Международные и национальные спортивные федерации, история, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:09, реферат

Описание работы

С момента зарождения организованного спорта и появления спортивных организаций соревновательная деятельность спортсменов, или то, что мы называем спортивным соревнованием (состязанием), не только позволяла выявить победителя, но и всегда привлекала внимание той части общества, которая относится к любителям спорта и зрителям, и если на ранних этапах развития спорта главной целью проведения соревнований являлось определение победителя, то с появлением организованного спорта к этой чисто спортивной цели соревнования добавилась еще и коммерческая - извлечение доходов от проведения соревнований.

Содержание работы

Введение
История возникновения МСФ и НСФ
Структура МСФ и НСФ
Функции МСФ и НСФ
Выводы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 33.66 Кб (Скачать файл)

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УКРАИНЫ

 

 

Кафедра : олимпийского и профессионального спорта

 

 

 

 

Реферат

 

На тему:« Международные и национальные спортивные федерации, история, структура и функции »

 

 

 

                                           Выполнил студент: 

                                                              3-го курса

                                                                  91-й группы  

                                                               Ефремова Екатерина

 

Киев-2010г.

План

  1. Введение
  2. История возникновения МСФ и НСФ
  3. Структура МСФ и НСФ
  4. Функции МСФ и НСФ
  5. Выводы  

1

Введение

С момента зарождения организованного  спорта и появления спортивных организаций  соревновательная деятельность спортсменов, или то, что мы называем спортивным соревнованием (состязанием), не только позволяла выявить победителя, но и всегда привлекала внимание той  части общества, которая относится  к любителям спорта и зрителям, и если на ранних этапах развития спорта главной целью проведения соревнований являлось определение победителя, то с появлением организованного спорта к этой чисто спортивной цели соревнования добавилась еще и коммерческая - извлечение доходов от проведения соревнований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Появление спортивных организаций (команд, клубов, федераций, ассоциаций, союзов и т.д.) прежде всего с целью  проведения спортивных соревнований , составление спортивного календаря и места проведения стали одной из основных функций спортивных организаций любого масштаба и уровня. Но если раньше, а во многих странах и сегодня, эту функцию выполняли сами спортивные организации, то в конце ХХ века в ряде стран появились специализированные агентства, взявшие на себя выполнение этой задачи. То есть спортивные организации, и прежде всего международные, оставили за собой разработку и утверждение положений о соревнованиях, выбор места их проведения, контроль за их подготовкой и проведением. Остальные же задачи, непосредственно связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, выполняют другие учреждения - специализированные агентства или общественные спортивные организации (в зависимости от страны, национальной модели спортивного движения, традиций, социально-экономических условий и т.д.). Как правило, в подавляющем большинстве стран это не относится к спортивным клубам как низовому звену организованного спорта, которые сами проводят свои соревнования.

Почему произошла и происходит такая трансформация? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать  небольшой экскурс в историю  спортивных организаций. И начать ее следует с международных спортивных организаций (МСО), и в первую очередь  с международных спортивных федераций (МСФ).

Появление МСФ относится к концу XIX столетия. Так, Международная федерация гимнастики была образована в 1881 г., Международная федерация академической гребли - в 1892 г. Но подавляющее большинство МСФ появилось в первой половине ХХ века - Международный союз велосипедистов (УВС) в 1900 г., Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) в 1904 г., Международная лига хоккея на льду (ЛИХГ) в 1908 г., Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ) в 1912 г., Международная федерация лаун-тенниса (ИЛТФ) в 1912 г., Международная любительская федерация плавания (ФИНА) в 1908 г., Международные лыжные федерации (ФИС) в 1924 г., Международная любительская федерация баскетбола (ФИБА) в 1932 г., Международная любительская федерация волейбола (ФИВБ) в 1946 г. и т.д.

В те годы, когда создавались эти  МСО, мало кто из спортивных руководителей  задумывался о коммерческой стороне  проведения международных соревнований. Тем более, что в Олимпийской Хартии Международного олимпийского комитета (МОК) имелось т.н. правило 26, запрещающее получение спортсменами любой финансовой или материальной выгоды от участия в спортивных соревнованиях. Кроме того, никому не разрешалось извлекать прибыль от проведения олимпийских игр. И если такая прибыль имела место, то эти средства могли быть использованы только на развитие олимпийского движения. МСФ следовали этим правилам.

С начала 80-х годов любительский спорт высших достижений стал рассматриваться  как "товар" , и меркантилизм в деятельности МСО, в особенности при проведении спортивных соревнований, стал одной из основных их целей. А спортсмены стали извлекать доходы от участия, а тем более от победы или установления мировых рекордов в соревнованиях.

Произошедшая коммерциализация спорта не могла не повлиять на организацию  и проведение соревнований.

Многие историки и социологи  спорта связывают коммерциализацию спорта на национальном уровне с его  коммерциализацией на международном  уровне. И хотя в большинстве стран  это имело место, данный вывод, по нашему мнению, не вполне объективен. Исторически  коммерциализация спорта началась с  продажи билетов на соревнования, т.е. на национальном уровне. Особенно наглядно это видно на примере  зарождения американского профессионального спорта. Именно в США во второй половине XIX в. произошло официальное разделение спортивных организаций на любительские и профессиональные.

Концепция "любительства" вплоть до середины 70-х годов была краеугольным камнем в деятельности подавляющего большинства МСО. И эта концепция, несомненно, влияла на организацию  и проведение соревнований. Хотя слово "любительская" сохранилось и  сегодня в названии многих МСФ (баскетбол, бокс, борьба, велоспорт, легкая атлетика, плавание и др.), эта концепция  канула в лету, а рассуждения о  любительстве в спорте высших достижений стали восприниматься как фарс.

"На протяжении столетия профессиональный  и олимпийский спорт развивался  самостоятельно, создавая каждый  свою сложную систему соревнований ... Их сближение - один из важнейших  факторов дальнейшего прогресса  спорта", - отмечают авторы учебника "Олимпийский спорт" (1994) С.И. Гуськов и В.Н. Платонов, т.е. происходят процессы коммерциализации и профессионализации МСО и отдельных национальных спортивных организаций (НСО).

В данном учебнике его авторы, рассматривая принципиальные различия между профессиональным и олимпийским спортом, отмечают, что первой отличительной особенностью профессионального спорта является ориентация на развитие зрелищных видов  спорта, приносящих доход. Да и называя  другие особенности, связанные прежде всего с проведением соревнований. Причем в профессиональном спорте, как правило, календарь соревнований более насыщен, а конкуренция между командами и спортсменами более жесткая.

3

Организационная структура МСФ да и МОК предопределяют решение многих вопросов подготовки и проведения международных соревнований и олимпийских игр. Основными членами этих МСО являются НСО. В первом случае - это Национальные спортивные федерации (НСФ), а во втором - Национальные олимпийские комитеты (НОК). Причем МСФ являются самостоятельными спортивными организациями, не подчиняющимися в своей деятельности никакому другому международному объединению, за исключением МОК, который определяет программу и правила проведения олимпийских игр. Однако и здесь МСФ полностью ответственны за техническое руководство соревнованиями по своему виду спорта.

Выбирая на своем Исполкоме, а в  случае МОК - на сессии, место проведения чемпионата мира, континента или олимпийских  игр, МСФ и МОК поручают затем  проведение соревнования НСФ или  НОКу, на территории которых оно проводится. Для этих целей НСО создают свои организационные комитеты.

Таким же образом действуют и  многие НСО или НСФ в подавляющем  большинстве стран, поручая подготовку и проведение национальных чемпионатов  и других национальных соревнований своим территориальным спортивным организациям. Но в этом случае могут  быть свои особенности, т.к. в некоторых  странах имеются государственные  спортивные органы, отвечающие за развитие спорта в стране.

На наш взгляд, государственные  спортивные организации на любом  уровне и общественные спортивные организации  среди своих отличительных особенностей имеют одну, тесно связанную с  проведением соревнований. Если для  последних организаций проведение соревнований многие годы, а для  некоторых и сейчас, являлись и  являются одной из основных функций, то для государственных спортивных организаций, на наш взгляд, ни в  коем случае. Ибо эта функция отнимает столько сил и средств, что  на выполнение своих основных задач (разработка спортивной политики, законотворческая деятельность, координация деятельности всех спортивных организаций в стране и т.д.) не остается времени, да и средств.

К сожалению, следует признать, что  и в бывшем Советском Союзе, и  в России государственные спортивные органы занимались и занимаются многими  аспектами организации и проведения соревнований . Впервые об этом заговорили президент Всероссийской федерации легкой атлетики В.В. Балахничев и профессор С.И. Гуськов на "круглом столе", проведенном Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту 23 мая 1996 г. на тему "Государство и спорт"

Сегодня, когда во многих странах, и прежде всего в России, значительно  сокращается выделение средств  из государственного бюджета на развитие спорта и деятельность спортивных организаций, проведение соревнований становится одним  из основных источников доходов организаций, прерогативой которых является их проведение. Конечно, общественные спортивные организации  могут и сами заниматься подготовкой  и проведением своих соревнований. И хотя многие из них для оптимизации  этих доходов стали создавать  свои маркетинговые службы, профессиональный уровень сотрудников этих служб  оставляет желать лучшего. Тем более, что во многих странах подготовкой таких специалистов в спортивных вузах или факультетах физического воспитания никто пока серьезно не занимается (за исключением США). Да и наука стоит в стороне, скажем, от анализа посещаемости спортивных соревнований в разных странах.

На наш взгляд, подготовкой и  проведением соревнований на международном и национальном, а в некоторых случаях на региональном и городском уровнях должны заниматься специализированные агентства по договорам со спортивными организациями, которым принадлежат права на их проведение. Причем в этих договорах должны находить место и организационные, и финансовые вопросы. К примеру, в наших "роскошных" условиях не только выделение средств, скажем, из бюджетов спортивных организаций, но и проведение маркетинговой политики в области продажи билетов на соревнования и прав на их телетрансляцию с доходами от лицензионной, рекламно-спонсорской, издательской и другой коммерческой деятельности связаны с проведением данного соревнования.

В этой связи особо следует остановиться на деятельности спортивных организаций  в области продажи прав на их радио- и телетрансляции. В ряде МСО (МОК, ФИФА, ИААФ и др.) и в ряде стран, прежде всего в США, продажа прав на трансляцию соревнований стала в 80-90-е годы одним из основных источников доходов спортивных организаций и организаторов соревнований. Так, доходы организационных комитетов олимпийских игр (ОКОИ) от продажи прав на их телетрансляцию, которые затем распределяются между МОК, МСФ, НОК и ОКОИ, стали исчисляться в 90-е годы сотнями миллионов долларов. Правда, в середине 90-х годов после серьезной критики о зависимости от телевидения и принятия новой маркетинговой политики МОК сумел относительно снизить долю теледоходов в общей сумме от проведения Олимпийских игр.

К примеру, если теледоходы ОКОИ зимних Олимпийских игр 1994 г. в Лиллехаммере составляли 68% (355 млн долл.), то в 1998 г. в Нагано они уже были менее 50% (513 млн долл.). На Олимпиаде 1996 г. в Атланте доля теледоходов в бюджете ОКОИ уже снизилась до 34%, или 895 млн долл.

Анализируя деятельность МСО в  области продажи прав на трансляцию соревнований, следует отметить, что  некоторые из них, и в частности  ФИФА, ИААФ, не передают их в ведение  организаторов соревнований, а сами занимаются продажей телеправ на трансляции чемпионатов мира по футболу и легкой атлетике или Гран-при по легкой атлетике. Кроме того, в МОК появилась новая тенденция, связанная с продажей телеправ в пакете сразу нескольких олимпийских игр. Ради объективности необходимо подчеркнуть, что профессиональные лиги в США по американскому футболу, бейсболу, баскетболу и хоккею уже с середины 60-х годов используют эту тактику, которая привела к резкому росту стоимости телеправ. И сегодня Национальная футбольная лига (НФЛ) и ее клубы получают около 70% доходов от продажи телеправ на трансляцию футбольных матчей. Последний телеконтракт заключен НФЛ с национальными телекомпаниями США на рекордную в истории спорта и шоу-бизнесе сумму в размере 17,5 млрд долл.

Не случайно в марте 1999 г. российские спортивные организации обратились в адрес руководителей телекомпаний России. В этом обращении подчеркивается, что 90-е годы привнесли в российскую экономику, включая и спорт, рыночные отношения. Однако эта рыночная концепция не коснулась отношений между российскими телекомпаниями со спортивными организациями, которые являются обладателями прав на их проведение, а зачастую и их организато рами. К сожалению, телекомпании России не рассматривают пока спортивные соревнования (исключение футбол) как "товар" и не приобретают телеправа на их трансляцию. Об этом говорили на "круглом столе", проведенном Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту в апреле 1999 г. на тему "Телевидение и спорт", руководители спортивного движения России - президент Всероссийской федерации легкой атлетики В.В. Балахничев, президент Баскетбольного клуба ЦСКА А.Я. Гомельский, президент Федерации хоккея России А.Я. Стеблин и др. Думается, что в начале XXI в. телекомпании России начнут принимать участие в финансировании российских спортивных организаций, приобретая у них телеправа на трансляцию соревнований.

Информация о работе Международные и национальные спортивные федерации, история, структура и функции