Содержание
1. Методы физического
воспитания
2. Двигательные умения
и навыки
3. Физические качества
4. Формы занятий
5. Общая физическая подготовка
6. Интенсивность нагрузок
Список литературы.
- Методы физического воспитания
В процессе физического
воспитания применяются как общепедагогические
методы, так и специфические, основанные
на активной двигательной деятельности:
- метод регламентированного
упражнения
- игровой метод
- соревновательный метод
- словесные и сенсорные
методы
1. Метод регламентированного
упражнения предусматривает:
* твердо предписанную
программу движений (заранее обусловленный
состав движений, порядок повторений);
* по возможности точное
дозирование нагрузки и управление
ее динамикой по ходу упражнений,
четкое нормирование места и
длительности интервалов отдыха;
* создание или использование
внешних условий, которые облегчали
бы управление действиями занимающихся
(применение вспомогательных снарядов,
тренажеров, срочного контроля за воздействием
нагрузки).
Этот метод в физкультурно-спортивной
практике имеет множество вариантов при
общем, едином, целевом назначении: обеспечить
оптимальные условия для усвоения новых
двигательных умений, навыков или направленное
воздействие на развитие определенных
физических качеств, способностей.
2. Игровой метод может
быть применен на основе любых
физических упражнений и не
обязательно связан с какими-либо
играми — футбол, волейбол и
т.д.
К особенностям игрового
метода в частности относится
«сюжетная» организация игры: деятельность
организуется с замыслом, предусматривающим
достижение определенной цели. Игровой
сюжет обычно заимствован из
реальной жизни (имитация охоты,
трудовых, бытовых действий). Но игровой
сюжет может создаваться и
специально, исходя из потребностей
физического воспитания или конкретных
задач» того или другого занятия,
или как условная схема взаимодействия
играющих (современные спортивные игры).
Игровой метод используется,
чтобы комплексно совершенствовать
двигательную деятельность в
усложненных или облегченных
условиях, развивать такие качества
и способности, как ловкость, быстрота
ориентировки, находчивость, самостоятельность,
инициативность. При умелом руководстве
этот метод можно применять
для воспитания коллективизма,
сознательной дисциплины и других
нравственных психических качеств.
3. Соревновательный метод
используется как в относительно
элементарных формах (способ стимулирования
интереса и активизации, занимающихся
при выполнении отдельного упражнения
на занятиях), так и в самостоятельном
виде в качестве контрольно-зачетных
или официальных спортивных соревнований.
Основная черта соревновательного
метода — сопоставление сил
занимающихся в условиях упорядоченного
соперничества за первенство
или высокое достижение.
Соревновательный метод
применяется при решении разнообразных
педагогических задач. Это прежде
всего совершенствование умений, навыков
в усложненных условиях для воспитания
физических, морально-волевых качеств.
Фактор соперничества в процессе состязаний
создает особый эмоциональный и физиологический
фон, который значительно усиливает воздействие
физических упражнений и способствует
максимальному проявлению функциональных
возможностей организма. Применять этот
метод необходимо после специальной предварительной
подготовки.
4. Словесные и сенсорные
методы предполагают широкое
использование слова и чувственной
информации.
Благодаря слову можно
сообщать необходимые знания, активизировать
и углубить восприятие, поставить
задание и сформулировать отношение
к нему учащихся, можно руководить
процессом выполнения задания,
анализировать и оценивать результаты,
корректировать поведение занимающихся.
В учебно-тренировочных
занятиях и соревнованиях слово
может быть использовано и
выражено в форме:
* дидактического рассказа,
беседы, обсуждения;
* инструктирования (объяснение
задания, правил их выполнения);
* сопроводительного пояснения
(лаконичный комментарий и замечания);
* указаний и команд (как
правило, в повелительном наклонении);
* оценки (способ текущей
коррекции действий или их
итогов);
* словесного отчета и
взаиморазъяснения;
* самопроговаривания, самоприказа,
основанных на внутренней речи (например,
«сильнее», «держать», «плавно»).
Посредством сенсорных
методов обеспечивается наглядность,
которая в физическом воспитании
понимается весьма широко. Это
не только визуальное восприятие,
но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные)
ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться
в форме:
* показа самих упражнений;
* демонстрации наглядных
пособий;
* предметно-модельной и
макетной демонстрации (с помощью
муляжей-моделей человеческого тела,
макетов игровых площадок с
фигурками игроков);
* кино- и видеомагнитофонных
демонстраций (просмотр кинокольцовок,
специальных учебных кинофильмов; видеозаписей
выполнения упражнений);
* избирательно-сенсорной
демонстрации для воссоздания
отдельных параметров движений
с помощью аппаратурных устройств
(метронома, магнитофона, системы
сигнализирующих электроламп).
В общем перечне
сенсорных методов могут быть
представлены:
* метод направленного
«прочувствования» движений, при котором
обращается внимание на мышечные ощущения
при различных вариантах выполнения двигательного
задания;
* метод ориентирования,
т.е. введение в задания предметных
ориентировок (флажков, мишеней,
специальной разметки зала);
* методы лидирования
и текущего сенсорного программирования,
в которых часто используется
специальная электронная аппаратура,
нередко с обратной связью (видео - и звуколидеры,
указывающие, например, расхождение между
заданным и фактическим темпами исполнения).
2.Двигательные умения
и навыки
Обучая в процессе
физического воспитания, преследуются
образовательные задачи, которые состоят
в том, чтобы сформировать и довести до
определенной степени совершенства необходимые
двигательные умения, навыки и связанные
с ними знания. При этом основным предметом
обучения являются рациональные двигательные
действия, включающие систему взаимосвязанных
движений.
Особенности двигательных
действий и закономерности формирования
двигательных умений и навыков
во многом предопределяют дидактические
особенности физического воспитания.
Двигательное умение
— это такая степень владения
техникой действия, при которой
повышена концентрация внимания
на составные операции (части), наблюдается
нестабильное решение двигательной
задачи.
В процессе многократного
повторения разучиваемого двигательно-1
го действия отдельные его
операции становятся все более
привычными, осваиваются и постепенно
автоматизируются его координационные
механизмы, и двигательные умения
переходят в навык.
Двигательный навык
— такая степень владения техникой
действия, при которой управление
движением (движениями) происходит
автоматически и действия отличаются
надежностью.
Как двигательные умения,
так и двигательные навыки
представляют собой определенные
функциональные образования, которые
возникают в процессе и в
результате освоения двигательных
действий. Вместе с тем двигательное
умение и двигательный навык
имеют существенные отличия, вытекающие
прежде всего из характера управления
движениями и выражающиеся в неодинаковой
степени владения действием. Умение выполнять
новое двигательное действие возникает
на основе необходимого минимума знаний
о его технике, предварительного двигательного
опыта и общей физической подготовленности
благодаря попыткам сознательно построить
некоторую систему движений. В процессе
возникновения умения происходит постоянный
поиск адекватного способа выполнения
действия при ведущей роли сознания в
управлении движениями. Это и определяет
сущность двигательного умения. В процессе
многократного повторения двигательного
действия входящие в его состав операции
становятся все более привычными, координационные
механизмы действия постепенно автоматизируются
и двигательное умение переходит в навык.
Его главной отличительной чертой является
автоматизированное управление движениями.
Вместе с тем для навыка характерна слитность
движений и надежность действия. Двигательный
навык можно охарактеризовать как такую
степень владения техникой действия, при
которой управление движениями происходит
автоматизировано и действия отличаются
высокой надежностью.
Значение двигательных
навыков определяется их отмеченными
чертами:
Автоматизированное управление
движениями — определяющая и
ценная особенность двигательного
навыка. Автоматизация движений
существенно помогает выполнению
двигательного действия. Сознание
освобождается от необходимости
постоянного контроля за деталями
движений, что, во- первых, облегчает
функционирование высших механизмов управления
движениями и, во-вторых, позволяет переключать
внимание и мышление на результат и условия
действия. Слитность движений при навыке
проявляется в легкости, взаимосвязанности
и устойчивой ритмичности двигательного
действия.
Надежность двигательного
действия при навыке характеризуется
повышенной способностью сохранять
его эффективность при различных
неблагоприятных факторах: необычном
психологическом состоянии, сниженных
физических возможностях, неблагоприятных
внешних условиях и других
помехах. Достаточно прочный двигательный
навык сохраняется в течение
многих лет. Люди, давно прекратившие
спортивную деятельность, способны
воспроизвести технику спортивного
действия.
Устойчивость двигательного
навыка — ценная черта в
тех случаях, когда техника
действия не подлежит в дальнейшем
существенным изменениям. «Переделка»
техники действий, связанных с
прочными навыками, представляет
собой задачу значительной трудности.
Поэтому следует подчеркнуть
опасность превращения в навык
нерациональных и тем более
явно ошибочных способов выполнения
двигательных действий.
3.Физические качества
Физическими качествами
принято называть те функциональные
свойства организма, которые предопределяют
двигательные возможности человека.
В спортивной теории принято
различать пять физических качеств:
силу, быстроту, выносливость, гибкость,
ловкость. Их проявление зависит
от возможностей функциональных
систем организма, от их подготовленности
к двигательным действиям.
Силой (или силовыми
возможностями) в физическом воспитании
называют способность человека
преодолевать внешнее сопротивление
или противодействовать ему по
средствам мышечных напряжений.
Различают абсолютную
и относительную силу.
Абсолютная сила –
суммарная сила всех мышечных
групп, участвующая в данном
движении.
Относительная сила
– величина абсолютной силы, приходящаяся
на 1 кг массы тела человека.
В приложение приведена
тренировка на развитие силы
и силовой выносливости.
Под быстротой понимают
комплекс функциональных свойств
человека, непосредственно и по
преимуществу определяющих скоростные
характеристики движений, а также
двигательной реакции.
Выносливость как физическое
качество связано с утомлением,
поэтому в самом общем смысле
ее можно определить, как способность
противостоять утомлению.
Различают 2 вида выносливости:
общую и специальную.
Общая выносливость
– это способность выполнять
работу с невысокой интенсивностью
в течение продолжительного времени
за счет аэробных источников
энергообеспечения, она является
основой для воспитания специальной
выносливости.
Специальная выносливость
– это способность эффективно
выполнять работу в определенной
трудовой или спортивной деятельности,
несмотря на возникающее утомление.
Различают 3 вида специальной
выносливости: скоростная, силовая, статическая.
Скоростная выносливость
– это выносливость, связанная
с возникновением кислородного
долга.