Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:18, творческая работа
Приказ Минобразования РФ № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего) и высшего профессионального образования» обязывает ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвертом курсах – по 2 часа.
Приказ Минобразования РФ № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего) и высшего профессионального образования» обязывает ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвертом курсах – по 2 часа. При необходимости этот обяза-тельный курс может быть дополнен 1–2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организаци-онно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осуществляется при проведении дополнительных элективных и факультативных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5–6 часов в неделю.
Физическая культура,
как учебная дисциплина в вузе,
по содержанию, организации и проведению
занятий существенно отличается
от уроков по физкультуре в средней
школе и предусматривает
Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической под-готовленности.
Характерными особенностями
содержания учебной программы являются
ее общеобразовательная
Кафедра физического воспитания предоставляет студентам широкие воз-можности для освоения различных оздоровительных систем и видов спорта, для чего рекомендовано использовать вариативные, элективные (авторские, интегративные и междисциплинарные) частные методики и программы, отвечающие потребностям студентов в их познавательной и практической деятельности.
Целью физкультурного
образования студентов высших учебных
заведений является формирование физической
культуры будущего ква-лифицированного
специалиста. Данная цель, выполняя стимулирующую
роль, осуществляет программирующую функцию
и определяет интегративную специфику
педагогической деятельности при решении
следующих воспитательных, образовательных
и оздоровительных задач:
понимание роли физической культуры в
развитии личности, в под-готовке к профессиональной
деятельности;
освоение научно-практических основ физической
культуры и здорового стиля жизни;
формирование мотивационно-ценностного
отношения студентов к
физической культуре, потребности в регулярных
занятиях физическими упражнениями;
овладение системой практических умений
и навыков, обеспечивающих сохранение
и укрепление здоровья, развитие психофизических
способностей;
обеспечение профессионально-прикладной
физической подготовленности студентов
к будущей профессии;
приобретение опыта использования физкультурно-спортивной
деятельности для достижения профессионально
значимых целей.
Отличительной особенностью содержания
занятий физической куль-турой студентов
вузов является наличие трех квалификационных
уровней – бакалавра, магистра и аспиранта.
Квалификация «бакалавр» (от латинского корня – первая ученая сте-пень) предусматривает владение профессиональными навыками самостоя-тельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундамен-тальной подготовки.
Бакалавр обязан
понимать роль физической культуры в
общекультур-ной и профессиональной подготовке
студентов, хорошо ориентироваться в вопросах,
раскрывающих социально-биологические
основы физической культуры и здорового
стиля жизни, а также владеть системой
практических умений и навыков профессионально-прикладной
физической подготовки, обеспечивающих
укрепление здоровья, развитие психофизических
способ-ностей и качеств.
Вторая, более высокая, ступень профессионального
обучения на степень «магистра» (от латинского
корня – мастер, учитель) предусматривает
углубленное профессионально-теоретическое
обучение, в значительной степени ориентированное
на способных студентов. В области знаний
по физической культуре магистр должен
иметь глубокие профессиональные знания
по теории, методике и практике оздоровительных
систем и техно-логий, профессионально-прикладной
физической подготовке.
Дальнейшее повышение
квалификации в области научной
деятельности в аспирантуре осуществляется
на основе магистерской степени и
предусматривает высший духовно-творческий
уровень осмысления знаний, накопленных
человечеством в сфере
Практический раздел
программы физического
Учебные (академические)
занятия являются основной формой физи-ческого
воспитания, включая:
теоретические, практические и контрольные;
элективные практические занятия (по выбору)
и факультативные;
индивидуальные и индивидуально-групповые
дополнительные занятия (консультации);
самостоятельные занятия по заданию и
под контролем преподавателя.
В методико-практической подготовке студентов
могут быть использо-ваны ролевые, имитационные
игры, проблемные ситуации, тематические
задания для самостоятельного выполнения.
Индивидуальные, индивиду-ально-групповые
дополнительные занятия (консультации)
проводятся для студентов, желающих углубить
свои знания по данной учебной дисциплине.
Они обеспечивают освоение методов и способов
физкультурно-спортивной деятельности
для достижения учебных, профессиональных
и жизненно важных целей личности. В части
профессионально-прикладной физической
подготовки предусмотрено освоение методики
составления комплексов утренней зарядки,
производственной гимнастики, индивидуальных
тренировочных программ.
Учебно-тренировочные
занятия связаны с
Внеучебные (самостоятельные) занятия
организуются в форме выпол-нения физических
упражнений и рекреационных мероприятий
в режиме учебного дня; занятий в спортивных
клубах, секциях, группах по интересам;
самодеятельных занятий физическими упражнениями,
спортом, туризмом; массовых оздоровительных,
физкультурных и спортивных мероприятий.
Выделяют гигиеническое, оздоровительно-рекреативное,
общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное
и лечеб-ное направления деятельности
при организации самостоятельных занятий.
Занятия спортом
в элективном курсе физического
воспитания предус-матривают самостоятельный
выбор вида спорта или системы физических
уп-ражнений (например, атлетической гимнастики,
восточных единоборств, шей-пинга и т.д.)
из числа культивируемых кафедрой физического
воспитания. Эти занятия проходят в спортивных
секциях в свободное время и направлены,
во-первых, на укрепление здоровья и коррекцию
телосложения, повышение функциональных
возможностей организма студентов; во-вторых,
на психофизическую подготовку к будущей
профессиональной деятельности; в-третьих,
на достижение наивысших спортивных результатов.
Учебно-воспитательный процесс отражает,
таким образом, взаимосвязь учебных и
внеучебных форм физкультурно-оздоровительной
и спортивной работы, с тенденцией к возрастанию
роли и значимости сферы студенческого
спорта (развитие системы спортивных секций,
клубов, объединений по интересам). Ориентация
студентов к постепенному переходу от
обязательных регламентированных занятий
по физической культуре к индивидуальным
самостоятельным занятиям является одной
из важных задач всего учебного процесса
по этой дисциплине. Самостоятельная физкультурно-спортивная
деятельность как высшее проявление сознательной
активности студентов является критерием,
позволяющим оценить качественную сторону
образовательного процесса в решении
практических задач физкультурного образования
студенческой молодежи.
Единство рассмотренных форм учебных
и внеучебных занятий обеспе-чивает необходимые
условия для реализации объема двигательной
актив-ности не менее 6 часов в неделю.
Академические занятия регламентируются
учебным планом вуза в объеме 4 часов в
неделю на первом и втором курсе (136 часов)
и 2 часа в неделю на третьем и четвертом
курсах (68 часов).
Содержание работы
спортивного отделения
Контрольный раздел обеспечивает получение оперативной (о ходе вы-полнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы), текущей (степени освоения раздела, темы) и итоговой (зачет, экзамен) информации о качестве освоения теоретико-методических знаний, о динамике физического развития студентов и их профессионально-прикладной подготовленности. Студенты всех учебных отделений обязаны сдать зачет по физической культуре, отражающий уровень их подготовленности по трем разделам: 1) теоретико-методической подготовленности; 2) общей физической и спортивно-технической подготовленности; 3) сформированности профессионально-значимых умений и навыков. К итоговой аттестации студенты могут быть допущены при условии выполнения контрольных тес-тов по физической, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовке.
При итоговой аттестации учитывается выполнение студентами практи-ческого раздела программы. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, при сдаче зачета должны выполнить пись-менную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания.