Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:49, лекция
Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками спортивных игр в большинстве случаев на свежем воздухе, т. е. в благоприятных гигиенических условиях, имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха для многих категорий студентов, особенно для лиц, занятых напряженной умственной деятельностью.
1. Методические принципы физического воспитания
2. Средства и методы физического воспитания
3. Основы и этапы обучения движениям
4. Воспитание физических качеств
5. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
6. Общая физическая подготовка
7. Специальная физическая подготовка
8. Спортивная подготовка
Содержание: 1. Методические
принципы физического 2. Средства
и методы физического 3. Основы и этапы обучения движениям 4. Воспитание физических качеств 5. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания 6. Общая физическая подготовка 7. Специальная физическая подготовка 8. Спортивная подготовка
Разнообразные движения и
действия, выполняемые участниками
спортивных игр в большинстве
случаев на свежем воздухе, т. е. в
благоприятных гигиенических Заметное влияние оказывают спортивные игра на центральную нервную систему. Быстрота выполнения движений и частая их смена, постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствуют увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы. Такие популярные игры, как баскетбол, футбол, гандбол, регби и др. используются в тренировках занимающимися многих видов спорта.
1. Методические
принципы физического Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. I. Принципы сознательности и активности Результативность Принципы сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях: 1. 2. 3. Существенную роль в развитии активности занимающихся играют систематическая оценка и поощрение достигнутых ими успехов. Речь идет не только о текущей оценке, которую дает преподаватель по ходу занятий, но и о специальной системе оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения на пути физического совершенствования.
II. Принцип наглядности Наглядность обучения и воспитания
предполагает как широкое использование
зрительных ощущений, восприятий, образов,
так и постоянную опору на свидетельства
всех других органов чувств, благодаря
которым достигается В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач – всестороннее развитие органов чувств. 1. 2. 3.
III. Принцип доступности и индивидуализации Принцип доступности и
индивидуализации называют также принципом
учета особенностей воспитуемых
и посильности предлагаемых им заданий.
Обе эти формулировки выражают, по
существу, одно и то же – необходимость
строить обучение и воспитание в
соответствии с возможностями воспитуемых,
учитывая особенности возраста, пола,
уровень предварительной Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей. Суть данного принципа
в области физического 1. 2. 3.
IV. Принципы систематичности Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередований нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами содержания. 1. 2. 3.
IV. Принципы постепенного повышения динамичности Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок. 1. 2. Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.
2. Средства и методы физического воспитания Основными средствами физическо Физические упражнения – это двигательные действия, при выполнении которых решаются задачи физического воспитания. Оздоровительные силы природной
среды и гигиенические факторы
(солнечная радиация, свойства воздушной
и водной среды и пр.) служат средствами
укрепления здоровья, закаливания и
повышения работоспособности Физические упражнения в
сочетании с естественными
В процессе физического воспитания применяются общепедагогические и специфические методы. I. Метод регламентированного упражнения В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит: 1. 2. 3. Смысл такой регламентации
заключается в том, чтобы Методы строго Несмотря на все достоинства и разнообразия методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения.
II. Игровой метод Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания. Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты. «Сюжетная» организация. Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется, либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих, что характерно для современных спортивных игр. Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности. Возможность достижения игровой цели обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша: 1. 2. 3. Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
Соревновательный метод. Соревнование, подобно игре, относится к числу широко, распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности и конечно в спорте. Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. Основная определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода. Фактор соперничества
в процессе состязаний, а также
условия их организации и проведения
создают особый эмоциональный и
физиологический «фон», который
усиливает воздействие Во время состязаний, особенно значимых в личном и в общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Соревновательный метод
характеризуется также
Словесные и сенсорные методы – методы использования слова и чувственной информации. В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме: - - - - - - -
Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность: в физическом воспитании, наряду с визуальным восприятием, включает слуховые и мышечные ощущения, что позволяет создание более полной картины выполнения движений, действий, деятельности в целом. Формы реализации сенсорных методов: - - - - - В состав сенсорных методов входят: - - -
3. Основы и этапы обучения движениям Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные его части, вследствие чего имеет место нестабильное решение данной двигательной задачи. В процессе многократного повторения выполнение частей действия автоматизируется и двигательное умение трансформируется в навык. Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действие отличается стабильностью и надежностью технических характеристик.
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа: Первый этап – ознакомление, первоначальное разучивание действия. Для этого требуется: - - - - Второй этап – углубленное разучивание действия, формирование умения, что полагает: - - коррективы технических характеристик действия в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого; - - создание предпосылок для вариативного выполнения действия. Третий этап – формирование двигательного навыка с задачами: - закрепить навык с постепенным повышением требований к результату действия; - избирательное воспитание физических качеств, определяющих результат действия; - -
4. Воспитание физических качеств Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям.
Воспитание силы Силой в физическом воспитании
называют способность человека преодолевать
внешнее сопротивление или Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой. Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в данном движении. Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека. Сила формируется посредством упражнений с отягощениями: собственного тела (отжимания и подтягивания) или с применением снарядов (штанга, гири, резиновые амортизаторы и др.). Величину отягощения можно дозировать: 1. 2. 3. Методы воспитания силы 1. 2. 3. Как вспомогательный применяются изометрический (статический) метод, при котором напряжение мышц происходит без изменения их длины.
Воспитание быстроты Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека. Непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции. При оценке быстроты различают: а) латентное время двигательной реакции; б) скорость одиночного движения; в) частоту движений. Эти проявления быстроты довольно автономны. Время двигательной реакции в ряде движений может не коррелироваться с другими проявлениями быстроты. Время простой двигательной реакции у не занимающихся спортом обычно колеблется в пределах 0,2-0,3 с, у квалифицированных спортсменов – 0,1-0,2 с. При известных методах развития быстроты средства ее воспитания должны удовлетворять по меньшей мере трем следующим требованиям: 1. 2. 3. Для воспитания быстроты широко применяются методы: повторный, переменный, игровой и соревновательный.
Воспитание выносливости Выносливость – это
способность противостоять Общая выносливость – это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения. Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнения (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед). Общая выносливость – основа для воспитания специальной выносливости. Именно воспитанию общей выносливости, которая характеризуется высокоэкономичной и эффективной работой сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма (включая и биохимические процессы), уделяется основное время при общей физической подготовке. Равномерная работа при пульсе 130-150 ударов в минуту, обеспечиваемая аэробными процессами в организме, в наибольшей мере способствует повышение функциональных возможностей вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем по закону супервосстановления работоспособности после отдыха от предельной работы. Методы воспитания общей выносливости могут варьироваться: непрерывный, повторный, переменный, интервальный и смешанный варианты выполнения упражнений. Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление. Различают виды специальной выносливости: скоростная, силовая, статическая. Скоростная выносливость
связана с возникновением значительного
кислородного долга, ибо сердечно-сосудистая
и дыхательная системы не успевают
обеспечивать мышцы кислородом из-за
высокой интенсивности Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять упражнения, требующие значительного проявления силы. Выносливость к статическим усилиям – это способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью – чем больше усилие, тем меньше продолжительность.
Воспитание ловкости Ловкостью принять называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При воспитании ловкости решаются следующие задачи: 1. 2. 3. Развитию ловкости способствуют
систематическое разучивание Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий: чувство времени, темпа, развиваемых усилий, положение тела и частей тела в пространстве Парфюм и купить shiseido тут. . Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.
Воспитание гибкости Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако, на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воздействуют на воспитание гибкости. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил). Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. При эмоциональном подъеме
уже в предстартовом состоянии
гибкость увеличивается, а при повышенной
степени утомления Поэтому для лиц со стойкими
ограничениями подвижности в
суставах необходимы увеличенные –
более частые и продолжительные
нагрузки в упражнениях «на Для лиц с повышенными от природы показателями гибкости необходимо ограничивать упражнения в растягивании и принимать меры по укреплению опорно-двигательного аппарата с помощью избирательно направленных силовых и общеразвивающих упражнений. Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью (дозированной и максимальной), с отягощениями и без них. В последние годы в нашей
стране стал распространяться стретгинг
– система упражнений, направленных
на улучшение гибкости, повышение
подвижности суставов. Считается, что
медленное и спокойное
Таким образом, задача акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств человека – силы, быстроты, ловкости, гибкости – легче решается на начальных этапах систематических занятий. Если в этот период мы развиваем силу, то улучшается и выносливость, если развиваем гибкость, то совершенствуется и силовая подготовленность. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки, т.е. общефизическая подготовка.
5. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания В спортивных играх большое
значение имеют пространственно- В связи с этим нам представляется возможным дифференцировать игроков команд по надежности в игре на «стабильных» и «нестабильных». Чрезвычайно важно, чтобы у игроков были сбалансированы процессы возбуждения и торможения. Чем ближе игрок к такому равновесию, тем устойчивее он в своем поведении на поле в ответных реакциях на всевозможные раздражения. В случае отсутствия равновесия игрок может быть либо чрезмерно возбужденным, либо его реакции будут заторможены. Если неуравновешенность таких игроков сочетается со слабой нервной системой, то быстрое возбуждение через некоторое время сменится «меланхолическим», подавленным состоянием – игрок перегорел и собраться ему сложно, а подчас и невозможно. В спорте, особенно в спортивных играх, в зависимости от доминирования процессов возбуждения или торможения нервной системы игроков можно разделить на «стабильных» и «нестабильных», имея в виду в этом случае преимущественно степень нервно-психического напряжения. Учитывая сказанное, психологические
проявления должны регулироваться сознательной
деятельностью игроков. Неуравновешенные
игроки в процессе тренировки должны
воспитывать свою психику, учиться
владеть собой в любых Когда в команде возникают
напряженность, натянутость отношения,
когда происходит дезинтеграция
на малые группы со своими лидерами,
роль тренера особенно важна. Необходимо
в таких ситуациях еще в
начале подготовительного периода
создать атмосферу Немалую роль в поддержании
«духа» команды играет уровень внутрикомандных
связей, т. е. групповой настрой игроков,
обеспечение слаженности Какие психологические факторы
нужно учитывать при подготовке
игровых команд к соревнованиям?
Психологическая подготовка игроков
начинается задолго до соревнований,
уже в начале подготовительного
периода. Каждый игрок команды должен
ясно представлять задачи на будущий
год, объем и интенсивность Особую роль в психологической подготовке команд играют соревновательные нагрузки. Для повышения эффективности соревновательной деятельности на уровне спортивной команды необходим учет межличностных отношений и его корректировка в целях психологической сплоченности и совместимости.
6. Общая физическая подготовка Задачами общей физической подготовки являются: 1. 2. 3. 4. Основными средствами ОФП являются упражнения «своего» вида спорта, а также широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта. Наиболее распространенными упражнениями, применяемыми в качестве средств ОФП буквально во всех видах спорта, являются: кроссовый бег, упражнения с тяжестями, общеразвивающие гимнастические упражнения и т. д. В программу ОФП часто включают также езду на велосипеде, спортивные игры, лыжный бег и др.
7. Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка является специализированным развитием ОФП. Задачи ее, естественно, более узки и более специфичны: 1. 2. 3. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения «своего» вида спорта, а также некоторые дополнительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения и, следовательно, направленные на специализированное развитие основных, «рабочих» групп мышц и ведущих функций. Соотношение средств и методов общей и специальной физической подготовки зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировки, решаемых задач.
8. Спортивная подготовка Результатом многосторонней подготовки является спортивная подготовленность, или, как принято говорить, тренированность. Тренированность может и должна постепенно улучшаться на протяжении длительного времени, обеспечивая спортсмену при его высоких моральных и волевых качествах, при строгом соблюдении гигиенического режима, при правильном чередовании тренировочных занятий и дней отдыха возможно лучшие спортивные достижения. Достигнутый наивысший уровень
тренированности может | |