Общее представление о культуре с позиции науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:05, лекция

Описание работы

Представление о культуре. Концепция «Альтернативы двух культур Ч. Сноу».
Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

Файлы: 1 файл

Лекция 1.docx

— 18.85 Кб (Скачать файл)

Лекция №1.

Общее представление о  культуре с позиции науки.

  1. Представление о культуре. Концепция «Альтернативы двух культур Ч. Сноу».
  2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

 

 

  1. Представление о культуре. Концепция «Альтернативы двух культур Ч. Сноу».

Специалисты насчитывают  около 100 определений культуры. Это  свидетельствует об универсальности  и всеохватности данного общественного  явления.

Изначально латинский  термин cultura обозначался как обрабатывание земли, возделывание почвы. Только в 45 году до н.э. древнеримский исследователь Цицерон впервые применил термин cultura animi (культура духа) для обозначения возделывания души, взращивания духа человека.

В начале XX века русско-американский социолог П.А. Сорокин понимал под культурой совокупность ценностей, посредством которых общество интегрируется и осуществляет взаимодействие, взаимосвязь социальных институтов, т.е. частей.

В последнее время культуру всё чаще рассматривают в соотношении  с природой. Культура понимается как нечто противостоящее природе, созданное самим человеком. В этом смысле культура есть преобразованная человеком природа. Предмет природы становится достоянием культуры, если он обработан, переделан людьми для удовлетворения их потребностей. Поэтому культуру ещё называют искусственной природой.

В самом широком смысле слова под культурой понимается всё то, что создано людьми за всю историю развития человечества посредством человеческой деятельности.

Современная многообразная  система культуры в зависимости  от цели и деятельности людей подразделяется на две основные разновидности: материальную и духовную культуры.

Материальная культура –  совокупность вещественно-энергетических средств человеческой жизнедеятельности, которые созданы в ходе материального производства и удовлетворяют насущные и жизненноважные материальные потребности человека.

Духовная культура включает в себя духовную деятельность, средства её осуществления и результаты. В отличие от материальной культуры духовная направлена на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей в развитии, совершенствовании внутреннего духовного мира человека, его сознания. Духовное производство ориентируется на создание не материальных вещей, а знаков. Знаки - это буквы, цифры, числа, символы, жесты, звуки, цвета. Универсальным для всех людей знаком является язык, который может быть устным и письменным, естественным и искусственным.

Основными формами духовной деятельности служат наука и философия, религия и политика, искусство и идеология, право и мораль, мифология и мировоззрение. Кроме того, каждая из этих форм состоит из определённых компонентов. Например, мировоззрение состоит из мироощущения, мировосприятия, миропредставления, миропонимания и миросозерцания.

Некоторые авторы наряду с  духовной культурой выделяют социальную культуру, под которой понимают некий  свод общих правил поведения людей  в различных сферах общественной жизнедеятельности и видах общения. К социальной культуре они относят  этикет (культуру поведения конкретного  человека), нормативные виды профессиональной, светской, религиозной, политической и  нравственной видах деятельности.

В 30-х годах XX века английский гуманист, физик, писатель Ч. Сноу разработал концепцию двух альтернативных культур, которых назвал научно-технической и художественно-гуманитарной. По его мнению, эти две культуры в современном мире очень сильно расходятся, и пропасть между ними возрастает с каждым годом.

Представители естественных и гуманитарных наук всё меньше понимают друг друга. Они как бы разговаривают  на разных языках. Сноу полагает, что  данная тенденция, разрывающая части  культуры, очень опасна, так как  грозит человечеству гибелью всей человеческой культуры.

 

 

  1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

В 60-70-е годы XX века в прессе проходили достаточно эмоциональные дискуссии между физиками и лириками об истинности научного знания. «Физики» - это представители естественных точных наук, которые считали, что наиболее истинным является знание природы, природных законов. «Лирики» - это представители гуманитарного знания, полагающие, что самыми истинными являются знания о мире, которые пронизаны субъективными переживаниями, толкованиями человека. Данные диспуты показывают всю несостоятельность единоличных претензий тех и других на обладание истинной, а также необходимость более полного, всестороннего развития общей культуры людей. Данное обстоятельство даёт право трактовать понятие естествознания и гуманитарного знания не в смысле наук, а в более широком смысле, в значении комплекса научных и ненаучных видов знания, то есть в смысле естественнонаучной и гуманитарной культур.

Естественнонаучная культура – совокупность научных и ненаучных  знаний о природе.

Гуманитарная культура –  комплекс научных и ненаучных  знаний о человеке, обществе, отношении  людей.

Учитывая тот факт, что  один человек не в состоянии усвоить  все знания, накопленные человечеством, понятие естественнонаучная культура и гуманитарная рассматриваются  на трёх уровнях исследования.

Например, естественнонаучная культура указывает на следующие три уровня реальности:

1) данное понятие содержит всю информацию о природе, накопленную человечеством за всю историю своего общения с природой;

2) оно включает в сокращённом и концентрированном виде информацию о природе, которая в принципе может быть усвоена индивидом;

3) естественнонаучная культура – это фактически усвоенное индивидом знание природы.

Особенности естественнонаучной и гуманитарной культур

  1. Особенности естественнонаучной культуры.

В отличие от гуманитарной культуры естественнонаучная направлена на изучение всеобщего, универсального, абстрактного и повторяющегося в природе. В то же время знание природы является глубоко специализированным. Естественнонаучное познание отличается высокой степенью объективности, оно осуществляется относительно независимо от процессов развития общества. Естественнонаучное знание представляет собой наиболее достоверное знание, имеющееся у человечества. В целом естественнонаучная культура во многом не учитывает субъективные качества учёного.

  1. Особенности гуманитарной культуры.

В отличие от естественнонаучной гуманитарная культура нацелена на изучение индивидуального, конкретного, уникального в человеке. Эта культура связана прежде всего с принадлежностью данного индивида к определённой социальной группе с общечеловеческими ценностями. Гуманитарная культура ориентирована на то, чтобы понять сам субъект познания для того, чтобы найти способы конкретного, личностного, исторического объяснения и переживания субъектом содержания объекта познания и понять отношение субъекта к объекту. В гуманитарной культуре на первом месте представлены интересы субъектов познания, его психологическая и этико-эстетическая оценка познаваемого объекта. Поэтому в целом основные различия естественнонаучных и гуманитарных отраслей знания связаны с тем, что первые основаны на разделении субъекта и объекта познания при преимущественном внимании к объекту тогда, как гуманитарии больше склоняются к исследованию самого субъекта познания.                                                                                                                                       Объект познания – это то, что изучается исследователем, на что обращено внимание субъекта.                                                                                                                        Субъект познания – это тот, кто изучает объект, исследователь.                                       В естественнонаучном знании объектом познания является природа, а субъектом – учёный тогда, как в гуманитарном знании и субъектом, и объектом познания служит человек.

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур

  1. Эти культуры имеют общую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для выживания и самосохранения, усовершенствования.
  2. Они осуществляют постоянный взаимообмен понятиями, терминами, методами и другими результатами и средствами познания.
  3. Они взаимно связаны в едином процессе исторического развития культуры.
  4. Они являются относительно самостоятельными частями единой системы научного знания (на 50%)
  5. Они имеют основополагающую ценность для людей, так как их взаимосвязь выражает единство общества и природы.

Информация о работе Общее представление о культуре с позиции науки