текущие,
с изменениями в процессе
3.Оперативные,
изменяющиеся под влиянием
К
методам педагогического
6. Самоконтроль, его цели, задачи и методы
Самоконтроль регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.
Задачи самоконтроля
1. Расширить знания о физическом развитии.
2.
Приобрести навыки в
3.
Ознакомиться с простейшими
4.Определить
уровень физического развития, тренированности
и здоровья, чтобы корректировать
нагрузку при занятиях
Самоконтроль
позволяет своевременно выявить
неблагоприятные воздействия
Цель
самоконтроля - регулярные наблюдения
простыми и доступными способами
за физическим развитием, состоянием своего
организма, влиянием на него физических
упражнений или конкретного вида
спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным,
необходимо иметь представление
об энергетических затратах организма.
При нервно- психических и мышечных
напряжениях, возникающих при выполнении
учебной деятельности в сочетании
с систематической нагрузкой, важно
знать временные интервалы
7.
Субъективные и объективные
Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями (объективными и субъективными)
функционального состояния организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность, глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.
Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий физическими упражнениями), состояние сердечно - сосудистой системы и организма в целом. Таким же объективные показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.
Какие показатели, доступные для самоконтроля, будут отражать состояние сердечно - сосудистой системы при этих нагрузках? Прежде всего, частота сердечных сокращений (ЧСС) - пульс. Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них - пальпаторный - это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии основания большого пальца. После интенсивной нагрузке, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца - в районе пятого межреберья.
Информация о работе Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности