Неформальное молодежное объединение. Футбольные фанаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:25, доклад

Описание работы

Главной характерной особенностью молодежной субкультуры является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Файлы: 1 файл

доклад про ФАНАТЫ.docx

— 24.48 Кб (Скачать файл)

Доклад на тему «Неформальное молодежное объединение. Футбольные фанаты».

В каждый период развития общественных отношений в молодежной среде  возникают предпосылки для возникновения  специфической субкультуры.

 

Субкультура вообще – это  понятие, которое можно рассматривать  так:

 

- совокупность некоторых негативно  интерпретированных норм и ценностей  традиционной культуры, функционирующей  в качестве культуры определённого  слоя общества;

 

- особая форма организации людей  (чаще всего молодежи), автономное  целостное образование внутри  господствующей культуры, определяющее  стиль жизни и мыш­ления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами цен­ностей и даже институтами;

 

- трансформированная профессиональным  мышлением система ценностей  традиционной культуры, получившая  своеобразную мировоззренческую  окраску. 

 

Главной характерной особенностью молодежной субкультуры является ее обособленность, отстраненность, часто  демонстративная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет  негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все  чаще ложно оценивается как контркультура.

 

Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры  является преобладание потребления  над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям  происходит лишь в активной самостоятельной  культуротворческой деятельности.

 

Третьей характерной особенностью молодежной субкультуры можно назвать  ее авангардность, устремленность в будущее, часто - экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.

 

В молодежной среде появились новые  тенденции в понимании культуры. Признавая объективное существование  историко-культурных ценностей, национальных культурных традиций, молодежь, тем  не менее, не проявляет активности в  их освоении, считая это проблемой  второстепенной, не имеющей практической значимости в реальном социально-политическом и историческом контексте, уделяет  больше внимания имиджевым технологиям, не имеющим глубоких культурных основ. Культура подменяется этикетом, содержание - формой.

 

В педагогическом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать  с позиции появления, формирования и функционирования неформальных молодежных объединений, социально-педагогической работы специалистов с ними.

 

Следует заметить, что большинство  социальных движений в момент их зарождения носят неформальный характер и лишь, по мере развития, происходит их постепенная  институционализация и формализация. Отдельные движения вообще не принимают  форму социального института, обладающего  специфическими нормами и санкциями, и основываются лишь на единых ценностях  и целях (религиозные, моральные  и т.п.). Другие, наоборот, довольно динамично  формируются в политические партии, утрачивая свой неформальный характер.

 

Генезис неформальных движений связан с возникновением в обществе кризисных  ситуаций, социальных конфликтов, недовольства, дезорганизации, переоценки прежней  системы ценностей, побуждающих  определенную часть общества искать формы самореализации, а затем  по мере возрастания напряженности  объединяться в движениях. Социальные движения тесно взаимодействуют  с массовым общественным сознанием, находясь под его непосредственным воздействием, ориентируясь на него, апеллируя  к нему и оказывая на него в свою очередь существенное и весомое  влияние.

 

Что касается определения понятия  неформальное объединение, то в различных  источниках можно встретить самые  разнообразные подходы к интерпретации  этого социального явления. Отличительной  особенностью неформальных объединений  являются отсутствие официальной, например, государственной регистрации; их самоорганизация (первоначально); стихийное (основанное на желании и взаимном договоре участников группы) возникновение общегрупповой символики, правил, норм, ценностей и целей жизнедеятельности группы.

 

^ Неформальное молодежное объединение  - своеобразное культурное течение,  включающее в себя большое  количество молодых людей, существующее  на протяжении нескольких десятилетий,  часто имеющее международный  характер. Неформальные объединения,  для ребят, есть способ свободного  самовыражения, неограниченного  проявления инициативы и бесконтрольного,  со стороны старщих, общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели.

 

Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким  спектром: от явно асоциальных группировок  до вполне безобидных и законопослушных. Различные неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т. п.

 

Неформальные молодежные объединения  следует отличать от таких смежных  образований, как неформальная группа, неформальная группировка и неформальная организация.

 

^ Неформальная группа — группа, деятельность, которой определяется, прежде всего, активностью ее  членов, а не инструкциями каких-либо  инстанций. Неформальные группы  играют важную роль в жизни  детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности:  дают возможность узнать то, о  чем не так просто поговорить  со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Обычно неформальная группа насчитывает от 3-5 до нескольких десятков человек. Контакты ее членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами ее сплочения служат симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет одного или нескольких неформальных лидеров. Основной формой деятельности является общение членов группы, которое удовлетворяет потребности в психологическом контакте.

Неформальные молодежные группы не являются некими статич­ными образованиями. Им свойственна своя групповая динамика, присуще определенное развитие, в результате которого группы с асоциальной направленно­стью могут перерасти в криминогенные или даже преступные группы.

 

Фанаты.

Футбол на сегодняшний день является самой популярной игрой на земле. Миллионы людей по всему миру играют в него, смотрят по телевидению, ходят  на стадион. Но лишь немногие из них  футбол обожествляют, они создают  культ своей любимой команды  и поклоняются ей иногда вплоть до смерти. Для этих людей футбол гораздо  больше чем игра, футбол для них – это образ жизни и мировоззрение. Речь идет о футбольных фанатах. Долгое время футбольный фанатизм считался у нас порожденным капиталистическим образом жизни видом сумасшествия, который был неприемлем для советского человека. Однако вот уже 20 лет, тысячи людей на территории СССР сходят с ума подобным образом. Учитывая наметившийся в середине 90-х беспрецедентный подъем фан-движения в России, который продолжается и по сей день, данная тема представляется весьма актуальной для рассмотрения. Все больше и больше молодых людей предпочитают дискотекам, бренчанию на гитаре в подъезде и наркотикам именно этот вид развлечения и образ жизни. Первый национальный чемпионат по футболу был проведен в Англии в 1869 году. С тех пор эта страна считается родоначальницей футбола, а сама великая игра занимает в жизни англичан особое место. Поэтому неудивительно, что именно в Соединенном Королевстве зародилось фанатское движение.

 

Фанаты Спартака.

Так уж сложилось, что первым фан-движением на просторах огромного Советского Союза стало движение «спартаковцев».

 

Первые  фанаты

 

Свою историю первые организованные фанаты «Спартака» ведут, начиная семидесятых  годов. Именно в то время на футбольных матчах начали появляться молодые люди в джинсах и с длинными волосами. Их считали передовой молодежью  тех времен. Фанаты того времени  уже занимались придумыванием различных речовок для поддержки своей любимой футбольной команды.

 

Атрибутика

 

Начиная с 1972 года, на матчи начали ходить в определенных цветах. Фанаты начали носить красно-белые шапки, шарфы, флажки, розетки. Отметим, что первая розетка появилась в 1974 году. Автором  был Гуренков Александр, носящий кличку Заплаткин. Парень создал розетку, находясь под впечатлением от иллюстраций из чешских журналов «Стадион» и «Старт» — это были единственные иллюстрированные иностранные издания о спорте, которые в те годы можно было приобрести в Советском Союзе. В общем, именно 1974 год можно считать датой рождения «спартаковских» розеток.

розетка спартакарозетка спартака

Что значит быть фанатом?

 

Фанаты «Спартака» того времени  объединялись по территориальному признаку в небольшие группы по пятьдесят-шестьдесят человек. В то же время на трибунах поддержка любимой футбольной команды  всегда выглядела организованной и  целостной. Буквально с первого  же дня появления «спартаковского» фан-движения против молодых людей сразу же начали проводить репрессии. Хотя, всем известно, что именно «запретный плод» привлекает еще больше. Именно поэтому количество фанатов «Спартака» с каждым годом лишь возрастало. В общем, молодежь продолжала встречаться не только на футбольных матчах, ведь всех их объединяла любовь к команде, к тому же всем хотелось почувствовать себя, так сказать, «среди своих».

 

Клуб  болельщиков

 

Уже весной 1981 года, под эгидой ЦК ВЛКСМ  фанатам удалось организовать Клуб болельщиков команды «Спартак». Правда, в итоге этот клуб оказался довольно кратковременным предприятием. Он существовал лишь несколько недель. За это время «Спартак» успел  сыграть пять матчей. Позже в прессе появилось огромное количество статей, изобличающих фанатизм, и клуб решено было распустить.

 

12 декабря 1987 года был организован  второй Клуб болельщиков команды  «Спартак». На сей раз, получилось  все значительно лучше. В этом  клубе люди занимались организацией  различных выездов, покупкой билетов  в определенные сектора, составлением  программок. В итоге, клуб даже  начал собирать денежные средства  на постройку нового стадиона. Одновременно в футбольном клубе  «Спартак» появился новый президент  – Романцев пришел на смену  Шляпину. Новый директор весьма критично, если не сказать хуже, отнесся к болельщикам. Встречи фанатов с футболистами сразу же прекратились. Кроме того, ситуация в стране начала быстро меняться. В конце концов, в 1990 году Клуб болельщиков был закрыт.

 

Идеология

 

Если люди объединяются в какие-либо группировки или организации, то это значит, что они в чем-то единомышленники. Нельзя говорить, что  «красно-белым» просто-напросто нравиться  игра «Спартака».

 

Идейная концепция фанатов «Спартака» представлена полной гегемонией в столице. Они считают, что обязательно  нужно давать отпор неприятелю во время выезду, а еще необходимо провозглашать «Спартак» единственным и, соответственно, неповторимым футбольным клубом в Российской Федерации. В  общем, «Спартак» — чемпион и  точка.

 

Фанаты «Спартака» делают все возможное  ради того, чтоб клуб и болельщики не были друг другу безразличны и  шли по жизни максимально близко. Футбольной команде просто необходимы фанаты. Кстати, эту истину не так давно поняло и руководство футбольного клуба, так что фанаты могут надеяться на установление максимально дружественных отношений.

 

Стоит заметить, что в последние  годы множество активных фанатов  поддерживают такую концепцию как  «HARD CORE», отметим, что приверженцы  «HARD CORE» склонны к околофутбольному насилию. Именно поэтому, в случае возникновения любых беспорядков, подобные личности обязательно примут в них очень активное участие. В то же время, такие люди отлично понимают, что от их деятельности вовсе не должны страдать простые болельщики. Иначе говоря, банда ведет войну лишь против «вражеской» банды или же против представителей правоохранительных органов.

 

В целом, идеология фанатов «Спартака» — это национализм. Они склоны агрессивно отстаивать интересы Российской Федерации. Собственно говоря, исходя из этой идеологии, становится ясно, откуда у болельщиков столь большое  желание съездить на выездной матч в Европу и схлестнутся в схватке  с фанатами футболистов из НАТОвского государства.

 

Подъемы и спады.

Еще в начале девяностых количество фанатов «Спартака» существенно уменьшилось. Многие авторитетные болельщики ушли, а новое поколение фанов просто не было воспитано. Любопытно, что в 1994 году количество фанатов вновь стало быстро увеличиваться. Правда, этому поколению фанов не были известны ни традиции, ни история.

 

Именно в 1994 году создали группировку  под названием «FLINT’S CREW». В том  же году, на футбольном матче «Спартак»  против «Барселоны» презентовали новый  транспарант. Позже появилась еще  одна группировка, носящая название «MAD BUTCHERS». В нее вошли бывшие участники  группировки «FLINT’S CREW», которые  проживали в юго-западной части  столицы. Еще немногим позже от «флинтов»  откололось еще несколько парней, которые стали ядром новой  группировки – «GLADIATORS».

FLINT’S CREWFLINT’S CREWGLADIATORSGLADIATORS

Информация о работе Неформальное молодежное объединение. Футбольные фанаты