Общее понятие о физических качествах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 13:17, реферат

Описание работы

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Файлы: 1 файл

Общее понятие о физических качествах.docx

— 28.05 Кб (Скачать файл)

1. Основы понятия о физических качествах

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение  оптимального развития физических качеств, присущих человеку.

Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные  качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

В современной  литературе используют термины «физические  качества» и «физические (двигательные) способности. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.1

Основу  двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят  силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится  о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

У каждого  человека двигательные способности  развиты по-своему. В основе разного  развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических  задатков:

— анатомо-морфологические  особенности мозга и нервной  системы (свойства нервных процессов  — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);

— физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

— биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и  др.);

— телесные (длина тела и конечностей, масса  тела, масса мышечной и жировой  ткани и др.);

— хромосомные (генные).

На  развитие двигательных способностей влияют также и психо-динамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности  регуляции и саморегуляции психических состояний и др.)2

Способности проявляются и развиваются в  процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Достаточно усовершенствовать  методы воспитания и обучения, чтобы  пределы развития способностей немедленно повысились.

2. Методы  воспитания силы

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия  деятельности, используя соответствующие  физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции  на внешние нагрузки.3

Метод максимальных усилий. Этот метод предусматривает применение упражнений с предельными отягощениями.

Предельным отягощением  следует считать такое, преодоление  которого (поднятие штанги, растягивание амортизатора и др.) не требует специального повышенного эмоционального возбуждения  занимающихся. Величина такого отягощения составляет 80–90 % от максимальных (рекордных) показателей для данного спортсмена.

Выполнять такие  упражнения нужно не более 1–2 раз  в одном подходе в состоянии  полного разогрева организма. Количество подходов определяется подготовленностью  спортсменов и педагогической задачей. При выполнении этих упражнений высокие  требования предъявляются к координации  движений, концентрации внимания спортсмена.

Этот метод  ценен для борцов, так как способствует увеличению силы без заметного увеличения веса спортсмена. Нужно помнить, что  использовать его должны только спортсмены высокой квалификации и в сочетании  с другими методами тренировки.4

Метод повторных усилий. Этот метод предусматривает применение упражнений «до отказа» с непредельным отягощением, 40–70 % от – максимального. Наиболее выгодно для наращивания силы применять такие упражнения с отягощениями, которые занимающийся может выполнять не более 8—12 раз.

Метод динамических усилий. Этот метод применяется с целью развития скоростно-силовых качеств. Смысл его заключается в том, что структура основного движения техники сохраняется, но выполняется оно с отягощением. Упражнение должно быть посильным для данного спортсмена, чтобы не наступило искажений в технике (упражнения в отрыве партнера от ковра, для бросков прогибом, поворотом и др.).

Изометрический метод. Этот метод предусматривает использование статических напряжений в определенной позе (удержание моста, удержание захвата и пр.). Такие упражнения длительностью до 8 сек. используются от 5 до 10 раз. Все отягощения подбираются в зависимости от упражнения, веса и подготовленности.

Если сила прирастает одновременно с увеличением мышечной массы, силовые качества сохраняются  дольше. Поэтому главной задачей  тренировки юных борцов следует считать  наиболее полное развитие спортсмена, в меньшей степени заботясь о том, чтобы сохранить борца в данной весовой категории.5

Организм спортсмена приспосабливается к любым упражнениям. Поэтому важным условием является их разнообразие.

Нужно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка распределялась на различные группы мышц. Упражнения с максимальными напряжениями следует  сочетать с упражнениями на расслабление (упражнения для мышц-антагонистов, упражнения на растягивание и т. п.).

Круговой метод применяют в тренировочной работе с различными целями.

Сущность кругового  метода заключается в том, что  упражнения выполняются в условиях движущегося потока спортсменов (в  одном направлении по кругу). Объем  и содержание упражнений определяются педагогической задачей. Так, если для  пяти борцов создать «круг», состоящий  из пяти гимнастических снарядов, можно  решить задачу воспитания у них силы и силовой выносливости.6

В круговом методе присутствуют элементы соревновательного  метода, так как спереди и сзади  каждого из упражняющихся находятся  спортсмены, и отставание от них  остановит продвижение всей группы по кругу. Поэтому круговой метод  тренировки в условиях, специфичных  для борьбы, требует, чтобы тренер провел тщательный хронометраж каждого  элемента «круга». Слаженность использования  кругового метода тренировки во многом зависит от организованности и навыков  спортсменов. Поэтому вначале применяются  «круги», число элементов в которых вдвое больше, чем количество упражняющихся. В ходе выполнения упражнений тренер по своему усмотрению выключает из «круга» отдельные упражнения, доводя число элементов «круга» до числа спортсменов, участвующих в выполнении упражнений.

На специальных  занятиях по развитию физических качеств  вначале следует использовать упражнения скоростно-силового характера, а затем упражнения на развитие силовой выносливости и силы.

 

                     Список литературы:

 

    1. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры – М.: Советский спорт, 2004. -418с.
    2. Нестеров В.А. Избранные лекции по физиологии, спортивной деятельности. Хабаровск., Изд – во ДВГАФК, 2009-46с.
    3. Смирнов М.Ф. Теоретические основы беговой нагрузки: Учебное пособие ,Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996.- 214
    4. Стуков Д.В.. Курс лекций по физической культуре.- Хабаровск : Изд-во ДВГАФК.- 2000.- 86С.
    5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта; Учебное пособие для студентов.-М.,2002.-17с.
    6. Чекулаев Н.Н., Лигута В.Ф. Теоретические и методические основы физического воспитания: Учебное пособие- Хабаровск : ДВГАФК.-2000.-111 С.

 

1 Чекулаев Н.Н., Лигута В.Ф. Теоретические и методические основы физического воспитания:Учебное пособие- Хабаровск : ДВГАФК.-2000.-111 С.

2 Стуков Д.В.. Курс лекций по физической культуре.- Хабаровск : Изд-во ДВГАФК.- 2000.- 86С.

3 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта; Учебное пособие для студентов.-М.,2002.-17с.

4 Смирнов М.Ф. Теоретические основы беговой нагрузки: Учебное пособие ,Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996.- 214

 

5 Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры – М.: Советский спорт, 2004. -418с.

6 Нестеров В.А. Избранные лекции по физиологии, спортивной деятельности. Хабаровск., Изд – во ДВГАФК, 2009-46с.

 


Информация о работе Общее понятие о физических качествах