Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего) и высшего профессионального образова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:18, творческая работа

Описание работы

Приказ Минобразования РФ № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего) и высшего профессионального образования» обязывает ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвертом курсах – по 2 часа.

Файлы: 1 файл

фра.docx

— 22.32 Кб (Скачать файл)

Приказ Минобразования РФ № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего) и высшего профессионального образования» обязывает ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвертом курсах – по 2 часа. При необходимости этот обяза-тельный курс может быть дополнен 1–2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организаци-онно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осуществляется при проведении дополнительных элективных и факультативных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5–6 часов в неделю.

Физическая культура, как учебная дисциплина в вузе, по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней  школе и предусматривает использование  дифференцированных форм и методов  обучения в работе трех учебных отделений: основном (подготовительном), специальном  и спортивном. Спе-цифика учебного процесса на данных отделениях связана с комплектованием учебных групп с учетом индивидуальных особенностей, потребностно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности студентов. Это предусматривает соответствующую регламентацию «должных» норм объема и интенсивности физических нагрузок, направленность и чередование различных видов и форм учебной работы.

Распределение студентов  по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики  и медицинского обследования, где  определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень  физической и спортивно-технической  под-готовленности.

Характерными особенностями  содержания учебной программы являются ее общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий  и итоговой аттестации. Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитательного  процесса по физической культуре отражена во всех ее разделах, выполняя таким образом интегративную функцию. Вместе с тем расширение объема гуманитарных знаний обеспечивает возможность преодоления технократичности мышления будущего специалиста и помогает сформировать духовно богатую творческую личность. Нормативное и программно-методическое обеспечение физкультурного образования студентов формируется с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культуре, и регионального компонента, позволяющего существенно расширить академические свободы кафедр физического воспитания по разработке содержания учебных планов и программ физкультурного образования.

Кафедра физического  воспитания предоставляет студентам  широкие воз-можности для освоения различных оздоровительных систем и видов спорта, для чего рекомендовано использовать вариативные, элективные (авторские, интегративные и междисциплинарные) частные методики и программы, отвечающие потребностям студентов в их познавательной и практической деятельности.

Целью физкультурного образования студентов высших учебных  заведений является формирование физической культуры будущего ква-лифицированного специалиста. Данная цель, выполняя стимулирующую роль, осуществляет программирующую функцию и определяет интегративную специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач: 
понимание роли физической культуры в развитии личности, в под-готовке к профессиональной деятельности; 
освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни; 
формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к 
физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями; 
овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей; 
обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов к будущей профессии; 
приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей. 
Отличительной особенностью содержания занятий физической куль-турой студентов вузов является наличие трех квалификационных уровней – бакалавра, магистра и аспиранта.

Квалификация «бакалавр» (от латинского корня – первая ученая сте-пень) предусматривает владение профессиональными навыками самостоя-тельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундамен-тальной подготовки.

Бакалавр обязан понимать роль физической культуры в  общекультур-ной и профессиональной подготовке студентов, хорошо ориентироваться в вопросах, раскрывающих социально-биологические основы физической культуры и здорового стиля жизни, а также владеть системой практических умений и навыков профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивающих укрепление здоровья, развитие психофизических способ-ностей и качеств. 
Вторая, более высокая, ступень профессионального обучения на степень «магистра» (от латинского корня – мастер, учитель) предусматривает углубленное профессионально-теоретическое обучение, в значительной степени ориентированное на способных студентов. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике оздоровительных систем и техно-логий, профессионально-прикладной физической подготовке.

Дальнейшее повышение  квалификации в области научной  деятельности в аспирантуре осуществляется на основе магистерской степени и  предусматривает высший духовно-творческий уровень осмысления знаний, накопленных  человечеством в сфере физической культуры.

Практический раздел программы физического воспитания студентов отражает содержание примерной  учебной программы по физической куль-туре и представлен в двух формах занятий: во-первых, обязательных уроч-ных (методико-практических) занятий, направленных на освоение знаниями, методами, обеспечивающими достижение практических результатов по физической культуре; во-вторых, учебно-тренировочных занятий, на-правленных на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов, а также формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности.

Учебные (академические) занятия являются основной формой физи-ческого воспитания, включая: 
теоретические, практические и контрольные; 
элективные практические занятия (по выбору) и факультативные; 
индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); 
самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя. 
В методико-практической подготовке студентов могут быть использо-ваны ролевые, имитационные игры, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения. Индивидуальные, индивиду-ально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся для студентов, желающих углубить свои знания по данной учебной дисциплине. Они обеспечивают освоение методов и способов физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненно важных целей личности. В части профессионально-прикладной физической подготовки предусмотрено освоение методики составления комплексов утренней зарядки, производственной гимнастики, индивидуальных тренировочных программ.

Учебно-тренировочные  занятия связаны с приобретением  необходимого опыта творческой практической деятельности, развитием самодеятельности в физической культуре и спорте в  целях достижения гармонии физического  развития, повышения уровня функциональных и двигательных возможностей, направленного  формирования свойств личности. Они носят преимущественно тренировочную (профессионально-прикладную) направленность по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости) и координационных (быстрота перестроения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей и их сочетаний с учетом требований будущей профессиональной деятельности. Одновременно совершенствуются техника двигательных действий и тактика соревновательной деятельности, формируются навыки по их использованию в различных условиях. Выбор средств ППФП осуществляется с учетом требований трех принципов: макси-мальной реализации задач ППФП; адекватности и наибольшего переноса ка-честв и навыков; обеспечения комплексности решения задач физического вос-питания. 
Внеучебные (самостоятельные) занятия организуются в форме выпол-нения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий. Выделяют гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечеб-ное направления деятельности при организации самостоятельных занятий.

Занятия спортом  в элективном курсе физического  воспитания предус-матривают самостоятельный выбор вида спорта или системы физических уп-ражнений (например, атлетической гимнастики, восточных единоборств, шей-пинга и т.д.) из числа культивируемых кафедрой физического воспитания. Эти занятия проходят в спортивных секциях в свободное время и направлены, во-первых, на укрепление здоровья и коррекцию телосложения, повышение функциональных возможностей организма студентов; во-вторых, на психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности; в-третьих, на достижение наивысших спортивных результатов. Учебно-воспитательный процесс отражает, таким образом, взаимосвязь учебных и внеучебных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, с тенденцией к возрастанию роли и значимости сферы студенческого спорта (развитие системы спортивных секций, клубов, объединений по интересам). Ориентация студентов к постепенному переходу от обязательных регламентированных занятий по физической культуре к индивидуальным самостоятельным занятиям является одной из важных задач всего учебного процесса по этой дисциплине. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность как высшее проявление сознательной активности студентов является критерием, позволяющим оценить качественную сторону образовательного процесса в решении практических задач физкультурного образования студенческой молодежи. 
Единство рассмотренных форм учебных и внеучебных занятий обеспе-чивает необходимые условия для реализации объема двигательной актив-ности не менее 6 часов в неделю. Академические занятия регламентируются учебным планом вуза в объеме 4 часов в неделю на первом и втором курсе (136 часов) и 2 часа в неделю на третьем и четвертом курсах (68 часов).

Содержание работы спортивного отделения определяется рабочими про-граммами по видам спорта. Объем учебных часов для групп, включающих спортсменов младших разрядов, не превышает 6 часов в неделю (240 часов в год); для подготовки квалифицированных спортсменов: 8–12 часов в неделю, в межвузовских группах спортивного совершенствования объем возрастает до 16–20 часов в неделю.

Контрольный раздел обеспечивает получение оперативной (о ходе вы-полнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы), текущей (степени освоения раздела, темы) и итоговой (зачет, экзамен) информации о качестве освоения теоретико-методических знаний, о динамике физического развития студентов и их профессионально-прикладной подготовленности. Студенты всех учебных отделений обязаны сдать зачет по физической культуре, отражающий уровень их подготовленности по трем разделам: 1) теоретико-методической подготовленности; 2) общей физической и спортивно-технической подготовленности; 3) сформированности профессионально-значимых умений и навыков. К итоговой аттестации студенты могут быть допущены при условии выполнения контрольных тес-тов по физической, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовке.

При итоговой аттестации учитывается выполнение студентами практи-ческого раздела программы. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, при сдаче зачета должны выполнить пись-менную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания.


Информация о работе Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего) и высшего профессионального образова