Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:42, реферат
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.
Введение
1 Понятие физической культуры
2 Необходимость физической культуры
3 Цели и задачи
4 Положительные стороны занятия физической культурой
Вывод
Список использованных источников и литературы
План :
Введение
1 Понятие физической культуры
2 Необходимость физической культуры
3 Цели и задачи
4 Положительные стороны занятия физической культурой
Вывод
Список использованных источников и литературы
Введение
Как же сохранить свое здоровье, добиться высокой работоспособности,
профиссионального долголетия?
Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности - занятия физической культурой.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту.
Физические упражнения окажут положительное
воздействие, если при занятиях будут
соблюдаться определенные правила. Необходимо
следить за состоянием здоровья - это нужно
для того, чтобы не причинить себе вреда,
занимаясь физическими упражнениями.
Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой
1 Понятие физической культуры
В России
возникновение термина и становление
понятия "физическая культура" имеет
свою историю. В 1899 г. английское "Physical
culture" переводится на русский язык как
физическое развитие, в 1908 г. немецкое
"KorperKultur"- как культура тела, красота
и сила. И только начиная с 1911 г. появляются
работы, в которых встречается на русском
языке термин "физическая культура".
На первом этапе физическая культура в
России понималась как определенная система
физических упражнений или как "воспитанная
и развитая красота тела". Позже понятие
"физическая культура" рассматривалось
в более широком аспекте. Оно включало
охрану здоровья, режимы питания, сна и
отдыха, личную и общественную гигиену,
использование естественных факторов
природы (солнце, воздух и вода), физические
упражнения и физический труд.
Единого общепризнанного
понятия физической культуры нет и в настоящее
время. В отечественной и зарубежной литературе
в него вкладывается различный смысл:
от совокупности материальных и духовных
ценностей или достижений, используемых
для физического совершенствования людей,
до вида деятельности, от вида материальной
культуры до нематериальной или спортивной
услуги. Физическая культура - часть образа жизни человека
- система специальных упражнений и спортивной
деятельности, направленная на развитие
его физических и духовных сил. Она опирается
на научные данные о физических и психических
возможностям организма, на специальную
материально-техническую базу, способствующую
их проявлению и развитию. Физическая
культура как часть общей культуры направлена
на гармоническое развитие всех природных
сущностных сил и морального духа человека
в системе всестороннего совершенствования
личности она составляет важную основу
полноценной жизнедеятельности: активного
труда, нормальной семейной жизни, организованного
отдыха и полноты творческого самовыражения. Физическая культура и спорт
способствуют развитию интеллектуальных
процессов - внимания, точности восприятия,
запоминания, воспроизведения, воображения,
мышления, улучшают умственную работоспособность.
Здоровые, закаленные, хорошо физически
развитые юноши и девушки, как правило,
успешно воспринимают учебный материал,
меньше устают на уроках в школе, не пропускают
занятий из-за простудных заболеваний.
Физическая культура - это и важнейшее
средство формирования человека как личности.
Занятия физическими упражнениями позволяют
многогранно влиять на сознание, волю,
на моральный облик, черты характера юношей
и девушек. Они вызывают не только существенные
биологические изменения в организме,
но в значительной мере определяют выработку
нравственных убеждений, привычек, вкусов
и других сторон личности, характеризующих
духовный мир человека.
Физическая закалка в некоторой степени
определяет дальнейшую жизненную деятельность
человека. Осознание здоровья и полноценности
дает уверенности в своих силах, наполняет
бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью. Наконец, это важнейшее условие
высокой работоспособности.
Физическая
слабость человека и вызываемое этим чувство
неполноценности угнетающе действуют
на психику человека и вызывают эти чувство
неполноценности, развивая такие качества,
как пессимизм, робость неверие в свои
силы, замкнутость, индивидуализм.
Многолетняя практика показала, что физическая
культура способствует также умственному
развитию, воспитывает ценные моральные
качества - уверенность, решительность,
волю, смелость и мужество, способность
преодолевать препятствия, чувство коллективизма,
дружбы. Поэтому актуальности этой работы
трактуется сегодняшней ситуацией общества.
Физическая культура имеет 4 основные
формы: физическое воспитание и физическую
подготовку к конкретной деятельности
(профессионольно-прикладная физическая
подготовка); восстановление здоровья
или утраченных сил средствами физической
культуры - реабилитация; занятия физическими
упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;
высшее достижение в области спорта.
Следует отметить, что уровень культуры
человека проявляется в его умении рационально,
в полной мере, использовать такое общественное
благо, как свободное время. От того, как
оно используется, зависит не только успех
в трудовой деятельности, учебе и общем
развитии, но и само здоровье человека,
полнота его жизнедеятельности. Физическая
культура и спорт здесь занимают важное
место. Ибо физическая культура - это здоровье.
Физическая культура (воспитание) предполагает
соблюдение правил общественной и личной
гигиены, гигиены труда и быта, режимов
труда и отдыха, т.е. это процесс окультуривания
человека.
Физическая культура
посредством физических упражнений готовит
людей к жизни и труду, используя естественные
силы природы и весь комплекс факторов
(режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.),
определяющих состояние здоровья человека
и уровень его общей и специальной физической
подготовки.
2 Цель, задачи организации физического воспитания
Целью физического воспитания в вузе является формирование
физической культуры студента как системного
качества личности, неотъемлемого компонента
общей культуры будущего специалиста,
способного реализовать ее в учебной,
социально-профессиональной деятельности
и семье.
Оздоровительная задача состоит в гармоническом развитии
форм и функций организма, направленном
на укрепление здоровья, повышение устойчивой
сопротивляемости к заболеваниям организма
и его закаливания.
Воспитательная задача состоит в развитии двигательных
качеств человека
(сила, быстрота, выносливость и др.), а
также волевых качеств, в умении противостоять
утомлению.
Оздоровительная задача состоит в формировании жизненно
важных двигательных умений, навыков и
знаний.
Ко второму кругу задач относятся задачи связи физического
воспитания с другими сторонами воспитания,
а именно, нравственным, умственным, трудовым
и эстетическим.
Третий круг задач - это задачи общественно-политического
характера, состоящие в привлечении молодежи
к общественно-политической деятельности,
в патриотическом воспитании, в укреплении
дружеских связей между спортсменами.
Курс физической культуры в
ВУЗе предусматривает решение следующих
задач:
- включение студентов в реальную
физкультурно-спортивную практику по
творческому освоению ценностей физической
культуры, ее активного использования
во всестороннем развитии личности;
- содействие разностороннему
развитию организма, сохранению и укреплению
здоровья, повышению уровня общей физической
подготовленности, развитию профессионально
важных физических качеств и психомоторных
способностей будущих специалистов;
- формирование потребности студентов
в физическом самосовершенствовании и
поддержании высокого уровня здоровья
через сознательное использование всех
организационно-методических форм занятий
физкультурно-спортивной деятельностью;
- формирование навыков самостоятельной
организации досуга с использованием
средств физической культуры и спорта;
- овладение основами семейного
физического воспитания, бытовой физической
культуры
3. Положительные
стороны занятия физической
Быть здоровым – это естественное
стремление каждого человека. И в достижении
этой цели нет ничего более важно занятия
физкультурой.
Трудно даже перечислить все положительные
явления, возникающие в организме во время
разумно организованных физических упражнений.
Воистину - движение это жизнь.
Физическая культура объективно
является сферой массовой самодеятельности.
Она служит важнейшим фактором становления
активной жизненной позиции.
В ряде исследований установлено,
что у студентов, включенных в систематические
занятия физической культурой и спортом
и проявляющих в них достаточно высокую
активность, вырабатывается определенный
стереотип режима дня, повышается уверенность
поведения, наблюдается развитие «престижных
установок, высокий жизненный тонус. Они
в большей мере коммуникабельны, выражают
готовность к сотрудничеству, радуются
социальному признанию, меньше боятся
критики, У них наблюдается более высокая
эмоциональная устойчивость», выдержка,
им в большей степени свойствен оптимизм,
энергия, среди них больше настойчивых,
решительных людей, умеющих повести за
собой коллектив. Этой группе студентов
в большей степени присущи чувство долга,
добросовестность, собранность. Они успешно
взаимодействуют в работе, требующей постоянства,
напряжения, свободнее вступают в контакты,
более находчивы, среди них чаще встречаются
лидеры, им легче удается самоконтроль.
Эти данные подчеркивают основательное
положительное воздействие систематических
занятий физической культурой и спортом
на характерологические особенности личности
студентов.
Воспитание физических качеств
основывается на постоянном стремлении
сделать сверхвозможное для себя, удивить
окружающих своими возможностями. Но для
этого со времени рождения нужно постоянно
и регулярно выполнять правила правильного
физического воспитания. Основным этапом
в воспитании этих качеств является образовательный
период в жизни человека (7-25 лет), в течение
которого происходит закрепление нужного
учебного материала для его дальнейшего
применения в жизни (высокопроизводительного
труда).
При заболевании органов дыхания рекомендуют лишь общеразвивающую гимнастику. Нельзя делать физические упражнения при выраженном сердцебиении, головокружении, головной боли и др.
Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.
При выполнении физических
упражнений организм человека реагирует
на заданную нагрузку ответными реакциями.
Активизируется деятельность всех органов
и систем, в результате чего расходуются
энергетические ресурсы, повышается подвижность
нервных процессов, укрепляются мышечная
и костно-связочная системы. Таким образом,
улучшается физическая подготовленность
Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетающее воздействие на самочувствие человека и протекание жизненно важных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.
Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.
Очень важно отметить благоприятное состояние воздушной среды при мышечной деятельности, в том числе и при занятиях физическими упражнениями, так как при этом увеличивается легочная вентиляция, теплообразование и т. д. В спортивной практике санитарно-гигиенические исследования воздуха позволяют своевременно принять необходимые меры, обеспечивающие максимальные условия для занимающихся физической культурой и спортом.
Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности важно и необходимо.
На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.
Говоря о гигиене физических
упражнений, нельзя не вспомнить об
утренней гимнастике и роли физкультурной
паузы. Целью утренней гимнастики является
ускорение перехода организма от сна
к бодрствованию, к предстоящей работе
и оказание общего оздоровительного воздействия.
Гимнастические упражнения должны выполняться
в хорошо проветриваемой комнате, при
открытом окне или форточке, а при возможности
- и на открытом воздухе. Зарядку следует
сочетать с воздушной ванной. После окончания
гимнастики полезно обтирание или обливание
тела прохладной водой. Физкультурные
паузы проводят в школе и на производстве,
они являются одной из основных форм активного
отдыха.
Физические упражнения, рационально
применяемые в режиме рабочего дня, способствуют
более быстрому повышению работоспособности
и росту производительности труда. Регулярные
занятия физической культурой увеличивают
профессиональную работоспособность
на 10—14%.
Вывод
Физическая культура
способна дать человеку трезвый ум, силу
духа, здоровье, научить трудолюбию, терпению,
упорству к достижению цели и ощущение
радости победы – разве это не счастье!
Во время мышечной деятельности включаются
в работу почти все физиологические системы
организма. В работающих мышцах создаются
благоприятные условия для энергетических
процессов, раскрывается густая сеть капилляров,
повышается проницаемость стенок сосудов,
ускоряется ток крови, общий объем кровоснабжения
увеличивается более чем в 50 раз.
Наиболее благоприятные и заметные изменения
происходят в главном органе кровообращения
— сердце. Сохраняя высокую работоспособность,
оно тонко приспосабливается не только
к мышечным, но и психическим напряжениям.
Физические упражнения, двигательная
активность обеспечивают развитие приспособительных
реакций и в кровеносных сосудах. Наоборот,
покой, бездействие пагубно сказываются
на сердечнососудистой системе растущего
организма, приводя к болезненным изменениям
или создавая почву для развития сердечнососудистых
заболеваний при столкновении с инфекцией.
Все это имеет особое значение в подростковом
возрасте.
Двигательная активность, физические
упражнения тренируют, закаляют нервную
систему. Это особенно важно для воспитания
подростка, ибо дает возможность выработать
такие качества характера, как решительность,
настойчивость, смелость, выносливость,
ловкость.
Хорошо известно, что люди, систематически
занимающиеся физкультурой и спортом,
более устойчивы к болезням. И это легко
понять, представив в целом действие физических
упражнений, проявляющееся в улучшении
приспособительных реакций организма.
Согласованная деятельность многочисленных
органов и физиологических систем человека
обеспечивает не только быстрое и наилучшее
выполнение двигательной функции, но и
подготавливает эти же системы в процессе
упражнений к быстрой ответной реакции
на иные, в том числе и неблагоприятные,
воздействия. Развивается система так
называемой неспецифической защиты. В
то же время в организме физкультурников
и спортсменов создаются выгодные физиологические
условия для осуществления специфических
защитных реакций — таких, как выработка
иммунных тел.
Все сказанное позволяет утверждать, что физическая культура
и спорт являются одним из основных средств
предупреждения заболеваний и важным
условием гармонического развития подростка.