Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:02, реферат
Основная, но не единственная причина появления профессионально-прикладной физической культуры (ППФК), как части физической и профессиональной культур обусловлена тем, что каждая профессия, даже специальность имеет свою специфику, предъявляет свои вполне определенные довольно жесткие требования к специалисту, в том числе к его физическим и психическим качествам и способностям. Во многих случаях им необходимы специальные целенаправленные занятия физическими упражнениями и спортом, которые позволяют весьма существенно повысить освоение профессии.
Введение……………………………………………….....………………………. 3
Личная и социально – экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях…...4
Общие положения профессионально – прикладной физической подготовки (ППФП)…………………………………………………………………………….8
Цели и задачи профессионально – прикладной физической подготовки……11
ППФП в системе физического воспитания студентов………………………...13
Средства профессионально – прикладной физической подготовки студентов…………………………………………………………………………17
Методика подбора средств ППФП……………………………………………..18
Организация, формы и системы контроля ППФП студентов………………...21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………....24
СРЕДСТВА ПОФЕССИОНАЛЬНО –ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Подбор средств
ППФП производится с учётом специфики
будущей профессиональной деятельности
студентов.
При подборе
отдельных прикладных физических упражнений
важно, чтобы их психофизиологическое
воздействие соответствовало формируемым
физическим и специальным качествам.
Средства ППФП
можно объединить в следующие группы:
-прикладные физические упражнения
и отдельные элементы различных видов
спорта;
-прикладные виды спорта (их целостное
применение);
-оздоровительные силы природы и гигиенические
факторы;
-вспомогательные средства, обеспечивающие
качество учебного процесса по разделу
ППФП.
При акцентированном
воспитании физических качеств в содержании
учебных занятий обычно увеличивается
объём специальных упражнений, развивающих
одно или несколько качеств, и устанавливаются
соответствующие учебные нормативы. Такой
подбор упражнений и элементов из отдельных
видов спорта чаще всего производится
опытным путем по принципу соответствия
их особенностям профессиональных качеств
и умений.
При подборе
отдельных прикладных упражнений следует
уделить особое внимание упражнениям
на выносливость. Основа выносливости
– хорошо функционирующий механизм кислородного
обеспечения, положительно влияющий на
центральную нервную систему, которая
более четко координирует работу физиологических
систем, тем самым, повышая общую и профессиональную
работоспособность, улучшая самочувствие.
Каждый вид
спорта способствует совершенствованию
определенных физических и психических
качеств. И если эти качества, умения и
навыки, осваиваемые в ходе спортивного
совершенствования, совпадают с профессиональными,
то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.
Оздоровительные
силы природы и гигиенические факторы
– обязательные средства ППФП студентов,
особенно для воспитания специальных
прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную
работу в различных географо-климатических
условиях. С помощью специально организованных
занятий на свежем воздухе можно достичь
повышенной устойчивости организма к
холоду, жаре, солнечной радиации, резким
колебаниям температуры воздуха. Специальные
водные процедуры, различные бани – все
это относится к обучению приемам закаливания
организма и выполнения гигиенических
мероприятий, а также к мероприятиям по
ускорению восстановительных процессов
в организме.
Вспомогательные
средства ППФП, обеспечивающие её эффективность,
это различные тренажеры, специальные
технические приспособления, с помощью
которых можно моделировать отдельные
условия и характер будущего профессионального
труда.
Методика подбора средств ППФП
После определения содержания ППФП важно подобрать адекватные средства, т.е. прикладные физические упражнения или виды спорта, чтобы обеспечить необходимую подготовку будущего специалиста. Физические упражнения являются основными средствами ППФП.
Целостное применение прикладных видов спорта в целях психофизической подготовки и профессионального труда основано на положении о том, что занятия различными видами спорта, а также квалификация спортсменов накладывает определенный отпечаток на состояние их физического развития и функциональной подготовленности.
Например, самбо, дзюдо используются в качестве основы для подготовки работников милиции; пожарно-прикладной спорт для подготовки пожарных расчетов; при обучении будущих летчиков используют множество вращений, кувырков (т.е. гимнастику и акробатику) и такие приспособления как качели и лопинги; студенты-моряки обязательно учатся передвигаться по трапам, лазанию по канатам и шесту, передвижению по вантам, после второго года обучения они совершают шлюпочный переход. При поступлении в училище обязательно проводится тестирование физических качеств, проверка навыка плавания.
Каждая спортивная деятельность (вид спорта) совершенствует преимущественно специфические для нее психофизиологические функции, поэтому примеров может быть еще много.
Именно разнохарактерность различных
видов спорта, так же как и разнохарактерность
Кроме прикладной направленности отдельных видов спорта следует еще раз подчеркнуть значение занятий спортом вообще. Элемент состязания, сопряженный с повышенными физическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования и воспитания наиболее важных в современном производстве психических качеств и свойств личности.
Современный специалист должен обладать самыми разнообразными умениями и навыками. Например, труд геологов часто связан с экспедиционными условиями, умением передвигаться по пересеченной местности. Помимо повышенной выносливости, силовой подготовленности им необходимо владеть навыками туризма, умение ориентироваться на местности. Они должны уметь водить автомобиль и мотоцикл, владеть верховой ездой и ездой на велосипеде, передвигаться на лыжах, управлять моторной лодкой, уметь грести и обязательно плавать.
К дополнительным средствам ППФП относятся оздоравливающие природные факторы, а также условия, в которых осуществляется ППФП:
- температура окружающей среды;
- парциальное давление кислорода в воздухе;
- солнце;
- вода и т.д.
С помощью дополнительных средств можно развивать механизмы неспецифической адаптации и подготовиться к работе с неблагоприятным метеорологическими условиями (жаркий или холодный климат, быстрая смена температур), к работе с повышенной загазованностью, радиацией, вибрацией, шумом.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ППФП СТУДЕНТОВ
Профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов в высших
учебных заведениях осуществляется на
учебных занятиях и определяется рабочей
программой по учебной дисциплине «Физическая
культура». В рабочей программе отображаются
особенности будущей профессии студентов
каждого факультета и учитываются материально-технические
возможности конкретного вуза.
Для расширенной
психофизической подготовки с профессиональной
направленностью в основном учебном отделении
проводятся занятия на базе общей физической
подготовки и по прикладным видам спорта.
Студенты, занимающиеся в специальном
учебном отделении, осваивают те элементы
профессионально-прикладной физической
подготовки, которые доступны им по состоянию
здоровья.
ППФП студентов
на учебных занятиях проводится в форме
теоретических и практических занятий.
Цель теоретических
занятий – дать будущим специалистам
прикладные знания, которые бы обеспечили
сознательное и методически правильное
использование средств физической культуры
и спорта для подготовки к профессиональным
видам труда. Учебный материал рассчитан
не только на подготовку студентов в личном
плане, но и на его подготовку как будущего
руководителя производственного или творческого
коллектива. Для этого используются теоретические
и методико-практические, а также учебно-тренировочные
занятия. Во время практических занятий
рассматриваются вопросы ППФП, связанные
с техникой безопасности.
Результаты
освоения теоретического, методического
и практического разделов ППФП оцениваются
в соответствии со специальными требованиями
и нормативами, разработанными кафедрой
физического воспитания. Утвержденные
кафедрой зачетные нормативы по разделу
ППФП обязательны для каждого студента
и входят в комплекс зачетных требований
и нормативов по учебной дисциплине «Физическая
культура». В каждом семестре выполняется
не более 2-3 тестов. Студенты специального
отделения, а также освобождённые от практических
занятий выполняют тесты и требования
из тех разделов ППФП, которые доступны
им по состоянию здоровья.
В седьмом семестре
по учебной дисциплине «Физическая культура»
студенты должны выполнить обязательные
практические тесты по общей физической,
спортивно-технической и профессионально-прикладной
подготовке не ниже оценки «удовлетворительно».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За время учебы в вузе, студент
получает возможность привести свой уровень
развития психофизических качеств в соответствие
с требованиями избранной специальности.
Говоря о роли
физической культуры в подготовке к будущей
профессии надо обращать больше внимания
на повышение психологической подготовленности.
Ведь очень часто молодые специалисты
ссылаются на то, что их многому научили
за годы профессиональной подготовки
в специальном учебном заведении, только
не научили работать с людьми, не вооружили
психологической уверенностью и устойчивостью
при руководстве коллективом. И вот здесь
следует особо отметить роль физической
культуры в формировании людей с сильной
волей и твердым характером, что напрямую
связано с постоянной необходимостью
переносить разнообразные физические
и психические напряжения в процессе регулярных
занятий по физическому воспитанию.
Исследования,
проведенные на студентах, показали, что
те, кто проходит курс занятий физического
воспитания по программе с профессионально-прикладной
физической подготовкой по своей специальности,
адаптируются к производственным условиям
на 7-10 дней раньше.
Можно только пожелать, чтобы молодые люди активно занимались спортом, воспитывали в всего наилучшего в активном использовании вами занятий по физическому воспитанию для подготовки к жизни, к будущему профессиональному труду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка.- М.: Высшая школа, 1978.
2. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. - М.: Высшая школа, 1991.
3. Кудрицкий В.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка. - Брест: БГТУ, 2005.
4. Матвеев Л.П. Теория и
5. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова.- М.: Физкультура и спорт, 1976.
6. Физическая культура студента / Под ред. В.И. Ильинича.- М., 2005.
7. Физическое воспитание
8. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория
и методика физического
Информация о работе Назначения и задачи профессионально – прикладной физической подготовки (ППФП)